Художественная культура и искусство ассирии. Архитектура древней ассирии

Виды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Крупнейшую роль в истории Древнего Востока в первой половине 1 тысячелетия до н.э. сыграла Ассирия. Истоки ассирийского искусства восходят к 3 тысячелетию (Древний Ашшур), но высшее свое развитие оно получило только в 1 тысячелетии до н.э., от которого сохранилось и самое большое количество памятников. В это время Ассирия стала крупной военно-деспотической рабовладельческой державой, претендовавшей на господство на всем Древнем Востоке. Владычество Ассирии, которая вела большие грабительские войны, распространялось на Западную Азию от Ирана по Средиземного моря и доходило до столицы Египта -- Фив. 9 - 7 вв. до н.э. - время наивысшего подъема ассирийского искусства, впитавшего и по-новому претворившего многое из найденного в предыдущее время. В широком масштабе в этот период осуществляются культурные взаимосвязи Ассирии с другими странами. Около 7 в. до н.э. ассирийцы непосредственно соприкасаются с греками. Последние через Ассирию восприняли многие культурные достижения Древнего Востока; в свою очередь ассирийцы познакомились с новым, неведомым им ранее миром.

Социально-экономический строй Ассирии основывался на жестокой эксплуатации и порабощении огромной массы населения. Вся полнота власти (и гражданской и жреческой) сосредоточивалась в руках ассирийских царей; от искусства требовалось прославление военных походов и воспевание царской доблести. Это нашло свое наиболее последовательное выражение в изображениях на рельефах ассирийских дворцов. В отличие от более древнего искусства Двуречья и искусства Египта ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер, несмотря на существовавшую в Ассирии связь искусства с религией, типичную для всех древневосточных культур. В зодчестве, продолжавшем оставаться ведущим видом искусства, преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура. Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад). Он сооружен в 8 в. до н.э., одновременно с городом, построенным по определенному плану в виде квадрата с прямоугольной сеткой улиц. Город и дворец были окружены крепостной стеной. Интересной особенностью планировки было сооружение дворца на линии городской крепостной стены таким образом, что одна его часть оказывалась в черте города, а другая выходила за его пределы. К дворцу со стороны города примыкал ряд зданий, составлявших официальную и священную зону, включавшую храм и другие сооружения. Весь этот комплекс, включая и дворец, был в свою очередь обнесен крепостной стеной, образуя цитадель,отделенную от города и защищенную таким образом не только от внешних врагов, но и от внутренних, на случай восстания в городе.

Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи, сооружение которой потребовало 1 300 000 кубометров наносной земли и применения огромного количества рабского труда. Насыпь состояла из двух расположенных рядом в виде буквы Т террас высотой в 14 м и занимала площадь в 10 га. Своей планировкой дворец восходил к обычному в Двуречье жилому дому, но был, конечно, во много раз больше. Вокруг многочисленных открытых дворов, соединенных между собой, группировались закрытые помещения, причем каждый двор с прилегающими помещениями образовывал как бы отдельную изолированную ячейку, могущую иметь и оборонное значение в случае нападения. Особенностью дворца была асимметричность общей планировки. Тем не менее дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили храмы и зиккурат.

В отличие от древнего зиккурата Ура хорсабадский состоял из семи ярусов. Нижний ярус имел 13x13 м в основании и 6м в высоту, последующие, уменьшаясь в размерах, завершались небольшой часовней. Можно предположить, хотя зиккурат дошел до нас в развалинах, что общая высота здания равнялась примерно десятиэтажному дому. Благодаря декоративной обработке стены, имевшей вертикальные выступы, и линии пандуса, украшенного парапетом, масса здания приобретала известную легкость, не нарушая общего монументального характера архитектуры.

Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. В хорсабадском дворце рельефом было занято 6000 кв. м. Исследователи считают, что существовали картоны, по которым художники наносили общие контуры изображений, в то время как бесчисленное количество помощников и учеников копировали отдельные сцены и исполняли детали композиций. Есть данные предполагать также наличие наборов трафаретов рук, ног, голов и т. п. как для изображения человека, так и животных. Причем иногда, видимо в спешке выполнения задания, фигуры составлялись из произвольно взятых частей. Это предположение становится особенно вероятным, когда вспоминаешь те огромные площади, которые занимали рельефные композиции, и те малые строки, которые предоставлялись на украшение дворцов. Работа над большими плоскостями стены требовала в какой-то мере широкой манеры и обобщенности. Скульпторы высекали фигуры, мало выделяющиеся из фона, но с резко обозначенными контурами. Детали обычно передавались врезанным, углубленным рельефом (еn сrеux), украшения же скорее гравировались, чем высекались (вышивка на одежде и т. п.).

Сюжетами композиций были главным образом война, охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец, сцены религиозного содержания. Главное внимание сосредоточивалось на тех изображениях, где царь являлся центральной фигурой. На его прославление направлен был весь труд ассирийских художников. Задачей их было также подчеркнуть и физическую силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их часто скованы условной канонической позой и тяжелой, пышной одеждой.

В 9 в. до н.э., при Ашшурнасирпале II, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения. Отличительные черты искусства этого периода - простота, четкость и торжественность. В передаче различных сцен на рельефах художники старались избежать перегруженности изображения. Почти во всех композициях времени Ашшурнасирпала II отсутствует пейзаж; иногда, как, например, в сценах охоты, дана только ровная линия почвы. Можно различать здесь сцены исторического характера (изображения битв, осад, походов) и изображения дворцовой жизни и торжественных приемов. К последним относятся наиболее тщательно выполненные рельефы.

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Модели у мастеров этого времени кажутся как бы приведенными к единому типу. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна. Вместе с тем в этих рельефах сказывается большая наблюдательность художников. Обнаженные части тела исполнены со знанием анатомии, хотя мускулы преувеличенно подчеркнуты и напряжены. Большая выразительность придана позам и жестам людей, особенно в массовых сценах, где художник, изображая воинов, иноземцев, слуг, не чувствовал себя связанным каноном. Примером может служить рельеф со сценой осады ассирийскими войсками крепости, являющийся одним из целой серии рельефов, повествующих о победоносных походах Ашшурнасирпала и прославляющих его могущество. По исполнению рельефы эти, подобно литературным произведениям того времени (царским летописям), несколько сухи и протокольны, они тщательно перечисляют мелкие детали вооружения и пр., с бесстрастным однообразием изображая самые жестокие и кровавые сцены. ассирийский искусство архитектура

В 8 в. до н.э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве. Рельефы и росписи из дворца Саргона II (722 - 705 гг. до н.э.) роднит с предшествовавшими строгость манеры, большие размеры фигур и простота композиции. Но художники проявляют большой интерес к облику людей. Мускулатура становится менее преувеличенной, хотя ее обработка еще очень сильна и резка. Исполнители рельефов пытаются передать и некоторые индивидуальные черты облика человека, что особенно заметно в изображении самого Саргона. Более тщательное изучение модели заставляет художников останавливаться на таких, например, деталях, как складки кожи на шее и т. п. В рельефах с изображениями животных хорошо и верно передано движение. Художники начинают внимательнее наблюдать природу, появляется пейзаж. С большой достоверностью передаются особенности местностей и стран, через которые проходили ассирийские войска в своих многочисленных походах. То же можно наблюдать и в литературе, лучшим образцом которой является летописное описание восьмого похода Саргона. По трактовке рельеф остается таким же плоским, как и в предыдущую пору, но исчезает сухость, и контур фигуры становится более плавным и округленным. Если раньше, в рельефах Ашшурнасирпала II мощь и силу художники стремились передать размерами изображенных или преувеличением мускулатуры, то теперь та же тема раскрывается иным, более сложным путем. Например, воспевая победы, художники показывают трудности, преодолеваемые ассирийским войском, заботливо передавая пейзаж во всех деталях.

В конце 8 -- начале 7 в. до н.э. можно отметить дальнейшее развитие рельефа. Значительно усложняются композиции, иногда перегруженные деталями, не имеющими прямого отношения к сюжету. Например, в сцене "Сооружение дворца Синахериба" наряду с подробным изображением производимых работ передан окружающий пейзаж, в который введены и сцены рыбной ловли, и перегонки плотов, и даже бродящее в зарослях тростника стадо кабанов. То же характерно теперь и для рельефов с изображениями сцен битв и походов. Желая разнообразить длинные ряды идущих фигур в массовых сценах, художник прибегает к различным приемам, показывая различное положение голов и движение рук, различную походку изображенных. Изобилие деталей и большое количество фигур возрастают одновременно с уменьшением их размеров. Рельеф теперь разделяется на несколько ярусов.

Наивысшего своего развития ассирийский рельеф достиг в 7 в. до н.э., во время правления царя Ассирии Ашшурбанипала (668 - 626 гг. до н.э.). Содержание изображений оставалось тем же: все они прославляли царя и объясняли явления жизни божественной волей владыки. Центральное место в рельефах, украшавших дворец Ашшурбанипала в Ниневии, занимали батальные сцены, повествующие о военных победах ассирийского царя; многочисленны также сцены царской охоты. Мотивы становятся очень разнообразными. В изобразительном искусстве с большой силой развиваются тенденции предшествовавшего периода, значительно усиливаются черты реализма. В построении сложных сцен художники стремятся преодолеть трудности в изображении движения и раккурсов. Все композиции очень динамичны. В этом отношении лучше всего исполнены сцены охоты, больше других насыщенные жизнью и движением. Замечательны по лаконизму и силе выразительности сцены охоты на газелей и диких лошадей. Естественность поз животных, чувство степного простора, достигнутого свободным и вместе с тем великолепно организованным в ритмическом отношении размещением фигур на плоскости и большими полями ничем не занятого пространства, заставляют отнести эти рельефы к вершинам ассирийского искусства. Большого совершенства достигла и техника исполнения рельефа. Но вместе с тем в искусстве времени Ашшурбанипала есть и черты застойности, проявляющиеся в нарастании декоративности, своего рода геральдической отвлеченности, уводящей от жизненной правды, в известной утонченности исполнения, становящейся самоцелью.

В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом, - черта, роднящая эти статуи со многими фигурами на рельефах, где одежда также служила плоскостью для вырисовывания мельчайших деталей вышивок и других украшений. Примером ассирийской круглой пластики может служить небольшая,выполненная из известняка статуя Ашшурнасирпала II, облаченного в тяжелую длинную одежду (9 в. до н.э.), Чрезвычайно плоскостно трактованная, она похожа больше на доску, чем на объемную фигуру. Такой же характер имеют и происходящие из Хорсабада статуи второстепенных богов, держащих в руках магические вазы с истекающей водой. Плоскостный характер таких статуй может быть объяснен их зависимостью от архитектуры, так как, несомненно, они рассчитаны на то, чтобы восприниматься на фоне стены. Несколько иного типа статуя бога Набу (8 в. до н.э., Британский музей), отличающаяся массивностью и объемностью.

В истории культуры Древнего мира Ассирия, в период своего могущества объединявшая большинство стран Передней Азии, сыграла важную роль. Ассирийцы восприняли у древних народов Двуречья и обогатили систему клинописи, научные знания, литературу и искусство. О значительной для своего времени высоте ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. В архитектуре и изобразительном искусстве ассирийцы развили многие основные черты, выработанные предшествовавшими культурами Двуречья. Полное своеобразия, обладавшее высокими для своего времени художественными достоинствами искусство Ассирии представляет яркую страницу в истории искусства Древнего мира. Оно оказало большое воздействие на искусство ряда соседних стран и, в частности, на искусство Урарту, своего ближайшего соседа и соперника в 1 тысячелетии до н.э

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общее состояние русского искусства в первой половине XIX века, его главные тенденции и отражение политических и общественных событий. Путь от классицизма через романтизм к критическому реализму, популярность пластического искусства. Развитие архитектуры.

    реферат , добавлен 28.07.2009

    Характерные черты романского искусства как общеевропейского стиля и отличительные черты искусства данного направления в разных странах Западной Европы, обусловленные влиянием других культур. Общие и отличные черты между школами, своеобразие архитектуры.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2012

    Живопись как вид искусства. Вид изобразительного искусства - графика. Древний вид искусства - скульптура. Архитектура - искусство проектировать и строить. Основные направления и приемы современного искусства. Кинетическое и авангардистское искусство.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2007

    Первые каменные здания на территории Московского Кремля. Основные направления московского искусства второй половины XIV столетия. Архитектура церкви Успения на Городке в Звенигороде. Феофан Грек и другие византийские и балканские художники в Москве.

    реферат , добавлен 27.07.2009

    Происхождение искусства. Игровая теория происхождения первобытного искусства. Теория первостепенной роли труда в возникновении искусства. Хронология каменного века. Нижний (ранний), поздний палеолит, мезолит, неолита. Общекультурное значение творчества.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2008

    Архитектура XVIII века. Скульптура ХVIII века. Живопись первой половины ХVIII века. Живопись второй половины ХVIII века. Гравюра первой половины ХVIII века. Гравюра второй половины XVIII века. Прикладное искусство первой половины XVIII века.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2002

    Истоки искусства Древнего Египта и его связь с религией. Отличительные черты развития архитектуры, росписи, живописи, скульптуры, рельефа в период раннего, древнего, среднего и нового царства. Принципы египетского искусства. Пантеон богов и религия.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. Особенности искусства рококо. Отличительные черты искусства Европы начала ХIХ века: классицизм, романтизм и реализм. Сущность и философско-эстетические принципы символизма, импрессионизма и постимпрессионизма.

    реферат , добавлен 18.05.2011

    Выдающиеся образцы русской архитектуры и скульптуры XIX века. История создания Могучей кучки, знаменитые композиторы и их вклад в развитие музыки. Расцвет театрального искусства, известные актрисы и драматурги. Открытие Третьяковской галереи в Москве.

    презентация , добавлен 16.02.2013

    Состояние русской культуры в XVIII веке, влияние на ее становление реформ Петра I и европейских тенденций. Основные особенности искусства того периода, их взаимосвязь с течением исторического процесса. Яркие представители архитектуры и живописи.

Содержание статьи

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКОЕ ИСКУССТВО. В истории искусства и археологии понятие «вавилоно-ассирийское искусство» часто применяется к культуре народов, населявших в древности Месопотамию – территорию всей южной части современного Ирака , от приблизительно 34° с.ш. до Персидского залива и от Сирийской пустыни до Загросских гор. Время существования вавилоно-ассирийской культуры – примерно с 5000 до 539 до н.э., когда Вавилон пал под натиском персов.

В археологических раскопках первой половины 20 в., особенно после Первой мировой войны, было обнаружено множество предметов, представляющих почти все виды художественного творчества: от грубой росписи и насечек на глиняных изделиях до великолепных декоративных настенных композиций, от первых резных цилиндрических печатей до сложных барельефов, от глиняных фигурок людей и животных до колоссальных статуй, часто имеющих хорошие пропорции, от почти бесформенных литых металлических безделушек до искусно выделанных золотых и серебряных украшений и инкрустаций.

Развитие вавилоно-ассирийского искусства можно разделить на следующие пять периодов.

1. Древнейший период – доисторический и шумерский, продолжавшийся до воцарения Аккадской династии ок. 2400 до н.э.

2. От Аккадской династии до конца 1-й Вавилонской династии, 1595 до н.э.

3. Касситский период, примерно до 1100 до н.э.

4. 9–7 вв., расцвет ассирийского искусства.

5. Искусство Нововавилонского царства, 626–539 до н.э.

ИСКУССТВО ШУМЕРА, АККАДА И ВАВИЛОНИИ

Отсутствие камня и дерева на аллювиальной равнине Южной Месопотамии уже в самый ранний период привело к использованию находившейся там в изобилии глины в качестве материала для строительства и мелкой пластики. На протяжении всей истории этой культуры обычным строительным материалом был сырцовый или обожженный кирпич, а связующим раствором служил битум. Дворцы и храмы колоссальных размеров воздвигались на громадных кирпичных платформах, что позволяло защитить здания от периодических наводнений. Древнейшими постройками были хижины обитателей болот, стены которых сооружались из связанных вместе пучков тростника, обмазанных глинистым илом.

В период развития первой из трех четко определяемых первобытных культур Южной Месопотамии – убейдской (названной по археологическим находкам на городище Телль-эль-Убейд, датированных концом 5 – серединой 4 тыс. до н.э.) – вошли в употребление глиняные кирпичи и появились крупные здания. Стены этих зданий, обмазанные штукатуркой из глины, украшались покрытием, напоминающим мозаику : в стену вдавливались с определенными интервалами удлиненные, конической формы глиняные «гвозди» с плоскими головками, окрашенные в черный и красный цвета. Также в этой культуре появилась прекрасная гончарная посуда изящных форм, часто с довольно тонкими стенками, украшенная росписью или процарапанными геометрическими узорами, и грубо вылепленные фигурки людей и животных.

В период развития урукской культуры (конец 4 тыс. до н.э.), названной по находкам в раскопках древнего шумерского города Урук (современный Варка), храмовые постройки стали более сложными. В Уруке был воздвигнут первый зиккурат – храм в форме пирамидальной башни из нескольких ярусов уменьшающегося размера, увенчанной святилищем, к которому поднимались по пандусам. С этого времени зиккурат стал наиболее характерным типом храмовой архитектуры Месопотамии. В Уруке также появились самые ранние из известных цилиндрические печати – небольшого размера, из твердого камня с глубоко врезанными изображениями людей и животных, мифологических сюжетов и ритуальных сцен, а также эпизодов из повседневной жизни. Цилиндрические печати использовали для нанесения на различные предметы знака их владельца; когда эти печати прокатывали по мягкой поверхности глины, получался миниатюрный барельеф, который можно было превратить в фриз любой длины. В дальнейшем техника изготовления печатей достигла совершенства и оказалась наиболее оригинальным вкладом Месопотамии в развитие декоративного искусства.

Третья первобытная культура – Джемдет-Наср, названная по находкам в одноименном холме близ древнего города Киша (конец 4 – начало 3 тыс. до н.э.), – во многом уступает предшествующей, но демонстрирует значительные достижения в области скульптуры из камня, как в изготовлении барельефов, так и круглой скульптуры. Об уровне развития последней свидетельствует великолепно выполненная фигура дикого кабана.

В раннединастический период (ок. 2800 до н.э.) большое значение приобрела художественная обработка металла, о чем можно судить по сохранившимся гравированным металлическим вазам, украшенным сценами охоты и изображениями религиозных обрядов с участием людей и божеств. Животные иногда изображались в барельефе, а иногда делались скульптурные головы с инкрустированными цветными камнями глазами и языками и рогами из золота. Большинство произведений круглой скульптуры этого времени – приземистые человеческие фигурки, отличающиеся плохими пропорциями. Изображения на больших барельефных фризах начала 3 тыс. до н.э из Телль-эль-Убейда выполнены с замечательным реализмом и живостью, например сцена доения коровы и другие домашние работы. Один из самых интересных памятников этой эпохи – знаменитая Стела коршунов правителя Лагаша Эаннатума, покрытая рельефами с различными сценами: Эаннатум нападает на врагов, побеждает их, хоронит мертвых. В относящихся к этому же времени царских гробницах в Уре были найдены замечательные образцы ювелирного искусства – изысканные золотые и серебряные украшения, филиграни, ножны кинжалов, золотые кубки и чаши; среди них – пара великолепно исполненных инкрустированных пластин, известных как Штандарт войны и мира , каждая с тремя рядами фигурок людей и животных, выложенных пластинами перламутра на лазуритовом фоне.

С воцарением семитской Аккадской династии, основателем которой был царь города Аккада Саргон Древний, искусство барельефа достигло значительных успехов. Самым ярким примером является победная стела Нарам-Сина (ок. 2400 до н.э.), предположительно – сына Саргона. На стеле изображены изящные человеческие фигуры с хорошими пропорциями; движения и действия умело переданы, заметно тонкое чувство равновесия в композиции. Прогресс в круглой скульптуре проявился в тщательности трактовки мускулатуры и объема фигур, черт лица и других деталей. Расцвет искусства в этот период оказал значительное влияние на его развитие в дальнейшем.

С приходом к власти Гудеа, царя Лагаша (ок. 2350 до н.э.), и III династии Ура наступил краткий период возрождения шумерских традиций. Наиболее замечательные памятники искусства этой эпохи – многочисленные статуи Гудеа, выполненные из черного диорита, довольно жесткие и тяжелые по форме, но с тщательно переданными чертами лица и мускулатурой, а также другие статуи мужчин и женщин, рельефы и украшенные резьбой вазы. Сохранившаяся от этого времени прекрасная женская головка из слоновой кости демонстрирует весьма высокий уровень художественного ремесла.

На стеле Ур-Намму (ок. 2200 до н.э.), царя III династии Ура, в 5 ярусах рельефных композиций представлено строительство знаменитого зиккурата в Уре, наиболее замечательного из известных зданий этого типа в Месопотамии. Среди других фигур на этой стеле есть древнейшее из сохранившихся изображений ангелов. Продольные стороны урского зиккурата были, по-видимому, слегка искривлены для того, чтобы это колоссальное сооружение производило впечатление более легкого.

Наступившая затем эпоха I династии Вавилона была отмечена общим упадком художественного творчества. Династия Хаммурапи (ок. 1800 до н.э.) оставила единственный выдающийся памятник – знаменитую стелу Хаммурапи , содержащую свод законов, в верхней части которой находится барельеф с изображением самого царя, получающего законы от бога солнца Шамаша; этот рельеф достаточно жесткий и неуклюжий по исполнению. Другие художественные произведения этого периода также свидетельствуют о снижении уровня мастерства; статуи отличаются нарушением пропорций, росписи на керамических сосудах, рельефы и печати сделаны неумело и грубо, их композиции часто перегружены фигурами.

Господство Касситской династии (ок. 1600 до н.э.), племен варваров-захватчиков, пришедших из района Загросских гор, отбросило культуру и искусство Вавилонии более чем на 5 столетий назад. В эту эпоху не появляется ничего оригинального и творческого, преобладает повторение более древних образцов, причем на крайне низком уровне. Качество резных цилиндрических печатей заметно снизилось, контуры рисунка стали невыразительными; к изображениям на печатях часто добавлялись магические заклинания и молитвы, а также изображения оберегов – лягушек, ящериц и тому подобных существ, указывающие на более низкий уровень религиозного сознания в этот период. Барельефы помещались главным образом на межевых камнях, где боги, цари или другие персонажи изображались вместе с символами, которые должны были уберечь эти камни от повреждения или разрушения.

ИСКУССТВО АССИРИИ

Ассирийское искусство ведет свое происхождение от искусства Вавилонии, что особенно очевидно в архитектуре. Ассирийцы продолжали подражать южным соседям, широко применяя для сооружения зданий обожженный кирпич, несмотря на то, что имели камень.

Ассирийские цари были заняты в основном завоевательными войнами, что влияло на характер и тематику искусства. В скульптуре и других видах пластических искусств главное место заняли изображения военных подвигов царей или сцены, иллюстрирующие другое их излюбленное занятие – охоту; изображения простых людей и женщин были почти полностью исключены. В периоды затишья между войнами и усмирением непокорных многие ассирийские монархи занимались возведением храмов и грандиозных дворцов. Лучшим примером такой деятельности является новый царский город Саргона II, Дур-Шаррукин (в переводе – город Саргона, современный Хорсабад), построенный к северу от старой столицы Ниневии в 707 до н.э. Дворцовый комплекс занимал территорию площадью ок. 25 акров и состоял из почти тысячи помещений, многочисленных больших дворов, длинных, оформленных скульптурой коридоров и примыкающего к дворцу 7-ярусного храма-зиккурата. Снаружи главные ворота охраняли изваянные из известняка фигуры львов и гигантских крылатых быков с человеческими головами. Их туловища вырезаны в высоком рельефе, а голова полностью объемна, т.е. выполнена как круглая скульптура. Уникальная особенность этих «защитников ворот» – ламассу –заключается в том, что при взгляде сбоку все четыре ноги видны в положении шага, в то время как при взгляде спереди добавленная пятая нога придает фигуре вид неподвижно стоящего животного. Эти стражи ворот ставились в дверных проходах дворцов и храмов.

Раскопки столицы Саргона свидетельствуют о том, что ассирийские архитекторы знали и использовали конструкции полуциркульной и стрельчатой арки, цилиндрического свода, купола и (судя по изображениям на печатях и барельефах) колонны.

Истоки истории Ассирии восходят к III тыс. до н.э., однако из произведений искусства лишь немногие датируются временем ранее 1000 до н.э., а большинство их относится к 9–7 вв. до н.э. – эпохе расцвета Ассирийского царства. Произведения круглой скульптуры очень редки; лучший и едва ли не единственный из сохранившихся образцов – статуя Ашшурнасирпала II (884–859 до н.э.). Ассирийские художники явно предпочитали рельеф свободно стоящей скульптуре. Часто встречаются стелы с округлым верхом и изображением фигуры царя или божества; многие из них найдены в отдаленных районах, где цари устанавливали их для того, чтобы заявить о присоединении завоеванных территорий. Сходным образом цари отмечали свои победы, воздвигая во дворцах обелиски с барельефными изображениями различных походов. Лучший из этих монументов – Черный обелиск Салманасара III (859–825 до н.э.), на каждой из 4 граней которого в 5 регистрах запечатлены церемонии оказания почестей царю пятью завоеванными народами.

Однако наиболее многочисленны те барельефы, которые, подобно «каменным гобеленам», изнутри украшали стены царских дворцов изображениями военных кампаний, охоты, обрядов и других сцен из жизни царя и его народа. Иногда отдельные детали этих рельефов выделялись красками неярких оттенков – красной, голубой, черной и белой.

Характерное отличие всех этих настенных рельефов – однообразие и скупость изображений людей и все более совершенная трактовка фигур животных. Человеческие фигуры энергично моделированы и величественны, однако скованы в движениях, неизящны и невыразительны, с условно трактованными завитыми волосами и бородами, подчеркнутыми мускулами и тяжелыми одеждами. Лица почти одинаковы на всех рельефах, из чего явствует, что ассирийских художников не занимала передача индивидуальных черт. Как и у египетских художников, у них отсутствует интерес к перспективному сокращению фигур, изображенных в ракурсе; в результате ноги, нижняя часть тела и голова изображены в профиль, глаза – полностью в фас, и грудь развернута фронтально так, что видны оба плеча.

Однако в образах животных ассирийские художники достигли высочайшего мастерства в реалистической и выразительной трактовке формы и действия, особенно в охотничьих сценах, изображая боль, ужас и ярость раненых диких зверей. Возможно, во всем древнем искусстве нет ничего, что могло бы сравниться с двумя рельефами из дворца Ашшурбанипала в Ниневии с изображениями умирающего льва и пронзенной стрелами львицы. На втором из них львица изображена в предсмертной судороге, задняя половина ее туловища парализована, ноги беспомощно волочатся, однако она пытается удержаться, опираясь на передние лапы; из приоткрытой пасти с поднятой верхней губой словно раздается рычание, выражающее страдание и угрозу. Этот рельеф – подлинно великое творение гения. Ассирийское искусство достигло своего расцвета незадолго до гибели державы, в царствование Ашшурбанипала (669–626 до н.э.), последнего из великих ассирийских монархов.

Из произведений монументально-декоративного искусства следует отметить чеканные рельефы бронзовой обшивки ворот Балавата, воздвигнутых Салманасаром III (859–825 до н.э.) к юго-востоку от Ниневии. Здесь с поразительным мастерством и четкостью изображены эпизоды девяти первых лет правления этого царя.

В искусстве малых форм – ювелирных украшениях, резьбе по слоновой кости, глазурованной керамике, вышивке, мебели – ассирийцы проявили себя искусными ремесленниками; они продолжали изготавливать изящные геммы и цилиндрические печати с тем же разнообразием мотивов, что и в монументальных барельефах.

ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА

Искусство Нововавилонского царства может быть почти полностью отнесено ко времени царствования Навуходоносора II (605–562 до н.э.). При нем Вавилон достиг невиданного ранее великолепия, украсился огромными храмами, дворцами, знаменитыми висячими садами и широкой триумфальной дорогой, стены по сторонам которой были облицованы цветным глазурованным кирпичом и украшены изображениями животных и драконов, выполненными в красных и желтых тонах на ярко-синем фоне. Еще более красочные изразцовые рельефы украшали большие городские ворота, посвященные богине Иштар, а тронный зал царя был оформлен панелями со стилизованными бордюрами из цветов лотоса и пальметт. Применение глазурованных плиток или кирпичей для создания барельефа, по-видимому, вошло в практику именно в этот период и стало столь популярным, что постепенно вытеснило все другие техники барельефа. От этой эпохи последнего расцвета Вавилона сохранилось только одно произведение монументальной круглой скульптуры – огромная незавершенная статуя льва (из долерита), попирающего тело придавленного его лапами человека, что, по-видимому, символизировало победу над врагом.

Декоративно-прикладное искусство продолжало развиваться и в более позднее время, почти до начала нашей эры, в периоды персидского, греческого и римского господства, однако не претерпело сколько-нибудь значительных изменений.

Крупнейшую роль в истории Древнего Востока в первой половине 1 тысячелетия до н.э. сыграла Ассирия. Истоки ассирийского искусства восходят к 3 тысячелетию (Древний Ашшур), но высшее свое развитие оно получило только в 1 тысячелетии до н.э., от которого сохранилось и самое большое количество памятников. В это время Ассирия стала крупной военно-деспотической рабовладельческой державой, претендовавшей на господство на всем Древнем Востоке. Владычество Ассирии, которая вела большие грабительские войны, распространялось на Западную Азию от Ирана по Средиземного моря и доходило до столицы Египта -- Фив. 9 - 7 вв. до н.э. - время наивысшего подъема ассирийского искусства, впитавшего и по-новому претворившего многое из найденного в предыдущее время. В широком масштабе в этот период осуществляются культурные взаимосвязи Ассирии с другими странами. Около 7 в. до н.э. ассирийцы непосредственно соприкасаются с греками. Последние через Ассирию восприняли многие культурные достижения Древнего Востока; в свою очередь ассирийцы познакомились с новым, неведомым им ранее миром.

Социально-экономический строй Ассирии основывался на жестокой эксплуатации и порабощении огромной массы населения. Вся полнота власти (и гражданской и жреческой) сосредоточивалась в руках ассирийских царей; от искусства требовалось прославление военных походов и воспевание царской доблести. Это нашло свое наиболее последовательное выражение в изображениях на рельефах ассирийских дворцов. В отличие от более древнего искусства Двуречья и искусства Египта ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер, несмотря на существовавшую в Ассирии связь искусства с религией, типичную для всех древневосточных культур. В зодчестве, продолжавшем оставаться ведущим видом искусства, преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура. Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад). Он сооружен в 8 в. до н.э., одновременно с городом, построенным по определенному плану в виде квадрата с прямоугольной сеткой улиц. Город и дворец были окружены крепостной стеной. Интересной особенностью планировки было сооружение дворца на линии городской крепостной стены таким образом, что одна его часть оказывалась в черте города, а другая выходила за его пределы. К дворцу со стороны города примыкал ряд зданий, составлявших официальную и священную зону, включавшую храм и другие сооружения. Весь этот комплекс, включая и дворец, был в свою очередь обнесен крепостной стеной, образуя цитадель,отделенную от города и защищенную таким образом не только от внешних врагов, но и от внутренних, на случай восстания в городе.

Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи, сооружение которой потребовало 1 300 000 кубометров наносной земли и применения огромного количества рабского труда. Насыпь состояла из двух расположенных рядом в виде буквы Т террас высотой в 14 м и занимала площадь в 10 га. Своей планировкой дворец восходил к обычному в Двуречье жилому дому, но был, конечно, во много раз больше. Вокруг многочисленных открытых дворов, соединенных между собой, группировались закрытые помещения, причем каждый двор с прилегающими помещениями образовывал как бы отдельную изолированную ячейку, могущую иметь и оборонное значение в случае нападения. Особенностью дворца была асимметричность общей планировки. Тем не менее дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили храмы и зиккурат.

В отличие от древнего зиккурата Ура хорсабадский состоял из семи ярусов. Нижний ярус имел 13x13 м в основании и 6м в высоту, последующие, уменьшаясь в размерах, завершались небольшой часовней. Можно предположить, хотя зиккурат дошел до нас в развалинах, что общая высота здания равнялась примерно десятиэтажному дому. Благодаря декоративной обработке стены, имевшей вертикальные выступы, и линии пандуса, украшенного парапетом, масса здания приобретала известную легкость, не нарушая общего монументального характера архитектуры.

Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. В хорсабадском дворце рельефом было занято 6000 кв. м. Исследователи считают, что существовали картоны, по которым художники наносили общие контуры изображений, в то время как бесчисленное количество помощников и учеников копировали отдельные сцены и исполняли детали композиций. Есть данные предполагать также наличие наборов трафаретов рук, ног, голов и т. п. как для изображения человека, так и животных. Причем иногда, видимо в спешке выполнения задания, фигуры составлялись из произвольно взятых частей. Это предположение становится особенно вероятным, когда вспоминаешь те огромные площади, которые занимали рельефные композиции, и те малые строки, которые предоставлялись на украшение дворцов. Работа над большими плоскостями стены требовала в какой-то мере широкой манеры и обобщенности. Скульпторы высекали фигуры, мало выделяющиеся из фона, но с резко обозначенными контурами. Детали обычно передавались врезанным, углубленным рельефом (еn сrеux), украшения же скорее гравировались, чем высекались (вышивка на одежде и т. п.).

Сюжетами композиций были главным образом война, охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец, сцены религиозного содержания. Главное внимание сосредоточивалось на тех изображениях, где царь являлся центральной фигурой. На его прославление направлен был весь труд ассирийских художников. Задачей их было также подчеркнуть и физическую силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их часто скованы условной канонической позой и тяжелой, пышной одеждой.

В 9 в. до н.э., при Ашшурнасирпале II, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения. Отличительные черты искусства этого периода - простота, четкость и торжественность. В передаче различных сцен на рельефах художники старались избежать перегруженности изображения. Почти во всех композициях времени Ашшурнасирпала II отсутствует пейзаж; иногда, как, например, в сценах охоты, дана только ровная линия почвы. Можно различать здесь сцены исторического характера (изображения битв, осад, походов) и изображения дворцовой жизни и торжественных приемов. К последним относятся наиболее тщательно выполненные рельефы.

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Модели у мастеров этого времени кажутся как бы приведенными к единому типу. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна. Вместе с тем в этих рельефах сказывается большая наблюдательность художников. Обнаженные части тела исполнены со знанием анатомии, хотя мускулы преувеличенно подчеркнуты и напряжены. Большая выразительность придана позам и жестам людей, особенно в массовых сценах, где художник, изображая воинов, иноземцев, слуг, не чувствовал себя связанным каноном. Примером может служить рельеф со сценой осады ассирийскими войсками крепости, являющийся одним из целой серии рельефов, повествующих о победоносных походах Ашшурнасирпала и прославляющих его могущество. По исполнению рельефы эти, подобно литературным произведениям того времени (царским летописям), несколько сухи и протокольны, они тщательно перечисляют мелкие детали вооружения и пр., с бесстрастным однообразием изображая самые жестокие и кровавые сцены. ассирийский искусство архитектура

В 8 в. до н.э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве. Рельефы и росписи из дворца Саргона II (722 - 705 гг. до н.э.) роднит с предшествовавшими строгость манеры, большие размеры фигур и простота композиции. Но художники проявляют большой интерес к облику людей. Мускулатура становится менее преувеличенной, хотя ее обработка еще очень сильна и резка. Исполнители рельефов пытаются передать и некоторые индивидуальные черты облика человека, что особенно заметно в изображении самого Саргона. Более тщательное изучение модели заставляет художников останавливаться на таких, например, деталях, как складки кожи на шее и т. п. В рельефах с изображениями животных хорошо и верно передано движение. Художники начинают внимательнее наблюдать природу, появляется пейзаж. С большой достоверностью передаются особенности местностей и стран, через которые проходили ассирийские войска в своих многочисленных походах. То же можно наблюдать и в литературе, лучшим образцом которой является летописное описание восьмого похода Саргона. По трактовке рельеф остается таким же плоским, как и в предыдущую пору, но исчезает сухость, и контур фигуры становится более плавным и округленным. Если раньше, в рельефах Ашшурнасирпала II мощь и силу художники стремились передать размерами изображенных или преувеличением мускулатуры, то теперь та же тема раскрывается иным, более сложным путем. Например, воспевая победы, художники показывают трудности, преодолеваемые ассирийским войском, заботливо передавая пейзаж во всех деталях.

В конце 8 -- начале 7 в. до н.э. можно отметить дальнейшее развитие рельефа. Значительно усложняются композиции, иногда перегруженные деталями, не имеющими прямого отношения к сюжету. Например, в сцене "Сооружение дворца Синахериба" наряду с подробным изображением производимых работ передан окружающий пейзаж, в который введены и сцены рыбной ловли, и перегонки плотов, и даже бродящее в зарослях тростника стадо кабанов. То же характерно теперь и для рельефов с изображениями сцен битв и походов. Желая разнообразить длинные ряды идущих фигур в массовых сценах, художник прибегает к различным приемам, показывая различное положение голов и движение рук, различную походку изображенных. Изобилие деталей и большое количество фигур возрастают одновременно с уменьшением их размеров. Рельеф теперь разделяется на несколько ярусов.

Наивысшего своего развития ассирийский рельеф достиг в 7 в. до н.э., во время правления царя Ассирии Ашшурбанипала (668 - 626 гг. до н.э.). Содержание изображений оставалось тем же: все они прославляли царя и объясняли явления жизни божественной волей владыки. Центральное место в рельефах, украшавших дворец Ашшурбанипала в Ниневии, занимали батальные сцены, повествующие о военных победах ассирийского царя; многочисленны также сцены царской охоты. Мотивы становятся очень разнообразными. В изобразительном искусстве с большой силой развиваются тенденции предшествовавшего периода, значительно усиливаются черты реализма. В построении сложных сцен художники стремятся преодолеть трудности в изображении движения и раккурсов. Все композиции очень динамичны. В этом отношении лучше всего исполнены сцены охоты, больше других насыщенные жизнью и движением. Замечательны по лаконизму и силе выразительности сцены охоты на газелей и диких лошадей. Естественность поз животных, чувство степного простора, достигнутого свободным и вместе с тем великолепно организованным в ритмическом отношении размещением фигур на плоскости и большими полями ничем не занятого пространства, заставляют отнести эти рельефы к вершинам ассирийского искусства. Большого совершенства достигла и техника исполнения рельефа. Но вместе с тем в искусстве времени Ашшурбанипала есть и черты застойности, проявляющиеся в нарастании декоративности, своего рода геральдической отвлеченности, уводящей от жизненной правды, в известной утонченности исполнения, становящейся самоцелью.

В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом, - черта, роднящая эти статуи со многими фигурами на рельефах, где одежда также служила плоскостью для вырисовывания мельчайших деталей вышивок и других украшений. Примером ассирийской круглой пластики может служить небольшая,выполненная из известняка статуя Ашшурнасирпала II, облаченного в тяжелую длинную одежду (9 в. до н.э.), Чрезвычайно плоскостно трактованная, она похожа больше на доску, чем на объемную фигуру. Такой же характер имеют и происходящие из Хорсабада статуи второстепенных богов, держащих в руках магические вазы с истекающей водой. Плоскостный характер таких статуй может быть объяснен их зависимостью от архитектуры, так как, несомненно, они рассчитаны на то, чтобы восприниматься на фоне стены. Несколько иного типа статуя бога Набу (8 в. до н.э., Британский музей), отличающаяся массивностью и объемностью.

В истории культуры Древнего мира Ассирия, в период своего могущества объединявшая большинство стран Передней Азии, сыграла важную роль. Ассирийцы восприняли у древних народов Двуречья и обогатили систему клинописи, научные знания, литературу и искусство. О значительной для своего времени высоте ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. В архитектуре и изобразительном искусстве ассирийцы развили многие основные черты, выработанные предшествовавшими культурами Двуречья. Полное своеобразия, обладавшее высокими для своего времени художественными достоинствами искусство Ассирии представляет яркую страницу в истории искусства Древнего мира. Оно оказало большое воздействие на искусство ряда соседних стран и, в частности, на искусство Урарту, своего ближайшего соседа и соперника в 1 тысячелетии до н.э

Ассирийское искусство

Ассирийская армия исчезла, разбитая и уничтоженная в великой катастрофе 612–609 гг. до н. э., но памятники монументального ассирийского искусства уцелели, и их качество впечатляет не менее, чем количество.

С тех пор как колоссы из камня, «ледяные глаза которых созерцали Ниневию», впервые достигли Европы более 150 лет назад, слова «ассирийское искусство» применялись по отношению к скульптуре и, особенно, к барельефам.

Круглая скульптура представлена на берегах Тигра в I тыс. до н. э. довольно плохо. По неизвестной причине столичные города Ассирии имели очень мало статуй, и лучшие из них – такие как статуя Ашшурназирпала в Британском музее – являются условными, безжизненными и стоят во многих отношениях ниже, чем работы нео-шумерских мастеров. Барельефы, напротив, всегда интересны, часто достигают реальной красоты и, несомненно, представляют «величайшее и наиболее оригинальное достижение ассирийцев».

Техника барельефа почти так же стара, как и сама Месопотамия, но в течение долгого времени ее применяли лишь на стелах, устанавливаемых в храмах. Она впервые нашла свое воплощение на «охотничьей стеле» Варки (Урук Протописьменного периода) и применялась на таких скульптурных шедеврах, как «Стела Коршунов» Эаннатума и «Стела Победы» Нарам-суэна. Ассирийцы сначала следовали религиозной традиции (например, бог Ашшур как бог растительности в Берлинском музее), но вскоре отошли от нее, чтобы сконцентрироваться на изображениях царя. Имперские стелы, обычно устанавливаемые в завоеванных странах, чтобы увековечить ассирийские победы, являются наилучшими произведениями искусства, вероятно, более примечательными благодаря их исторической значимости, нежели качеству их исполнения. Барельефы вырезались на каменных плитах, что было, вероятно, иноземным изобретением и происходит, по-видимому, из Анатолии, от хеттов, которые еще во II тыс. до н. э. украшали стены своих дворцов «ортостатами». В холмах своей собственной страны ассирийцы в изобилии нашли известняк, довольно пористый и хрупкий, но подходивший для многих целей материал.

Они располагали неограниченной рабочей силой, чтобы добывать и транспортировать блоки камня, а также великолепными художниками, чтобы рисовать сюжеты, и искусными ремесленниками, чтобы работать резцом. Они восприняли хеттское изобретение и возвели его на небывалую высоту. Гигантские, но почти живые крылатые человекобыки и человекольвы охраняли ворота дворцов и казались выходящими из них. Они были сделаны с гармоничным равновесием между их массой и точностью изображения мельчайших деталей и являются поистине уникальными произведениями.

Плиты, вырезанные в низком рельефе, обрамляли комнаты и коридоры, плотно прилегая к стенам. Изображения на них великолепны и динамичны (особенно животные).

В то время как невозможно дать даже краткий анализ ассирийских барельефов, мы хотели бы подчеркнуть специфику этой формы искусства, которая отделяет ее от сходных произведений древнего Ближнего Востока.

Все монументы Месопотамии имели только религиозное назначение и вращались всегда только вокруг богов. В ассирийской же скульптуре центральным субъектом является обычно царь – не как сверхъестественное существо (по своему облику и размерам, вроде бога-царя египетских барельефов), а как вполне земной, хотя и господствующий, доблестный монарх. Царь изображается шествующим, охотящимся, отдыхающим, принимающим знаки почитания или дань или возглавляющим свою армию на войне, но он практически никогда не показан совершающим свои жреческие функции.

Поскольку царская власть в Ассирии была так же тесно связана с религией, как и в Шумере и Вавилонии, то есть только одно возможное объяснение: скульптурные плиты, которые украшали царские дворцы, были формой политической пропаганды; повествовательные и декоративные, они предназначались не для того, чтобы ублажать или удовлетворять богов, а для возбуждения уважения, восхищения и страха перед царем. С общей точки зрения, работа ассирийских скульпторов представляется первой попыткой «гуманизации» произведений искусства и освобождения их от магического или религиозного смысла, унаследованного от доисторических времен.

Илл. 130. Корова с теленком. Пластинка из слоновой кости.

Нимруд. 720 г. до н. э.

Известно, что некоторые статуи и барельефы раскрашивались. Ярко окрашенные глазурованные кирпичи, несущие на себе орнаментальные или сюжетные мотивы, использовались в храмах и дворцах, образуя переход между рельефами и фресками. Настенные росписи украшали стены большинства, если не всех, официальных зданий и многих частных домов. Поскольку краска накладывалась на хрупкую штукатурку, она обычно исчезала, но в Хорсабаде, Ним-руде и Телль-Ахмаре (Тиль-Барсип) большие фрагменты фресок были скопированы in situ или удалены и вывезены в музеи. Фрески варьировали в зависимости от размеров и функции помещения от простых фризов геометрических узоров до вычурных панелей, покрывающих большую часть стен и комбинирующих цветочные мотивы, животных, сцены войны и охотничьи сюжеты.

По образцам обнаруженных ассирийских росписей можно заключить, что они отнюдь не хуже ассирийской скульптуры, а фрески Телль-Ахмара демонстрируют большую свободу экспрессии, а также высокое качество исполнения.

Ассирийцы были большими специалистами по металлообработке. Они оставили нам очень хорошие образцы бронзовых, золотых и серебряных блюд, сосудов и разного рода украшений. Их рабыни, работавшие в царских мастерских, ткали ковры со сложными узорами. Их резчики по камню, в противовес скульпторам, предпочитали традиционные религиозные и мифологические мотивы светским сюжетам, и нео-ассирийские цилиндрические печати, вырезанные с тонким искусством и тщательностью, демонстрируют холодную, хотя часто и потрясающую, красоту. Но среди так называемых малых видов искусства самое почетное место должно быть отдано изделиям из слоновой кости, найденным в Ассирии.

Известное в Месопотамии в Раннединастические времена искусство обработки слоновой кости пришло в упадок, чтобы возродиться в середине II тыс. до н. э. под египетским влиянием в Палестине (Лахиш, Мегиддо) и на средиземноморском побережье (Угарит). Процветание финикийских городов, израильского царства и арамейских государств Сирии и их интенсивные торговые связи с Египтом (который снабжал их сырьем) объясняют необычайное развитие этой формы искусства не только в Сирии и Палестине (Самария, Хама), но также и в Ассирии, Иране (Зивийе) и Армении в начале I тыс. до н. э. Нет никаких сомнений в том, что большинство изделий из слоновой кости, открытых в Ашшуре, Хорсабаде и, особенно, в Нимруде – богатейшем из всех мест, были получены в виде дани или взяты в качестве добычи в западных районах империи. Но ряд вещей – чисто ассирийских по стилю и содержанию – должны были быть сделаны в ассирийских мастерских, хотя и трудно решить, изготовлены ли они иноземными (и, видимо, пленными) ремесленниками из Сирии и Финикии или же самими месопотамцами.

Илл. 131. «Мона Лиза» из Нимруда. Слоновая кость. 720 г. до н. э.

Применяемая для отделки кресел, тронов, кроватей, ширм и дверей или же оформленная в виде ящичков, чаш, ваз, ложек, булавок, гребней и ручек слоновая кость обрабатывалась различными способами: гравировкой, рельефной скульптурой; или инкрустировалась полудрагоценными камнями и золотом.

Не менее замечательно и разнообразие мотивов. Помимо чисто египетских сюжетов, таких как рождение Гора или богиня Хатхор, там есть коровы, олень и грифоны, специфически финикийские по стилю, сражающиеся звери, герои с дикими животными, обнаженные женщины или богини, охотничьи сцены и процессии, которые эксперты считают частью сирийскими, частью месопотамскими. Немногие образцы изображают чопорную фигуру «могущественного царя Ашшура», одного или в сопровождении своих солдат. Но зато, например, улыбающиеся женщины («Мона Лиза» из Нимруда), веселые музыканты и танцоры, спокойные загадочные сфинксы, коровы, лижущие своих телят, просто великолепны. Сделаны ли они в Ассирии или нет, изделия из слоновой кости проливают свет и на вкусы их хозяев. Они ясно свидетельствуют, что ассирийцы были чувствительны к изяществу и красоте, точно так же как их многочисленные библиотеки из клинописных глиняных табличек подтверждают их стремление к знаниям.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

АССИРИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО Общественный быт коренных городов Ассирии лучше всего характеризует дошедший до нас текст среднеассирийских законов (вторая пол. II тысячелетия до н. э.). Они отражают архаичный общинный уклад и суровый нрав своих создателей. Это самый

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Ассирийское общество и государство Общественный быт коренных городов Ассирии лучше всего характеризует дошедший до нас текст так называемых среднеассирийских законов (2-я пол. II тыс. до н. э.), регулировавших жизнь ашшурской городской общины. Законы отражают архаичный

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Глава 4 АССИРИЙСКОЕ ПРЕВОСХОДСТВО Когда Тиглатпаласар III стал царем, Ассирия была в тяжелой, пожалуй, даже отчаянной военной и экономической ситуации. Контроль над большей частью северных территорий был утрачен. В Вавилонии царила анархия, а горные районы к востоку и

Из книги Древний Восток автора

«Мировая война» за ассирийское наследство Тем временем Египет прибрал к рукам львиную часть Леванта, оставшегося безвластным после скифского погрома (рубежом египетских владений стала большая излучина Евфрата), а Мидия - значительную часть Иранского нагорья. В этих

Из книги История Литвы с древнейших времен до 1569 года автора Гудавичюс Эдвардас

г. Искусство Художественное творчество литовских ремесленников получило известность еще до возникновения государства. Наиболее развитой областью было изготовление украшений, где уже само изделие становилось произведением искусства, а не набором прикладных

Из книги Классическая Греция автора Бюттен Анн-Мари

искусство Произведения греческого искусства вызывают у всех непреходящее восхищение. В том, что касается скульптуры и ваз, шедевры, собранные в музеях, позволяют - в большей степени, чем книги, написанные на достаточно трудном языке, - установить подлинный контакт с

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Искусство Идеи и социальный опыт гуманизма нашли образное воплощение в искусстве Ренессанса. В этом контексте нет нужды распространяться о высоких качествах и величии итальянского искусства эпохи Возрождения; достаточно отметить, что в отношении техники и

Из книги Ассирийская держава. От города-государства - к империи автора Мочалов Михаил Юрьевич

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Ассирийское общество во второй половине VIII в. до н. э В Ассирийском государстве с приходом к власти Тиглатпаласара III (Тукультиапалэшарра, 745–727) начались изменения. Качественно изменились отношения Ассирийского государства к населению завоеванных территорий.Население

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Ассирийское государство С III тыс. до н. э. на Среднем Тигре существовало номовое государство Ашшур, основанное особой, отделившейся от прочих и поселившейся здесь в иноэтническом окружении ок. 3000 г. до н. э. группой аккадцев, поклонявшейся одноименному племенному богу

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 14. Ассирийское государство Возникновение Ассирийского царстваВ начале II тысячелетия до н. э. в верховьях рек Тигр и Евфрат возникло Ассирийское царство. Его столицей был город Ашшур. Основными занятиями населения Ассирии было земледелие и скотоводство. Огромную роль

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в