Аккредитация: что думают об этом врачи. Разъяснение о функционировании системы нмо и образовательных баллах Баллы в медицине

Грызуны

В настоящее время в работаю в должности старшего преподавателя вуза, и очень часто мне приходится отвечать на возникающие у студентов вопросы, связанные с их будущей профессией, в том числе касающиеся аккредитации. Чтобы мои знания не носили чисто теоретический характер, я решила провести эксперимент, и на собственном опыте проверить, как проходит процесс зачисления баллов в системе непрерывного фармацевтического образования. Вот что из этого получилось.

Внедрение системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования идет полным ходом. Провизоры, уже имеющие на руках действующий сертификат специалиста, могут пройти процедуру ресертификации в любое время до 2021 года. И пока для них вопрос набора баллов, или кредитов, или зачетных единиц (ЗЕТ) не является актуальным. Другое дело – провизоры, получившие диплом вуза в 2016 году и позднее. Они должны уже в этом году начинать набирать баллы в системе НМО.

Первый шаг, без которого не может идти речи ни о каких баллах, это регистрация на портале для специалистов в сфере здравоохранения Портал www. edu.rosminzdrav.ru обеспечивает организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Второй шаг – регистрация на другом портале www.sovetnmo.ru . Это – сайт координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Путем несложной процедуры оба сайта синхронизируются в личном кабинете.

Важный момент – только мероприятия, аккредитованные на втором сайте, дают кредиты освоившим их специалистам. Со списком планируемых мероприятий можно ознакомиться там же.

О подходящем мероприятии, которое принесло мне целых шесть кредитов, я узнала случайно, от коллег, буквально за сутки до его начала. Это была очная научно-практическая конференция «Организация надлежащей аптечной практики субъектами розничной торговли товарами аптечного ассортимента». Можно было, вероятно, спланировать участие заранее, но для этого необходимо было, как я теперь понимаю, регулярно самой отслеживать информацию на сайте.

Проходившая в Москве обучающая конференция заинтересовала руководителей аптечных учреждений, зал был полон. Из плюсов отмечу актуальный материал, хорошую подачу (спасибо спикеру Елене Неволиной, исполнительному директору НП «Аптечная гильдия»). Также заведующие аптек имели возможность задать интересующие их вопросы и получить на них ответы. На слайдах было много информации, связанной с нормативной документацией, записать которую полностью от руки не представлялось возможным без превращения конференции в диктант. Поэтому обещание организаторов предоставить материалы вызвало у коллег одобрение. Через несколько дней я получила презентации на свой электронный адрес.

Не обошлось без проверки усвоения аудиторией информации конференции. Слушателям были предложены тестовые задания по обсуждаемой теме. На мой субъективный взгляд, вопросы были несложными. Именной сертификат участника с кодом, по которому зачисляются кредиты, выдавался в бумажном виде по окончании мероприятия. Организаторы приложили инструкцию, как осуществить процесс зачисления баллов. Судя по тому, что баллы видны в моем личном кабинете, я, следуя рекомендациям, успешно внесла это мероприятие себе в портфолио и получила шесть баллов.

Было ли то, что мне не понравилось, или вызвало вопросы? По итогам первого мероприятия я могу отметить только один существенный минус – механизм информирования о них. О предстоящей конференции по моей специальности, за участие в которой можно получит целых шесть баллов (есть мероприятия, дающие всего 1-3 балла), я узнала случайно. Было бы неплохо получать рассылку о намечающемся образовательном семинаре, если уж есть регистрация на сайте НМО и указана специальность, по которой имеется сертификат. Возможно, такая функция есть, но пока ни об одном аккредитованном мероприятии я из рассылки не узнала.

На этом мой опыт получения баллов не ограничился. Как преподаватель, я нуждаюсь в новой актуальной информации, поэтому участвую в том числе и в дистанционных образовательных мероприятиях – онлайн-семинарах. О них я не нашла информации ни на сайте Национальной фармацевтической палаты, ни на ресурсе Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Информацию об онлайн-семинарах я получаю из регулярных рассылок, выбираю интересующую меня тему и удобное для меня время, а потом в течение часа слушаю трансляции видеолекций через интернет.

Причем за сутки до начала мероприятия приходит СМС-уведомление плюс письмо на e-mail о том, что я на него зарегистрировалась. То же самое происходит перед самым началом семинара. Из трех онлайн-семинаров я не пропустила ни одного только благодаря напоминаниям. В конце семинара предлагается контрольное тестирование, успешное прохождение которого плюс присутствие на семинаре не менее 45 минут гарантируют получение ссылки на сертификат участника, в котором есть код для начисления баллов. За онлайн-семинары полагается от 1 до 3 кредитов. На личной странице доступна также презентация лектора.

Не обошлось и без проблем. Не всегда прослушанные презентации открываются корректно. Но главное – начислить баллы на сайте НМО я не смогла, несмотря на соответствие специальности, наличие инструкции, уникальный код на сертификате и регистрацию на всех возможных ресурсах, связанных с непрерывным медицинским и фармацевтическим образованием. Вполне возможно, я что-то сделала неправильно... На мой взгляд, если уверенный пользователь ПК в течение часа не может внести информацию в портфолио – это сигнал для разработчиков программного обеспечения. А возможно, мероприятие не аккредитовано на сайте,указанном выше...

В любом случае, в данный момент еще происходит отработка технических деталей, и хочется верить, что к моменту полного перехода всех без исключения специалистов медицины и фармации к аккредитации эти проблемы останутся в прошлом.

Согласно ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, с 1 января 2016 года повышение квалификации фармацевтических специалистов будет происходить в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения с последующей персональной аккредитацией по окончанию курса. О том, что следует знать, вступая в систему НМО, как проходить регистрацию на образовательных порталах и формировать план ежегодного дистанционного обучения , а также о том, что делать, если у вас две специальности или вы «не добрали» учебных часов в течение года - наш материал.

Что такое НМО

Непрерывное медицинское образование (НМО) - это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций.

Как вступить в систему НМО?

Для этого специалисту необходимо зарегистрироваться на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России . Дополнительно необходимо пройти регистрацию на сайте Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования .

После регистрации на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России и на сайте Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования пользователь может:

  • получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • выбирать вариант включения в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования и создавать индивидуальный цикл дистанционного обучения по специальности;
  • выбирать программы повышения квалификации и образовательные мероприятия для включения в индивидуальный план обучения;
  • контролировать свою образовательную активность в рамках индивидуальной траектории обучения.

Ответы на часто задаваемые вопросы о НМО

Наличие каких документов дает право на осуществление фармацевтической деятельности в настоящее время?

К фармацевтической деятельности в настоящее время допускаются специалисты, имеющие, кроме диплома о фармацевтическом образовании, действующий сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста.

Что делать специалистам, сертификация которых прошла до 1 января 2016 года?

Выданный сертификат действует до истечения указанного в нем срока. По окончанию действия сертификата необходимо пройти («традиционное» повышение квалификации) или профессиональную переподготовку (504 часа). После получения сертификата специалиста по соответствующей специальности сроком действия 5 лет специалист должен вступить в систему НМО. Дальнейшее осуществление допуска к профессиональной деятельности будет осуществляться через процедуру аккредитации.

Что делать специалистам, сертификация которых прошла после 1 января 2016 года?

Если специалист получил сертификат специалиста после 1 января 2016 года, повышение квалификации по выбранной специальности будет проходить в рамках системы НМО в виде индивидуального пятилетнего цикла дистанционного обучения .

Может ли специалист, окончивший высшее учебное заведение в 2016 году и имеющий первичную аккредитацию, получить специализацию, окончив сертификационный цикл длительностью 144 часа ?

Сертификационные циклы по специальности «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия, фармакогнозия» проводится для специалистов, уже имеющих послевузовское и/или дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по соответствующей специальности. Для получения специальности выпускнику ВУЗа, имеющему первичную аккредитацию, необходимо поступить в ординатуру.

Кем могут работать специалисты, окончившие высшее учебное заведение в 2016 году и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста?

Такие специалисты могут работать провизорами или провизорами-технологами.

Для чего необходима синхронизация этих аккаунтов? Как это сделать?

Аккаунты необходимо синхронизировать для того, чтобы образовательная активность за счет различных образовательных мероприятий (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары) и дистанционные интерактивные образовательные модули), учет которой специалист ведет на сайте Совета НМО , отображалась в Личном кабинете на портале Министерства Здравохранения . Процедура синхронизации аккаунтов описана на портале Министерства Здравохранения в Личном кабинете в разделе Личные сведения. Синхронизация проводится один раз и занимает определенное время.

Как и зачем составляется план профессионального дистанционного обучения?

Приступая к планированию и реализации пятилетнего цикла обучения, специалист должен быть уверен, что его специальность соответствует квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям к занимаемой им должности (Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н). Поэтому перед началом обучения происходит формирование индивидуального плана обучения, а затем происходит его последующее дискретное (ежегодное) освоение в течение 5 лет .

Как формировать профессиональное портфолио при обучении в системе НМО?

Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в системе зачетных единиц (ЗЕТ) или кредитов: 1 ЗЕТ (кредит) равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального пятилетнего плана обучения по специальности должна составлять не менее 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов . Поэтому, приступая к реализации годового цикла профессионального повышения квалификации, вы должны иметь в поле зрения:

  1. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования продолжительностью 36 часов (или две программы по 18 часов)
  2. разнообразные образовательные мероприятия в объеме 14 часов

Что понимается под образовательными мероприятиями?

Образовательные мероприятия подразделяются на очные и заочные. Очные - это конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары). Заочные образовательные мероприятия могут быть представлены дистанционными интерактивными образовательными модулями и электронными образовательными курсами, разработанными по клиническим рекомендациям.

Относятся ли к образовательным мероприятиям круглые столы, проводимые фармацевтическими компаниями в аптеках?

Нет, не относятся.

Как должен проходить обучение специалист, имеющий несколько специальностей?

Такой специалист обязан планировать и реализовывать индивидуальный пятилетний план обучения по каждой из специальностей.

Что делать, если в течение года специалист набрал менее 50 академических часов?

Оставшиеся академические часы переносятся на следующий год, однако все еще остается необходимым набрать не менее 250 часов в течение 5 лет обучения: не откладывайте на завтра то, что можно изучить сегодня.

Должно ли как-то быть подтверждено освоение компонентов индивидуального плана?

Да, оно должно подтверждаться удостоверениями о повышении квалификации и свидетельствами об участии в образовательных мероприятиях. Учет освоения компонентов индивидуального плана ведется с помощью портала Министерства Здравоохранения . Только после успешного выполнения пятилетнего индивидуального плана повышения квалификации специалист может быть допущен к прохождению процедуры повторной (периодической) аккредитации.

Досье

Генеральный директор фармацевтического центра «Знание». Работает на фармрынке с 2004 года. 11 лет возглавляла журнал «Катрен-Стиль», выпускаемый фармдистрибьютором «Катрен». С 2016 года возглавляет фармацевтический центр «Знание». Имеет степень МБА.

ЕЩЕ ИНФОРМАЦИЯ О ПОРТФОЛИО - СМОТРИ ЖУРНАЛ "ГЛАВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА" №7 от 2018г. стр 100-102

Как подготовить медсестер к аккредитации по новым правилам

С.А. Палевская

Чтобы ваши сотрудники получили свидетельство об аккредитации, они должны участвовать в программе непрерывного медицинского образования (НМО). Проследите, чтобы они зарегистрировались на портале Координационного совета НМО и получали ежегодно 50 часов образовательной активности, они же баллы или кредиты.

Медсестра выполняет практическое задание во время аккредитации.

Как теперь подтверждать квалификацию

Вместо сертификата специалиста с 1 января 2016 года медсестры могут получить свидетельство об аккредитации. Оно подтверждает знания и квалификацию медсестер. Если у сотрудника несколько специальностей, он может подтверждать их все, но для каждой аккредитацию придется проходить отдельно.

До 2021 года включительно медсестры имеют право продлевать сертификат специалиста. Действовать он будет до 2026 года. Это правило устанавливают статьи и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пример: какие законы регулируют НМО?

НМО регулирует несколько федеральных законов и приказов Минздрава.

Каждое мероприятие рассчитано на основную и несколько дополнительных специальностей. Медсестра может указать свою специальность и получить код для нее – он зачтется в личном кабинете на сайте НМО.

По состоянию на 01.06.2018 в системе НМО зарегистрированы только две специальности: «сестринское дело» и «управление сестринской деятельностью». Последняя – для сотрудников с высшим сестринским образованием.

Как зарегистрироваться на сайте sovetnmo.ru

Как зарегистрироваться на сайте edu.rosminzdrav.ru

Как сформировать портфолио

Отчет из портфолио медсестры в личном кабинете формируется автоматически после того, как вы внесли туда ИКП. В отчете, который автоматически формируется в личном кабинете специалиста, есть перечень мероприятий, даты, ИКП и баллы, которые он получил. Сотрудник может использовать их для внутренней оценки, если в медорганизации применяется такая система.

В каких мероприятиях можно участвовать

О мероприятиях, аккредитованных для системы НМО, вы можете узнать на сайте Координационного совета. На главной странице сайта в меню слева выберите «Мероприятия», «Модули» или «Вузы», чтобы посмотреть, какие организации принимают участие в программе и какие курсы можно пройти.

Чтобы узнать, какие аккредитованные мероприятия проводят в вашем регионе, зайдите на соответствующую вкладку, выберите свою специальность, регион и даты, в которые вы хотели бы пройти обучение.

На вкладке «Модули» можно посмотреть дистанционные модули, которые доступны для конкретной сестринской специальности. Российская ассоциация медсестер подготовила 14 электронных образовательных модулей.

Курсы повышения квалификации разрабатывают высшие и средние учебные заведения в каждом регионе. Это короткие программы, которые рассчитаны на 16–36 часов. Информацию о них можно найти на сайте http://edu.rosminzdrav.ru .

Для работы на портале медсестры тоже должны зарегистрироваться в личном кабинете. При регистрации система попросит ввести данные СНИЛС, который и станет основным идентификатором, фамилию, имя, отчество и дату рождения.

После регистрации в вашем личном кабинете появится доступ к следующим основным вкладкам:

· общая информация;

· личные сведения;

· для допуска к аккредитации;

· для допуска к сертификации;

· индивидуальное расписание;

· образовательное портфолио;

· дополнительная информация.

Правила работы на портале мы объяснили в инструкции.

Главная страница портала НМО.

Внимание: курсы повышения квалификации могут проходить в симуляционных центрах учебных заведений.

Там медсестры не только учат теорию, но и отрабатывают практические навыки.

Как учесть баллы за участие в конференции

Какие документы нужны для аккредитации

Если медсестры проходят первичную или первичную специализированную аккредитацию, они лично подают документы в аккредитационную комиссию. В этом случае необходимо привезти заявление и копии паспорта, документов об образовании и квалификации, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Если медсестры проходят периодическую аккредитацию, они могут подать документы лично или отправить заказным письмом. В этом случае нужно подготовить заявление, копию паспорта, сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации, документов об образовании и квалификации, трудовой книжки, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Перед тем как пройти первичную специализированную или периодическую аккредитацию, медсестры должны предварительно представить комиссии портфолио, которое собрали за последние пять лет. В нем должны быть сведения об учебных мероприятиях и курсах повышения квалификации.

Из чего состоит аккредитация

Первичная и первичная специализированная аккредитации состоят из трех этапов: тестирование, экзамен и решение ситуационных задач. Проходить их надо по порядку: если ваш сотрудник не сдал один этап аккредитации, к следующему комиссия его не допустит. Каждый этап можно сдавать три раза, если и с третьего раза ничего не вышло, медсестра не прошла аккредитацию.

Тестирование проходит в аккредитационном центре. На этап дается 60 минут. Медсестра сдала тест, если правильно ответила на 80 процентов вопросов.

Внимание: во время теста организаторы устанавливают видеокамеры, а личность тестируемых зашифрована, чтобы оценка была объективной.

Проверьте, готовы ли вы к тестированию. Пройдите первый аккредитационный тест от Минздрава.

На втором этапе нужно пройти практический экзамен. Для медработников с высшим образованием он состоит из пяти заданий, на каждое из которых отводится 10 минут. Медсестры со средним образованием должны выполнить одно задание за 30 минут. Эти правила прописаны в приказе Минздрава от 26.04.2018 № 192н .

Комиссия проводит практический экзамен в специальных помещениях, в каждом из которых проверяет конкретный тип навыков. Затем комиссия оценивает, в какой последовательности и насколько правильно медсестра выполнила задания. Чтобы получить зачет, нужно справиться с 80 процентами заданий.

Внимание: в Методическом центре аккредитации при МГМУ им. И.М. Сеченова преподаватели наблюдают за этим этапом из-за стекла – это способствует объективной оценке ситуации.

Третий этап – решение ситуационных задач. Здесь медсестры должны правильно ответить на пять вопросов в каждой из трех задач. На подготовку у экзаменуемых есть 60 минут, на ответ – не больше 30 минут.

Периодическая аккредитация состоит из двух этапов – медсестры сдают портфолио и проходят тестирование.

Комиссия выдает выписку из протокола заседания в течение трех дней после аккредитации. Все сведения о специалистах, которые сдали экзамен, вносят в единый федеральный регистр медработников. Если вы не согласны с решением комиссии, оспорить его можно в течение двух дней с момента публикации результатов.

Если медсестра не прошла один из этапов аккредитации, она может попробовать сдать еще раз. Для этого ей нужно подать заявление в течение пяти дней после того, как комиссия огласила результаты. Если не успеет, комиссия признает, что аккредитацию медсестра не прошла. Такой срок Минздрав указал в

С 2016 года российских медиков ждут большие перемены: сертификация и циклы повышения квалификации раз в 5 лет уйдут в прошлое. Вместо этого будут аккредитация и новая система непрерывного медицинского образования. Что конкретно изменится для врачей, и как будут внедряться новшества, рассказал член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования минздрава России Залим Балкизов .

Как будет проходить аккредитация врачей с 2016 года?

Согласно федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», с 1 января 2016 года сертификацию медицинских работников заменит аккредитация. Свидетельство об аккредитации будет допуском к медицинской и фармацевтической деятельности. Первыми его получат новоиспеченные стоматологи и фармацевты - выпускники медицинских вузов 2016 года. А с 2017-го аккредитация ждет всех остальных выпускников.

Процедура будет включать три этапа: тестирование, оценку компетенций на симуляционном оборудовании, решение клинических задач . Причем задания для первого этапа уже известны: на сайтах Минздрава России (www.rosminzdrav.ru) и Методического центра аккредитации (www.ffos.ru) опубликованы 3500 тестов по стоматологии и 3200 - по фармации. Из этих вопросов будут составлять индивидуальные наборы заданий для экзамена - его можно «прорепетировать» онлайн. В режиме подготовки система предложит 60 заданий с четырьмя вариантами ответов и даст на их решение 90 минут.

Как будет внедряться аккредитация медработников?

Все, но не сразу

Аккредитацию медиков будут внедрять поэтапно. Так что пока разрешение на работу еще можно получить «по-старинке». Сертификаты специалистам, уже работающим в системе здравоохранения, продолжат выдавать до 2021 года, а действовать они будут до 2026 года.

Повышение квалификации по-новому

Еще одна важная реформа 2016 года - внедрение новой модели непрерывного медицинского образования (НМО). Повышать квалификацию врачи и медсестры теперь будут не один раз в 5 лет, а постоянно. «Сложившаяся практика, когда медработник повышает квалификацию раз в пятилетку, давно устарела, - уверен Залим Балкизов. - При такой системе дополнительного профессионального образования (ДПО) знания врача обновляются медленнее, чем сама медицина. Наука не стоит на месте: постоянно внедряются современные методы лечения и диагностики, на рынок выходят новые лекарства. А некоторые привычные препараты, напротив, выходят из оборота, потому что обнаружились серьезные побочные эффекты, или лекарство стало бесполезным. Едва ли врач будет знать все это, обучаясь раз в 5 лет. Тем более что циклы повышения квалификации зачастую сводятся к повторению изученного на 6 курсе медицинского вуза».

Как изменится дополнительное образование медработников?

Предполагается, что новая модель непрерывного медицинского образования поможет упорядочить «разболтавшуюся» систему ДПО. Чем же новая модель НМО будет принципиально отличаться от старой? Вместо 144 часов повышения квалификации 1 раз в 5 лет, которые умещались в 4 недели, у медиков будет 250 часов обучения в течение 5 лет. За год медработник обязан набирать не меньше 50 часов (или баллов) образовательной активности. «Не обязательно получать баллы за один раз, - поясняет Залим Балкизов. - Врач может пройти короткие обучающие циклы по 18 часов, посетить конференцию, дистанционно изучить электронные образовательные модули и т.д.

Где совершенствовать знания - на конференциях, симуляционных тренингах, мастер-классах или привычных циклах повышения квалификации - специалист решает сам. Но выбирать виды образовательной активности можно только из тех, что одобрены Координационным советом минздрава России по непрерывному образованию. Таких материалов уже предостаточно на сайте edu . rosminzdrav . ru . Здесь должен будет зарегистрироваться каждый, кто вступает в систему непрерывного медицинского образования. После этого можно составлять собственный план обучения, выбирать электронные материалы и мероприятия, следить за накопленными баллами. «За 5 лет медработнику нужно набрать 250 баллов и подтвердить это отчетом, - продолжает Залим Балкизов. - Причем большую часть всех баллов (от 70%) надо получить именно по своей специальности, а не по смежным».

Потом специальная комиссия проверит отчет. Если нареканий не будет, медика допустят к аккредитации. Те, кто пройдут ее успешно, смогут работать дальше и копить баллы для очередного повышения или подтверждения квалификации.

Нет баллов - нет аккредитации?

Систему НМО, как и аккредитацию медработников, будут внедрять поэтапно. С 2016 года в непрерывное образование включатся те, кто в этом году впервые пройдут аккредитацию или в последний раз получат сертификат. С 2017 года - следующая «партия». Каждый год в систему НМО будут входить по 120-150 тысяч медиков, и в конце концов это коснется всех.

- Без портфолио на портале НМО ни один врач не будет допущен к первичной или повторной аккредитации . Следовательно, не сможет дальше работать, - подчеркивает Балкизов. - Вот мой сертификат хирурга действителен до 2017 года. В следующем году я в последний раз пройду сертификационный цикл и сразу вступлю в систему НМО. Если к 2022 году накоплю 250 баллов, смогу пройти реаккредитацию и получу право работать хирургом.

А что если по каким-то причинам специалист не успеет набрать заветные баллы? Эксперт Координационного совета обнадеживает: «Будем искать какой-то выход. Дадим дополнительный срок, чтобы медработник прошел интенсивные курсы и добрал недостающие баллы. Так делают в большинстве развитых стран. На них мы и ориентировались, меняя систему непрерывного медицинского образования. НМО в Европе уже давно реализуется по этим принципам: 250 часов - за 5 лет и не меньше 50 часов - в год».

«Подводные камни» новой системы

Правда, чтобы перейти на европейские стандарты, в российской системе медицинского ДПО надо многое изменить. Пресловутые 250 часов обучения за 5 лет - система совершенно новая для медвузов. А значит, нужно менять учебные программы, согласовывать их с экспертной комиссией минздрава. «Министерство сейчас прорабатывает новую форму обучения - по 18 часов, т.е. всего по два дня, - говорит Залим Балкизов. - За это время врач может посетить симуляционный курс, семинар или мастер-класс, изучить дома часть образовательных материалов. Если разбить на такие «отрезки» все 250 часов обучения, работодателям не нужно будет отпускать врача на целых 4 недели, искать ему специалиста на замену. Так будет удобнее для руководителей, но самим медработникам эта система может не понравиться. Ведь многие расценивают циклы повышения квалификации как дополнительный отпуск и не хотят его терять».

Впрочем, сами руководители пока неохотно отпускают врачей даже на однодневные конференции. В подтверждение тому - первые результаты пилотного проекта НМО, который стартовал в России в конце 2013 года и продлится до 2020-го. В рамках проекта 569 участковых терапевтов, врачей общей практики и педиатров из 15 регионов страны начали повышать квалификацию по-новому. И тут же столкнулись со сложностями: руководители медучреждений не отпускают на образовательные мероприятия. Так, конгресс союза педиатров из 20 московских врачей-участников пилотного проекта смогли посетить только три.

Есть и другая проблема: далеко не все медики хорошо владеют компьютером и интернетом. А без этих навыков включиться в систему НМО будет трудно. Около 30% участников «пилота» уже признались, что работа с электронным портфолио дается им с трудом. «Участие в пилотном проекте побудило многих специалистов научиться работать в интернете, - комментирует Залим Балкизов. - В итоге часть врачей стала активнее пользоваться интернетом, кто-то купил ноутбук. У людей была потребность получить такие навыки, и они их освоили. А пока врач раз в 5 лет посещает образовательные циклы, ему и не нужен интернет».

Анастасия Леменкова

Что такое система НМО

НМО, - непрерывное медицинское образование, - новая форма повышения квалификации медицинских работников. НМО отличает непрерывность, использование инновационных технологий (дистанционные, электронные, симуляционные технологии), а также возможность выстраивания персональной траектории обучения, что обеспечивает получение знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих потребностям специалистов. В рамках развития системы НМО Минздравом России совместно с профессиональными НКО запущена модель отработки основных принципов НМО (см.приказы 837 , ).

Как применить накопленные баллы (кредиты)

Баллы (часы, кредиты), накапливаемые медицинскими работниками при участии в образовательных мероприятиях и изучении электронных образовательных материалов могут быть использованы ТОЛЬКО в рамках Модели отработки основных принципов НМО.

Зачем участвовать в реализации модели

В настоящее время медицинские работники обязаны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию, - проходить обучение в объеме 144 часа (4 недели) для продления права осуществлять профессиональную деятельность.

В модели реализации отработки основных принципов НМО врачам предлагается пройти обучение по новой программе, в которой 108 академических часов реализуется образовательной организацией (не менее 50% с использованием дистанционных технологий), а 36 часов - за счет образовательной активности, предоставляемой медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по специальностям. Из указанных 36 часов 16 часов набираются путем участия в аудиторных (конференции, семинары, мастер-классы и т.п.) или онлайн (вебинары, интернет-лекции) учебных мероприятиях, и 20 часов - при самостоятельном изучении электронных учебных модулей.

Врачи принимают участие в Модели на добровольной основе.

По окончании обучения врач представляет в образовательную организацию отчет об образовательной активности в рамках НМО.

Как принять участие в реализации модели

Врачу необходимо:

  1. выбрать программу ДПО в образовательной организации (список организаций доступен в разделе Организации)
  2. заключить договор с образовательной организацией на обучение по выбранной программе
  3. Зарегистрироваться на сайте www.sovetnmo.ru в разделе "План обучения" (это Ваш "личный кабинет" на сайте) и начать планирование образовательной активности
  4. выбрать интересующие мероприятия и электронные модули, опубликованные на сайте sovetnmo.ru в разделах "Мероприятия" и "Модули" соответственно

Как вести учет образовательной активности

По итогам учебных мероприятий, обеспеченных кредитами всем слушателям выдается Свидетельство НМО установленного образца с указанием индивидуального кода подтверждения. При вводе (активации) данного кода в специальном поле в разделе "План обучения" (Ваш "личный кабинет" на сайте) появляется запись о прохождении учебного мероприятия.

Информация об успешном изучении размещенных на сайте электронных образовательных модулей добавляется в раздел "План обучения" автоматически.

Свидетельство НМО

Свидетельства НМО выдаются организаторами (провайдерами) учебных мероприятий. Информационные электронные сообщения о начислении кредитов направляются зарегистрированным пользователям по электронному адресу, указанному при регистрации, после активации индивидуальных кодов или по прохождению электронного учебного модуля. Пользователи должны обеспечить сохранность указанных документов и информации для подтверждения, при возникновении такой необходимости, накопленных кредитов.

Индивидуальный код подтверждения (ИКП)

Индивидуальный код подтверждения является буквенно-числовой комбинацией состоящей 13 символов и имеет вид XXXX-XXXXXXXX. В коде используются латинские буквы (кроме "О") и цифры. Для активации коды необходимо ввести код без учета регистра ввода, дополнительных пробелов и символов. ВНИМАНИЕ: Буква "О" в коде не используется, следует вводить "ноль"!

Не удается активировать ИКП

Если Вам не удается активировать ИКП указанный в Свидетельстве НМО или при активации ИКП появляется сообщение "Код не был активирован. Возможно код неверен или уже был активирован ранее", необходимо направить письмо на адрес [email protected] с со следующей информацией:

  1. Название мероприятия
  2. Дата проведения
  3. Место проведения
  4. ИКП, который необходимо активировать.

Когда появятся учебные мероприятия и/или электронные учебные модули по специальности

Информация о новых учебных мероприятиях и электронных учебных модулях, обеспеченных кредитами, размещается на сайте Комиссии по мере поступления заявок на оценку для НМО от провайдеров мероприятий и электронных модулей. То есть наличие учебных мероприятий и электронных модулей зависит только от активности провайдеров. Обращаем Ваше внимание на то, что сама Комиссия НЕ создает электронные учебные модули и НЕ проводит учебные мероприятия.

После участия в учебном мероприятии не получил Свидетельство НМО

По вопросам выдачи Свидетельства НМО необходимо обращаться к Провайдеру (организатору) учебного мероприятия. Комиссия НЕ выдает Свидетельств НМО.

Могут ли учитываться баллы (кредиты), полученные на зарубежных учебных и научных мероприятиях

Баллы, полученные за учебные мероприятия в системе непрерывного медицинского образования (непрерывного профессионального развития) ЕС, США и других стран, не могут учитываться в системе НМО в Российской Федерации. Баллы будут учитываться в будущем при условии реализации достигнутого соглашения о намерении гармонизации системы НМО Российской Федерации и Евросоюза (с учетом всех мероприятий, проводимых в странах, которые принимаются к зачету в ЕС).

Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России http://edu.rosminzdrav.ru

Портал для специалистов в сфере здравоохранения, обеспечивающий организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования.На портале Вы сможете:

  • Получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • Вступать в пятилетний цикл обучения по специальности, планировать и учитывать свою образовательную активность;
  • Выбирать программы для обучения в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования и/или с применением образовательного сертификата вне пятилетних циклов обучения по специальности.

Для чего нужно синхронизировать аккаунты на порталах http://edu.rosminzdrav.ru и www.sovetnmo.ru

Синхронизация аккаунтов необходима для того чтобы образовательная активность за счет различных образовательных мероприятий (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары), дистанционные интерактивные образовательные модули), учет которой специалист ведет на сайте www.sovetnmo.ru отображалась в Личном кабинете на портале http://edu.rosminzdrav.ru

Как синхронизировать аккаунты на портале http://edu.rosminzdrav.ru и www.sovetnmo.ru

Процедура синхронизации аккаунтов описана в Личном кабинете на портале http://edu.rosminzdrav.ru, в разделе Личные сведения. Синхронизация проводится один раз и занимает определенное время.

У меня есть Личный кабинет на http://edu.rosminzdrav.ru и www.sovetnmo.ru. Где я должен активировать ИКП, полученные по итогам образовательных мероприятий?

ИКП, полученные по итогам участия в образовательных мероприятиях и за изучение образовательных модулей необходимо активировать в Личном кабинете на сайте www.sovetnmo.ru.

ВНИМАНИЕ!! Учебные мероприятия и электронные учебные модули, не размещенные на сайте www.sovetnmo.ru, не обеспечиваются образовательными кредитами в рамках Модели отработки основных принципов НМО. Наличие в материалах учебных мероприятий или электронных модулей информации об образовательных кредитах не является гарантией того, что кредиты будут зачислены. Проверяйте эту информацию на нашем сайте.