Кто такой д дидро. Дидро Дени: биография, философия

Препараты

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

П рактическая работа

Взгляды философа Дени Дидро

1. Биография Дени Дидро

дидро философ материализм

Дени Дидро (Denis Diderot) (1713-84) - французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (тома 1-35, 1751-80).

В философских произведениях Дени Дидро - «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «СонД"Аламбера» (1769, издание 1830), «Философские принципы материи и движения» (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Поддерживал дружеские отношения в Дмитрием Алексеевичем Голицыным, представителем рода Голицыных.

Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман «Жак-фаталист», 1773, издание 1796; антиклерикальный роман «Монахиня», 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума - в романе «Племянник Рамо», 1762-79, издание 1823). Труды о народном образовании.

Дени Дидро родился 5 октября 1713, Лангр. Его мать, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и сестрой каноника), а отец - Дидье Дидро - ножовщиком. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учился там, в янсенистском коллеже д"Аркур, по другим - в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези. В 1732 он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни.

В 1743 Дени Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до самой смерти. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743-48 он перевел с английского «Историю Греции» Т. Стениана, «Опыт о достоинстве и добродетели» Э.Э.К. Шефтсбери, «Медицинский словарь» Р. Джеймса. Тогда же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие не столько о зрелости, сколько о смелости начинающего автора: «Философские мысли» (1746), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747, опубликована), «Нескромные сокровища» (1748), «Письма о слепых в назидание зрячим» (1749). Судя по ним к 1749 Дидро уже был деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения в Венсеннский замок (июль - октябрь 1749).

2. Дидро и энциклопедия

В начале 1740-х у парижского издателя А.Ф. Ле Бретона появилась идея перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А.К. Бриассон, М.А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым главным редактором - аббатом Ж.П. Де Гуа де Мальвом - решились в 1747 доверить свое начинание Дени Дидро и Д"Аламберу. Неизвестно, кому в точности - Дидро, Д"Аламберу или аббату де Гуа - принадлежала идея отказаться от публикации слегка измененной версии английского словаря и подготовить самостоятельное издание. Но именно Дидро придал «Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения.

На протяжении последующих 25 лет Д. Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии», которую ему удалось провести через все рифы. А их было не мало: и уже упомянутое тюремное заключение в 1749, и приостановка публикации в 1752, и кризис в 1757-59, приведший к уходу Д"Аламбера и временному запрету издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле Бретоном. В 1772 первое издание «Энциклопедии» было в основном завершено; в ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал около 6000 статей) и Д"Аламбера, такие гении Просвещения, как Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э.М. Фальконе, архитектор Ж.Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С.Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж.Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ.

Итогом явился универсальный свод современных знаний. При этом в статьях на политические темы ни одной из форм правления не отдавалось предпочтения, похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что такая организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни статьи (точнее, их авторы) поддерживали ограниченную монархию, другие - абсолютную, видя в ней гаранта всеобщего благоденствия.

В 1751 Дени Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит» рассматривая в нем проблему познания в контексте символики жестов и слов. В «Мыслях об объяснении природы» (1753), созданных по образу и подобию «Нового Органона» Фрэнсиса Бэкона, Дидро с позиций сенсуализма полемизировал с рационалистической философией Декарта, Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлера, Мопертюи, Д"Аламбера, Бюффона и др.), основу нового, опытного истолкования природы.

В 50-е годы Дени Дидро опубликовал две пьесы - «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись в них от нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой («мещанской») драмы изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке. Главные художественные произведения Дидро - повесть «Монахиня» (1760, изд. 1796), роман-диалог «Племянник Рамо» (1762-1779, издан Гете на нем. яз. в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1773, изд. на нем. яз. в 1792, на франц. яз. в 1796) - остались неизвестными многим его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.

Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются и в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов Дидро помещал с 1759 по 1781 в «Литературной корреспонденции» своего друга Ф.М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. «Салоны» Дени Дидро также не были напечатаны при его жизни; они выходили постепенно в 1795-1857 и лишь в 1875-77 были впервые собраны воедино в собрании его сочинений.

4. Дидро и Россия

Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. За жестом императрицы скрывалось не только желание упрочить свою репутацию, но и стремление удовлетворить интерес российского общества к «Энциклопедии». В России вышли на протяжении 18 века 25 сборников переводов из «Энциклопедии».

Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности. В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.

В 1773 Дени по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Скептические высказывания в его «Замечаниях» на наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины (рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа).

5. Становление материализма

Коренной перелом в мировоззрении Дидро произошел уже через год после публикации перевода труда Шефтсбери, в 1746 году . В своем первом оригинальном произведении «Pensees Philosophiques»- «Философские размышления», Дени подверг принципиальной критике им же ранее пропагандируемый тезис об органической связи моральных принципов с религией. Отныне он отстаивает новую идею, согласно которой нравственность неподвластна религии. Дидро теперь стремится искать корни моральных принципов не в потустороннем мире, а в собственно человеческой природе. Веру в добродетель и глубокие основания для нее он усматривает в натуре человеческого духа.

Дидро решительно восстает против аскетизма, настойчиво требуя раскрепощения человеческих тел. В этой связи в «Философских размышлениях» он пишет:

«Верх безумия - ставить себе целью разрушение страстей. Как хорош этот богословский святоша, который выбивается из последних сил, чтобы ничего не желать, ничего не любить, ничего не чувствовать, и который сделался бы под конец настоящим чудищем, если бы преуспел в своем начинании!»

Примечательно, что в этот период своих исканий, еще отстаивая принципы деизма, Дени трактует природу бога отнюдь не в духе традиционного богословия. В «Философских размышлениях» можно обнаружить пантеистические тенденции в духе представлений Бенедикта Спинозы. Именно под этим углом зрения Дидро констатировал:

«Люди изгнали божество из своей среды, они заточили его в святилище; стенами храма замыкается место, где его можно видеть, за их пределами оно не существует»

Наблюдая вокруг себя горе и страдания людей, угнетаемых существующими порядками, мыслитель начинает испытывать сомнение в милосердии и справедливости сверхъестественного начала:

«Слыша, как изображают верховное существо, слыша о его гневливости, о суровости его мести, слыша известные сравнения, выражающие численное соотношения между теми, кого удостаивает своей помощи, самая честная душа была бы готова пожелать, чтобы такого существа никогда не было»

Таким образом, уже в ранних скептических размышлениях относительно природы божества просматривается направление эволюции мировоззрения Дидро в сторону философского материализма и атеизма. Солидаризируясь с представлениями таких видных философов, какМ.Монтеньи П.Бейль, которые разделяли в своих воззрениях принципы скептицизма, Дидро гораздо определеннее, чем они, выражал сомнение в существовании сверхъестественного. Он утверждал, что то, что никогда не было подвергнуто сомнению, не могло быть и доказанным. Ищущего истину молодого мыслителя принципы скептицизма удовлетворить не могли.

В процессе глубокого изучения достижений естественных наук своего времени, особенно физиологии, Дени Дидро, решительно и настойчиво преодолевая идеи прошлого, приходит к философскому материализму и атеизму. Уже в 1747 году, в своем произведении «Прогулкаскептика» Дидро подчеркивает полную несостоятельность и абсурдность божественного откровения. При этом он выдвигает благородную цель, которая должна вдохновлять искателя истины «…просветить и усовершенствовать человеческий разум». В этом произведении Дидро бог выступает под именем «государя», который якобы управляет не только своим царством, но и всем миром. Дидро дает этому «государю» характеристику, которая проникнута духом отрицания сверхъестественного начала. Со всей категоричностью философ заявляет:

«Никто его не видел, а те из его приближенных, которые будто бы разговаривали с ним (намек на Моисея, Христа и Мухаммеда), высказались о нем в таких темных выражениях и приписали ему такие странные, противоречивые свойства, что одна часть народа не перестала с тем пор строить разные системы для объяснения этой загадки или драться между собой за торжество своих мнений; другая же часть предпочла сомневаться во всем, что говорят про государя, а некоторые даже решили ничему этому совсем не верить».

Атеистические взгляды Дени Дидро окончательно сложились в конце 40-х годов 18 века, о чем свидетельствует его знаменитое «Письмо о слепых в назидание зрячим», увидевшее свет в 1749году. В этом произведении Дидро выступает уже как последователь философского материализма. Исходным пунктом его рассуждений является тезис:

«Мы живем в эпоху, когда философский дух освободил нас от массы предрассудков»

Кардинальный вопрос, который занимает философа в этом направлении, - это вопрос о том, в какой степени наши понятия, наши представления об окружающем мире определяются органами чувств человека и к чему в этом отношении ведет отсутствие такого чувства как зрение. Свою концепцию Дидро излагает устамиСаундерсона, действительно существовавшего слепого ученого, бывшего профессором математики в Кембридже. Саундерсон заявляет, что он согласился бы с богословами, которые, ссылаясь на величие и «чудеса» природы, доказывают бытие и всемогущество бога осязанием. Но это никому не удавалось. Зато с помощью осязания, даже при отсутствии зрения, человек способен осознать существование материи и движения. В этом произведении философа ярко и убедительно показана несостоятельность богословских представлений о могуществе божества. Правда, говорить, об этом открыто, цензурные условия того времени не позволяли, поэтому Дени приходилось или излагать свои мысли аллегорически, или солидаризироваться с теми, кто колеблется между верой и неверием. В этом отношении показательно письмоДидро Вольтеру от 11 июля 1749 года,проникнутое духом сомнений и содержащее несколько противоречивых суждений. Рассказывая, например, о своей солидарности с Саундерсоном, Дидро утверждал, что

«..телесное существо, не менее зависимо от духовного существа, чем духовное существо - от телесного существа, что они составляют в совокупности вселенную и что вселенная есть бог»

Сомнения, долго преследовавшие его, Дидро выразил в «Письме Вольтеру» в следующих словах:

«Я верю в бога, хотя живу в ладу с атеистами».

И все же при всех его мировоззренческих колебаниях в многотрудных и упорных исканиях истины Дидро все более приближался к последовательным материалистическим позициями.

Заключение

Дидро развил теорию, согласно которой знание, опыт имеет целью не постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. При этом Дидро учитывает роль техники и промышленности в развитии мышления и познания. Методами и руководителями в познании являются эксперимент и наблюдение. На их основе мышление может достигнуть знания если и не вполне достоверного, то высоко вероятного.

Центральным делом жизни Дидро стало создание Энциклопедии. Передовая по содержанию, Энциклопедия была боевой по тону: пропаганда новых идей дополнялась в ней критикой рутинных взглядов, предрассудков, верований. Несмотря огромные трудности, Дидро сумел довести издание Энциклопедии до конца.

Дидро написал много работ по вопросам искусства и художественной критики; развил новую эстетику реализма, защищая идею единства добра и красоты. Теоретические принципы разработанной им эстетики он стремился осуществлять в своих романах и драмах.

Но при всех этих достижениях Дидро в понимании общественных явлений остался идеалистом. Борясь против феодального деспотизма, он защищал политический строй просвещённой монархии.

Таким образом, роль Дидро очень велика для эпохи Просвещения. Дидро был убеждён, что человечество движется вперёд, и помогал этому движению.

Список литературы

1. Акимова А.А. Дидро. ЖЗЛ. М., Молодая гвардия, 1963, с. 151-170, 386-390, 432-475.

2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3, Новое время, 1996, с. 487-493.

3. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т., Изд. четвёртое, М., Политическая литература, 1980, с. 98.

4. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. История. Мир в новое время. 1640-1870. Учебник для 9 класса. СПб: «СМИО Пресс», 2002, с. 79-80.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Дени Дидро как величайший философ, романист и художественный критик. Этапы его жизни и образования, формирование творческой личности. Работа Дидро у Екатерины II в библиотеке и основание коллекции Эрмитажа. Особенности литературного наследия Дидро.

    доклад , добавлен 23.12.2009

    Философские воззрения французского писателя, философа-просветителя и драматурга Дени Дидро. Приезд в Петербург и беседы с Екатериной Второй. Создание "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Теория просвещенного абсолютизма.

    презентация , добавлен 26.02.2012

    Смысл счастья по мнению французского философа-просветителя Дени Дидро. Представление о том, как можно дарить счастье другим, делая счастливыми себя. Действие закона "магнетизма" в отношениях между людьми. Мать Тереза как пример добродетельного человека.

    эссе , добавлен 28.07.2012

    Материализм как философское направление, его основные идеи и направления исследования, временные и территориальные сферы распространенности. Материализм философов-просветителей Д. Дидро и П. Гольбаха, анализ их главных произведений и идейных мыслей.

    реферат , добавлен 20.01.2011

    Анализ философских представлений материалистов Д. Дидро и Л. Фейербаха. Внутренняя противоречивость основных идей французского Просвещения, природы и воспитания. Диалоги Дидро. Антропологический материализм Фейербаха. Сходства и различия в концепциях.

    реферат , добавлен 15.04.2016

    Изменения в эпоху Просвещения во взглядах на проблему людей с ограниченными возможностями здоровья, отражение этих идей в трактате Д. Дидро "Письмо о слепых, предназначенное зрячим". Основные суждения, мысли, выводы и наблюдения автора, трактование души.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2015

    Материализм – одно из главных направлений в философии, его достоинства и слабые стороны. Французские философы-материалисты: Дидро Д. - просветитель, энциклопедист, создатель учения о сущности материи; Гольбах П.А. – идеолог буржуазной революции XVIII в.

    реферат , добавлен 20.01.2011

    Сущность и основные принципы идеологии французского Просвещения. Философские воззрения Вольтера и Ж.-Ж. Руссо. Энциклопедисты: Дени Дидро, Д"Аламбер, Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций - крупнейшие представители просветительской мысли во Франции.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Ф. Ницше как немецкий мыслитель, философ, классический филолог, создатель самобытного философского учения, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Краткий очерк жизни и деятельности философа, истоки мировоззрения.

    реферат , добавлен 21.06.2012

    Природа в учениях английских материалистов 17 в. Идеи просветителей как источник возникновения марксистской философии. Механистический материализм Т. Гоббса. Основные идеи представителей французского материализма: Ламетри, Дидро, Вольтера, Гольбаха.

Дени Дидро (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лангр, Франция — 31 июля 1784, Париж, Франция) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773).

Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Великой французской революции.

Родители хотели, чтобы сын стал священником, поэтому с 1723 по 1728 он получал образование в местном иезуитском коллеже, стал в 1726 аббатом, отличался религиозностью, вел аскетический образ жизни. В 1728 или 1729, чтобы окончить обучение, Дидро приехал в Париж, выбрав или янсенистский коллеж д’Аркур, или иезуитский коллеж Людовика Великого (версии разнятся). Есть мнение, что он учился сразу в двух, и агрессивное противоборство двух течений привело к разочарованию в выбранном пути. В 1732 Дидро оканчивает факультет искусств Парижского университета, получает степень магистра, но, вместо того, чтобы идти работать в соответствии со специальностью, сделал выбор в пользу свободной жизни и свободных занятий.

В 1743он вступил в брак и зарабатывал средства для молодой семьи, делая переводы. На протяжении 1743-1748 появлялись первые философские работы Дидро («Философские мысли» (1746), «Аллеи, или Прогулка скептика» (1747), «Нескромные сокровища» (1748), "Письма о слепых в назидание зрячим«(1749)), свидетельствующие о переходе на позиции сначала деизма, затем атеизма и материализма. Из-за последней работы Дидро на несколько месяцев арестовали.

Славу Дени Дидро снискал своей многолетней и упорной работой над «Энциклопедией, или Толковым словарем наук, искусств и ремесел» (1751-1780), которая систематизировала научные постулаты того времени и стала мощным просветительским инструментом, своеобразным манифестом французского Просвещения.

Первоначальный замысел издателя А.Ф. Ле Бретона, возникший в начале 40-х, предполагал адаптацию уже существующей английской энциклопедии. Однако в итоге он был трансформирован в выпуск самостоятельного издания, возглавлять которое было доверено Дидро. Четверть века он руководил подготовкой 28 томов, сам написал порядка 6 тысяч статей, сотрудничал с Вольтером, Руссо, Гольбахом, Монтескье, с признанными специалистами различных наук и искусств. Издание «Энциклопедии» сопровождалось разнообразными сложностями, но Дени Дидро удалось уберечь свое детище от закрытия.

Издавать «Энциклопедию» в Россию ему предлагала Екатерина II, но Дидро отказался, продолжая лавировать между опасными рифами на родине. С октября 1773 по март 1774 он пробыл в России по приглашению императрицы, предложил на рассмотрение проект системы народного образования, основывавшийся на принципах бессословности и предусматривавший бесплатное начальное обучение. Заболевание желудочно-кишечного тракта поставила точку в его биографии 31 июля 1784, в это время он находился в Париже.

Почётный гражданин

Дени Дидро является французским писателем, философом-просветителем и драматургом, который основал «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» в $1751$ году. Он также отмечен тем, что считается иностранным почётным членом Петербургской академии наук ($1773$).

Он стоит в одном ряду с такими известными именами, как Вольтер, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбер и другие энциклопедисты. О Дени Дидро можно также сказать, что он идеолог третьего сословия и создатель тех идей Просветительного века, которые являлись подготовительным манёвром к Великой французской революции.

Учение Дидро

По мнению Дидро, трогательное и возвышенное чувство можно отыскать и у бедняка. И также через данную призму, забавное и смешное не является чуждым элементом у придворной аристократии. В период, когда буржуазия разрушала сословные перегородки между собственными привилегиями и привилегированным дворянством, то Дени Дидро разрушает сословные перегородки в жанрах литературного направления. С этих пор трагедия становится, когда она несёт в себе человеческие чувства, то есть более очеловеченной. В таких произведениях все сословия могут быть представлены драматично. Формируется аспект следующего построения, когда рационалистические характеры уступают место реальному изображению живого человека.

Нравоучение и чувствительность являются основными чертами нового жанра, когда рассматриваются вопросы семьи и морали, и данные темы выступают в роли главных. В произведениях данной тематики главными героями являются добродетельные буржуа, бедняки и крестьяне, которые также и преобладающие герои. Данный новый жанр соответствует задачам Просветительного века.

Замечание 1

Театр становится основным проводником освободительной идеи, ритмы жизни и литературы возвращаются к человеческой природе, отменяются все условности, этикет, торжественные стихи и высокие стили классического направления. Также данные вкусы вполне отвечают вкусам буржуазии, которая не имеет героических предков и воспоминаний, любит семейный очаг и живёт в атмосфере своих будничных забот.

Взгляды Дидро

Основные философские и литературные взгляды по Дидро - это верность природе, непригодность классических условностей и важное значение нравоучительного элемента в искусстве. Свои взгляды Дидро старается отстаивать в качестве теоретика искусства и критика. Он пишет не только о литературе, но и об изобразительном искусстве, например, работа «Салоны» и об искусстве актёра в работе «Парадокс об актёре». В своей работе «Салоны» он старается сблизить скульптуру и живопись с литературой, требует «нравственных картин» и рассматривает изобразительное искусство и другие искусства своеобразным средством воздействия на умы.

Его труд «Парадокс об актёре» и по сегодняшний день не утрачивает своего значения по оригинальности и богатству мыслей. Дени Дидро считается врагом актёрской теории «нутра». По его мнению, актёр обязан играть обдуманно, изучать природу человека, неуклонно подражать некому идеальному образцу, быть руководимым собственным воображением, собственной памятью. Такого вида актёр будет всегда в рамках совершенства. Всё у него будет идти размерено, всё будет приведено в стройный порядок. «Власть над нами принадлежит не тому, кто в экстазе, кто - вне себя: эта власть - привилегия того, кто владеет собой».

Стиль Дидро

Стиль Дидро отличается своей оригинальностью. Он опирается на наиболее живой, подвижный ум среди просветителей $XVIII$ век. Лёгкость и быстрота, которая улавливается не только в общих понятиях и формах вещей, но и в своеобразиях их оттенков. Быстрая реакция на всё, где быстрым является и мысль, и чувство, Дени Дидро писал с большой эмоциональной выразительностью и конкретностью.

Замечание 2

Если сравнить язык Вольтера и Дидро, то язык Вольтера более сух и отточен, менее периодичен, чем слог Дидро, которая является не столь расплывчатой и ораторски-патетичной, как речь Жан-Жака Руссо. Дени Дидро относится к тем цельным натурам, у которых законченное мировоззрение, которые не смогут ограничить свой идейный кругозор некой частной специальностью.

В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась идея перевести на французский язык "Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук" англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А. К. Бриассон, М. А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым главным редактором - аббатом Ж. П. Де Гуа де Мальвом - решились в 1747 доверить свое начинание Дидро и Д"Аламберу.

Дидро-философ

В 1751 Дидро опубликовал "Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит" рассматривая в нем проблему познания в контексте символики жестов и слов. В "Мыслях об объяснении природы" (1753), созданных по образу и подобию "Нового Органона" Ф. Бэкона, Дидро с позиций сенсуализма полемизировал с рационалистической философией Декарта, Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлеров, Мопертюи, Д"Аламбера, Бюффона), основу нового, опытного истолкования природы.

Дени Дидро

Дидро - литератор и художественный критик

В 50-е годы Дидро опубликовал две пьесы - "Побочный сын или Испытания добродетели" (1757) и "Отец семейства" (1758). Отказавшись в них от нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой ("мещанской") драмы изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке. Главные художественные произведения Дидро - повесть "Монахиня" (1760, изд. 1796), роман-диалог "Племянник Рамо" (1762-1779, издан Гете на нем. яз. в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), роман "Жак-фаталист и его хозяин" (1773, изд. на нем. яз. в 1792, на франц. яз. в 1796) - остались неизвестными многим его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.

Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются и в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов Дидро помещал с 1759 по 1781 в "Литературной корреспонденции" своего друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. "Салоны" Дидро также не были напечатаны при его жизни; они выходили постепенно в 1795-1857 и лишь в 1875-77 были впервые собраны воедино в собрании его сочинений.

Дидро и Россия

Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание "Энциклопедии", испытывавшее немалые трудности во Франции. За жестом императрицы скрывалось не только желание упрочить свою репутацию, но и стремление удовлетворить интерес российского общества к "Энциклопедии". В России вышли на протяжении 18 в. 25 сборников переводов из "Энциклопедии".

Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности. В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.

В 1773 Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Скептические высказывания в его "Замечаниях" на наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины (рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа).

Дидро подводит итоги пребывания в России у императрицы Екатерины II


Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
ДЕНИ ДИДРО
(1713-1784)

Французский писатель и философ, основатель и один из издателей "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". В философских произведениях ("Письмо о слепых в назидание зрячим" (1749), "Мысли об объяснении природы" (1754), "Сон Д"Аламбера" (1769), "Философские принципы материи и движения" (1770), будучи сторонником просвещенной монархии, критиковал абсолютизм, христианскую религию и церковь, отстаивал материалистические идеи.

По Дидро, атомы являются носителями ощущений, из которых возникает мышление. Из соприкосновений этих атомов возникает единое сознание человечества и Вселенной.

5 октября 1713 года у ножевых дел мастера мэтра Дидье Дидро и его супруги Анжелики, в девичестве Вильерон, родился второй сын, Дени. Семью Дидро можно было причислить к зажиточным. Мэтр Дидье изготовлял хирургические инструменты "Способствовать операциям - это у нас фамильное", - говорил его сын впоследствии, когда готовил операцию общества.

Дидро-отец был не только ремесленником, но и продавцом собственного товара. Кроме того, он получал доход, сдавая в аренду свои дома в Лангре, Шампани и Кооне. Мастерскую ножовщика посещали не только заказчики и покупатели, но и те, кто оказывался в трудном положении. Мастера всех цехов и коммерсанты, адвокаты, нотариусы нередко брали у него в долг деньги. За готовность всем помочь мэтра Дидье прозвали "Провидением" города.

Дидье Дидро скончался 4 июня 1759 года, оставив значительное по тем временам наследство в двести тысяч ливров. В завещании мэтра есть замечательные строки "Я никому ничего не должен, но если кто-нибудь предъявит какое-нибудь требование - платите. Лучше, чтобы кто-нибудь на этом свете имел мое, чем чтобы у меня было что-нибудь чужое там, куда я ухожу". Это правило близко жизненным принципам Дени Дидро, с той разницей, что он и на этом свете щедро раздавал свое, не пользуясь чужим.

Отец Дидро стремился дать двум своим сыновьям хорошее образование. В то время во Франции получить образование можно было только в иезуитских колледжах и школах, поэтому Дени и его младший брат Дидье в возрасте 8-9 лет начали посещать такой колледж в своем родном городе, где изучали в основном древние языки, историю, ораторское искусство, литературу. Вероятно, под влиянием своих наставников, которые пытались подготовить Дидро к духовной карьере, он в совсем еще юном возрасте (ему было только 15 лет) решил уехать в Париж, чтобы завершить там свое образование.

Отец устроил Дени в колледж Д"Аркур, где тот продолжал изучение греческого языка и латыни и начал заниматься математикой, вначале не вызвавшей у него большого энтузиазма. Очевидно, годы обучения в колледже укрепили в Дидро намерение отказаться от духовной карьеры, так что по окончании его он по совету отца поступил работать помощником прокурора Клемана де Ри, уроженца Лангра, у которого служил около двух лет. Однако юридические науки его также не привлекали, в свободное время Дени продолжал заниматься языками, включая теперь уже английский, и математикой. Наконец он решил отказаться от всякой службы вообще и посвятить себя науке.

Нельзя сказать, чтобы это решение пришлось по душе его отцу. По вполне понятным причинам тот хотел видеть своего сына "определившимся", при этом Дидро-старший проявил широту взглядов, не принуждая сына ни к какой службе и настаивая лишь на том, чтобы тот выбрал что-либо одно. Но как раз этого Дидро не мог решить - он просил у отца времени для раздумья. По его мнению, предпочтительнее было вести жизнь малообеспеченного, но свободного человека, подчиняющегося не внешним правилам, а внутренним интересам, чем скучную жизнь обеспеченного, но ограниченного чиновника.

Десять лет - с 1733 по 1744 год - Дени посвятил напряженным поискам своего пути. Зарабатывая на жизнь случайными уроками (так как отец отказался помогать ему), Дидро все свое время отдавал изучению философии, математики, истории, литературы, языков, в это время формировался его энциклопедический ум. К этому периоду относится его знакомство с идеями английского моралиста Шефтсбери, книгу которого "Исследование о достоинстве и добродетели" он перевел в 1745 году и который оказал влияние на представление Дидро о человеке.

Произошли изменения и в личной жизни философа. 6 ноября 1743 года Дени Дидро втайне обвенчался с 31-летней белошвейкой Анной Туанетой Шампьон Отец был против брака непокорного и легкомысленного сына. Но Дени обещал жениться на ней и не мог изменить своему слову. Зато изменять ей он стал почти сразу после женитьбы. Завел легкую интрижку с некоей мадам Дефорж. Его не остановило и то, что 13 августа 1744 года у них родилась первая дочь Анжелика. Из одной квартиры они переезжали в другую.

Вскоре у Дени и Анны Туанеты родился второй ребенок. Анна Туанета была домовита, религиозна, вольнодумство Дидро ее глубоко огорчало. Дидро отправил жену к родителям. Все сложилось благополучно отец полюбил свою домовитую невестку и осыпал ее подарками. Тем временем Дени завел роман с госпожой Пюизье, женой адвоката, женщиной ученой, но крайне легкомысленной. Наиболее же прочные отношения установились у Дидро с Софьей Волан. Связь эта длилась без малого тридцать лет, с 1755 по 1784 год.

Разочаровавшись в жене, он нашел утешение в объятиях весьма образованной госпожи Волан. В своих сочинениях он писал, что любовь не терпит никакого возражения и тем более насилия, что она должна подчиняться исключительно природе, то есть влечению если мы разлюбили женщину, то имеем полное право с ней расстаться. О своей любви к Софии он писал Фальконе: "Мой дом может развалиться, я могу утратить свободу, здоровье, подвергнуться всяким несчастьям, но я не буду жаловаться, если только сохраню ее. Если бы она мне сказала: "Я хочу пить твою кровь", - я умер бы, но отдал бы ей свою кровь до последней капли!".

Дружеские отношения связывают его в эти годы с Руссо, Кондильяком и другими в будущем знаменитыми писателями и философами, долгие часы проводят они в спорах и беседах. Есть сведения о том, что основные мысли первой работы Руссо - "Рассуждения о науках и искусствах", за которую он получил премию Дижонской академии, были подсказаны ему Дидро. Во всяком случае частые встречи и разговоры этих двух великих людей оказали влияние на каждого из них.

В1746 году Дидро выпускает свое первое оригинальное произведение - "Философские мысли", осужденное парламентом на сожжение. Дидро предвидел это, когда писал в том же сочинении если святоши "однажды решат, что в настоящем сочинении содержится нечто противное их идеям, они не остановятся ни перед какой клеветой, как они уже оклеветали тысячу людей более достойных, чем я. Если они назовут меня только деистом и нечестивцем, я буду считать, что дешево отделался. Они давно уже осудили на вечную муку Декарта, Монтеня, Локка и Бейля и, я думаю, осудят еще многих".

Действительно, иезуиты не могли не отвергнуть сочинение Дидро прежде всего за то, что в нем провозглашалась веротерпимость и признавалось равенство всех религий перед лицом "естественной религии", под которой Дидро подразумевает такую религию, которая включает рациональное доказательство бытия Бога, а также право на сомнение в его существовании. Вцелом это первое самостоятельное произведение Дидро можно было бы назвать "Похвалой разуму", так как основная мысль его заключалась в том, чтобы утвердить права разума везде, в том числе и в религии Дидро выступает как деист.

Критике христианства и защите веротерпимости посвящена следующая (в хронологическом порядке) работа Дидро - "Прогулка скептика, или Аллеи" (1747). В ней он противопоставляет размышляющих о природе, мудрых и терпимых людей, живущих в "аллее каштанов", тем безумцам и одержимым фанатикам, которые заселяют "аллею терний".

В1749 году Дидро был заключен в Венсенский замок. И хотя непосредственным поводом для его заключения были нападки на тогдашнего министра Д"Аржансона в "Письме о слепых, предназначенном зрячим" (1749), видимо, не последнюю роль в этом сыграла содержащаяся в этой работе критика христианства и защита прав разума. К счастью, заключение было кратким (может быть, благодаря заступничеству перед королем подруги Вольтера маркизы дю Шатле), и Дидро вскоре смог продолжить работу над "Энциклопедией".

Разоблачению религиозного фанатизма и невежества Дидро посвятил многие свои работы, в том числе замечательный роман "Монахиня", написанный в 1760 году и опубликованный уже после его смерти (1796). Этот роман принадлежит к числу лучших художественных произведений Дидро. Он был переведен на многие языки и имел огромный успех во Франции, Бельгии, Голландии, Англии. Отношение просветителей к религии было ограниченным, поскольку они не вскрывали ее социальные корни, считая религию лишь заблуждением человеческого ума. Несмотря на это, просветительская критика церкви и религии сыграла огромную роль в распространении антирелигиозных взглядов, внес в нее свой вклад и Дидро. Его кредо сформулировано в завершающей части написанных им еще в 1754 году "Мыслей к истолкованию природы" с ироническим названием "Молитва".

Обращаясь к Богу, Дидро пишет: "Я ни о чем тебя не прошу в этом мире, ведь ход вещей необходим сам по себе, если тебя нет, а если ты существуешь, то он необходим по твоим установлениям. В мире ином я жду от тебя воздаяния, если иной мир существует, но вместе с тем все, что я делаю в этом мире, я делаю для себя. Если я следую добру, то это делается без усилий, если я отвращаюсь от зла, то без мысли о тебе. Я не мог бы помешать себе любить истину и добродетель и ненавидеть ложь и порок, если бы даже знал, что тебя не существует, или если бы верил, что ты существуешь и оскорбляешься этим. Вот каков я есть - организованная часть вечной и необходимой материи, а может быть, твое создание" До конца жизни Дидро не прекращал атак на религию и церковь, предсмертные его слова были о том, что "неверие - первый шаг в философии". Переход на позиции атеизма совпадал у Дидро с формированием собственных философских взглядов, ибо все эти годы - с 1733 по 1750 - он внимательно изучает произведения Аристотеля и Платона, Ф. Бэкона и Локка, Декарта и Спинозы. Начиная с "Письма о слепых" и кончая "Элементами физиологии" (работа над которыми продолжалась с 1773 по 1780 год), он разрабатывает многие философские проблемы.

Зрелый Дидро - это "Мысли к истолкованию природы", "Философские принципы относительно материи и движения", это трилогия "Разговор Д"Аламбера и Дидро", "Продолжение разговора", "Сон Д"Аламбера", это "Племянник Рамо", "Жак-фаталист и его хозяин", "Салоны", "Элементы физиологии", статьи в "Энциклопедии" - словом, произведения, написанные им после 1750 года.

До последних своих дней Дидро выступал против тиранического произвола властей и невежества, с пропагандой просвещенного и гуманного человеческого общества. Поэтому его с полным правом можно назвать одним из самых ярких представителей века Просвещения. Все его работы посвящены сложным проблемам того времени. Не жалея сил, он трудился над "Энциклопедией"; даже его поездка в Россию на склоне лет - в 1773-1774 годах - преследовала цель практического воплощения идеалов Просвещения.

Вопрос о влиянии французского Просвещения на культурную жизнь России следует рассмотреть особо.

Вступившая на престол в 1762 году Екатерина II, как известно, вела переписку с просветителями, пытаясь представить себя как просвещенного монарха на троне. В то время как во Франции энциклопедисты подвергались преследованиям, Екатерина уже через несколько лет после восшествия на престол предложил Дидро перенести печатание "Энциклопедии" в Россию, обещая свою помощь и поддержку. Вольтер, с восторгом писавший о великодушии "Северной Семирамиды", потратил немало труда, желая уговорить Дидро согласиться на это предложение. Но тот отказался, сославшись на отсутствие в России грамотных и необходимых ему наборщиков. Истинной же причиной было то, что он не мыслил своей жизни и работ без общения с близкими друзьями и вне парижской духовной атмосферы. Но все же в 1773 году он отправился в далекую страну.

Принят он был Екатериной чрезвычайно приветливо; почти каждый день он имел возможность беседовать с ней, и это было время споров и обсуждений различных философских и политических вопросов. Внешне отношения были самые дружеские, но вскоре Дидро почувствовал, что Екатерина относится к нему как к живой диковинке, с которой из любопытства можно поговорить, но советами которой практически воспользоваться никак нельзя. Его впечатления от Екатерины и ее планов нашли свое выражение в работах о России, в "Философских, исторических и других записках", а также в знаменитых "Замечаниях на Наказ".

Как известно, все надежды просветителей на гуманное общество имели в основе утопическую идею улучшить нравы посредством просвещения. Они рассчитывали на воцарение просвещенного монарха, которой будет всемерно способствовать распространению образования. Наилучшее государственное устройство, с их точки зрения, - конституционная монархия. Государь, по убеждению Дидро, всегда должен помнить о том, что он управляет от имени народа и для народа; кодекс просвещенного государя должен был бы начинаться такими словами: "Мы, народ, и мы, государь этого народа, совместно клянемся охранять законы, которыми мы в равной мере будем судимы. И, если случится нам, государю, изменить или нарушить их, пусть каждый подданный (ибо враг народа есть враг и каждого человека в отдельности) будет освобожден от присяги на верность нам, начнет преследовать нас, низвергнет нас и пусть даже приговорит нас к смерти, если того потребуют обстоятельства". В этих словах уже звучит голос французского революционера, готового перейти от слов к действиям.

Однако для энциклопедистов такой выход - все же крайняя мера. Они предпочитают реформы сверху, так как революционные действия масс, по их мнению, таят в себе губительные, разрушающие силы; как они полагают, лучшим выходом для общества будет, если монархи поймут необходимость общественных преобразований и подадут благой пример своим подданным. И Дидро составляет для Екатерины целый план переустройства империи.

Она должна, во-первых, помнить, что является всего лишь представительницей народа, и поэтому иметь в виду прежде всего его интересы; она должна отказаться от единоличного правления, созвать комиссию народных представителей и править вместе с ними. Это позволит исключить возможность деспотизма. Отвечая на возражение, что в России деспотизм должен существовать по необходимости, так как этого требуют ее огромные размеры, Дидро замечает, что тогда "Россия обречена быть управляемой дурно в девятнадцати случаях из двадцати. Если - по особому благоволению природы - в России будут царствовать подряд три хороших деспота, то и это будет для нее великим несчастьем, как, впрочем, и для всякой другой нации, для коей подчинение тирании не является привычным состоянием. Ибо эти три превосходных деспота внушат народу привычку к слепому повиновению; во время их царствования народы забудут свои неотчуждаемые права, они впадут в пагубное состояние апатии и беспечности и не будут испытывать той беспрерывной тревоги, которая является надежным стражем свободы…"

Дидро пытается внушить Екатерине мысль о необходимости просвещения народа, о коренном переустройстве управления и образования в России. Он набрасывает для нее план распространения образования в России, в частности предлагает ввести всеобщее бесплатное народное обучение. Дидро предлагает упразднить все сословные привилегии, превратить всех граждан в представителей третьего сословия, уничтожить крепостное право, отстранить от управления государством духовенство, передавать корону тому из наследников, кого сочтут достойным народные представители, и т. п. Все эти идеи вполне в духе утопических планов XVIII века. Просвещение - вот их основа, просвещенными должны стать и государи, и народ.

Однако Дидро убеждается в том, что Екатерина не годится на роль просвещенной государыни, хотя и претендует на нее. "Русская императрица, несомненно, является деспотом". Критикуя управление Россией, Дидро говорит о том, что между "чистой" (то есть неограниченной) монархией и деспотизмом различие лишь формальное: деспот поступает так, как ему заблагорассудится, не соблюдая никаких условий, абсолютный монарх связан некоторыми формами, которыми он может пренебречь когда угодно, но даже если эти формы будут соблюдены, они могут лишь оттянуть исполнение воли монарха, но не изменить ее. Абсолютная монархия тяготеет к деспотизму, и потому это "дурной способ правления". По мнению Дидро, чтобы изменить такое положение, следует передать политическую и гражданскую власть народу, представленному депутатами или собранием граждан, собрание может пересматривать, одобрять или не одобрять волю государя, власть которого таким образом будет ограничена.

Проспекты Дидро, разумеется, никакого успеха у Екатерины не имели. Сообщая немного позже другу Дидро - М. Гримму о тех замечаниях, которые Дидро сделал на ее "Наказ", она раздраженно назвала их "сущей болтовней".

"Наказ" Екатерины II был написан ею в 1767 году и предназначался для депутатов комиссии из разных сословий по составлению нового Уложения (кодекса русского государства) взамен устаревшего Соборного Уложения 1649 года. Идея заключалась в обосновании самодержавия, но много внимания уделялось и развитию торговли, ремесел, утверждался принцип веротерпимости. Новое Уложение не было составлено, так как комиссия была распущена Екатериной в 1768 году. "Если бы мой "Наказ", - писала Екатерина, - был во вкусе Дидро, он должен был бы перевернуть в России все вверх дном". Дидро вернулся из России разочарованным. Общее чувство разочарования усиливалось еще и тем, что переговоры с Екатериной относительно второго издания "Энциклопедии" (в России), которому Дидро согласен был отдать остаток жизни, оказались безуспешными.

Вернувшись во Францию в октябре 1774 года, Дидро уже до самой смерти не покидал родину. В последние годы своей жизни он почти ничего не публиковал, но много работал, изучал произведения Сенеки, который привлекал его своим нравственным обликом и глубиной ума.

В церковной книге была сделана следующая запись. "1784 года, августа первого дня, в этой церкви погребен Дени Дидро, семидесяти одного года, член Берлинской, Стокгольмской, Санкт-Петербургской академии наук, библиотекарь Ее Императорского Величества Екатерины II, умерший вчера, июля в тридцать первый день". Под этой надписью словно было похоронено и литературное наследство Дидро.

* * *
Вы читали биографию философа, в которой описана жизнь, основные идеи философского учения мыслителя. Эту биографическую статью можно использовать в качестве доклада (реферата, сочинения или конспекта)
Если же вас интересуют биографии и идеи других философов, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого знаменитого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт посвящён философу Фридриху Ницше (его мыслям, идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных.
Истоки философской мысли следует искать в древности...
Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластикой. Символы этого разрыва - Бэкон и Декарт. Властители дум новой эпохи - Спиноза, Локк, Беркли, Юм...
В XVIII веке появилось идейное, а также философское и научное направление - "Просвещение". Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье... Представители немецкой классики - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов и революционеров. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright: