Применяется в организациях, специализирующихся на оказании услуг по предоставлению строительных машин (механизмов).
Составляется в одном экземпляре.
Составляется представителями заказчика и организации — исполнителя работ (услуг).
Что подтверждает
Справка подтверждает объем и стоимость выполненных работ (оказанных услуг).
При этом необходимо учитывать, что справка является производным документом, так как составляется на основании договорных документов и форм ЭСМ-1, ЭСМ-2, ЭСМ-3.
Справка применяется для производства расчетов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами).
Составляется в одном экземпляре представителями заказчика и организации — исполнителя работ (услуг) на основании данных путевого листа (форма N ЭСМ-2) или рапортов (формы N N ЭСМ-1, ЭСМ-3).
Справка заверяется печатью заказчика, передается в бухгалтерию организации-исполнителя, которая использует ее как приложение к документу, выставляемому заказчику для оплаты (например, приложение к счету и т.д.).
Таким образом, единственный экземпляр справки передается вместе со счетом из бухгалтерии организации-исполнителя в бухгалтерию организации-заказчика.
На каждый рапорт (путевой лист) работы строительной машины (механизма) выписывается отдельная справка.
Стоимость работ (услуг) указывается в договорных ценах, по которым осуществляются расчеты заказчика с исполнителем (управлением механизации).
Справка хранится в бухгалтерии организации-заказчика вместе с документом на оплату (в качестве приложения к счету, счету-фактуре и т.д.).
1. Организация, осуществляющая деятельность по приему и размещению твердых отходов, вправе учесть в составе расходов затраты на оплату природоохранных работ вне зависимости от наличия типовых форм ЭСМ-1, ЭСМ-2, ЭСМ-3 и ЭСМ-7, так как она не является специализированной строительной организацией (Постановление ФАС СЗО от 04.06.2007 N А56-11660/2006).
Комментарии по данному делу изложены в "Арбитражной практике" к рапорту о работе башенного крана по форме N ЭСМ-1.
2. Решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогового органа об отсутствии типовых форм ЭСМ-6 и ЭСМ-7 при документальном подтверждении расходов (Постановление ФАС ЦО от 31.05.2005 N А64-5332/04-17).
Справка ЭСМ-7 применяется в организациях, которые специализируются на оказании услуг по предоставлению специальных строительных машин. Унифицированная форма ЭСМ-7 утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Документ используется для подтверждения выполненных работ строительными машинами или механизмами и для расчетов организации с заказчиками.
Как заполнить бланк ЭСМ-7? Какую информацию необходимо указать в справке, на основании чего заполнять документ, кто должен участвовать в его заполнении мы подробно рассмотрим ниже.
В шапке документа необходимо заполнить дату заполнения справки, данные об организации (наименование, адрес компании, контактный номер телефона, код ОКПО). О заказчике в процессе заполнения ЭСМ-7 также указываются подробные данные: наименование компании, которая является заказчиком, адрес, контактный номер телефона, код по ОКПО.
Справка ЭСМ-7 содержит данные об объекте (наименование объекта и адрес его нахождения), наименование и марку машины, государственный номерной знак. Кроме того, необходимо указать данные машинистов (фамилию, имя, отчество).
Заполнение справки ЭСМ-7 не должно вызвать затруднений. Бланк формы состоит из одного листа. Основная часть справки содержит таблицу из пяти колонок, в которой необходимо отразить следующую информацию:
Наименование и код вида работы;
Количество отработанных строительной техникой машино-часов;
Стоимость одного машино-часа и выполненной работы (всех отработанных машино-часов).
Под таблицей необходимо подвести итоговые данные. Кроме того, ЭСМ-7 (справка о выполненных работах, услугах) содержит данные о простоях по вине заказчика – их необходимо отобразить под таблицей с данными. Далее необходимо отразить итоговые данные, сумму налога (НДС) и итоговую сумму с учетом НДС. В заполненной ЭСМ-7 (образец, представленный ниже) вы сможете увидеть, как это необходимо сделать. Под таблицей необходимо прописать количество машино-часов прописью, от руки. Стоимость работ (либо услуг) указывается в договорных ценах, по которым осуществляются расчеты заказчика с исполнителем.
Справка ЭСМ-7 (образец заполнения приведем в конце статьи) должна быть подписана заказчиком и исполнителем, с указанием должности и расшифровкой подписи. Справка ЭСМ-7 составляется в одном экземпляре представителями заказчика и организации-исполнителя работ или услуг. Для заполнения справки ЭСМ-7 необходимо использовать данные путевого листа (путевой лист заполняется по форме ЭСМ-2) или данные рапортов.
По форме ЭСМ-1 заполняется рапорт о работе башенного крана. Данный документ применяется для учета работы различных видов кранов (башенных, стационарных, самоходных и пр.). Рапорт является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы машинистам.
По форме ЭСМ-3 заполняется рапорт для учета работы строительной техники при почасовой оплате, является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу.
Таким образом, заполняя справку, необходимо использовать сведения, указанные в перечисленных документах. Необходимо помнить, что на каждый путевой лист работы машины или иного механизма должна быть выписана отдельная справка ЭСМ-7 (скачать бланк справки вы сможете в конце статьи).
Например, техника работала несколько дней у одного заказчика. На каждый день составлен отдельный путевой лист машины (форма ЭСМ-2). В таком случае количество оформленных справок будет равняться количеству путевых листов машины. Например, оформлено пять путевых листов. Значит и справок тоже должно быть пять.
Справка ЭСМ-7 (образец и бланк справки вы найдете в конце статьи) должна быть заверена печатью заказчика. Заполненная справка передается в бухгалтерию организации, которая использует ее как приложение к документу, который будет выставлен заказчику для оплаты. Таким образом, единственный экземпляр справки передается в отдел бухгалтерии и у второй стороны экземпляра на руках не остается.
Рапорт о работе строительной машины либо механизма (формы ЭСМ-3) представляет собой документ, очень похожий многими графами на путевой лист строительной машины . Важное его отличие — в назначении и самом виде используемой техники.
ФАЙЛЫ
Всего в российской номенклатуре строительных машин, а также механизированных строительных инструментов числится более тысячи разнообразных типоразмеров. Более того, новые модели появляются регулярно и все больше расширяют этот список.
Если разделять машины и механизмы по роду выполняемых работ (а это весьма условное деление, так как есть много моделей, которые совмещают функционал и могут быть дополнительно укомплектованы), то получится следующая группировка:
Естественно, перечень неполный.
Все оборудование, которое может быть описано рапортом о работе строительной машины, можно найти в СНиП 3.01.01-85 об организации строительного производства.
К примеру, в виде такого рапорта о работе строительной машины могут поступать отчеты о работе генераторов на каком-либо виде топлива, стационарных и передвижных бетононасосов.
В любом случае при принятии решения о форме документа нужно руководствоваться представленным перечнем. Механизм или машина должны относится к одному из приведенных разделов.
Бумага заполняется с двух сторон. На титульной стороне перечисляются данные о дате составления рапорта, его номере, форме по ОКУД и ОКПО. В верхней части титульного листа, помимо фразы «Рапорт о работе строительной машины (механизма)» с номером бумаги, обязательно должно находиться наименование двух организаций: заказчика и исполнителя строительных работ. Также указывается название, марка машины и управляющее ею лицо.
После, справа, в рапорте расположена маленькая табличка с графами для указания:
Вводная часть документа занимает достаточно много места. Последующее пространство документа занято разделенной надвое таблицей.
В левой части таблицы указывается порядковый номер записи, название и адрес объекта, на котором работала машина.
В правой части таблицы – данные о расходе топлива. Указывается его вид, сколько всего выдавалось, сколько было на начало смены и сколько осталось в конце, сопоставляется фактически потраченное количество с нормативными.
Если в течение нескольких дней территория не менялась, то возможно объединение нескольких строк в одну во втором столбце.
Оборотная сторона рапорта о работе строительной машины содержит также двойную таблицу. Левая ее часть заполняется заказчиком. Он обязан указать:
Владелец машины в правой части оборотной стороны указывает всю информацию, необходимую для верного начисления заработной платы: работал ли машинист в ночные часы, в выходные либо праздничные дни. Внимание уделяется также сверхурочным часам (первым двум и последующим).
Подводятся итоги таблицы, высчитывается средняя стоимость одного машино-часа по данным конкретно этого рапорта.
Также на задней стороне документа находится отдельная таблица для фиксирования объема выполненных работ машинистом. Прописывается их единица измерения, количество. Есть возможность указать несколько фамилий, если работа выполнялась не одним специалистом. Также присутствуют графы для указания разряда, табельного номера работника, количества отработанных часов (отдельно указываются ночные, сверхурочные).
В самом конце предусмотрены подписи ответственных лиц с расшифровкой, место для возможных претензий заказчика к выполненным работам.
В большинстве случаев ответственность за верное заполнение всех граф рапорта ложится на прораба. Также для заполнения рапорта может быть специально назначен ответственный сотрудник отдельным приказом руководителя.
Стоит помнить о том, что для каждой рабочей смены выделяется своя строка. Возможно объединять строки названия объекта, на котором производятся работы. Но подпись машиниста и заказчика должна проставляться в каждой из строк по мере выполнения работы.
При сдаче рапорта о работе строительной машины в бухгалтерию на нем должна стоять подпись прораба и машиниста. После произведенных расчетов по заработной плате на второй стороне подписывается тот, кто их производил (бухгалтер) и руководитель организации.
Путевой лист строительной машины (форма ЭСМ-2) – важный документ, служащий основой для перечисления заработной платы сотрудникам: тем, кто работает на тракторах, грейдерах, бульдозерах, экскаваторах, трубоукладчиках и других строительных машинах.
ФАЙЛЫ
Обязанность выписывания этой бумаги обычно ложится на диспетчера. Но есть варианты организации штатного расписания, при котором этот функционал берет на себя машинист или механик. В любом случае каждый отдельно взятый руководитель решает этот вопрос самостоятельно с учетом удобства и целесообразности.
Выписывать путевой лист строительной машины можно на разный срок. В подавляющем большинстве случаев это время – сутки или рабочая смена. Но есть варианты оформления, предполагающие декадные сроки. Стоит отметить, что путевой лист автокрана оформляется отдельно и никак с описываемым документом не связан.
К СВЕДЕНИЮ! Применяется данная форма ЭСМ-2 с 1.12.1997 г.
Документ должен быть заполнен с двух сторон. Такое оформление удобно при постановке подписей. С одной стороны подписывается исполнитель (лица, которые оказывают услуги, связанные с работами непосредственно строительной машины), а с другой – заказчики. Также на второй стороне находится специальная графа для бухгалтера, высчитывающего размер заработной платы конкретного работника.
На первой содержится:
После этой информативной части идет табличная. Если речь идет об одном дне, то заполняется только одна строка. Если требуется несколько дней (смен) для выполнения работы, то каждая новая строка должна содержать информацию об отдельном дне.
В табличной части прописывается:
Отдельное место в документе уделяется расходу топлива. И это – не случайность. Отсутствие контроля за расходом горюче-смазочных материалов обычно порождает их недостачу. Таким образом, предпоследняя графа таблицы посвящена горючему и разделена на несколько подпунктов, заполняемых отдельно:
Также (в самом конце этого столбца таблицы) обязательно указывается, какой получился фактический расход, и вписывается, какой он должен быть по нормативам.
Завершает табличную часть графа «Подпись машиниста (заправщика)». На ее уровне также находятся ФИО тех, кто взял на себя ответственность за выполнение этого вида работ. Причем предусмотрено место для обеих сторон (со стороны заказчика и исполнителя). Не забыты и такелажники. При заполнении желательно прописывать их ФИО, номера служебных удостоверений.
На обратной стороне путевого листа строительной машины заметно четкое разделение на две части. В левой – заполнение заказчиком, в правой – владельцем машины. Помимо числа, времени начала и окончания, кода и адреса объекта, вида и этапов работы, есть графы:
Данные подтверждаются подписями и печатями принимающей услугу стороны. Не стоит забывать, что ФИО ответственного лица заказчика упоминается также на первом листе (но не требуется подпись).
Также стоит учитывать тот факт, что езда и выполнение заданий в ночные часы, а также в выходные для водителя должны оплачиваться по особому тарифу. Поэтому они прописываются в документе ЭСМ-2 отдельно: в правой части на оборотной стороне (с указанием кода вида оплаты).
ВАЖНО! Здесь же указывается пробег машины по этому путевому и время, которое провел машинист стоя на линии.
В самом конце, в завершающей части бумаги, оставлено место для возможных претензий заказчика к машинисту (к его работе) и для подписей прораба, машиниста, руководителя подразделения и лица, которое производило расчеты (бухгалтер).
Как вывод к таблице желательно указать рассчитанную стоимость одного машино-часа. Эта информация может послужить хорошей основой для дальнейшей оптимизации деятельности организации.
Несмотря на то что Письмо Минфина от 25.08.2009 №03-03-06/2/161 от 25 августа 2009 года сделало возможным самостоятельную разработку путевых листов, эта форма остается востребованной из-за своего удобства, информативности и консервативности в деловых кругах.
ВНИМАНИЕ! Если организация и рискнет разработать собственную форму путевого листа строительной машины, то к ней будут предъявлены жесткие требования. Они четко прописаны в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 №152.
Организации, использующие в своей работе автокраны, автогрейдеры и другую строительную технику, находящуюся на колесах, для учета ее работы и определения зарплаты машиниста заполняют специализированный путевой лист форма ЭСМ-2. Фирме дано право разрабатывать на его основе самостоятельно собственный бланк, который должен содержать ряд обязательных реквизитов.
Данная форма путевого листа заполняется при выполнении работ для каждой фирмы, на подряде у которой работает автомобиль. Ее выписывает диспетчер или бухгалтер предприятия-исполнителя, но оборотную сторону заполняют представители стороны заказчика и владельца техники. Данный документ может оформляться на смену, день или декаду. Это зависит от периода, в течение которого осуществляется выполнение всего заказа.
Путевой лист строительной машины нужно также отражать в книги регистрации.
В форме ЭСМ-2 свои записи должны сделать механик, заправщик, а также водитель машины. В путевке должен присутствовать штамп инспектора ПМО о прохождении мед осмотра машинистом перед началом работы.
При возвращении водитель передает документ диспетчеру, который осуществляет необходимые расчеты и отдает его в бухгалтерию для выставления счетов на оплату.
В следующей строке заполняется название и марка строительной техники, а также ее государственный номер. Также записываются Ф.И.О. водителя-машиниста.
В таблице справа указываются коды операций, период выполнения заказа, марка, инвентарный номер техники, табельный номер водителя.
Ниже в табличной части документа заполняется название и адрес объекта, на котором будут осуществляться работы по заказу, дата и время их начала и окончания, показания спидометра, остаток горючего в баках при выезде и заезде, а также заправка по видам топлива. Каждая запись подтверждается соответствующей подписью работников.
При работе, связанной с перемещением груза, в путевке обозначаются ответственные лица от имени исполнителя и заказчика. Это требования техники безопасности.
Внизу таблицы диспетчер производит расчет расхода топлива по норме и по факту.
В этой же таблице расчетчик отражает показатели необходимые для определения зарплаты водителю: отработанное, ночное время, сверхурочное, пройденные километры и т. д.
Сотрудники фирмы-заказчика указывают есть или нет претензии к работе машиниста, после чего путевой лист подписывается соответствующим ответственным лицом.
Водитель также ставит подпись и указывает свои Ф.И.О.
Путевку должны подписать также с указанием своих должностей и личных данных расчетчик и руководитель структурного подразделения.