Доклад комиссии общественной палаты российской федерации по социальной и демографической политике. Социально-демографическая политика рф Дайте характеристику социальной и демографической политики

Рептилии

Демографическая политика -- целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру.

В широком смысле демографическая политика -- это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу "материнского капитала", а также пособия и льготы по рождению ребенка. В демографической политике в России участвуют и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации. В качестве примера можно привести фонд Русские, выдвинувший Концепцию демографического развития России. Российский совет предпринимателей и промышленников России также имеет Комитет по социальной и демографической политике, который возглавляет Д. М. Якобашвили и который пока, впрочем, ничем себя не проявил. Кроме того, имеется много инициативных групп и отдельных граждан, которые выдвигают собственные идеи по поводу путей решения демографической проблемы.

В программном послании президента Федеральному собранию прозвучал тезис о серьёзности и даже катастрофичности демографической ситуации в стране.

Недавно была опубликована "Концепция демографической политики России до 2015 года", она разработана под руководством одного из ведущих демографов - Л. Рыбаковского. Правительство одобрило в основном концепцию демографической политики до 2015 года.

Признание катастрофичности демографического положения страны требует сегодня немедленной активизации политики поощрения рождаемости, принятия программы, которая в равной мере основывается как на национальных интересах, так и на тех семейных ценностях, которые мог бы свободно принять любой человек. В настоящей Концепции формулируются основные направления демографической политики, а также меры, которые способны возвратить семье ее главную функцию воспроизводства поколений и социализации потомства. Эти меры должны быть системными и постоянно действующими, реализуемыми в разных сферах - прежде всего в законодательной, социальной и экономической. Предполагается всяческое возвышение семьи как семейного производства с многообразными по форме инвестициями в то, что называется "человеческим капиталом" .

Пронаталистская (т.е. направленная на увеличение рождаемости) политика доходов--налогов--кредитов во много раз демографически эффективнее политики пособий, хотя и предполагает фундаментальную переоценку критериев распределения национального продукта, а также пересмотр приоритетов национального бюджета. Она потребует значительных финансовых вложений, однако при этом следует учесть экономию на статьях расходов, связанных с нынешним кризисом семьи, в частности с расходами на репрессивный и пенитенциарный аппарат, с расходами на аппарат органов социального обеспечения детей и пожилых, с социальными затратами, создаваемыми старением населения, с переориентацией всего народного хозяйства на нужды старых поколений.

Просемейная политика радикального повышения ценности семьи с детьми, повышения престижа семейно-родственных ролей в сравнении с профессиональными ролями личности предлагает населению действительный выбор между семейно-детным и одиночно-холостяцким образом жизни. Устранение материального ухудшения жизни при рождении детей выносит проблему рождаемости и семьи за пределы уровня жизни, наполняет ее ценностным содержанием, определяющим смысл существования. В Концепции дается характеристика мер повышения потребности семьи и личности в детях, а также мер, направленных на улучшение условий реализации имеющейся у населения потребности в детях.

Новая демографическая политика государства предлагает индивидам на выбор различные модели семьи и семейного образа жизни, поддерживает те из них 1 , которые отвечают стратегическим интересам государства. Это означает, что оно стремится не только к ликвидации негативного хода демографических процессов, но и к такому воздействию на процессы воспроизводства населения, которое в полной мере соответствовало бы обществу демографического и социального благополучия .

Также был разработана национальная программа.

Демографическое развитие России: проект национальной программы.

Цель - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140--142 млн. чел. С обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми.

Улучшение здоровья населения и снижение смертности.

Привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию.

Улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам.

Ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны.

Формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Государственная политика в соответствии с Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:

обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;

приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;

дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;

приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР -- представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации;

обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;

дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков .

К пленарному заседанию

Общественной палаты Российской Федерации

по вопросу

«Социальная безопасность – основа социальной политики»

ДОКЛАД

Комиссии Общественной палаты Российской Федерации

по социальной и демографической политике

г. Москва

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Социальная безопасность – неотъемлемая часть национальной безопасности и фактор развития

Рассмотрение на Пленарном заседании Общественной палаты РФ проблемы социальной безопасности как основы социальной политики является актуальным и своевременным. Обеспечение социальной безопасности является одной из ключевых задач национальной социальной политики, важным фактором успешного развития нашей страны.

Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, семьи и общества от внутренних и внешних угроз. Ее объектами являются все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни в Российской Федерации, регулируемые национальной социальной политикой.

До недавнего времени социальная политика была бессистемна, ориентирована преимущественно на смягчение особенно негативных социальных последствий проводимых реформ. Отсутствовали перспективное целеполагание и четкая стратегия социального развития страны и российского общества.

В отсутствие стратегии социального развития социальная политика финансировалась по остаточному принципу. В ней слабо были представлены аспекты социальной безопасности. Следствием этого явились низкая продолжительность жизни, высокий уровень бедности, неоправданно высокие социальное неравенство и межрегиональные различия качества и уровня жизни населения. Снизились качество образования и здравоохранения, а также общий уровень духовности и культуры в нашем обществе.

В 2000 году Указом Президента Российской Федерации № 24 была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, представляющая собой систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и Российского государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней было обращено внимание и на социальные аспекты безопасности и такие последствия социального кризиса, как резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения. Но в целом вопросы социальной безопасности не нашли в ней должного отражения, а само понятие не применялось.

Между тем, социальная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности. Современная социальная политика во все большей мере должна строиться на принципе социальной безопасности, нацеленном на защиту жизненно важных интересов населения России и социальных факторов, определяющих стабильное развитие нашего общества и экономики страны.

Место и роль социальной безопасности в стратегии национальной безопасности необходимо коренным образом пересмотреть. Социальная политика должна быть направлена не столько на преодоление последствий тех или иных социальных болезней, сколько на предотвращение причин их появления, на устранение причин существующих негативных социальных явлений, причин возникновения социальных рисков, затрагивающих большинство нашего населения, обеспечение декларированных социальных гарантий .

Социальная безопасность, как основа социальной политики, это не только предотвращение опасности обществу в целом, сколько такое его состояние, которое позволяет каждому человеку, семье, различным социальным группам в полной мере реализовывать и наращивать свой созидательный потенциал, обеспечивать себе и своей семье, ныне живущим и будущим поколениям высокий уровень и качество жизни.

Поэтому, качественный рост человеческого потенциала, является основным фактором устойчивого экономического и социального развития России.

Это означает, что социальные технологии должны строиться, исходя из задач обеспечения социальной безопасности граждан и государства, предотвращения необходимости крупномасштабного устранения угроз общественной и экономической стабильности и социального неблагополучия.

Новый политический курс современной России связан с именем Президента. В стране и обществе произошли существенные позитивные перемены. Современный этап социально-экономического развития страны характеризуется политической и институциональной стабильностью, укреплением новой социальной структуры общества, впечатляющими достижениями в финансовой обеспеченности государства, подъемом качества и уровня жизни населения, улучшением делового климата, формированием цивилизованного рынка и правового государства.

Важнейшим положительным результатом развития страны в последние годы стал рост уверенности людей в возможности достижения собственной деятельностью желаемого уровня и качества жизни. Три года назад в качестве эффективного инструмента осуществления социальной политики были предложены приоритетные национальные социальные проекты, реализация которых непосредственно связана с именем нового президента нашей страны. Национальные проекты стали важным политическим инструментом привлечения внимания всех уровней власти, научной общественности и гражданского сообщества к решению важнейших национальных проблем здравоохранения, образования, жилищной сферы, сельского хозяйства и демографии. Они продемонстрировали эффективность для достижения конечных результатов высокой степени политического контроля над их осуществлением; публичности и персональной ответственности за реализацию поставленных задач; целевого расходования бюджетных средств; создания специализированного органа управления . Приоритетные национальные проекты придали мощный импульс развития реальной социальной политики в России.

Вместе с тем, социальная политика очень многомерное и многофункциональное понятие и логика его освоения не может быть исчерпана исключительно проектной деятельностью . А это значит, что в первую очередь нам нужны четко определенные цели социальной политики и те задачи, которые она должна решить, нужны стратегии развития, которые были бы конкретизированы в программах.

Все это привело к необходимости выдвижения долговременных целей социального развития страны, выработки принципов формирования стратегии социального развития. На заседании Госсовета Российской Федерации, посвященном стратегии развития страны до 2020 года были сформулированы три основные стратегические задачи социального развития:

Создать общество равных возможностей;

Сформировать мотивации для инновационного развития;

Обеспечить экономический рост за счет повышения производительности труда.

Поэтому совершенно не случайно появился проект Концепции социально – экономического развития до 2020 года, направленный на решение стратегических задач социального развития. После его принятия он, объединит ранее проводимую работу по повышению качества и уровня жизни населения в четкую социальную и экономическую стратегию развития нашего общества.

Этот проект рассматривался на Пленарном заседании палаты с приглашением Министра экономического развития. В рекомендациях палаты отмечалось, что при правильной постановке целей социального развития, в проекте не хватает обоснованности решения целого ряда крупных социальных проблем, ресурсного обеспечения, а порой, и конкретики. Не во всем были обоснованы траектории достижения намечаемых целей социального развития. Меры, обеспечивающие реализацию выдвинутых задач, нуждались в серьезной доработке. На стадии обсуждения документа Общественная палата предложила к ее редакции около сотни предложений, поправок и дополнений.

В обновленной августовской версии проекта Концепции социально-экономического развития Российской Федерации замечания Общественной палаты нашли лишь частичное отражение. Многие существенные предложения остались неучтенными. Они либо не вписывались в предложенную модель совершенствования социальной политики, либо опережали авторов проекта Концепции в представлении о перспективах развития отдельных направлений социальной жизни страны, либо выходили за рамки представлений разработчиков о том, что должна включать в себя Концепция.

Во­-первых . Не учтены предложения об усилении участия организаций гражданского общества в реализации намеченных перспектив. Концепция социально-экономического развития недостаточно нацелена на поддержку самоорганизации общества, на укрепление гражданских инициатив, на обеспечение дееспособности некоммерческого сектора.

Во-вторых. В представленном варианте Концепция, по – прежнему, не достаточно акцентирует внимание на преодолении значительной дифференциации российского общества по качеству и уровню жизни, не предусматривает обоснованных механизмов сокращения имущественных, территориальных, информационных и иных разрывов между слоями населения, расширения прав и свобод трудящихся.

В-третьих. Без учета остались замечания Общественной палаты по конкретным проблемным направлениям. К ним относятся сфера культуры, средства массовой информации , состояние экологического контроля, положение военнослужащих.

В-четвертых. Не учтены пожелания по совершенствованию самого института власти. Авторы Концепции не смогли определить критерии, по которым можно было бы оценивать продвижение к построению социального государства, на что указывала Общественная палата.

И, наконец. В доработанном варианте Концепции не достаточно обоснована политика доходов, жилищная политика, социальные стандарты отнесения населения к среднему классу и возможности достижения его доли 50 – 60 процентов от общей численности населения страны.

2. Социальные стандарты качества и уровня жизни – важный инструмент эффективной социальной политики

Решение задачи повышения социальной безопасности страны и реализация стратегии социального развития должны опираться на систему социальных стандартов качества и уровня жизни населения. Общество должно четко знать, каково оно в настоящее время и к каким стандартам жизни будет стремиться в обозримом будущем.

Социальные стандарты – это ценностные представления общества о достойных качестве и уровне жизни: об уровне минимальных государственных социальных гарантий и индикаторах достижения средних и высоких стандартов жизни. Это система взаимосвязанных критериальных нормативов повышения качества жизни от приемлемого к хорошему, от хорошего к лучшему и еще более высокому.

Социальные стандарты качества и уровня жизни должны быть разработаны и установлены в соответствии с международными принципами и подходами по прекращению процесса воспроизводства бедности, обеспечению конституционных гарантий доступа населения к социальным услугам, созданию условий для развития человеческого потенциала.

Разработка и внедрение единой системы государственных социальных стандартов; низкого, среднего и высокого качества и уровня жизни предполагает слом укоренившегося стереотипа мышления, состоящего в том, что государство должно ориентироваться лишь на минимальный уровень государственных социальных гарантий. Положительно оценивая значение таких законодательных актов для формирования государственной социальной стандартизации , необходимо осознавать их ограниченность.

Социальное государство призвано утвердить приоритетными социальными ориентирами не минимальные , а оптимальные социальные стандарты качества и уровня жизни и всемерно содействовать их разработке и законодательному оформлению. Социальные стандарты качества и уровня жизни должны обеспечивать представителям различных социальных групп равные социальные стартовые возможности, перспективы социальной горизонтальной и вертикальной мобильности, возможности для саморазвития. Без этого нельзя обеспечить расширенное воспроизводство человеческого потенциала.

Поскольку основным субъектом ответственности за состояние общества является государство, координация им совместной деятельности государственных структур, научных организаций и институтов гражданского общества по разработке и внедрению системы социальных стандартов качества и уровня жизни должна быть значительно активизирована.

Общественная палата РФ как институт, призванный обеспечить эффективный диалог гражданского общества и государства, с самого начала своей деятельности вносит свой вклад в решение этих проблем. Комиссия палаты по социальной и демографической политике стала реальной и площадкой где на регулярной основе ведется обсуждение и поиск решения данных проблем представителями различных институтов (государственных, общественных, научных, бизнеса) и в различных форматах. По - сути, она уже является центром притяжения и собирания идей, обладает наработками, проведенными рядом научно-исследовательских и образовательных институтов, российскими регионами.

Вопросы разработки и законодательного оформления системы социальных стандартов качества и уровня жизни неоднократно обсуждались в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации в рамках взаимодействия Комиссии общественной палаты по социальной политике с Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей. Эта тема докладывалась в Санкт – Петербурге (2008 год), а также в рамках Совета по приоритетным национальным проектам при Президенте Российской Федерации.

Высокий статус Общественной палаты позволяет привлекать к экспертной работе лучшие профессиональные силы страны, организовывать привлечение средств под гранты на актуальные исследовательские работы, включая проведение социологических опросов населения. Общественная Палата вполне может расширить социальную экспертизу законопроектов и ход их реализации, осуществлять подготовку ежегодных докладов по профильной проблематике, - как комплексных, так и тематических содержащих анализ реальной ситуации и рекомендации. Важное направление работы – просветительское, информационное. Становясь одним из центров разработки социальных стандартов качества жизни, Общественная Палата может аккумулировать уникальную общественно значимую информацию по этой проблематике, что повысит эффективность ее влияния на рост уровня и качества жизни людей.

Система социальных стандартов качества и уровня жизни должна быть многоуровневой и районированной, включая в себя обязательную часть в виде пакета гарантируемых государством на определенном уровне на всей территории РФ услуг, который граждане должны получать на безвозмездной и безвозвратной основах. При этом в виде отдельной задачи должна быть сформулирована система социальных стандартов для сельской местности и удаленных регионов.

Но государство не должно нести это бремя в одиночку. Необходим разветвленный механизм социальной ответственности и регулирования социальных процессов, включающий и деловые круги, и самих работников и их объединения, и домашние хозяйства (семью), и другие институты гражданского общества (благотворительные организации, церковь).

Установление и применение системы социальных стандартов качества и уровня жизни должно быть направлено на обеспечение социальной безопасности, удовлетворение важнейших потребностей населения в социальных услугах, усиление государственной поддержки развития социальной сферы, выравнивание уровня социального развития на территориях субъектов Российской Федерации; концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной социальной политики; планирование и организацию предоставления гарантируемых социальных благ и услуг; оценку и контроль за деятельностью учреждений и организаций, осуществляющих их реализацию.

Социальные стандарты должны конкретизировать, как минимум, следующие направления социальной стратегии:

стандарты социальной структуры , предусматривающие существенное сокращение дифференциации населения по материальному признаку, преодоление бедности и сокращение малообеспеченности, количественные и качественные параметры массового среднего класса;

стандарты роста человеческого потенциала , отражающие ответственность государства за сбережение населения и рост продолжительности его жизни, уровень образования;

стандарты уровня жизни, направленные на повышение покупательной способности населения, снижения доли расходов семьи (домохозяйства) на удовлетворение первичных, жизненно необходимых потребностей и увеличение доли этих расходов на удовлетворение более высоких ее потребностей, включая и потребность в комфортном и благоустроенном жилище;

стандарты качества трудовой жизни, включающие стандарты занятости населения в различных отраслях экономики; сокращения ручного тяжелого труда и роста высококвалифицированного труда; роста уровня квалификации работника и производительности его труда; оплату труда , предусматривающую ее минимальный размер не ниже двух размеров прожиточного минимума; безопасность труда;

стандарты защищенности семьи, материнства (отцовства), детства и отрочества, направленные на создание условий для безопасного рождения детей, сокращения детской и материнской смертности, для полноценного воспитания детей и подростков, преодоления жестокости и насилия в семье, бытового пьянства, для обеспечения достойного уровня жизни детям-сиротам, инвалидам, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

стандарты услуг здравоохранения , обеспечивающие широкую доступность для населения всех видов медицинской помощи, включая и доступность для бедных и малообеспеченных слоев населения дорогостоящих медицинских услуг;

образовательные стандарты, предусматривающие реальную доступность для новых поколений получения среднего профессионального образования , обеспечения условий для непрерывного образования взрослых;

стандарты услуг учреждений культуры и спорта, направленные на расширение сети этих учреждений, увеличение спектра их услуг и доступность для всех социальных и возрастных групп населения;

экологические стандарты, направленные на существенное улучшение окружающей среды.

Необходимо возложить координацию разработки системы социальных стандартов качества и уровня жизни на базовый научно – исследовательский центр, приняв соответствующие государственные решения. Считаем, что им вполне мог бы быть Всероссийский центр уровня жизни, у которого есть богатый опыт решения этих проблем. Надо привлекать к разработке социальных стандартов качества и уровня жизни лучшие профессиональные силы страны и зарубежных специалистов.

Предметом экспертиз могли бы стать законодательные акты (проекты), принимаемые решения государственных органов, общественные инициативы, те или иные аспекты социальной политики федерального и регионального уровня.

Важным направлением экспертной работы могла бы стать подготовка ежегодных докладов по профильной проблематике, - как комплексных, так и тематических (по сквозным проблемам, например, «Бедность в России», по отдельным регионам, социальным группам и т. д.), содержащих анализ реальной ситуации и рекомендации.

Одним из приоритетных направлений экспертов должно стать изучение и обобщение разностороннего зарубежного опыта в области разработки социальных стандартов качества и уровня жизни и социальной защиты населения, государственной социальной стандартизации. При этом речь должна идти не только о теории, а в первую очередь о государственной и общественной практике в этой области, механизмах, которые позволяют реализовать соответствующие цели применительно к конкретному человеку.

3. Необходимость развития социального законодательства и

разработки Социального Кодекса Российской Федерации

Предполагается, что Социальный кодекс должен включить в себя обязательства государства в социальной сфере: здравоохранении, образовании, культуре, жилищно–коммунальном обслуживании, пенсионном обеспечении, предоставлении государственных пособий по социальному, медицинскому страхованию, социальной защите населения и др. Социальный кодекс должен стать законом прямого действия, снять необходимость принятия многочисленных подзаконных актов и способствовать преодолению разобщенности социального законодательства.

Подобная мера будет способствовать социальному устройству нашего государства, укрепит гражданскую позицию населения и стимулирует самоидентификацию человека, как гражданина.

4. Политика по отношению к решению основных проблем обеспечения социальной безопасности

4.1. Демографическая ситуация. В последние годы здесь наметились положительные сдвиги. За 2006 и 2007 годы рождаемость увеличилась на 10%, а смертность сократилась на такую же величину. В результате естественная убыль населения за этот период сократилась практически вдвое, в 1,8 раз.

В первом полугодии текущего года в стране родилось на 60 тысяч детей больше, чем в соответствующий период прошлого года. Увеличивается и число субъектов Российской Федерации, в которых наблюдается естественный прирост населения . Рождаемость в наибольшей степени увеличилась в Южном федеральном округе, а также в Уральском и Сибирском округах, особенностью которых выступает относительно молодой состав населения. Естественная убыль населения в Южном округе превратилась в естественный прирост, а в Уральском и Сибирском округах сократилась в 3,7 и 3,0 раз соответственно. Наибольшее сокращение смертности за этот период произошло в Сибирском и Дальневосточном округах, что в том числе связано и с миграцией населения.

Но федеральные и региональные органы власти, общество в целом не должны успокаивать себя достигнутыми результатами: демографическая ситуация в стране продолжает оставаться неудовлетворительной. Процесс сокращения численности населения продолжается. На 1 июля 2008 г. она составила 141,9 миллионов человек, снизившись за год почти на 200 тысяч человек. Суммарный коэффициент рождаемости, показывающий, сколько детей могло бы родиться у женщины в возрасте 15-49 лет при существующем для данного года уровне рождаемости, весьма далек от коэффициента простого замещения.

Многие эксперты утверждают, что меры, принимаемые правительством по улучшению демографической ситуации в стране, недостаточно эффективны и не спасут Россию от вымирания, поскольку относительный рост рождаемости связан с очередной демографической волной. И, главное, даже в случае развития ситуации по самому оптимистическому сценарию к 2010 году рождаемость лишь достигнет уровня 1993 года, который был одним из самых низких на рубеже х. Сохранение существующих тенденций, таких как низкая рождаемость и высокая смертность, может привести к тому, что численность населения России к началу 2025 года сократится до 125-135 млн. человек, а к 2050- до 100 млн. человек, в то время как Концепция демографического развития России ставит своей целью увеличение численности населения до 145 миллионов человек к 2025 году.

Такой малоутешительный прогноз вновь обострил дискуссию о целесообразности материальной поддержки рождаемости в бедных и малообеспеченных семьях, поскольку это лишь воспроизводит и увеличивает бедность в стране: 43% детей уже живет в семьях, чей достаток ниже прожиточного уровня, а на малообеспеченные семьи приходится половина всех родившихся детей. Мы не разделяем и не можем разделять антигуманную позицию отказа от поддержки рождаемости в бедных и малообеспеченных семьях, свидетельствующую о том, что для отдельных даже высокообразованных людей жизнь человека пока что не стала подлинно высшей ценностью.

Практика уже доказала высокую эффективность мер экономической поддержки семей с детьми, которые наряду с достигнутой общей экономической стабильностью создали необходимые экономические и психологические предпосылки для увеличения рождаемости в стране.

Вместе с тем, мы разделяем глубокую озабоченность тем, что вступление в предстоящем десятилетии в репродуктивный возраст крайне малочисленных поколений, родившихся в 90-е годы прошлого века, угрожает спадом рождаемости, преодоление которого невозможно без стабильно растущей поддержки и внимания со стороны государства.

Смертность , в особенности смертность населения трудоспособного возраста, сохраняется на высоком уровне. В первом полугодии этого года смертность увеличилась относительно соответствующего периода прошлого года на 8,9%,. На каждую тысячу населения умерло более 15 человек, т. е. свыше одного миллиона наших сограждан. Рост смертности произошел, прежде всего, в результате роста смертности от болезней системы кровообращения, который превысил некоторое сокращение смертности от внешних причин (- 5,8%).

Высокая смертность в России прямо связана с пьянством и алкоголизмом. Чрезмерное употребление алкоголя обуславливает 68 % смертей от циррозов печени и 60 % от панкреатитов, 23 % смертей от сердечно-сосудистых заболеваний. Этиловый спирт оказывает повреждающее влияние на будущее потомство. При алкоголизме матери алкогольный синдром плода формируется у 43,5% детей, при алкоголизме обоих родителей доля детей с алкогольным синдромом плода возрастает до 62 %. Россия имеет один из самых высоких уровней потребления алкоголя в мире. По официальным данным, уровень потребления алкогольных напитков составляет в России в пересчете на безводный спирт 10 литров на взрослого человека, а по оценкам экспертов – 14−15 литров. Критическим для здоровья нации считается уровень 8 литров. При этом среди стран с наибольшим потреблением алкоголя Россия выделяется катастрофическим уровнем алкогольной смертности.

По официальным данным, в 2005 г. в России насчитывалось 3.4 миллиона наркологических больных, в том числе больных алкоголизмом – 2.3 миллиона человек. По неофициальным данным, число лиц, больных алкоголизмом, достигает 5 млн. человек (каждый 28-й житель страны!). При этом мужчины страдают от алкоголизма в 5 раз чаще женщин.

В странах, где алкоголь употребляется преимущественно в виде вина (Франция, Италия и др.) или пива (Германия, Чехия, Ирландия и др.), алкогольная смертность на порядок ниже, чем в России, где, по данным опросов, доля потребления крепких алкогольных напитков составляет около 70% (по официальным данным свыше 50%). Существует прямая зависимость между уровнем потребления крепких алкогольных напитков в общем объеме потребления алкоголя и средней продолжительностью жизни мужчин и женщин в той или иной стране.

В странах с высоким уровнем потребления алкоголя, но преимущественным потреблением вина или пива мужчины живут в среднем на 6–8 лет меньше, чем женщины, в странах с высокой долей потребления крепких алкогольных напитков этот разрыв составляет 10 и более лет, в России – 14 лет.

Высокий уровень потребления алкоголя населением непосредственно влияет на уровень преступности. В России около 72 % убийств связаны с употреблением алкоголя, по этой же причине происходят, по разным оценкам, от 30 до 42 % самоубийств. Частота совершения самоубийств больными алкоголизмом превышает таковую в общей популяции в 75 раз.

Для эффективного влияния на рождаемость необходимо найти действенные методы обеспечения жильем молодых семей с детьми. Современная экономическая ситуация позволяет государству выделить для этого необходимые ресурсы.

Для улучшения их жилищных условий необходимо использовать все возможности: предоставление жилья на условиях аренды по социально оправданным (льготным по отношению к рыночным) расценкам при рождении второго ребенка и последующих детей, механизм льготного кредитования покупки жилья и др. Опыт 80-х годов прошлого столетия убедительно подтверждает высокую эффективность решения демографической проблемы через стимул улучшения их жилищных условий.

Повышение качества жизни семей с несовершеннолетними детьми непосредственно связано с улучшением их общественного воспитания. Перепрофилирование многих детских садов в 90-е годы при отсутствии должного финансирования развития их сети в последние годы создало их острый дефицит. По экспертным оценкам сейчас в этих типах учреждений не хватает около 1 млн. мест. В настоящее время решение этой задачи возложено на региональные и местные власти. Считаем, учитывая масштабы проблемы, что к ее решению должно подключиться государство.

Необходимо увеличить налоговые льготы работникам, имеющим несовершеннолетних детей, размер которых в настоящее время ничтожен и рассчитан лишь на наименее обеспеченных граждан. Современная льгота – 700 рублей ежемесячно на каждого ребенка до достижения работником суммарного денежного дохода 20 000 рублей носит скорее символический характер, не меняя фактически материальное положение семьи с детьми, находящимися на иждивении.

Завершается Год семьи. Подведение итогов работы общественных организаций, результатов социологических исследований , мониторинга социально-экономического положения семей, законодательства и правоприменительной практики требует обобщения. Эта работа может стать темой отдельного доклада Комиссии для Общественной палаты.

4.2. Широкое распространение бедности, высокие социальное неравенство и поляризация в доходах и уровне жизни жителей разных регионов и типов поселений . Здесь также очевиден прогресс, но доля бедных семей еще очень велика. По данным, полученным по методике Росстата, доля населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума, который в нашей стране определяет лишь возможность нищенского существования, составляет в настоящее время около 13%. По данным бюджетных обследований, она существенно выше. И лишь примерно половина российских жителей имеют доходы выше восстановительного потребительского бюджета , который является нижним порогом социального благополучия семьи и должен служить ориентиром социальной политики на ближайшие годы.

Глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую часть малоимущих граждан создает угрозу социальной безопасности России.

Особенно низкий уровень жизни у неработающих пенсионеров, инвалидов и семей с несовершеннолетними детьми. Помимо того, что такой уровень бедности недопустим для социально ориентированной страны, провозгласившей в Конституции социальное государство и имеющей достаточный экономический потенциал, это порождает нездоровый морально-психологический климат, неравные стартовые возможности молодежи, стрессы у населения.

Поставленная в проекте Концепции социально-экономического развития страны задача сделать основную часть населения «средним классом», как в других развитых странах, требует кардинального увеличения доходов большинства семей. Ведь в настоящее время даже наиболее богатая 10 % часть российских семей тратит в среднем на покупку продуктов для домашнего питания большую долю семейного бюджета , чем средняя семья, проживающая в Германии и США.

Сохраняется значительное расслоение населения по уровню доходов. По данным за I полугодие 2008 г. у 20% наиболее богатого населения концентрировалось 47,2% денежных доходов. Причем, за последние годы происходило дальнейшее перераспределение доходов в пользу наиболее богатой части населения. Одна из главных задач в области повышения социальной безопасности заключается в том, чтобы устранить дисбаланс между теми людьми, которые живут очень хорошо и получают огромные доходы, и теми нашими гражданами, которые живут пока очень бедно.

На одном полюсе благополучия находятся Москва, Санкт-Петербург, ряд других крупных городов, а также регионы, специализирующиеся на добыче экспортируемого сырья и его первичной переработке, на другом – большинство субъектов Российской Федерации с ранее развитой обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством.

Так, в мае 2008 г. денежные доходы на душу населения составили:

в Москве – 34,8 тыс. руб.

· текстильном и швейном производстве – 48,1%;

· образовании – 65,8%;

· здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 75,8%.

В последние годы развитие страны вызвало спрос на рабочую силу в обрабатывающей промышленности. Заработная плата в этих отраслях росла быстрее, чем в экономике в целом. Несколько более высокими темпами росла заработная плата и в отраслях социальной инфраструктуры . Но этого явно недостаточно, чтобы преодолеть сложившееся огромное отставание в оплате труда занятых в этих сферах.

Необходимо создавать условия для опережающего повышения уровня доходов трудоспособного населения, занятого в обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве. Этого можно достичь через приоритетную поддержку этих секторов экономики государством, развитие конкурентной среды, малого и среднего бизнеса.

Инновационное развитие нашей страны невозможно без кардинального повышения заработной платы в бюджетных отраслях: в науке, в образовании, здравоохранении и культуре. Отставание социальной сферы по уровню доходов своих работников неизбежно приведет к деградации этих важных отраслей, обеспечивающих развитие человеческих ресурсов, здоровья, культуры и интеллектуального потенциала страны.

В преодолении бедности, сокращении разрыва в доходах социальных слоев, снижении межрегионального неравенства в качестве и уровне жизни населения, значительном повышении покупательной способности личных денежных доходов состоит одна из главных задач социальной политики.

4.3. Низкая обеспеченность жильем значительной части российских семей. Крайне остра для многих российских семей жилищная проблема. Ее остроту характеризует тот факт, что в очереди на получение бесплатного жилья находится около 3 млн. семей. Быть включенным в эту очередь можно лишь при крайне тяжелых жилищных условиях (как правило, имея менее 5 кв. м. жилой площади на человека) и обеспечение им остро нуждающихся растягивается на долгие годы. Ежегодно в г. г. доля семей получивших жилье и улучшивших жилищные условия составляла лишь около 4 % числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Еще велика доля используемого аварийного жилья, фактически непригодного для проживания в цивилизованных условиях.

Общая площадь жилых помещений в расчете на одного жителя составляет в городской местности России немногим более 21 кв. метра. При этом наименее обеспечено жильем относительно бедное население. Так, по 20 % доходным группам сложилось такое распределение обеспеченности жильем:

Таблица

Распределение обеспеченности жильем

по различным доходным группам в 2006 году (в %)

Доходные группы /

Наиболее бедная

Наиболее богатая

До 9 кв. м.

(Крайне низкая)

До 15 кв. м

При этом необходимо учесть, что группа хорошо обеспеченных жильем наиболее бедного населения формируется преимущественно за счет одиноких пенсионеров.

Значительную часть жилья составляет жилой фонд, построенный в 1946-70 г. г.. Многие типовые многоквартирные дома тех лет рассчитаны на удовлетворение минимальных потребностей населения и морально устарели. Значительная его часть требует капитального ремонта .

Концепция жилищной политики, зафиксированная в Жилищном кодексе, и высокая стоимость жилья делают фактически невозможным улучшение жилищным условий большинством россиян. Низкая современная обеспеченность жильем, являющейся одной из объективных характеристик «среднего класса», при более чем скромных перспективах улучшения жилищных условий широкими слоями населения делает весьма проблематичной намеченное Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации, превращение «среднего класса» в основную часть нашего общества.

Во многих российских регионах строительство жилья для широких слоев населения по сравнению с дореформенным периодом резко сократилось. В последние годы в жилищном строительстве наметились позитивные сдвиги. Но их недостаточно для решения жилищной проблемы, особенно вне нескольких относительно благополучных регионов.

Характерно, что из числа семей, неудовлетворенных своими жилищными условиями по данным за 2006 год 79,4 % не планируют улучшить свои жилищные условия. Причем, доля тех, кто не считает возможным их улучшить, ежегодно увеличивается.

Отставание особенно очевидно из сопоставления с некоторыми зарубежными странами. Ввод в действие жилых домов в относительно хорошо обеспеченной жильем Франции составил в 2004 году 0,68 кв. м. общей площади на одного человека, в Чехии -0,42, в России в 2006 году -0,38 кв. метра. Средний размер построенных квартир составляет в Швеции 101 кв. м, в США – 200 кв. м., Франции – 120 кв. м. в России – 83.кв. м.

Выход видится в параллельном, поддержанным законодательно и с помощью льготного налогообложения, развитии формы предоставления жилья на условиях аренды, которая может предоставляться как местными властями на льготных условиях определенным категориям населения (например, молодым семьям с детьми или работающим в бюджетных отраслях), так и на чисто рыночных условиях. Последняя форма имеет также преимущество в виде реальной возможности вовлечения в строительный комплекс средств населения и, с одной стороны, повышения тем самым его доходов, а с другой – снижение масштабов их поступления на рынок потребительских товаров и услуг и, соответственно, уровня сопутствующей ему инфляции, а также воздействия на рыночную стоимость жилья в сторону его понижения.

Особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено государством жилищному строительству в малых и средних городах России. Без его целевой поддержки возможности улучшения жилищных условий населения в них мизерны и полярность в качестве жизни населения разных типов поселений будет лишь возрастать.

Одной из важнейших задач жилищного строительства является обеспечение жильем военнослужащих. Мы ниже специально вернемся к этой проблеме.

Специфической проблемой России является обеспечение жильем граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за счет средств федерального бюджета. В соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

В первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;

Во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 11 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

В третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

В четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

В пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В настоящее время финансовыми ресурсами, причем не в полной мере, обеспечивается выезд лишь первых двух категорий северян. Такая ситуация недопустима, особенно при значительном профиците федерального бюджета.

Острой и нерешенной является проблема низкого качества жилища. Отставание России по этим параметрам от развитых зарубежных стран со схожими природно – климатическими условиями разительны. Ниже в качестве примера приводится сопоставление с аналогичными показателями Финляндии.

Таблица

Обеспеченность жилых помещений основными видами благоустройства (в %)

Жилые помещения оборудованные

Финляндия (2004 г)

Критического уровня достигла изношенность ранее построенных коммуникаций. Протяженность тепловых паровых сетей, нуждающихся в замене в городской местности за г. г. возросла с 20,8 тыс. км. до 34,4 тыс. км., водопровода с 48.2тыс. км. до 62.4 тыс. км., аварийной канализации с 19.5 тыс. км. до 32,5 тыс. км.

Завершая рассмотрение этой проблемы, хотим подчеркнуть, что вопросы жилищной обеспеченности считаем недостаточно проработанными и проекте Концепции социально – экономического развития страны до 2020 года. На их решении надо сосредоточить еще больше ресурсов, привести в действие все выверенные отечественной и международной практикой механизмы.

4.4. Низкие уровень и качество жизни пенсионеров. Средства пенсионной системы формируются всем работающим населением. Проблема уровня жизни пенсионеров является общенациональной проблемой. Численность пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном Фонде Российской Федерации, составила на конец 2007 г. 38,5 млн. чел. Она неоднородна по своему материальному положению. Определяющим признаком здесь является их занятость. Положение пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность и имеющих дополнительные доходы, сравнительно лучше. В наиболее неблагоприятном положении находятся пенсионеры старших возрастов, которые в силу своего физического состояния не могут иметь дополнительных заработков.

В последние годы их благосостояние несколько улучшилось, но остается крайне низким. Средний размер пенсии в июне 2008 г. составил всего 4048 руб. при прожиточном минимуме пенсионера в I полугодии 2008 г. около 3600 руб. Уровень доходов одиноко проживающих пенсионеров, не имеющих дополнительных источников дохода, едва позволяет им сводить концы с концами.

Происходит заметное снижение коэффициента замещения средней трудовой пенсией по старости заработной платы. Если не принять необходимых мер, ситуация в дальнейшем будет усугубляться.

Поставленная на перспективу задача обеспечить всем пенсионерам доходы не ниже прожиточного минимума пенсионера вполне реальна, но вряд ли она может быть признана достаточной, исходя из возможностей страны и их вклада в созданную материальную базу. Целью должно быть обеспечение сохранения ими привычного до выхода на пенсию образа жизни, что является неотъемлемым признаком развитого, социально ориентированного общества.

Комиссия против сворачивания распределительной части пенсионной системы. Считаем, что она является и должна оставаться базой для выплаты страховой части пенсии, гарантией пенсионных выплат всем поколениям пенсионеров, в основе которой лежит солидарность поколений.

В последнее время разве что ленивый не высказывался о настрявшей в зубах проблеме формирования досрочных пенсионных прав застрахованных лиц в Российской федерации. О выделений, наконец, досрочного пенсионного обеспечения в самостоятельную финансовую систему, основанную на страховых принципах. В настоящее время пенсионное страхование работающих в особых условиях труда или имеющих особые социальные и природно – климатические основания возложено на государство, а выгоды от использования рабочей силы в особых условиях имеет работодатель. Считаем, что Общественной палате надо в полный голос заявить о недопустимости торпедирования решения этой важной части пенсионной системы.

Возникшие в пенсионной системе проблемы, обусловленные неблагополучной демографической ситуацией должны решаться не за счет распределительной пенсионной системы, а путем введения новых дополнительных механизмов повышения уровня пенсионного обеспечения.

Считаем, что дополнительные заботы о повышении благосостояния нынешних пенсионеров должно, по крайней мере, в обозримой перспективе, взять на себя государство и решать за счет средств федерального бюджета, фонда благосостояния и других источников. Именно это поколение, причем в значительной мере при экономии государства на его повседневных нуждах, внесло огромный вклад в ту материальную базу, за счет которой формируется доходная часть бюджета. Государство фактически лишило его накоплений, которые могли и должны были обеспечить современным пенсионерам дополнительные доходы в старости, а также законного права на обладание частью созданной в дореформенный период собственности и должно это компенсировать хотя направлением дополнительных к страховым выплатам средств на повышении уровня их пенсий.

Другое дело будущие пенсионеры из числа трудоспособного населения молодых и средних возрастов. Для формирования достойных пенсий этим поколениям, конечно, необходимо обеспечить всяческое развитие накопительной части пенсионной системы и не только обязательной, но и добровольной, обеспечив при этом надежные механизмы их защиты от потрясений финансовой системы и инвестирование в высокоэффективные проекты развития российской экономики.

В последние годы в наиболее финансово благополучных регионах разработаны механизмы создания региональных накопительных систем. Считаем, что они являются дополнительным мощным инструментом повышения уровня пенсионных выплат. При должном обосновании регионы должны иметь право на инвестирование средств, предназначенных на накопительную часть пенсий и собранных у населения, проживающего на соответствующих территориях, в высокоэффективные проекты развития региональных экономик и увеличения базы накопительных пенсионных выплат будущим пенсионерам.

Общественной палатой Российской Федерации обсужден, одобрен и предложен для рассмотрения и выработки общественного консенсуса проект законодательства, посвященного модернизации страховой и накопительной частей пенсионной системы, в дополнение к существующему законодательству.

5. Политика по отношению к решению социальных проблем в работе с отдельными категориями населения

Инвалиды. Эта категория населения, требует значительно большей поддержки государства. За период гг. резко сократилась занятость инвалидов – примерно в 4 раза по экспертным оценкам специалистов. Это привело к кардинальному ухудшению материального положения этой категории населения и их социальной обособленности.

Прослеживается резкое сокращение их занятости во время кризисного 1998 года и, затем, при отмене существовавших ранее налоговых льгот. Вместо того чтобы совершенствовать налоговую систему , было принято неверное решение об отмене льгот. Копеечная экономия принесла огромный социальный вред и экономические потери.

Улучшение материального и социального положения той части инвалидов, которые способны осуществлять тот или иной вид общественно полезной деятельности, зависит в настоящее время, прежде всего, от проведения обоснованной патерналистской политики по созданию условий для восстановления занятости инвалидов.

Считаем, что должны быть существенно повышены размеры государственных пособий, выплачиваемых этой категории получателей.

Характерно, что инвалиды потребляют преимущественно отечественные товары и услуги, и тем самым расширение их участия в производственной деятельности и увеличение размеров предоставляемой им государственной финансовой поддержки будет расширять отечественный рынок и стимулировать российского товаропроизводителя.

Необходимо принять комплекс мер по приостановлению увеличения инвалидности детей. За 2годы коэффициент их инвалидности вырос с 201.7 до 205,0 в расчете на 10 тыс. детей. Это вопрос государственной важности, безусловно, требующий неотложных решений.

Особого внимания общества заслуживают вопросы поддержания здоровья инвалидов, получения ими образования и профессиональной подготовки, встраивания в современную трудовую деятельность через разнообразные поддерживаемые государством и обществом институты трудоустройства, а также поддерживаемую государством систему сбыта производимой ими продукции (услуг), прежде всего, предназначаемую для государственных нужд и социальной сферы.

Общественная палата ставила все эти вопросы перед исполнительной властью и будет настаивать на их решении.

Военнослужащие. Обеспечение национальных интересов России в военной сфере непосредственно зависит от внимания государства и общества

к человеку ратного труда. Сильное государство обязано иметь армию, отвечающую современным целям обеспечения обороноспособности страны и безопасности ее граждан. Важен не только технический, но и человеческий потенциал армии. Война, навязанная Грузией Южной Осетии, вновь остро высветила эту проблему.

Общественной палата неоднократно возвращалась к этим вопросам, организовывала общественные слушания, выезжала в места дислокации военнослужащих, остро и принципиально ставила эти проблемы перед руководством страны.

Либеральный принцип в социальном обеспечении, положенный в основу Федерального Закона № 000, по сути, разрушил систему духовно-нравственных оснований выполнения конституционного долга по защите Отечества. «Монетизация льгот» с одной стороны не повысила материального благосостояния офицеров, а по некоторым показателям даже его усугубила, а с дру­гой стороны, подорвала веру в нравственную ценность для общества ратного труда.

Сравнительный анализ законодательной базы и руководящих документов, определяющих социальный статус военнослужащих Российских Вооружённых сил и армий иностранных государств показывает, что принципиальные различия в их социальном обеспечении проявляются в таких сфе­рах жизнедеятельности военных ведомств как: социально-правовое положение военнослужащих; денежное довольствие и другие выплаты; жилищное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, пенсионное обеспечение; профессиональная переподготовка и реабилитация.

По данным мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих в Российской Федерации уже длительное время сохраняется тенденция обострения у военнослужащих неудовлетворенности своим материальным положением - 66 процентов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не удовлетворены своим социально-экономическим положением. Более половины семей военнослужащих (54%) устойчиво полагают, что уровень жизни населения выше, чем у военных. В настоящее время каждый второй в воинском звании лейтенант (53%) не может завести семью, причем, почти половина женатых офицеров из их числа не имеют в семьях детей (54%). Более 30% офицеров и прапорщиков не в состоянии содержать свои семьи на уровне прожиточного минимума, то есть, находятся практически за чертой бедности.

Сложное социально-экономическое положение семей молодых офицеров, ухудшение морального климата в их семьях по материальным и жилищным причинам ведет к росту числа разводов, снижению рождаемости детей, к суицидальным происшествиям на почве семейного неблагополучия. В этой ситуации число молодых офицеров, желающих досрочно уволиться из Вооруженных Сил, в последнее время остается весьма высоким.

Сравнительный анализ денежного довольствия военнослужащих разных стран показал, что российские военнослужащие, несмотря на предпринимаемые Правительством меры по-прежнему относятся к бедным слоям населения. Проведённая замена льгот денежными компенсациями не обеспечила должный уровень материального благополучия военнослужащих и членов их семей, а привела к снижению их жизненного уровня. Особенно это касается младшего офицерского состава и военнослужащих рядового и сержантского состава контрактной службы.

Жилищное обеспечение российских военнослужащих является одной из острейших проблем, несмотря на различные варианты её решения в современных условиях. Денежные выплаты за поднаём жилья не позволяет военнослужащему даже в отдалённых гарнизонах снять соответствующее его социальному статусу жильё. Около 200 тысяч семей военнослужащих нуждаются в улучшении жилищных условий

Жилищная проблема без преувеличения остается ключевой в системе социального обеспечения военнослужащих. Для решения жилищной проблемы необходимо не только разработать и принять дополнительные меры по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, но и осуществить переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.

Человек ратного труда должен находиться в поле внимания всех. Его поддержка, уважение и, безусловное решение материальных проблем являются важной характеристикой нравственного здоровья власти и гражданского общества.

6. Кадровая политика и формирование имиджа России

В стране отсутствует эффективная кадровая политика. Это проявляется в распространении некомпетентности, широких масштабах коррупции, отсутствии широкого кадрового резерва. Масштабы проводимой работы по исправлению кадровых «провалов» явно недостаточны. Необходим мониторинг перспективных кадров и эффективности принимаемых решений. Участие в этом процессе Общественной палаты и общественных организаций должно стать частью системы современных управленческих технологий. Ее состояние и совершенствование будут одной из центральных тем в работе Комиссии и всей Общественной палаты. Общественность должна помочь государству привлечь к работе в государственных органах и общественном самоуправлении хорошо образованные, профессионально подготовленные и компетентные, честные и неподкупные кадры. В тоже время наша задача – поставить заслон на пути проникновения во властные структуры непригодные для этой работы кадры, заставить власть считаться с мнением гражданского общества по этим вопросам.

Интегрирование России в мировое сообщество актуализирует вопрос имиджа России в мировом сообществе. Это чрезвычайно важный вопрос Комиссия палаты неоднократно обращалась к рассмотрению путей его решения. Ясно, что высокий имидж нашей страны будет зависеть, прежде всего, от успехов в решении внутренних социальных проблем, от привлекательности жизни в нашей стране. Этому в основном посвящена проблематика данного Доклада. В значительной мере имидж формируется и от интеграции России в систему евразийских социальных ценностей. Необходим более широкий учет успешного международного опыта решения глобальных социальных проблем, присоединение к основополагающим международным Документам, регулирующим проведение социальной политики. Считаем, что недопустимо затянулся процесс ратификации Европейской социальной хартии, присоединение к Европейскому Кодексу социального обеспечения, ряду конвенций Международной организации труда и других международных организаций социальной направленности.

Имидж прямо зависит и от развития культуры, состояния литературы и искусства, развития международных связей, народной дипломатии. Считаем, что роль Общественной палаты и других российских неправительственных организаций в формировании высокого международного имиджа нашей страны должна быть значительно повышена.

В заключение еще раз подчеркнем, что успешной может быть социальная политика, вытекающая из научно обоснованной социальной стратегии развития страны, социальная политика, обеспечивающая социальную безопасность граждан России. Задачу Комиссии и все Общественной палаты мы видим в том, чтобы вносить достойный вклад в выработку и реализацию такой национальной социальной политики.

Общественной палате предложен Проект резолюции по данному вопросу.

По расчетам ВЦУЖ.

3,1 на конец 2006 г.

3,2% жилищного фонда

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов естественного воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Демографическая политика составляет основу социально-экономической политики государства. Ее содержание и результаты реализации оказывают решающее влияние на развитие всех сторон общественной жизни. Состояние экономики, обороноспособность страны, качество жизни населения, политическая и социальная стабильность зависят от того, в какой степени в том или ином государстве решаются вопросы формирования и развития трудовых ресурсов.

Демографическая ситуация в России в последние 15 лет характеризуется развитием устойчивой тенденции депопуляции населения. Самый низкий уровень рождаемости — 1,3 млн чел. был отмечен в 2000 г., что было на 20% ниже этого показателя в 1992 г. С 2001 г. начинается рост рождаемости в целом по стране. Сравнение этих показателей в 2000 и 2007 гг. выявило ее прирост на 13%. Однако стабильно высокий уровень смертности (особенно среди населения в трудоспособном возрасте), составляющий более 2 млн чел. в год, отмечаемый в последнее десятилетие, существенно снижает эффект положительной динамики рождаемости населения. С 1986 г. происходит постоянное сокращение общего прироста населения, который к 1991 г. уменьшился почти в 8 раз, с 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн чел. в год). Таким образом, численность населения страны за 1990-2008 гг. сократилась более чем на 4 млн чел. и к началу 2009 г. составила 142 млн чел.

Демофафическая ситуация осложняется не только факторами естественного воспроизводства населения, но и наличием проблем в области миграции населения. Изменение внутренних миграционных потоков в течение 1990-х гг. привело к интенсивному сокращению численности населения северных и восточных регионов России. За 1992-1999 гг. только районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн чел., или 8,5% населения. При этом внешние миграционные потоки из государств СНГ, являющихся традиционными странами — «поставщиками» рабочей силы для России, в 2007 г. составили только 1/3 от уровня 1997 г. Вместе с тем растет уровень нелегальной миграции.

Изменяется возрастная структура населения. В 2000 г. впервые по стране в целом численность людей пенсионного возраста превысила на 558 тыс. чел. численность детей и подростков в возрасте до 16 лет. В 2007 г. лиц старше трудоспособного возраста было на 8,5 млн чел. больше, чем детей младше 14 лет (29,5 и 21 млн чел. соответственно), причем численность детей в период с 2000 по 2007 г. снизилась на 20%, а численность населения старших возрастов — на 2%.

Этническая структура населения России также претерпевает изменения, поскольку прирост рождаемости обеспечивают Дагестан, Ингушетия, Кштмыкия и Чеченская Республика. Кроме того, структура иммиграции формируется под влиянием роста диаспор народов, проживающих преимущественно за пределами РФ.

Таким образом, осложнение демографической ситуации приводит к развитию проблем в области обеспечения обороноспособности нашей страны, сокращению экономического потенциала, ухудшению качества трудовых ресурсов, развитию социальной напряженности в обществе. Все это определило необходимость формирования на государственном уровне целостной системы мер, обеспечивающих рост количественных и качественных характеристик населения страны.

Концепция демографической политики

В 2000 г. была принята Концепция демографической политики до 2015 года, целью которой являются постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.

Задачи демографической политики Российской Федерации следующие:
  • в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения;
  • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни за счет сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
  • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;
  • в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
  • создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
  • всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
  • создание условий для самореализации молодежи;
  • социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства;
  • в области миграции и расселения:
  • регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
  • повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;
  • обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.

Механизм реализации Концепции в РФ основан на принципе единства подходов к формированию демографической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом согласование их действий осуществляется на основе применения законодательных норм, разработки и реализации национальных и региональных программ, определяющих пути достижения результатов, в рамках приоритетов и основных задач, сформулированных в Концепции, а также концентрации финансовых, материальных и информационных ресурсов.

На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации главными задачами в области улучшения демографической ситуации являются:

  • разработка и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;
  • разработка и реализация территориальных целевых программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;
  • организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографической политики.

В последующие годы для реализации Концепции были разработаны и начали действовать меры, направленные на:

  • увеличение численности населения: программы стимулирования рождаемости (регулирование продолжительности и условий предоставления отпуска по беременности и родам, размера компенсационных выплат, связанных с рождением ребенка и его воспитанием, условия использования труда женщин, имеющих детей, и др.), программы поддержки молодых семей и обеспечения их жильем;
  • увеличение продолжительности жизни населения: програм- мы оздоровления населения — повышение уровня медицинского обслуживания, профилактика массовых и ранняя диагностика хронических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Демографическая политика имеет своей целью управление демографическими процессами. Цель социальной политики – регулирование условий жизни населения, помощь нуждающимся.

Политика, призванная повлиять на репродуктивное поведение населения в сторону повышения рождаемости, состоит из двух направлений:

1. Регулирование условий жизни населения с целью содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей.

2. Регулирование условий жизни, т.о. чтобы потребность в числе детей выросла до уровня, позволяющего избежать демографической катастрофы.

Демографическая политика в России

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Российской Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 г. в России отмечается депопуляция населения, которая обусловлена низкой рождаемостью, с одной стороны (параметры которой меньше требуемого для замещения поколений почти в 2 раза), и высоким уровнем смертности населения, особенно в младенческом и трудоспособном возрастах с другой стороны. Среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляют около 80%, что в 4 раза выше уровня смертности женщин. Основные причины смерти: несчастные случаи, отравления и травмы, болезни системы кровообращения и новообразования.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны. Средняя продолжительность жизни населения страны на конец 2000 г. составила 65,9 лет. Различия в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин составляют 12 лет.

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения; создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

В связи с этим, основными задачами Правительства Российской Федерации в области демографической политики являются:

Разработка основных направлений действий по реализации демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу, включающих конкретные меры по реализации Концепции демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отдельных этнических групп населения и региональных особенностей демографических процессов;

Разработка и реализация комплекса федеральных целевых программ по охране здоровья населения, в том числе по профилактике и лечению артериальной гипертонии среди населения Российской Федерации; оказанию онкологической помощи населению Российской Федерации; профилактике и борьбе со СПИДом и др.

Разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;



Разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании.

Большое значение для получения наиболее полной и достоверной информации о населении страны в различных ее аспектах, проведения широкого круга исследований по формированию и корректировке демографической политики будет иметь проведенная в октябре 2002 г. Всероссийская перепись населения, а также создание Государственного регистра населения Российской Федерации.

В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе:

Поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

Содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;

Учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья, помощь в погашении ипотечных кредитов и т.п.).

Социально-демографическая политика в Россииявляется базовым элементом формирования концепции экономики страны.

От обеспечения трудовыми ресурсами зависит уровень социального благосостояния внутри страны и показатели ее внешнеэкономического положения как субъекта экономического мирового пространства.

Демографическая политика: что это

Цель этой сферы государственного регулирования - обеспечить необходимые для страны От этого зависит состояние всех важнейших форм социальной жизни: экономики, качества жизни разных социальных слоев населения, уровня обороноспособности страны. Какие показатели формируют социально-демографическую картину России:

  • уровень воспроизводства населения;
  • динамические показатели численности и структуры населения;
  • уровень смертности/рождаемости;
  • количество заключенных и расторгнутых браков;
  • миграционные показатели.

Все другие индикаторы о состоянии общества в государстве в динамике за 10-15 лет, на основании которых делается аналитический срез, выявляют проблемы, требующие незамедлительного решения, либо негативные тенденции и выработку мер по их нейтрализации.

В чем заключается социальная политика

Цель социальной политики - улучшение качества жизни населения за счет реализации социальных программ и государственной поддержки определенных групп населения. Успешная социальная политика является условием для того, чтобы достигла цели демографическая политика России.

Так, например, программа «Материнский капитал» реализуется при поддержке государства и наметила хорошую перспективу для увеличения среднестатистических показателей рождаемости в России.

Однако социальная сфера не всегда готова обеспечить условия в этой области. Показательной является ситуация с ростом рождаемости, к которому привела демографическая политика России. 2013 год выявил дефицит количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, эта проблема остается актуальной на ближайшую перспективу. Дисбаланс может привести к нежелательным социальным последствиям. Кроме этих негативных моментов, нехватка мест в детских садах не позволяет родителям реализовывать в полной мере свой

Показатели воспроизводства населения в России

Несмотря на предпринятые мероприятия по повышению численности населения в России за последние десять лет, сохраняется тенденция к депопуляции населения.

Притом что уровень рождаемости имеет тенденцию к росту (в среднем на 15%), однако высокие показатели смертности оставляют нерешенным вопрос воспроизводства населения.

Демографическая политика России в начале века проявила свою неэффективность. Самый низкий уровень рождения был в 2000 году. В перспективе эта должна проявить себя к 2020 году, когда соотношение людей пенсионного и трудоспособного возраста достигнет критических пропорций.

Именно в период наименьшего воспроизводства населения была принята Концепция демографической политики до 2015 и перспективой до 2025 года по созданию условий для стабилизации процесса воспроизводства населения.

Миграционные процессы в современной России

В связи с фундаментальными изменениями в экономике страны за последние десятилетия, сокращением программ развития северных регионов отток из этих районов трудоспособного населения был значительным и составил больше восьми процентов от общего количества населения Крайнего Севера (более 1 млн человек).

Наблюдаютсясерьезные изменения в пропорции легального и незаконного миграционного потока жителей стран Содружества Независимых Государств (СНГ). именно поэтому в Концепции демографического развития заложена задача по созданию программ привлечения перспективных молодых специалистов из СНГ, возвращению соотечественников из зарубежных стран.

Институт семьи и брака

Институт семьи и брака является базовой социальной ячейкой общества. Именно в ней закладываются принципы социального устройства, культура, взгляды, социальные воззрения, направленность личности.

Для успешной реализации социальных перспектив именно семья является индикатором здоровых отношений. Поэтому демографическая политика России делает ставку на развитие института семьи и брака. Какие мероприятия должны способствовать укреплению этого важного Они предусмотрены программой поддержки института семьи и служат цели не только его укрепления, но и развития духовно-нравственных основ ячейки общества:

  1. Консультативная и психологическая поддержка семей, решающая задачу сохранения семьи и предупреждения разводов.
  2. Пропаганда ценности брака и воспитания детей, а также прием в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Снижение количества абортов.
  4. Повышение родительской ответственности за воспитание и развитие детей.

Концепция, программа, план и демографическая политика

Концепция - идеологическая позиция, которая является постулатом для всех иных документов и решений на федеральном, региональном и местном уровне. Общее видение ситуации по демографии страны и стратегические направления в решении выявленных проблем.

Демографическая политика России осуществляется в рамках программы по направлениям деятельности.

Определяется областью решения задач (охраны материнства и детства, поддержки лиц пенсионного возраста, профилактики асоциального поведения молодежи и иные) и организационными масштабами (федеральный, региональный, муниципальный уровни).

План - пространственно-временная локализация деятельности в соответствии с разработанной программой. План выражается в конкретных цифрах и датах. По итогам года он подлежит анализу по отношению фактических показателей к плановым.

Какие приоритеты на современном этапе

В качестве приоритетов, согласно принятой Концепции, которые решает демографическая политика России 2014 года на настоящий период и до 2025 года, можно выделить следующие:

  1. Снижение уровня смертности (особенно материнской и младенческой).
  2. Повышение продолжительности активной жизни населения до 75-летнего возраста.
  3. Сохранение динамики повышения рождаемости.
  4. Укрепление института семьи.
  5. Привлечение трудовых мигрантов.

Решение поставленных демографических задач находится в прямой зависимости от эффективности социальных мер, направленных на стабилизацию экономических процессов, снижение расслоения общества, создание благоприятных социальных условий и повышение уровня жизни населения.

Социально-демографическая политика в современной России, ее значение и перспектива

Для результативности и прогнозируемости заданных параметров важно предусмотреть не только успешное повышение количественных показателей роста народонаселения, но и обеспечить этот рост качеством социальной жизни. Демографическая политика в России предполагает в период до 2025 года:

  • Сократить смертность трудоспособного населения не менее чем в 1,6 раза.
  • Снизить уровень материнской и более чем в 2 раза.
  • Повысить показатели здоровья населения, сформировать мотивацию для ведения здорового образа жизни.
  • Повысить рождаемость в 1,5 раза, добиться воспроизводства численности населения за счет рождения второго и последующих детей.

На настоящий момент правомерность положений, которые декларирует демографическая политика России, подтверждается статистическими данными. Естественный прирост населения по данным 2012 года отмечен в сорока субъектах Российской Федерации. Уровень населения в 143 млн человек, который был запланирован на 2015 год, уже достигнут. Но цели продолжают оставаться актуальными.

Демографическая политика и специфика менталитета в России

Таким образом, России, кратко представленная в Концепции и развернуто изложенная в социальных программах, - это система влияния государства и социальных институтов на процессы в обществе с целью улучшения количественных показателей и демографического развития.

Демографическая политика в России не изменяет, а только развивает исконно российские традиции в понимании ценности семьи и семейного воспитания детей.

Российский менталитет всегда содержал духовно-нравственный принцип справедливости и равенства в обществе, доступности благ для всех его членов.

Исходя из этих приоритетов политика государства обречена на успех, поскольку тождественна российскому традиционному пониманию отношений человека и общества.