Что означает круг в мифологии. Символика круга в христианском искусстве

Грызуны

Символ круга суть идеальная форма, глубинный образ сознания всего жизнепотока, обозначающий совершенство и исток мироздания. Другими отражениями того же самого смысла является точка или шар, если речь об объемной вселенной.

Слева: Сворожий круг — астрологическая система древних славян. Справа — Колесо Сансары — символ круговорота рождения и смерти.

Начало любого рождения в двумерной плоскости отражается символом круга. Круг носит значение изначального и неделимого единства, в котором сокрыта суть закона цикличности и вечности бытия. Знание о появлении и развитии Универсума в множестве эзотерических традиций опечатано формой замкнутой окружности. Уроброс – змея, кусающая себя за хвост, образующая своим телом кольцо мироздания — бесконечно движущиеся, пожирающие и извергающие все сущие вовне.

Слева: Пояс Зодиака. Справа: Уроборос — змей, кусающий себя за хвост.

Символ круга, по-другому – ноль или дыра, подобная тем черным дырам, что наблюдаем мы в просторах космоса. В видимом пространстве, с одной стороны, – это поглощающая гравитация, из которой даже свет не может вырваться наружу. Но по другую сторону нашей реальности – это точка истока, белый шар энергии, из которого рождается новая вселенная.

Загадочные круги на полях.

— знак, обозначающий суть Бога Отца, родителя вселенной, как первоисточника любого проявления. Метафизический смысл этого символа – сознательное начало посреди бесконечного пространства.

Точка в круге. Астрологическое соответствие — Солнце.

Три круга: символ, состоящий из трех пересекающихся окружностей, в эзотерических учениях является обозначением триединой структуры мироздания. Это физическое, духовное и божественное; дух душа и тело; отец, сын и святой дух в символическом изображении.

Три окружности — знак Великой Троицы.

Цветок жизни – символ, образованный симметричным пересечением равных окружностей. В конечном своем исполнении этот знак формирует своеобразную матрицу, отображающую универсальные принципы построения Универсума. В структуре Цветка Жизни можно усмотреть практически любую из существующих систем тайнознания: Древо Сефирот, Славянский Триглав, всевозможные звезды и геометрические фигуры.

Цветок Жизни — мировая матрица.

Два круга , пересекающихся между собой в сакральной геометрии носят название «рыбий пузырь». Метафизическое значение такого изображения – начало созидания. Две составляющие сферы суть мужское и женское начало – активная и пассивная силы, вступающие во взаимодействие.

Рыбий пузырь — древний символ сакральной геометрии.

Или окружность, разделенная на четыре части имеет мистическое значение единства четырех стихий природы или четырех первоэлемента материального мира, заключенных и ограниченных целостной сферой существования.

Крест в круге: суть единства первоэлементов физической сферы.

Символ круга — идеальная форма, глубинный образ сознания всего жизнепотока, обозначающий совершенство и исток мироздания. Другими отражениями того же самого смысла является точка или шар, если речь об объемной вселенной.

Сворожий круг - астрологическая система древних славян

Колесо Сансары - символ круговорота рождения и смерти

Начало любого рождения в двумерной плоскости отражается символом круга. Круг носит значение изначального и неделимого единства, в котором сокрыта суть закона цикличности и вечности бытия. Знание о появлении и развитии Универсума в множестве эзотерических традиций опечатано формой замкнутой окружности.
Уроброс – змея, кусающая себя за хвост, образующая своим телом кольцо мироздания - бесконечно движущиеся, пожирающие и извергающие все сущие вовне.

Слева: Пояс Зодиака. Справа: Уроборос - змей, кусающий себя за хвост.

Символ круга, по-другому – ноль или дыра, подобная тем черным дырам, что наблюдаем мы в просторах космоса. В видимом пространстве, с одной стороны, – это поглощающая гравитация, из которой даже свет не может вырваться наружу. Но по другую сторону нашей реальности – это точка истока, белый шар энергии, из которого рождается новая вселенная.

Точка в круге. Астрологическое соответствие - Солнце.

Точка в круге - знак, обозначающий суть Бога Отца , родителя вселенной, как первоисточника любого проявления. Метафизический смысл этого символа – сознательное начало посреди бесконечного пространства.

Три круга : символ, состоящий из трех пересекающихся окружностей, в эзотерических учениях является обозначением триединой структуры мироздания . Это физическое, духовное и божественное; дух душа и тело; отец, сын и святой дух в символическом изображении.

Цветок жизни – символ, образованный симметричным пересечением равных окружностей . В конечном своем исполнении этот знак формирует своеобразную матрицу, отображающую универсальные принципы построения Универсума. В структуре Цветка Жизни можно усмотреть практически любую из существующих систем тайнознания: Древо Сефирот, Славянский Триглав, всевозможные звезды и геометрические фигуры.

Два круга, пересекающихся между собой в сакральной геометрии носят название «рыбий пузырь» . Метафизическое значение такого изображения – начало созидания . Две составляющие сферы суть мужское и женское начало – активная и пассивная силы, вступающие во взаимодействие.

Крест в круге или окружность, разделенная на четыре части имеет мистическое значение единства четырех стихий природы или четырех первоэлемента материального мира, заключенных и ограниченных целостной сферой существования.

ЭНСО символ дзэн-буддизма

Энсо (дзен-круг)

Он означает момент, когда разум полностью освобождается от мыслей и идей, позволяя творить истинной сущности человека.

Это изображение одно из немногих, возникновение которого история зафиксировала.

В 1707 году монах Хакуин увидел мастерство деревенского каллиграфиста Дзен, которое поразило его до такой степени, что он сжег свои кисти, посчитав свою живопись неотражающей внутренней сущности.

Изображение может быть в виде замкнутой или разомкнутой окружности. В первом случае, круг – это символ непрерывных кармических перерождений, а пространство в нем – знак освобождения и просветления. Второй вариант указывает на что-то более величественное, неотделимое от внешнего мира.

Он является символом целостности, завершенности, циклическом характере бытия. Это графическое проявление содержания Сутры Сердца.

Такое изображение символизирует:

просветление;
силу;
изящность;
вселенную;
пустоту.

Международный Эзотерический Центр OKhelps

Обучайся легко, проведи время с пользой https://okhelps.com/

Получайте ответы на интересующие Вас вопросы от экспертов!

Перевод с английского Наталии Ермильченко*

Круг (или сфера) - это символ Самости. Он выражает идею целостности психики во всех ее проявлениях, включая взаимоотношения человека и мира природы. Где бы ни появился символ круга - в первобытных ли солнечных культах, в современной религии, в мифах или снах, в мандалах, нарисованных тибетскими монахами, в планах городов или концепциях первых астрономов, он всегда указывает на один насущнейший аспект жизни - ее изначальную целостность.

В индийском мифе о сотворении мира сказано, что бог Брахма, стоя на гигантском, тысячелепестковом цветке лотоса, обратил свой взор на четыре стороны света: Этот четырехсторонний обзор, открывшийся из круга лотоса, служил своего рода предварительной ориентацией, обязательным выбором курса перед тем, как приступить к процессу творения.

Похожую историю рассказывают о Будде. Едва он родился, как из земли вырос и расцвел цветок лотоса; Будда ступил на него и смог смотреть в 10 направлениях сразу. (Лотос в этом случае был восьмилучевой, а Будда имел возможность смотреть не только по сторонам, но и вверх и вниз). Эта символическая процедура обзора позволяла показать с максимальной выразительностью, что с самого момента рождения Будда был личностью уникальной, и ему суждено было достичь просветления. И личность его, и вся его жизнь. носили отпечаток целостности.

Пространственная ориентация, которая потребовалась Брахме и Будде, символична с точки зрения потребности человека в психической ориентации. Четыре функции сознания, описанные Юнгом: мышление, чувство, интуиция и ощущение, помогают человеку иметь дело с образами мира, приходящими к нему изнутри и извне. Именно с их помощью он может реагировать. Четырехсторонний образ Вселенной в мифе о Брахме — символ того, что человеку необходимо достичь интеграции этих четырех функций. В изобразительном искусстве круг часто содержит восемь лучей. Это выражает взаимоналожение четырех функций сознания, вызывающее к жизни четыре переходные функции: наример, мысль, окрашенная чувством или интуицией, или чувство, тяготеющее к ощущению.

В изобразительном искусстве Индии и Дальнего Востока четырех- или восьмилучевой круг - обычная форма религиозных образов, служащая средством для медитации. Особенно существенную роль играют сложные, изощренные мандалы в тибетском ламаизме. Как правило, такие мандалы представляют космос в его отношении к божественным силам.

Большинство восточных изображений для медитации имеют четкие геометрические формы. Их называют янтрами. Помимо круга, очень распространено изображение в виде двух пересекающихся треугольников, один вершиной вверх, другой - вниз. Традиционно эта форма символизирует союз Шивы и Шакти, мужского и женского божества. Эта тема во множестве вариаций появляется и в скульптуре. Применительно к психологическому символизму она выражает единство противоположностей - единство личностного, преходящего мира эго с надличностным, вечным миром не-я. В конечном счете, это единство - цель и осуществление всех религий: это союз души с Богом. Символическое значение двух взаимопроникающих треугольников сходно со значением обычной круговой мандалы. Они представляют целостность психики или Самость, по отношению к которой сознание - лишь часть, равно как и бессознательное.

Как в треугольных янтрах, так и в скульптурных изображениях союза Шивы и Шакти акцент приходится на напряжение между противоположностями. Отсюда выраженный эротический и эмоциональный характер многих из них. Это динамическое качество подразумевает процесс создания или воплощения целостности, в то время как четырех-или восьмилучевой круг представляет целостность как таковую, как нечто объективно существующее.

Абстрактный круг присутствует и в живописи дзен. О картине знаменитого дзенского священника Сангай «Круг» другой мастер дзен пишет: «В учении дзен круг представляет просветление. Он символизирует человеческое совершенство.»

Абстрактные мандалы появляются и в европейском христианском искусстве. Великолепный пример тому - круглые окна-розетки в соборах. Они - воплощение Самости человека, перенесенной на космический план. (Космическая мандала в форме сияющей белой розы открылась Данте в его видении). Можно расценивать как мандалы нимбы Христа и христианских святых в религиозной живописи. Во многих случаях только нимб Христа поделен на четыре части - важный намек на страдания Сына Человеческого и на Его смерть на кресте. Круги можно иногда видеть на стенах ранних романских церквей; не исключено, что они языческого происхождения.

В христианском искусстве такие круги зовутся «солнечными колесами». Они появляются в наскальной живописи и восходят к эпохе неолита, к тем временам, когда колесо еще не было изобретено. Как указывал Юнг, термин «солнечное колесо» относится только ко внешнему виду изображения. Действительно значимым во все времена было переживание архетипического внутреннего образа, и человек каменного века столь же добросовестно передал это в своем искусстве, как и изображения быков, газелей и диких лошадей.

Много живописных мандал хранит христианское искусство: например, достаточно редкое изображение Девы Марии в центре круглого дерева - это божественный символ видения горящего куста. Наиболее распространенные мандалы в христианском искусстве - изображения Христа, окруженного четырьмя евангелистами. Они восходят к древнеегипетским изображениям бога Гора и четырех его сыновей.

В архитектуре мандала также играет важную роль, что часто остается незамеченным. Она формирует план, очертания фундамента мирских и культовых зданий почти всех цивилизаций; она вписана в классическую, средневековую и даже современную планировку городов. Классический пример находим у Плутарха в его рассказе об основании Рима. Ромул послал за этрусскими строителями, посвятившими его в священные обычаи и правила всех церемоний, которые предстояло соблюсти - «подобно мистериям». Сначала они вырыли круглый котлован, в который бросили символическое жертвоприношение в виде земных плодов. Затем каждый человек достал по горсточке земли со своей родины, и вся эта земля также была брошена в котлован. Ему дали название mundus - (что означает «космос»). Вокруг этого котлована Ромул начертил границу города - круг - при помощи плуга, в который впряжены были бык и корова. Там, где намечались ворота, лемех вынимался, и плуг переносили через это место.

Город, который закладывали столь торжественно, был круглым в плане. Но старое знаменитое описание Рима говорит о нем как о urbs guadrata, то есть квадратном городе. Согласно одной теории, пытающейся уладить это несоответствие, слово «guadrata» следует понимать как «четырехчастный», то есть круглый город был поделен на четыре части двумя главными магистралями, идущими с севера на юг и с запада на восток. Точка пересечения соответствовала mun-dus, о котором писал Плутарх.

Согласно другой теории, противоречие следует понимать исключительно как символ, а именно как наглядное изображение неразрешимой математической задачи о квадратуре круга, которая весьма занимала греков, и которой суждено было играть столь значимую роль в алхимии. Странно, но перед тем, как описать церемонию закладки города Ромулом, Плутарх также говорит о Риме как о «Roma guadrata», квадратном городе. Для него Рим был и кругом, и квадратом.

В каждой из теорий заключена настоящая мандала, и это связано с заявлением Плутарха о том, что церемония закладки города, преподанная этрусками, проходила «подобно мистериям», тайному ритуалу. Это говорило о том, что благодаря своему мандаловидному плану, город с его населением стоит выше царства мирского. Это подчеркнуто и тем фактом, что у города есть центр, mundus, устанавливающий его отношения с «другим» царством, «тем» светом, обиталищем духов предков.

(Mundus был покрыт большим камнем, названным «камнем души». По определенным дням камень отодвигали, и тогда, как говорили, из шахты поднимались духи умерших.)

Многие средневековые города были заложены в соответствии с ман дал ОБИДНЫМ планом и обнесены стенами, образующими подобие круга. В городе Подобном Риму две основные магистрали делили его на «четверти» и вели к четырем воротам. В точке пересечения магистралей стояли церковь или собор. Прообразом средневекового города с его четырехчастным делением был Град Небесный Иерусалим (Откровение Иоанна Богослова), квадратный в плане, имеющий двенадцать врат (три раза по четыре). Но в центре того Иерусалима не было храма, ибо в центре его непосредственно присутствует Бог. (Мандаловидный план города никоим образом не устарел. Современный пример тому - Вашингтон.)

Ни в случае античных, ни в случае первобытных поселений, их мандаловидный план не был продиктован соображениями эстетики или экономики. Это была трансформация города в упорядоченный космос, священное место, связанное посредством его центра с «тем» миром. И эта трансформация соответствовала важнейшим чувствам и потребностям религиозного человека.

Каждое здание, светское или культовое, имеющее круглое основание, является проекцией на внешний мир архетипического образа, исходящего из глубин человеческого бессознательного. Город, крепость и храм становятся символами психической целостности и тем самым оказывают особое влияние на человека, вступающего в их пространство или живущего в нем. (Следует особо подчеркнуть, что даже в архитектуре проекция содержимого психики была чисто бессознательным процессом. «Подобные вещи выдумать нельзя, - писал д-р Юнг, - но они должны подниматься из позабытых глубин, если призваны выразить глубочайшее озарения сознания и высочайшие прозрения духа, соединяя таким образом уникальность сегодняшнего сознания с вековым прошлым человечества.»)

Центральный символ христианского искусства - не мандала, а крест или распятие. До Каролингов обычным был равносторонний или греческий крест, и таким образом мандала еще подразумевалась. Но со временем центр стал смещаться вверх, пока крест не принял латинскую форму, привычную нам сейчас. Это очень важный процесс, поскольку он соответствует внутреннему развитию христианства вплоть до позднего Средневековья. Проще говоря, он символизирует тенденцию отодвигать центр человека и его веру от земли и «поднимать» их в сферы духа. Эта тенденция связана со стремлением претворить в действие слова Иисуса: «Царство мое не от мира сего». Земная жизнь, мир, тело стали чем-то, что следует преодолеть. Все надежды средневекового человека были направлены в «запредельное», поскольку лишь рай манил обещанием осуществления.

Это стремление достигло высшей точки в средневековом мистицизме. Надежды на потустороннее нашли выражение не только в перемещении центра креста; все выше становятся готические соборы, как бы бросая вызов закону гравитации. В плане они напоминают удлиненный латинский крест.

С рассветом Возрождения во взглядах человека на мир начинают происходить революционные перемены. Движение «вверх», достигшее кульминации в период позднего Средневековья, изменяет направление; человек снова поворачивается к земле, он вновь открывает для себя красоту природы и человеческого тела, совершает первое кругосветное плавание и доказывает, что мир имеет сферическую форму. Законы механики и причинно-следственной связи ложатся в основу науки. Мир религиозного чувства, иррационального, мистики, игравшей такую большую роль во времена Средневековья, затмевает триумф логического мышления.

Соответственно, и искусство становится более реалистичным и чувственным. Оно отходит от религиозной тематики Средних Веков, охватывая весь проявленный мир. Многообразие земли, ее великолепие и ужас, занимают в нем центральное место и оно стало тем, чем было до него готическое искусство: подлинным символом духа времени. Поэтому едва ли случайно, что перемены коснулись и церковного строительства. В противовес парящим готическим соборам в культовую архитектуру возвращается круг. Круг заменяет латинский крест.

Однако подобная перемена формы - и это важно для истории символизма - должна быть отнесена к соображениям эстетики, а не религии. Только этим можно объяснить тот факт, что центр этих круглых церквей (истинно «святое» место) остается пустым, а алтарь расположен в углублении в стене, в стороне от центра. По этой причине план таких церквей не может быть назван истинной мандалой. Важное исключение - собор св. Петра в Риме, построенный по проектам Браманте и Микельанджело. Там алтарь находится в центре. Есть, однако, искушение отнести это исключение к гению архитекторов, ибо истинный гений всегда и дитя времени, и одновременно вне его.

Несмотря на то, что Ренессанс принес далеко идущие перемены в искусстве, философии и науке, центральный символ христианства остался неизменным. Христа по-прежнему изображали на латинском кресте, как и в наши дни. Это означает, что центр религиозного человека остался на более высоком, более духовном плане, чем у человека приземленного, вновь обратившегося к природе. Трещина пролегла между традиционными христианскими воззрениями и рациональным мышлением. С тех пор человеку так и не удалось соединить эти две свои стороны. С течением столетий, по мере того, как человек все глубже проникал в законы природы, эта трещина только становилась шире. Она все еще расщепляет психику христиан XX столетия.

Конечно, приведенный краткий исторический экскурс чересчур упрощен. Более того, он оставляет без внимания тайные религиозные течения внутри христианства, которые учитывали в своих верованиях то, что обычно игнорировалось большинством христиан: вопрос о зле, хтоническом (или земном) духе. Подобные движения всегда оставались в меньшинстве и редко имели сколько-нибудь существенное влияние, но они по-своему выполняли важную роль контрапунктного аккомпанимента христианской духовности.

Среди множества сект и движений, возникших около 1000 г. н.э. почетное место занимают алхимики. Они возвысили тайны материи и поставили их наравне с тайнами «небесного» духа христианства. Они стремились к целостности человека, заключающей в себе тело и разум, и изобрели для нее тысячу названий и символов. Один из их центральных символов - qudra-tura circuli (деление круга на четыре части), а это не что иное, как мандала.

Алхимики не только вели записи исследований, они создали множество картин своих снов и видений - символические изображения, которые по-прежнему столь глубоки, сколь и загадочны. Их вдохновляла темная сторона природы - зло, сон, дух земли. Их способ выражения всегда был иносказателен, фантастичен, призрачен - как в слове, так и в живописи. Великий фламандский художник XV века Иероним Босх может считаться наиболее значимым представителем этого рода образного искусства.

Но в то же время более типичные для эпохи Ренессанса художники (работающие при ярком дневном свете, так сказать) создавали великолепнейшие произведения чувственного искусства Настолько глубоко были они очарованы землей и природой, что это в сущности определило развитие изобразительного искусства в следующие пять столетий. Последними великими представителями чувственного искусства, искусства преходящего мгновения, воздуха и света были импрессионисты XIX века.

В наши дни геометрический или «абстрактный» символ круга снова начал играть существенную роль в живописи. Но за несколькими исключениями традиционный способ изображения претерпел характерную трансформацию в соответствии дилеммой жизни современного человека. Круг не является более единственной значимой фигурой, заключающей в себе целый мир и доминирующей в рисунке. Иногда художник лишает его доминирующей позиции, заменяя россыпью свободно разбросанных кругов. Иногда круг становится асимметричным.

Круг - символ души (даже Платон писал о душе как о сфере). Квадрат (а часто и прямоугольник) является символом земной материи, тела и реальности. Как правило, в современном искусстве связь между этими двумя первичными формами либо отсутствует, либо относительна и обусловлена. Их разделение - еще одно символическое выражение состояния психики человека XX века: душа его утратила корни, и ему угрожает распад. Это разделение отчетливо проявляется даже в сегодняшней ситуации в мире.

Но нельзя игнорировать и частоту, с которой появляются квадрат и круг. Похоже что стремление психики соединить те основные жизненные факторы, символами которых они являются, осталось нетронутым. Кроме того, эти формы появляются на некоторых абстрактных полотнах наших дней (представляющих большей частью цветные структуры или своего рода «первичную материю», как ростки новой жизни).

Символ круга сыграл и продолжает играть весьма забавную роль в одном очень специфическом феномене современной жизни. В последние годы Второй мировой войны прошли слухи о визионерах, наблюдавших круглые летающие тела, которые стали впоследствии известны под названием «летающие тарелки» или НЛО. Юнг объяснял НЛО как проекцию содержания психики (целостности), которое во все времена символизировал круг. Иными словами, этот феномен представлялся ему попыткой бессознательного коллективной психики преодолеть разделение нашего апокалиптического века при помощи символа круга.

* Статья из сборника «Человек и его символы» под редакцией К.Г.Юнга, 1964, Нью-Йорк.

Изображение круга символизирует первую стадию воплощения Абсолюта. Это Троица, стоящая в центре всех Иерархий мироздания, отражающая три основных аспекта и врожденные божественные качества Духа Владыки Вечного Света:

  • · Отец - Аспект Воли;
  • · Сын - Аспект Любви и Мудрости;
  • · Святой Дух - Аспект активного Интеллекта и познания, Высший Разум.

Эти основные духовные качества принадлежат Сущему Сознанию Творца и являются «стержнем», который всегда присутствует в Сознаниях его Детей. Остальные качества нарабатываются в процессе обретения опыта Бытия .

В христианской иконографии нимб почти всегда изображался в виде круга, а концентрические круги представляли первоначальную ступень творения Бога -- «земной круг», в который человек был помещен позднее; творец очерчивает его циркулем(рис. 4) , или является в виде неясного очертания руки, которая выступает из центра нескольких кругов и, выйдя за их пределы, разрывает их (романская фреска, церковь Св. Климента де Тахулл, Каталония, ок. 1123(рис. 5)) . На (рис. 6) мы приводим старинную миниатюру из Библии: «Biblemoralise"e» якобы 1220 - 1230 годов. Изображен Иисус Христос с циркулем в руках. Он проводит геометрические измерения. Причем измеряет, скорее всего, параметры небесных сфер, окружающих Землю. В центре мы видим Землю, вокруг нее обращаются Солнце и Луна. Видны также звезды. Земля окружена несколькими небесными сферами. Это очень похоже на систему мира, разработанную Птолемеем. Циркуль в руке Христа весьма напоминает кириллическую букву А, греческую Альфа.

Крестовидные пересечения актуализируют идею центра (пупа земли -- Голгофу, где был воздвигнут крест), в котором происходят главные события и ритуалы (жертвоприношение и т. п.) и откуда открыт доступ во все сферы мироздания. В горизонтальной проекции модели мира перекресток -- место, где сходятся пути во все миры, решается судьба героя («на распутье»), место сосредоточения сверхъестественных существ, нечистой силы; на перекрестке Фауст, начертав несколько кругов, вызывает дьявола в нем (также связь с перекрестком Гекаты, Гермеса и др.) .

Круг - основа астрологической схемы. Девять внешних кругов символизируют девять ангельских чинов, окружающих планетарные орбиты В центре располагается мир элементов, весь космос находится в руках Божьих (Фреска Пьеро ди Пуччио в Кампо Саито, Пиза, 1400 г)(рис. 7;8). Сферическая форма Небес и прямоугольная форма Земли встречается в культовом здании, храме или церкви. Промежуточной ступенью в пересечении круга квадратом является восьмиугольник. Нижняя половина полукружия - это Нижние Воды и ковчег, а верхняя половина - это Верхние Воды и радуга. Вместе они, дополняя друг друга, олицетворяют Космическое Яйцо как завершение цикла явлений. Крылатый круг символизирует первоначальную Космическую Пару, творящее Небо и плодородную Землю, силу Небес, бога Солнца. Два одинаковых круга - это женское и мужское, любовь и знание. Тройные круги и три сцепленных круга олицетворяют Троицу, неразделимое единство жизни, движения и напряженного динамизма. Триединство часто символизируется тремя друг в друга проникающими кругами .

Четыре круга, связанные центральным, наподобие креста, - это мудрость, знание и надежда. Семикратный солярный круг символизирует Всезнающего, совершенство, Семь Небес.

В христианстве круг также символизирует Вселенскую Церковь. Три концентрических или связанных круга, согласно Данте, означают интеллект и волю. Двойные круги, символизирующие любовь и знание, олицетворяют Христа и его дуальную природу. Также в христианской мифологии круг символизирует вечность.

Круг, в который вписан крест, означает рай и четыре реки, берущие начало от Древа Жизни и текущие в четырех основных направлениях. Круг, заключающий в себе двойной крест, есть "Роза Ветров" - четыре основных и четыре дополнительных направления (рис. 9; 10) .

Христианские храмы часто представляют собой крест, расположенный внутри круга церковного двора.

Вид круга имеет обычно нимб, обозначающий священный свет в христианской иконографии.

Восприятие космических сфер в кругообразной проекции, входящих друг в друга в виде оболочек, овладевает мировоззрением средневековья и поэтически представлено в дантовской «Божественной комедии» в форме кругов ада.

Ниже представлены некоторые церковные ритуалы связанные с символом круга:

  • · крещение (круг около купели);
  • · венчание (хождение вокруг центральной иконы, возложение на жениха и невесту "венцов" круглой формы, обручальные кольца);
  • · соборование (соборующиеся выстраиваются кругом, священнослужитель обходит их с елеепомазанием);
  • · крестный ход (вокруг церкви во время праздников; при засухе вокруг посевов; во время эпидемий вокруг населенного пункта);
  • · охранные пояса с написанной на них молитвой для мирского употребления; ношение поясов, как части священнического облачения, так же монашеского;
  • · венец (круг) около головы Святого в иконописании, символ святости;
  • · заключение образа Святого в сияющий круг, овал, т.н. "мандорла";
  • · круговой орнамент на одежде священнослужителей;
  • · крест на шее (вокруг), четки, собранные на круговую веревочку шарики;
  • · головные убора круговой формы.

Время. Для икон характерна единовременность изображения, когда все события происходят сразу. На иконе Преображения Господня мы видим и Христа, поднимающегося с учениками в гору, и Господа Преобразившегося, и учеников павших "на лица свои", и их же, спускающихся с горы(рис. 11).

Отношение ко времени сказывается, прежде всего, на календаре, - утверждал А.Н. Зелинский. "Календарь - это ритм, который должен объединять внешний Космос мирозданья с внутренним Космосом человека в некое единое гармоническое целое". Календарь дает нам зримый образ годовых перемен - весна, лето, осень, зима. Система миротворного круга юлианского календаря неразрывно связана с историей христианства (рис. 12) . В понятие календарного времени не может входить вечность, ибо она является свойством горнего мира, противостоящим движению времени. Искусство древнего мира, а также искусство византийское и древнерусское прочно связаны с понятием вечности. События Ветхого и Нового Завета мыслятся в категории вечности.

В упоминавшейся работе Зелинского указано на образование сферических, круговых форм движения, которые рассматриваются как символ вечности. "Ведь круг может стать для нас не просто образом и не только символом, но и тем формообразующим началом, в котором зачинается само время, одевающееся в плоть и кровь растущих и убывающих чисел. Сам по себе круг может мыслиться как некая возможность времени, возможность развития, возможность жизни, как та "круговая черта по лицу бездны, которая предшествовала творению" .

Пространство. Художественное пространство иконы - это пространство бесконечности. В иконе, в отличие от картины, возможны все случаи построения пространства, искусство иконы не знает ограничений. Теоретики перспективы эти возможности иконы объясняют, прежде всего, так называемой "обратной перспективой". Термин был предложен отцом Павлом Флоренским, Раушенбах пошел дальше в объяснении иконной перспективы. Однако в работах Б.В. Раушенбаха конкретно понятие сферичности, присущее древнерусской живописи, не рассматривается.

В основе построения иконописного пространства лежит представление о сфере, как форме изначальной. С древнейших времен движение планет и звезд представлялось по кругу. Святитель Василий Великий, рассуждая о сотворении неба и земли, говорил: "... кто описывал круг из средоточия и известным расстоянием, тот, без сомнения, начал его откуда-нибудь". Здесь святитель имел в виду то, что можно назвать сферической формой движения. При этом он указывал, что форма круга, неразрывно связанная со сферой, непременно должна иметь свое начало в Творце. По сути, те же мысли высказывал преподобный Максим Исповедник, объясняя сложное понятие "логосов". "Как некие творческие лучи "логосы" расходятся от Божественного средоточия и снова собираются в нем". И в этом случае древний христианский богослов возвращается к теме Божественного в своей основе сферического движения и круга .

Из такого представления исходили и древние иконописцы в своем восприятии бесконечного пространства. Это выразилось и в архитектурных формах и в построении икон и иконостаса. Примером подобного построения композиции является известная икона 1467 года "Молящиеся новгородцы" (рис. 13). В верхней части представлен Деисис, а в нижней - семья новгородцев, имена которых написаны на иконе. При рассмотрении надписи и порядка имен священник Александр Салтыков обнаружил, что новгородцы изображены не подряд, а попарно, от крайних фигур к центральным, подобно Деисису. Здесь важен вывод исследователя: "в основе схемы изображения лежит средневековая интуиция космоса, над которым царствует Христос", и представление об "идеальной сферической форме". В иконостасном Деисисном чине фигуры склонены в жесте преклонения. Причем тем сильнее, чем ближе они к Христу. Все фигуры находятся на границах сфер, чьим центром является Христос. Фигуры Деисисного чина здесь связаны друг с другом, потому что они находятся в одном неделимом пространстве. Круг нельзя поделить на отдельные отрезки, он не имеет начала и конца - это композиция нерасторжимая, цельная. Поэтому она зрительно особенно убедительна. Таковы некоторые внутренние законы пространственного построения иконостаса.

Форма сферы предполагает бесконечность решений. Идеальным примером понимания пространства как сферы является икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева (рис. 14) , где многократно повторяется пластический мотив круга и полукружия.

Сфера обладает особыми возможностями распространения и сжатия, в отличие от других объемных форм, что доказывается и наукой. В некоторых иконных композициях изображается как бы сжатое сферическое пространство, например, у Феофана Грека в иконе "Успение Богородицы" (рис.15). Этот прием повторяется и у Дионисия, несмотря на совершенно другие краски, иную поэтику, эпоху.

Другим примером может служить миниатюра из Евангелия Хитрово, с символом евангелиста Матфея (рис.16). Композиция миниатюры вписана в круг, но он не имеет плоской формы. Здесь есть одна характерная деталь: стопа ноги идущего Ангела, едва касаясь границы круга, сдвинута в глубину его пространства. Фигура Ангела совершенно свободно движется в этом круге, поскольку это сфера.

Архитектурные образы сферического пространства имели важнейшее значение для развития восточно-христианской культуры. В Софии Киевской алтарная стена имеет форму полукруглой конхи, что исключительно важно для построения мозаичной композиции Святой Евхаристии (рис.17). Сферичность дает ощущение цельности в движении идущих ко Христу апостолов (на книжных репродукциях утрачивается реальное ощущение сферы). Можно сказать, что они связаны самим пространством конхи. Мотив сферы часто повторялся в монументальном искусстве до монгольского периода.

Рассмотрим еще два случая изображения пространства в иконописи и книжной миниатюре. Во-первых, это весьма распространенный прием - проекция разреза здания с интерьером, который прочитывается не как замкнутое пространство, построенное по законам прямой перспективы, а как пространство открытое, бесконечное, безграничное. Такого рода пространственные построения встречаются часто в иконографии Покрова Божией Матери, где иконописец должен был представить Влахернский храм (рис.18;19). В некоторых иконах XVII-XVIII вв. создается своеобразная его реконструкция: пространство интерьера, архитектура храма изображаются как бы в разрезе, с проекцией на плоскость иконы.

Существует еще вариант пространственной композиции, когда пространство географическое проецируется на плоскость. Изображение пространства в виде карты было широко распространено в древнерусской иконе .

По самому смыслу иконы, действие не замыкается, не ограничивается местом, где оно исторически произошло, так же как, будучи явленным, во времени, оно не ограничивается тем моментом, когда оно совершилось .

Круг - динамический принцип композиционного строения, но в то же время и наиболее законченная, разрешенная в своих собственных пределах форма движения. Круг - символ подвижного покоя. Круг выразительнее всего воплощает идею единства художественного целого и его органичность.

Круг Универсальный символ. Означает целостность, непрерывность, первоначальное совершенство. Округлость священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, неявленное, бесконечное, вечность. Это время , заключающее в себе пространство и отсутствие времени, как отсутствие начала и конца, пространства, верха и низа. Как циркулярность и сферичность это отрицание времени и пространства, но означает также возвращение, возвратное движение. Это небесное единство, солярные циклы, всякое цикличное движение, динамизм, бесконечное движение, завершение, исполнение, Бог. Бог есть круг, центр которого везде, а окружность - нигде (Гермес Трисмегист). В качестве Солнца - это мужская сила, но как душа или психэ и как символ вод окружающих - это принцип женственный и материнский. Круглое или бесконечное символизирует женственность, как противопоставление связанной границами прямой мужественной отцовской созидательной силе. Круг также олицетворяет Драгоценную Жемчужину (см. жемчуг). Небольшие кружки на жертвенных сосудах часто представляют собой жертвенную облатку, хлебец. Типичное число для круга - десять (см. числа), которое имеет единицу как центр и девятку как число, представляющее окружность. Круг - это форма кочевых шатров и поселений, символизирующая динамизм и бесконечное движение в противовес квадратам домов, участкам земли и городам оседлых и зерносеющих народов. Некоторые цветы , например, лилия , роза и лотос ассоциируются с кругом и разделяют большую часть его символизма. Круг с точкой в центре олицетворяет полный цикл и возобновляющееся совершенство, разрешение всех возможностей в существовании-В астрологии круг символизирует Солнце , в алхимии - Солнце и золото- Круг - символ всех солнечных богов. Концентрические круги являются как солярными, так и лунными и означают Небеса , различные состояния или уровни проявленного мира. Три концентрических круга символизируют прошлое, настоящее и будущее; три сферы земли: землю, воздух и воду; небесные миры, землю и преисподнюю; фазы луны; восходящее, полуденное и заходящее солнце, а также динамику примирения противоположностей. Круг с квадратом - это Небо и Земля, интеграция, соединение; они предполагают друг друга, как время и пространство. Вписать квадрат в круг - значит трансформировать сферическую форму Небес в прямоугольную форму Земли в культовом здании, храме или церкви, опустив Небо до Земли и объединив четыре элемента, и возвратиться к изначальному состоянию простоты в единстве. Промежуточной ступенью в пересечении круга квадратом является восьмиугольник . Нижняя половина полукружия - это Нижние Воды и ковчег , а верхняя половина - это Верхние Воды и радуга . Вместе они, дополняя друг друга, олицетворяют Космическое Яйцо как завершение цикла явлений. Крылатый круг символизирует Первоначальную Космическую Пару, творящее Небо и плодородную Землю, силу Небес, бога Солнца и силу Солнца (см. диск). Два одинаковых круга - это женское и мужское, любовь и знание, Диоскуры. Тройные круги и три сцепленных круга олицетворяют Троицу, неразделимое единство жизни, движения и напряженного динамизма. Четыре круга, связанные центральным, наподобие креста, - это мудрость, знание и надежда . Семикратный солярный круг символизирует Всезнающего, совершенство, Семь Небес. В алхимии круг с точкой посредине - это Солнце и золото. У американских индейцев круг, сияющий вовнутрь и наружу, подобно оперенному солнцу олицетворяет вселенную. Круги, сделанные при разбивке лагеря, и циркулярные вершины тентов являются образом космоса, где северная сторона означает Небо, а южная - Землю. В астрологии круг с точкой в центре символизирует Солнца. В буддизме Круг - колесо сансары , включающее в себя все в мире феноменов. Три круга, образующих треугольную конструкцию, - это Три Драгоценности. В системе Дзен пустой круг означает просветление. У китайцев круг - это Небеса, а квадрат в них - Земля; на старых монетах круг со вписанным квдратом символизировал союз Земли и Неба, инь и ян и, по аналогии, совершенного человека. Круг также движет Небеса, которые вращаются вокруг неподвижного квадрата Земли. В христианстве круг символизирует Вселенскую Церковь. Три концентрических или связанных круга, согласно Данте, означают интеллект и волю. Двойные круги, символизирующие любовь и знание, олицетворяют Христа и его дуальную природу. У египтян крылатый круг - это встающее Солнце Ра и воскрешение (см. диск). У греческих орфиков круг Уробороса вокруг Ксомического Яйца был назван Кроносом и определен Пифагором, как Душа Вселенной. Кронос совокупился с Необходимостью и, вращаясь вокруг Вселенной, породил Время и Судьбу также цикличные по форме. У индусов круг - колесо сансары. Горящий круг - символ Пракрити, той, которая вращается, производит, порождает. В исламе круг олицетворяет купол , свод Небес, Свет Божий. У Платона круг - подвижный образ вечности недвижной. В шумеро-семитской мифологии крылатый круг - неиконический символ солярных богов, божество, солярная сила. В даосизме круг с точкой в центре представляет Дао, высшую власть; круг - это Драгоценная Жемчужина (см. жемчуг). Круг, в который вписан крест, означает рай и четыре реки, берущие начало от Древа Жизни и текущие в четырех основных направлениях. Круг, заключающий в себе двойной крест, есть Роза Ветров - четыре основных и четыре дополнительных направления. Это также Космическое Солярное Колесо - живящий принцип, одухотворяющий вселенную (Прокл); четыре стороны света , четыре космических цикла; четыре времени года и четыре периода жизни человека. Солярное колесо с крестом внутри - признак изменения и удачи. Круг, увенчивающий крест (союз мужского и женского начала в жизни, как человеческого, так и божественного), найден в Египте (так же, как анкх), Сирии, Финикии, в храмах Сераписа, в Китае и Тибете, в Лапландии, Швеции, Дании. В астрологиии он является символом Венеры. В строениях американских индейцев крест, начертанный на круге, символизирует священное пространство и является космическим центром. Четыре стороны света в небесном круге означают тотальность, охватывающую Великий Дух. В мексиканском символизме кактус-пейот, дающий напиток бессмертия, растет в точке пересечения креста и круга. Некоторые византийские церкви базируются на пяти окружностях, или венцах, расположенных в форме креста и увенчанных кругами соответствующих куполов. Христианская церковь часто представляет собой крест, расположенный внутри круга церковного двора.

Словарь символов . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Круг" в других словарях:

    круг - круг/ … Морфемно-орфографический словарь

    Муж. окружность, сомкнутая кривая черта, всюду равно удаленная от средоточия; | плоскость, площадь внутри этой черты; | толща, тело, плоская вещь того же вида. мат. круг, в первом ·знач., ·т.е. один обвод его называют окружностью; во втором, ·т.е … Толковый словарь Даля

    Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? круга, чему? кругу, (вижу) что? круг, чем? кругом, о чём? о круге и в кругу; мн. что? круги, (нет) чего? кругов, чему? кругам, (вижу) что? круги, чем? кругами, о чём? о кругах 1. Кругом… … Толковый словарь Дмитриева

    КРУГ, круга, о круге, в, на кругу и круге, мн. круги, м. 1. (в, на круге). Часть плоскости, ограниченная окружностью (мат.). Вычислить площадь круга. Квадратура круга. 2. (на кругу). Площадка, участок земли, образующий фигуру круга (разг.).… … Толковый словарь Ушакова

    Кружок, общество, сфера (атмосфера), среда, стихия, комплект, контингент, мир, совокупность, состав (личный), штат, персонал, царство, ведомство, область; ряды, кадры; выбор, ассортимент, коллекция. Круг читателей. Высший круг. Литературный мир.… … Словарь синонимов

    КРУГ, а (у), в кругу и в круге, на кругу и на круге, мн. и, ов, муж. 1. (в, на круге). Часть плоскости, ограниченная окружностью. 2. (в, на кругу). Круглая площадка. Молодёжь танцует на кругу. 3. (в круге, на круге, на кругу). Предмет в форме… … Толковый словарь Ожегова

    Один из наиболее распространённых элементов мифопоэтической символики гетерогенного происхождения и значения, но чаще всего выражающий идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. К. как фигура, образуемая правильной кривой … Энциклопедия мифологии

    А, предлож. о круге, в круге и в кругу; мн. круги; м. 1. предлож. в круге. Часть плоскости, ограниченная окружностью; сама окружность. Вычислить площадь круга. Начертить к. Очертить к. вокруг себя. Квадратура круга. Круги на воде от брошенного… … Энциклопедический словарь

    - «КРУГ» артель писателей, организовавшаяся в Москве в 1922. В артели принимали участие почти исключительно попутчики (Всеволод Иванов, Л. Сейфуллина, Б. Пастернак, А. Аросев и др.) и явно буржуазные писатели (Е. Замятин, Б. Пильняк, И. Эренбург).… … Литературная энциклопедия