Конспект группового логопедического занятия для учащихся с
аграмматической дисграфией, дизорфография
Тема. Дифференциация предлогов и приставок.
Цель – учить дифференцировать предлоги и приставки.
Задачи.
Образовательная: закрепить знания детей о приставках и предлогах; научить различать практически приставки и предлоги; закрепить умение различать и выделять приставку и предлог; совершенствовать умение выделять и различать приставку и предлог.
Коррекционно – развивающая: пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия; развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения; корригировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений; совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.
Воспитательная: воспитывать выдержку, самоконтроль, орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.
Оборудование: карточки, тетради.
Ход занятия.
Организационный момент. Психологический настрой детей.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии!
Сегодня нашим девизом будут слова:
И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знания сами открываем,
Поэтому – активным будь!
- На доске записаны слова, определите, являются ли выделенные буквы приставками и предлогами. Слова записаны на доске:
В..ходили, в..самолёт, от..пристани, от..чалили, с..крыши, с..валился, на..брали, на..берегу.
- Назовите слова с приставками. Назовите слова с предлогами (выполняют устно, объясняют каждое слово).
-
Какую задачу нам предстоит решить на уроке?
(Будем различать приставки и предлоги)
- Для чего нужно нам учить различать их?
(Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно писать)
2. Сообщение темы занятия.
-
Как правильно сформулируем тему занятия? (Приставки и предлоги)
- Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память.
- Я сейчас раздам вам фигуры: одна – «кубик», а другая – «пирамидка». Я даю вам инструкции, а вы выполняете действие. Готовы? Начнём:
– поставьте пирамидку на кубик;
– подержите пирамидку над кубиком;
– поставьте пирамидку перед кубиком;
– положите пирамидку …. кубика.
– Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово)
- Догадайтесь, какое слово я должна была произнести (около, рядом, слева, справа, у...)? (Положите пирамидку около кубика.)
- Правильно.
3.Повторение ранее полученных знаний.
Что такое предлог? (Это слово.)
- Для чего нужен предлог? (Для связи слов в предложении.)
- Как пишется предлог с другими словами?
(Раздельно.)
- Что такое приставка?
(Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
- Как пишется приставка со словами? (Слитно.)
- Прочитайте скороговорку, определите приставки и предлоги.
Догорода дорога вгору,
Отгорода – сгоры.
4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.
Работа со словом.
-
Прочитайте слова.
Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?
Намашину, набросил, срисовал, соткрытки, входили, всамолёт, побежал, подорожке.
-
Как это можно сделать?
(Между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.)
- Проверим: намашину, попробуем вставить слово-признак (на красную машину). Сделайте вывод, что такое
на
– приставка или предлог?
(На – это предлог, потому что можно вставить слово: на красную машину, пишется отдельно.)
- Следующее слово: набросил, попробуем вставить слово.
(Ничего не получается, значит на – приставка, пишется слитно.)
(Далее аналогично со всеми словами).
- Назовите из этого упражнения слова с приставками. (Набросил, срисовал, входили, побежал.)
- Назовите слова с предлогами. (На машину, с открытки, в самолёт, по дорожке.
)
Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…
-
Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли записали слова.
-
Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?
Работа со словосочетанием.
-
Я буду читать слова, а вы правильно
запишите слова с приставками и предлогами.
Покрыше побежал, начертил напеске, срывал, сдерева
- Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.
(Побежал, начертил, срывали.
)
-
Как записали приставки?
(Слитно.
)
- Назовите слова с предлогами.
(По крыше, на песке, с дерева.
)
- Как записали предлоги со словами?
(Отдельно.)
- Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.
- Составьте предложение с одним из словосочетаний устно.
Физкультминутка.
5. Работа с раздаточный материалом.
- У вас на столе лежат карточки с заданием. Прочитайте и вставьте подходящие по смыслу приставки и предлоги. Обозначь приставки, предлоги.
Мурка
Утром мы стали …тягивать невод. …берег …тащили вместе …рыбой и морских раков. …морю лениво ….шла кошка Мурка и …лезла …воду. Она лапой …щупала …дне мелкую рыбёшку. Мурка …цепила когтями рыбину и бросила …берег котятам.
Давайте проверим (каждый учащийся зачитывает предложение и объясняет, как он написал).
6. Итог занятия. Чему учились на занятии?
Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.
Молодцы! Спасибо за работу.
Обобщить знания о предлогах и приставках: об особенностях написания части слова-приставки и части речи- предлога.
Развивать умение различать приставки и предлоги; правильно их писать; речь; память; мышление; обогащение словарного запаса учащегося.
Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: «Приставки и предлоги».
Цели: Обобщить знания о предлогах и приставках: об особенностях написания части слова-приставки и части речи- предлога.
Развивать умение различать приставки и предлоги; правильно их писать; речь; память; мышление; обогащение словарного запаса учащегося.
Оборудование: 1. Карточки со словами, разделенные на части слова
2. карточки схемы предложений.
3. карточки с заданиями.
1 . Организационный момент: сядет тот, кто составит слово: при, мор, ск, шт, по, дорож, по, к, дел, а, по, ох, дар, за, к, гад, а.
2 . Прочитайте запись на доске.
Доехал до березы
Побежал по тропинке
Прочитал про город
Накричал на собаку
Что написано на доске?
На какие группы можно поделить эти слова? (слова с приставками, слова с предлогами).
Докажем, что здесь есть приставки и предлоги.
Почему их надо различать? (одинаково произносятся)
Вспомните, что такое приставки?
Как пишется словами?
Что такое предлог?
Прочитайте еще раз слово с приставкой.
К какой части речи оно относится?
Вспомните, что вы знаете о предлоге и глаголе? (перед глаголами предлогов не бывает).
Давайте еще раз вспомним как отличить приставку от предлога?
1)перед глаголами предлога не бывает.
2)между предлогами и словом можно поставить еще одно слово.
3 . Работа в тетради: откройте тетради и запишите число.
Спишите все словосочетания в тетрадь. Выделите приставки крышечкой, а предлоги обведите в треугольник.
Проверка. Оценка.
4 . Физкультминутка: если слово с приставкой - хлопаем.
Если слово с предлогом - топаем.
(под) рисовал, (под) рисунком, (от) носа, (от) нес, (от) винтил, (от) винта, (с) резал, (за) брал, (за) брата.
5 . Работа с текстом: прочитайте текст про себя
О ком текст?
Что вы узнали из сказки? (1)
Прочитайте вслух.
Прочитайте предложения раскрывая скобки.
Запишите текст в тетрадь, равкрывая скобки и выделяя приставки и предлоги.
Есть ли слова которые вызвали у вас затруднения.
Проверка: Назвать слова с приставками. Назвать слова с предлогами.
Покажите, как лиса могла попросится к зайцу?
Исправьте ошибки допущенные Незнайкой (прямо на карточке).
Высоко вгоры в полз уж.
Синичка в летела вклетку.
Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга.
6. Прочитайте скороговорку. Подумайте, как раскрыть скобки.
Мишка (под)ушко положил (под)ушку.
Прочитайте в быстром темпе 2 раза.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
7. Итог. Чему мы научились?
Как отличить приставку от предлога?
Как правильно писать приставки и предлоги?
Дифференциация приставок и предлогов
Цель: 1. Закрепить у детей понятие о грамматической роли приставок и предлогов
2. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики
3.Ознакомить с деловым письмом.
Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход занятия.
Организационный момент. Сегодня,ребята,мы с вами будем работать над различением предлогов и приставок. А каким словом мы можем заменить слово «различение»? («Дифференциация») Правильно.
Беседа по материалу прошлых занятий о составе слова, приставке, предлоге, правописании приставок и предлогов.
Учитель: Что такое предлог?
Учащиеся : это слово.
Учитель: Для чего нужен предлог?
Учащиеся: для связи слов в предложении.
Учитель: Как пишется предлог с другими словами?
Учащиеся : раздельно.
Учитель: Что такое приставка?
Учащиеся : приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Учитель : Как пишется приставка со словами?
Учащиеся : слитно
А теперь посмотрим, какую почту мы получили сегодня? Здесь телеграммы и письма. -Что будем смотреть в первую очередь?(телеграммы)- Почему?(потому что это срочные сообщения)
Задания: 1. Списать тексты телеграмм, определив предлоги и приставки:
Маша (за)шла (за) подругой. Полина (до)шла (до) магазина. Ребёнок (ото)шёл (от) плиты. Волк (на)бросился (на) бабушку.
2.А теперь откройте ваши конверты и читаем 1 задание. Работа со словосочетанием.
Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.
(с)катился (с)горы
(по)бежали (по)дорожкам
(про)читал (про)машины
Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.
Учащиеся: скатился, побежали, прочитал
Учитель: Как записали приставки?
Учащиеся : слитно.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.
Учитель: Как записали предлоги со словами?
Учащиеся: отдельно.
Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.
2.Прочитать те из записанных на доске предложений,в которых есть предлог или приставка. Было жаркое, летнее утро. Дул лёгкий ветерок. Журчал по камням прозрачный ручей. В тенистых кустах пели птицы. Слышалась звонкая песня соловья. Яркое солнце поднималось всё выше и выше.
3.Записать под диктовку предложения, рисуя вместо предлогов- а вместо приставок -
(В) тополиную метель
(По) терял дорогу шмель.
(Про) мелькнул (над) огородом,
(В) дом (на) кухню (за) летел
И (над) синей чашкой (с) мёдом
По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)
Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за – это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.
В метель (какую?) тополиную, в – это предлог, над (каким?) большим огородом, над – это предлог, в (какой?) деревянный дом, в – это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на – это предлог, над (какой?) синей чашкой, над – это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с – предлог.
Правильный ответ:
В тополиную метель
Потерял дорогу шмель.
Промелькнул над огородом,
В дом на кухню залетел
И над синей чашкой с мёдом
По-хозяйски загудел.
4.Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.
Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)
Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом – с приставками.
в (какой?) зимний холод влетит
в (какой?) сильный зной прошепчет
в (какие?) открытые окна загудит
по (какому?) синему морю притихнет
умчится
примчится
вздумает
5. Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.
(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.
Итог занятия: Итак, ребята,как отличить приставку от предлога? Ученики отвечают:- Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Писать его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.
Цели:
Оборудование. Карточки, мультимедиа проектор, компьютер, экран, тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
1. Поприветствуйте гостей. Пожелайте успехов друг другу на занятии. Чтобы всё у вас получилось при выполнении грамматических заданий. На каждом уроке мы узнаём что-то новое. Чтобы добыть знания сегодня вам необходимо выполнить задания, которые приготовила Царица Грамматики.
2. Определите, являются ли выделенные буквы приставками и предлогами.
Слова записаны на доске:
В..ходили, в..самолёт, от..пристани, от..чалили, с..крыши, с..валился, на..брали, на..берегу.
Учитель:
Если это приставка,
зачеркните не нужный в этом случае знак пробела.
Прочитайте и назовите предлоги.
Учащиеся:
Выполняют устно, объясняют
каждое слово.
Учитель:
Почему у вас возникли
затруднения?
Учащиеся:
Не знаем, как отличить
приставку от предлога.
Учитель:
Какую задачу нам предстоит
решить на уроке?
Учащиеся:
Будем различать приставки и
предлоги.
Учитель:
Для чего нужно нам учить
различать их?
Учащиеся:
Чтобы правильно писать слова
с предлогами и приставками, уметь правильно
употреблять в речи приставки и предлоги,
правильно писать.
2. Сообщение темы занятия (слайд 1)
Учитель:
Сделайте вывод, какая тема
сегодняшнего занятия?
Учащиеся:
Приставки и предлоги.
Учитель:
Верно. Сегодня на занятии мы
будем учиться отличать предлог от приставки,
тренировать внимание и память, но необычным
образом. Мы отправимся в царство Грамматики.
3. Формирование психологической базы речи
Учитель: Я сейчас раздам вам фигуры: одна – «кубик», а другая – «пирамидка». Я даю вам инструкции, а вы выполняете действие. Готовы? Начнём:
– поставьте пирамидку на кубик;
– подержите пирамидку над кубиком;
– поставьте пирамидку перед кубиком;
– положите пирамидку …. кубика.
– Почему вы не смогли выполнить последнее
задание?
Учащиеся:
Пропущено слово.
Учитель:
Догадайтесь, какое слово я
произнесла (около, рядом, слева, справа, у...)?
Учащиеся:
Положите пирамидку около
кубика.
Учитель:
Правильно.
4. Повторение ранее полученных знаний
Учитель:
Что такое предлог?
Учащиеся:
Это слово.
Учитель:
Для чего нужен предлог?
Учащиеся:
Для связи слов в предложении.
Учитель:
Как пишется предлог с другими
словами?
Учащиеся:
Раздельно. (Слайд 2)
Учитель:
Что такое приставка?
Учащиеся:
Приставка – это часть слова,
которая стоит перед корнем и служит для
образования новых слов.
Учитель:
Как пишется приставка со
словами?
Учащиеся:
Слитно. (Слайд 2)
Учитель:
Итак, отправляемся в царство
Грамматики. (Слайд 3) Прочитайте скороговорку,
определите приставки и предлоги:
Догорода дорога вгору,
Отгорода – сгоры.
5. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.
Учитель: Царица Грамматики прислала нам письмо с заданиями.
1. Работа со словом
Учитель:
Прочитайте слова. (Слайд 4)
Определите, где слова с приставками, а где с
предлогами?
намашину, набросил, срисовал, соткрытки, входили,
всамолёт, побежал, подорожке.
Учитель:
Как это можно сделать?
Учащиеся:
Между предлогом и словом
можно вставить слово-признак, а между приставкой
и корнем ничего вставить нельзя.
Учитель:
Проверим: намашину, попробуем
вставить слово-признак (на красную машину).
Сделайте вывод, что такое на
–
приставка или предлог?
Учащиеся:
На – это предлог, потому что
можно вставить слово: на красную машину, пишется
отдельно.
Учитель:
Следующее слово: набросил,
попробуем вставить слово.
Учащиеся:
Ничего не получается, значит
на – приставка, пишется слитно.
(Далее аналогично со всеми словами).
Учитель:
Назовите из этого упражнения
слова с приставками.
Учащиеся:
Набросил, срисовал, входили,
побежал.
Учитель:
Назовите слова с предлогами.
Учащиеся:
На машину, с открытки, в
самолёт, по дорожке.
Учитель:
Первая парта будет запоминать
и записывать слова с приставками, а вторая парта
с предлогами. Даю вам время на запоминание, по
моей команде в тетради записываем. Не забудьте
выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время
пошло…
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно
ли записали слова.
– Молодцы, вы все справились с заданием Царицы
Грамматики.
– Повторим еще раз, как отличить приставки и
предлоги?
2. Работа со словосочетанием
Учитель:
Запишите правильно слова с
приставками и предлогами. (Слайд 5)
покрыше побежал, начертил напеске, срывал,
сдерева
Учитель:
Проверим, как вы выполнили это
задание. (Слайд 6) Назовите слова с приставками.
Учащиеся:
Побежал, начертил, срывали.
Учитель:
Как записали приставки?
Учащиеся:
Слитно.
Учитель:
Назовите слова с предлогами.
Учащиеся:
По крыше, на песке, с дерева.
Учитель:
Как записали предлоги со
словами?
Учащиеся:
Отдельно.
Учитель:
Каким правилом пользовались
при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между
предлогом и словом можно вставить другое слово, а
между приставкой и корнем – нельзя.
3. Составление предложения с одним из словосочетаний (упр. 2) – устно.
Физкультминутка (слайд 7)
Игра «Муха»
4 команды (вверх, вниз, вправо, влево). Начало игры из центра.
муха | ||
Подготовительный этап
: актуализируем
внимание. Дети видят игровое поле и муху. Ведущий
показывает путь мухи. Команда по цепочке: вверх,
вправо, вниз, вниз, влево, вверх – где муха
остановилась? (В центре).
Основной этап
: мониторинг развития
внимания. Нет игрового поля, т.е. ведущий не
показывает путь мухи, а даёт инструкции: влево,
вверх, вправо, вправо, вниз, вниз. Где
остановилась муха? (Нижний правый квадрат). Темп
тихий, но больше предлагается инструкций.
Игра с закрытыми глазами: даём произвольные
инструкции для переключения внимания. В конце
спрашиваем: «Где остановилась муха?».
Можно повторять несколько раз.
4. Работа с предложением (текстом)
Учитель: Прочитайте предложения. (Слайд 8)
(На)дворе была гора.
(В)зале стоит душистая ёлка.
Весь день (на)горе много детей.
(На)ветках игрушки.
(К)пушистой красавице (при)бежали дети.
Митя (на)санках (с)катился (с)горы.
– Сколько рассказов можно составить из этих
предложений?
Учащиеся:
2.
Учитель:
О чем будет первый рассказ?
Учащиеся:
О горке.
Учитель:
Прочитайте предложения,
которые относятся к этому рассказу. Учащиеся:
(На)дворе была гора. Весь день (на)горе много
детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.
Учитель:
Как можно озаглавить рассказ?
Учащиеся:
Горка.
Учитель:
О чем второй рассказ?
Учащиеся:
О елке.
Учитель:
Прочитайте его.
Учащиеся:
(В)зале стоит душистая ёлка.
(На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице
(при)бежали дети..
Учитель:
Как назовем этот рассказ?
Учащиеся:
Ёлка.
Учитель:
Составьте рассказы из
предложений, которые лежат у вас в конвертах.
Выделите приставки и подчеркните предлоги.
Взаимная проверка. (Слайд 9)
На дворе была гора. Весь день на горе много детей. Митя на санках скатился с горы.
В зале стоит душистая ёлка. На ветках игрушки. К пушистой красавице
5. Подбор предлогов и приставок. Раздаточный материал на карточках.
Учитель: Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги. Обозначь приставки, предлоги.
Утром мы стали …тягивать невод. …берег …тащили вместе …рыбой и морских раков. …морю лениво ….шла кошка Мурка и …лезла …воду. Она лапой …щупала …дне мелкую рыбёшку. Мурка …цепила когтями рыбину и бросила …берег котятам.
5. Подведение итогов
Учитель:
Чему учились на занятии?
Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.
Молодцы! Вы успешно справились с заданиями
Царицы Грамматики.
Спасибо за работу, до встречи на следующем
занятии. (Слайд 10)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ
Открытое логопедическое занятие
Дифференциация приставок и предлогов.
4 класс
учитель – логопед
МОУ СОШ № 5 им. О.В. Гудкова
Бородина О.Н.
апрель, 2015 г
Актуальность использования средств ИКТ : Создание условий для эффективности коррекции речи и ВПФ.
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
Задачи:
ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;
формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;
формирование умения работать индивидуально, в малых группах;
формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).
Тип занятия : Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма организации занятий: Групповое логопедическое занятие.
Вид используемых на занятиях средств ИКТ : универсальная презентация.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютерный класс, мультимедийные компьютеры, проектор, интерактивная доска
I. Подготовительный этап
1. Мобилизирующий этап
Задача: эмоциональный настрой.
Даются указания.
– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).
Обуючащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
–
Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).
2. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка» и чтобы стать полноценными участниками нашей команды, вам необходимо выполнить задания, пройти отбор. Это и будет вашим паролем на вход.
Определите, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами. Если это приставка, то зачеркните не нужный в этом случае знак пробела и найдите напротив числа, указанные в колонке «Приставка». Если же перед вами предлог, найдите числа, указанные в колонке «Предлог». Затем на рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините эти точки прямыми линиями. И посмотрите, что получится . (Слайд 1)
Что у вас получилось? (Буквы. Они обозначают звуки, которые нам трудно произносить.)
Правильно. На протяжении всего занятия помните об этих звуках!
Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками? (Не знаем, как отличить предлог от приставки).
Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).
Учитель: Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки ипредлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).
Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока. (Различение предлогов и приставок). (Слайд2)
А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи.
Учитель: Сегодня в нашем исследовании помогать нам будет Профессор Сова. (Слайд 3). Он приветствует вас в клубе юных исследователей и желает вам удачи.
II. Формирование психологической базы речи.
1. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве:
Я сейчас раздам вам фигуры. Одна - « кубик » , а другая – « пирамидка» .
Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём:
Поставьте пирамидку на кубик
Подержите пирамидку над кубиком
Поставьте пирамидку за кубик
Положите пирамидку кубика.
Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).
Догадайтесь, какое слово я пропустила? (Около, рядом, слева, справа, у …)
Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах – предлогах, они служат для связи слов в предложениях, очень похожи на приставки, но пишутся со словами раздельно.
III. Работа над темой:
(Слайд4)
Для того, что во всем разобраться Профессор Сова предлагает нам исследовать вот эту строку:
КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО
Что вы здесь видите? (слова)
Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только - веселый, сверчок, гуляет, полянке .) (Клик).
Что осталось, прочитайте. (К, перед, от, за, кроме, на, для, по ) (Клик).
Что это за слова? (Это предлоги).
- Что вы знаете о предлогах? (Это часть речи, служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов)
Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки. (От, на, за, по). (Клик)
Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом).
- Продолжим наше исследование.
Составьте предложение, используя только эти слова. (Клик) . (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Нет связи слов).
Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)
Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по )
Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке). (Клик).
- Докажите, что это предлог. (Между предлогом «по» и словом «полянке» можно вставить слово. Например, по красивой полянке)
Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)
2. Актуализация знаний.
(Слайд 5)
Игра «Найди приставку и предлог».
Что вы видите на доске? (На доске мы видим словосочетания)
Как вы думает, что вы будете делать, какое будет задание? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)
Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи. (Работа на слайде)
Образец (…)земный переход – переход (…)землей
(…)городная поездка – поездка (..)город
(…)школьный сад – сад (…) школе
Что интересного вы заметили, выполняя это задание? (В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги)
(Слайд 6)
Итак, в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги.
Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся и сравним. (Слайд 7).
У нас 2 группы. Первая группа рассказывает все о предлогах, а вторая – о приставках. За каждый правильный ответ вы получаете бонусы.
Что такое приставка?
Что такое предлог?
Для чего служат?
Как пишутся со словами?
Как различить?
С какими частями речи употребляются? (Употребляется с разными частями речи: существительным, прилагательным, глаголом и др. Предлог не употребляется с глаголом)
Постарайтесь запомнить эти правила, потому что они вам пригодятся при выполнении заданий.
IV. Физминутка. (Слайд 8).
А сейчас после трудных исследований можно немного отдохнуть.
Фрагмент танца «Учитель танцев».
V. Закрепление знаний.
Игра «Найди предлог». (Слайд 9).
Игра «Составь словосочетания».
Задание: из данных слов составить словосочетание. Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. Выделить предлог и приставку. Обобщить: В слове «написал» приставка «на», потому что - ….
Читал, середина.
Лез, окно.
Бросился, еда.
Крыл, стол.
Сколько здесь словосочетаний? (Четыре)
Прочитайте второе сверху, третье, последнее, четвертое снизу. Запомните их порядок.
VI. Упражнение для глаз. (Слайд 10)
А теперь, давайте выполним упражнения для глаз. Сядьте прямо, следите за вертолетом, не отрывая глаз.
VII. Работа в тетрадях.
(Слайд 11)
А сейчас открываем тетради и записываем число и тему занятия.
1. Задание на отсроченное запоминание:
Вспомните словосочетания, которые мы составляли. Напишите первое и третье словосочетание. Проверьте.
2.Игра «Умники и умницы»
Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и интеллекте. Представьте себя участником этой передачи . (Слайд 14)
Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради:
Желтая дорожка:
Отец (на)писал адрес (на)конверте.
Лодка (от)чалила (от)берега.
Зеленая дорожка:
(по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела
Красная дорожка:
Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги.
Всадник (…)вязал лошадь (…) дерева и (..)скочил (..) седло.
Проверка:(
Кто выбрал зеленую дорожку?
Желтую? Красную?
Сравните свою работу с образцом.(На слайде) (Клик)
Исправьте ошибки, если они есть.
Составьте предложения по данной картинке, используя различные предлоги. И еще одно условие: в каждом предложении используйте имена прилагательные. Запишите одно из них. Взаимопроверка.
Работа в группах.
Игра «Рассыпалось предложение».
Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями.
Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)
Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение. Пожалуйста, не перемешайте слова со словами из другого конверта. Сначала соберите одно, а потом принимайтесь за другое. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, получит приз.
Затем проверяем предложения и записываем 1 наиболее понравившееся предложение победившей команды (с проговариванием). Слайд.
VIII. Итог:
А теперь давайте подведем итоги нашего урока.
Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)
Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно)
Как различить предлог и приставку?
Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности?
Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишье:
Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда.
Предлоги от слов «удаляются» - в словах не найти им следа.
Пароль на выход.
А выводы за вас сделает компьютер. Мы выполним тест и узнаем, как вы усвоили материал. Компьютер оценит вашу работу.
Наше занятие закончилось.
Большое спасибо за работу.
Список использованной литературы:
Ефименкова Людмила Николаевна.
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 336 с. : ил. - (Коррекционная педагогика).
Лалаева, Раиса Ивановна
.
Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособ. / Р.И. Лалаева. - СПб. : СОЮЗ, 1998. - 221 с.
Юрова Е.В.
Коррекция письменной речи: Логопедия: Пособие для начальной шк. / Е.В. Юрова. - М. : Аквариум, 1998. - 208 с. : ил.
Ястребова А.В.
Учителю о детях с недостатками речи: [Для учит. нач. кл.] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М. : АРКТИ, 1996. - 159 с. : 8 л. прилож. - (Б-ка практикующего логопеда).