Особенности религиозных войн во франции. Религиозные (гугенотские) войны во Франции

Породы

Французский историк так описывал события 1568—1570 гг.: «Эта военная кампания сохранилась в памяти современников как один из самых ужасных эпизодов гражданской войны. Продвижение войска, подоб-но урагану, сопровождалось насилиями, массовыми убийствами, поджога-ми монастырей, а также ферм и амбаров с зерном».

Варфоломеевская ночь

Важнейшим достижением нового короля — Генриха IVста-ло изгнание иностранных войск и окончательное восстановление религиозного мира. В 1598 г. Генрих IV издал знаменитый Нант-ский эдикт , впервые в истории Европы узаконивший сосущество-вание двух религий в рамках одного государства . Католичество со-храняло господствующие позиции, но гугеноты получали свободу вероисповедания и гарантированные права на участие в политиче-ской жизни . В их распоряжении оставалось сто крепостей и собст-венные вооружённые силы. Сам же король в 1610 г. закончил свой жизненный путь так же, как и его предшественник, пав от руки убийцы-католика.

Религиозные войны — то же, что и Гражданские

Религиозные войны — период французской истории ХVII века, когда граждане страны — католики и протестанты (гугеноты) воевали друг с другом. Всего войны было восемь

Годы религиозных войн во Франции 1562-1598

Кто такие гугеноты?

Гугеноты — французские протестанты, последователи реформистского учения проповедника Ж. Кальвина.
Протестантизм проник в католическую Францию в начале ХVII века из соседних Германии и Швейцарии и достаточно быстро приобрёл популярность. Его появлению способствовала деятельность философа Жака Лефевра из Этапля (1455-1536), который перевёл Новый Завет на французский язык и издал его в 1523 году. Учениками Лефевра были такие известные реформаторы и гуманисты, как Гильом Фарель, Жерар Руссель, Мишель д`Аранд. Как указывает Википедия, к 1557 году 35% французов придерживалось нового учения

«Подлая затея» (Сюрприз в Мо) вынудила королеву-мать резко изменить свое отношение к гугенотам. Им была объявлена война не нажизнь, а на смерть. В этом декларации Карл IX выражал ссожаление по поводу сделанных ранее уступок гугенотам, что ничуть не помогло умиротворить страну, напротив, реформаты упрямо продолжали раздувать смуту. Он требовал, чтобы гугеноты незамедлительно передали под королевскую юрисдикцию все занятые ими крепости, все кальвинистские проповедники должны были в течение двух недель покинуть пределы Французского королевства, все религиозные культы, кроме католического, запрещались под страхом конфискации имущества, государственные чиновники, исповедовавшие кальвинизм, лишались своих должностей. В порядке акта милосердия объявлялась амнистия всем гугенотам, которые в течение семи дней сложат оружие

  • 1569, 12 марта, 7 мая, 25 июня, 24 сентября-1570, 27 июня — сражения при Жарнаке, Ла-Рош-л’Абель, Монконтуре, д’Орне-ле-Дюк, смерть принца Конде, поочерёдно успехи и поражения сторон
  • 1570, 8 августа — Сен-Жерменский мир. Гугенотам дарована свобода вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, право занимать государственные должности, а так же крепости Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите

1572-1573 — четвертая религиозная война

  • 1572, 22 августа — свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа
  • 1572, 24 августа — . Гибель де Колиньи
  • 1573, 11 февраля-6 июля — безуспешная осада Ла-Рошели католиками, Генрих Наваррский принял католичество, третий сын Екатерины Медичи Генрих занял польский престол
  • 1573, 11 июня — Булонский эдикт. В нём были сильно урезаны права, предоставленные Сен-Жерменским эдиктом 1570 года: при общей свободе совести свобода отправления культа была ограничена Ла-Рошелью и некоторыми другими городами, права на свободу религии для дворянских землевладельцев сохранялись теперь при определенных условиях
  • 1573, 24 июня — Ла-Рошельский мирный договор, подтвердивший Булонский эдикт
  • 1573 — создание так называемой «партии недовольных», стремившихся к примирению католиков и гугенотов, во главе партии стоял младший сын Екатерины Медичи герцог Алансонский

1574-1576 — пятая религиозная война

  • 1574, 30 мая — смерть короля Карла IX, на трон взошел под именем Генриха III третий сын Екатерины Медичи польский король Генрих Анжуйский
  • 1574, 4 ноября — третий герцог де Монморанси, будучи почти независимым правителем Лангедока, потребовал от нового короля восстановления прав для гугенотов, и не получив желаемого, начал военные действия
  • 1575 — в Ниме оформилась так называемая Гугенотская конфедерация городов и дворянства, фактически представлявшая собой государство в государстве, имела свою армию и систему налогов, ее высшим органом были Генеральные штаты.
  • 1575, осень — в пределы Франции вторглась армия протестантов, возглавляемая Генрихом де Бурбоном, вторым принцем де Конде и пфальцграфом Рейнским Иоганном Казимиром Пфальц-Зиммернским
  • 1575 года, 10 октября — сражение при Дормане, в котором католическая армия Генриха Гиза разгромила немецких протестантов Конде
  • 1576, февраль — к мятежникам присоединился Генрих Наваррский

Конде претендовал на губернаторство в Пикардии, Дамвиль - в Лангедоке, герцог Анжуйский, надеялся выкроить себе часть наследственных земельных владений в составе Анжу, Берри и Турени, Иоганн Казимир требовал епископства в Меце, Туле и Вердене. Мятежники имели армию в 30000 человек и грозили Парижу. Не имея средств для его обороны Генрих III вступил в переговоры с младшим братом. Переговоры вела королева-мать Екатерина Медичи

  • 1576, 6 мая — Эдикт в Болье («Мир Месье» или «мир брата короля»): Протестанты обрели восемь крепостей, представительство в каждом из провинциальных парламентов и возможность свободно отправлять свой культ по всему королевству, кроме Парижа и его предместий. Дамвиль сохранил за собой должность губернатора Лангедока, сопряженную с полномочиями, которые делали его независимым вице-королем, герцог Анжуйский получил Анжу, Турень и Берри. За Конде закрепили управление Пикардией. Иоганну Казимиру предложили в порядке компенсации 300 тысяч экю. Генриху Наваррскому досталось губернаторство в Гиени

1576-1577 Шестая война

  • 1576, май — герцог Гених де Гиз создал Католическую лигу с целью объединить вокруг себя католиков, умеренных протестантов и при их поддержке завладеть короной Франции. Вскоре под знаменами Лиги уже находилось около 50 тысяч человек кавалерии и 30 тысяч пехоты
  • 1576, 6 декабря — в Блуа открылись заседания Генеральных штатов — высшего сословно-представительского учреждения Франции, которое отвергло мир в Болье. большинство депутатов разделяли идеалы Лиги, за подавление протестантизма во Франции проголосовали с готовностью, тем самым спровоцировав очередную, уже шестую по счету, гражданскую войну, которая продолжалась в течение нескольких месяцев в 1577 году и разворачивалась главным образом в Сентонже и Лангедоке.
  • 1577, 17 сентября — Бержеракский мир («мир короля»). Подтвердил положения «мира брата короля», но с дополнительным эдиктом Пуатье, где гарантировалось гугенотам право свободного отправления культа и предоставлялось в их распоряжение ряд крепостей. Были реабилитированы жертвы Варфоломеевской ночи. Объявлялось о роспуске Лиги и Протестантской конфедерации, что позволяло королю занять подобающее ему место выразителя и защитника интересов всех его подданных. Секретные статьи договора определяли юридические и административные условия мирного сосуществования католиков и протестантов.
  • 1579, 3 февраля — мирная конференция в Нераке, тридцатая после начала гражданских войн, но первая, на которой собравшиеся, отбросив разговоры о религии, обсуждали единственно политические вопросы.

    Под влиянием Конде протестанты сначала выставили совершенно немыслимые требования. Сильная королевская армия под предводительством Монморанси заставила их принять более разумные предложения королевы-матери. Екатерина поклялась, что в течение шести месяцев католики выполнят свои обещания по договору, заключенному в Бержераке. В качестве гарантии протестанты получат на этот срок восемь укрепленных крепостей в Гиени и одиннадцать в Лангедоке, которые они должны будут освободить по истечении полугода

1579-1580 Седьмая война («война влюблённых»)

    До Генриха Наваррскаого дошли распространяемые королевским двором слухи о том, что жена его Маргарита ему неверна, Генрих сделал вид, что не верит «клевете», и объявил шурину войну, дабы кровью смыть позор нанесенной обиды. Это романтическая версия причины войны. На самом деле гугенотам пришло время возвращать французской короне крепости, временно предоставленные по договору в Нераке в их распоряжение.
    Военные действия начал принц Конде, которому католики не давали вступить в управление Пикардией. 29 ноября 1579 года вон захватил город Ла-Фер. затем в войну вмешался Генрих Наваррский, 29 мая 1580 года начавший осаду города Каора. Сражение и захват его гугенотами стали главным событием «войны влюбленных». Однако целом королевские войска одерживали верх. На северном фронте Генрих III отвоевал Лa-Фер, чем спровоцировал бегство Конде в Германию. После успеха в Каоре Генрих Наваррский, военные ресурсы которого оказались исчерпанными, был вынужден перейти к оборонительной тактике.
  • 1580, 26 ноября — мир во Фле, по которому Генрих Наваррский получил на шесть лет крепости, предоставленные ему соглашением в Нераке только на шесть месяцев

1584-1589 восьмая война («Война трёх Генрихов»)

  • 1584, 10 июня — умер Франсуа Алансонский, последний сын Екатерины Медичи. Генрих Наваррский стал наследником французского престола. В том же году образована Парижская лига
  • 1584, 31 декабря — Герцог де Гиз и посол Испании Мендоса подписали в Жуанвиле секретный договор, согласно которому учреждалась «постояннно действующая Лига для сохранения католической религии»

В конце 1584 года в Париже возник «Великий страх», вселяя смятение в души населения. Прошел слух, что Генрих Наваррский получил 200000 экю для оснащения армии. Опасались Варфоломеевской ночи для католиков, священники выступили единым фронтом против беарнского дьявола с резкими речами, возбуждающими толпу. Для большинства парижан католическая религия была наивысшей ценностью. Организаторы Парижской лиги были добродетельными и серьезными людьми с основательным классическим и религиозным образованием и принадлежали к зажиточной буржуазии

  • 1585, 21 мая — Генрих де Гиз начал очередную войну
  • 1585, 7 июля — договор в Немуре. Протестантизм был запрещен. Эдикт аннулировал все мирные договоры, заключенные ранее, объявлял ересь вне закона, предписывал гугенотам перейти в другую веру или в течение шести месяцев покинуть страну
  • 1585, 9 августа — Генрих Наварский вместе с Монморанси, вождем умеренных католиков, возглавил «Контр-лигу законопослушных граждан», обратившись за помощью к королеве английской и к Германии
  • 1585, 7 октября — Кролоь издал эдикт, по которому протестанты должны в двухнедельный срок перейти в католицизм или покинуть пределы Франции. Король Наваррский собрался было начать переговоры со своим шурином и выразить королю свой протест, но принц Конде тут же занял Сентонж, развязав тем самым войну
  • 1585, декабрь — перемирие для преговоров
  • 1587 — в пределы Франции вторглась армия немецких протестантов, её поддержали местные гугеноты под водительством Генриха Наваррского
  • 1587, 20 октября — битва близ Кутра королевских и гугенотских войск, победа протестантов, немецких наемников удалось подкупом отправить восвояси
  • 1588, 5 марта — умер Генрих де Бурбон, второй принц де Конде
  • 1588, 12 мая — День баррикад — восстание парижских католиков против умеренной политики короля Генриха III. Хозяином города стал Генрих де Гиз
  • 1588, лето — Гиз заставил Генриха III подписать Эдикт единства, одобренный парижским парламентом 21 июля. Король обещал никогда не заключать перемирие или мир с «еретиками-гугенотами», запретить занятие публичных должностей любому, кто не примет публичную присягу как католик, и не передавать трон не-католику
  • 1588, 16 октября — в Блуа открылось заседание Генеральных штатов. Делегаты потребовали от короля уменьшить налоги до уровня 1576 года, преследовать протестантов «без всякой жалости и сострадания», принять против Генриха Наваррского самые суровые военные меры, и торжественного признания невозможности воцарения на троне «принца, когда-либо замеченного в ереси». Генрих III отказался, что означало открытую конфронтацию с Генрихом Гизом
  • 1588, 23 декабря — убийство Генриха де Гиза по приказу короля Генриха III
  • 1589, 1 августа — убийство Генриха III монахом-доминиканцем Жаком Клеманом. смертельно раненный король приказал своим сторонникам присягать Гениху Навррскому
  • 1589-1590 — успешные битвы (при Арке, при Иври) Гериха IV с католиками

Окончание Религиозных войн

  • 1591, 4 июля — Генрих издал эдикт, в котором восстановил положения эдикта Пуатье 1577 года, заметно ограничивавшие свободу вероисповедания протестантов
  • 1593, 25 июля — Генрих Четвёртый торжественно отрёкся от протестантизма
  • 1594, 27 февраля — коронация Генриха IV
  • 1598, 13 апреля — Нантский эдикт Генриха IV, завершил тридцатилетний период Религиозных войн во Франциив. В эдикте даровалось полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них

воспоминание обо всём, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года до нашего коронования и в течение других предшествующих смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом

Итог религиозных войн

Как ни парадоксально, но по окончании Религиозных войн Франция стала сильнее. Высшие феодалы перестали бунтовать против королевской власти. Франция превратилась в сильнейшее европейское централизованное государство и оставалось таким более двухсот лет.

17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Приказано было разрушать храмы гугенотов и их школы. Последствия отмены Нантского Эдикта для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты, самые предприимчивые, трудолюбивые, образованные граждане королевства, эмигрировали сотнями тысяч - в Англию, Голландию, Швецию, Данию, Швейцарию, Пруссию, Канаду

Религиозные или гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков - королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи - Елизавета Английская поддерживала гугенотов, а Филипп Испанский - католиков. Войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

1 война: 1560-63 гг.

Поводом к первой войне послужил Амбуазский заговор и его жестокое подавление Гизами. После прихода к власти Франциска II фактическое руководство страной стал осуществлять род Гизов во главе с герцогом Франсуа де Гизоми его братом кардиналом Шарлем Лотарингским, которые увеличили масштабы преследования гугенотов, введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был осуждён и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). Среди высшей французской аристократии было очень сильно недовольство Гизами. В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал перигорский дворянин Ла Реноди. Они хотели захватить короля и арестовать Гизов. Эти события и вошли в историю как Амбуазский заговор. Узнав о попытке переворота, Гизы пошли на уступки: 8 марта 1560 они приняли закон, запрещающий религиозные гонения. Но вскоре Гизы отменили Мартовский эдикт и жестоко расправились с заговорщиками. Принц Конде был арестован и приговорён к смерти. Его спасла лишь внезапная кончина Франциска II 5 декабря 1560.

На престол взошёл несовершеннолетний король Карл IX, а фактическая власть оказалась в руках его матери Екатерины Медичи. Гизы стали терять влияние, а Людовика Конде освободили и приблизили ко двору. Антуан Наваррский был назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина пыталась проводить политику веротерпимости и примирения между всеми религиозными конфессиями.

В январе 1562 был издан Сен-Жерменский (Январский) эдикт, по которому гугеноты могли исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Но Гизы и сторонники прежней власти, недовольные уступками протестантам и ростом влияния Конде, образовали т. н. «триумвират» (Ф. де Гиз - Монморанси - Сент-Андре). Триумвиры начали переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов.

1 марта 1562 герцог де Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси в провинции Шампань. Было убито несколько человек и ранено около 100 участников собрания. Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в местечке Фонтенбло и вынудили их отменить Январский эдикт. После этого Конде и его сподвижникФрансуа д’Андело взяли Орлеан, превратив город в столицу гугенотского сопротивления. Был заключён союз сАнглией, где в то время правила королева Елизавета I, которая оказывала активную поддержку протестантам всейЕвропы, и германскими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан (май-октябрь 1562), помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; во время этих боёв погиб Антуан Наваррский. Вскоре к Конде прибыло подкрепление из Германии, гугеноты приблизились к Парижу, но неожиданно вернулись обратно в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре принц Конде был разбит католиками и попал в плен.

Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи вернулся в Орлеан. Гиз осадил город, но неожиданно для всех был убит гугенотом Польтро де Мере. После смерти Гиза стороны сели за стол переговоров. Ослабленные потерей своих лидеров, обе партии искали мира. Стремилась к этому и королева-мать Екатерина Медичи, после смерти короля Франциска доверившая управление государством умеренному канцлеру Мишелю де Лопиталю. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи подписали Амбуазский мир, гарантировавший кальвинистам свободу вероисповедания в ограниченном кругу областей и владений. Его условия в главном подтверждали Сен-Жерменский эдикт.

В начале XVI века королевская власть Франции почти подчинила католическую церковь. Например, в 1516 году был заключён Болонский конкордат, по которому король может избирать кого-либо на высшие церковные должности, а Папа лишь утверждал их. Церковь всё больше и больше зависело от светской власти. В это время по стране начало расходиться новое учение. Реформационные идеи стали распространяться в маленьких кружках духовенства (например «группа в Мо», которая развивала лютеранские идеи) и в группах рабочих переходивших в анабаптизм.

С 1530-х гг. всё большее количество человек заявляет о своём полном отказе от католицизма, это уже мелкие торговцы, низшее духовенство. Начинаются преследования протестантов. В 1540-50-х гг. из всех новых учений преобладает кальвинизм. Во многих городах, особенно на Юге, появляются первые кальвинистские общины, во главе которых стояли представители мелкой буржуазии или так называемого старого дворянства, мечтавшего о захвате имущества церкви. В 50-х гг. на Юге и на Юго-западе страны, где целые области принимали учение Кальвина. Крестьянство относилось к Реформации безразлично, дворянство видело в новом направлении подходящую для себя идеологию.

Всё это привело к долгим кровопролитным Религиозным войнам (1559-1594 гг.). По мнению историков, войны были вызваны не только Реформацией, но и всем ходом социально-экономической историей страны. В их ходе они перетекли в гражданскую войну во Франции. В результате интенсивной торговли Франции с Испанией, во Францию в большом количестве поступали доходы в виде серебряных и золотых Испанских монет, состоявших из американских металлов, считавшихся в то время в Европе дешёвыми. Это привело к резкому скачку цен в стране. Так как революция цен в каждой стране происходила в разное время, все вывозимые французские товары подорожали. Экспорт заметно ухудшился. Всё это отразилось и на мануфактурной промышленности. Количество мануфактур уменьшилось, уменьшилось и число рабочих. Из-за потери авторитета дорогих французских товаров в Европе уменьшилась заработная плата, а из-за Итальянских войн возросло количество налогов, что вызвало возмущение во всех слоях общества. Начался экономический упадок, увеличилось число безработных. Итальянская война закончилась миром в Като-Камбрези и потерей Италии для Франции. Казна оказалась пуста, к тому же страна имела огромные государственные долги. Это в свою очередь вызвало недовольство развитой, старой аристократии, которые возмущались прекращением Итальянской войны. Все те кто в ходе гражданской войны выступали против правительства, хотели лишь ограничить абсолютизм в свою пользу.

В 1559-1560 гг. во многих южных городах вспыхнули гугенотские восстания против чиновников и центральной власти. Буржуазия хотела использовать народ для давления на короля с целью защиты своих интересов. На севере наоборот дворянство поддерживало правительство. На Юге начались захваты церквей, разорения поселений, грабежи.

Во время войны французский престол занимали сыновья Генриха II и Марии Медичи: Франциск II,Карл IX, Генрих III, влияние на которых оказывала их мать, в отличие от сыновей обладавшая всеми качествами абсолютного монарха. Она опиралась на так называемое «дворянство мантии».

В 1560 году закончилась, наконец, война с Испанией. Финансов уже ни на что не хватало. Кальвинистская партия под предводительством принца Конде попыталась захватить Франциска II и править от его имени, что вошло в историю как «Амбуазский заговор» (по названию Амбуазского замка, где находился король). Это событие можно считать точкой начала войны. В созванных Генеральных штатах началась борьба между католиками и кальвинистами. Но вскоре волнения прекратились. Однако в следующем году борьба возобновилась. Генрих Гиз напал на общину кальвинистов в Васси. Эти «убийства в Васси» послужили сигналом, призывающим католиков к подобным стычкам по всей Франции. Новая война продолжалась до 1576 года и велась между гугенотами и правительством, поддерживаемым католиками. И та, и другая сторона искала поддержки за границей. Католики обращались к недавнему врагу - Испании, Франция даже соглашалась отдать Бургундию и Прованс Филиппу II за помощь. Гугеноты же обращались к Англии, обещая Елизавете две важные французские крепости - Гиэнь и Кале. Такие уступки являлись своего рода предательством.

В 1570 году был заключён Сен-Жерменский мир, по которому по стране было разрешено кальвинистское богослужение, и гугеноты получили четыре крепости на юге: Ла-Рошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк. Это усилило их влияние на юге и в центре страны. Но католики не могли стерпеть таких уступков. 24 августа 1572 года произошёл наиболее кровавыё эпизод войны - Варфоломеевская ночь. Гугеноты съехались на свадьбу своего главы Генриха Наваррского и Маргариты. Мария Медичи и, лично руководивший убийствами, Генрих Гиз попытались кровавой резнёй обезглавить партию протестантов Франции. Подобные события разыгрались в Орлеане, Труа, Руане и других городах.

Чтобы быть более независимыми гугеноты на Юге организовали «гугенотскую конфедерацию» - республику городов со своими представителями, финансами и армией, что означало фактическое отделение Юга. В противовес протестантам в 1576 году Генрих Гиз создал на Севере Католическую лигу.

Столкновения продолжались до 1580 года, когда наступил тот переломный момент, изменивший окраску войны. Второй этап войн (1580-1594) лучше назвать гражданской. Он характеризуется уже не борьбой с гугенотами, а противостояние между правительством и северным дворянством, поддерживающимся Католической лигой. Протестанты лишь изредка вступали в столкновения, но эта война изменила и их положение в стране.

После отпадения Юга нищета и голод не прекратились. Правительство теперь собирало огромные налоги с одного Севера. С 80-х гг. поднялось движение антифеодалов, состоящее из бунтующих рабочих. Вспыхнули восстания крестьян в Оверни, Нижней Нормандии. Генрих III не имел наследников, по этому управитель уже очень сильной Католической лиги Генрих Гиз претендовал на престол, он имел большую власть в сфере северного общества, которое могло поддержать его претензии на престол. В Париже была основана Парижская лига, состоящая из столичной буржуазии.

В мае 1588 года в Париже вспыхнуло восстание, вошедшее в историю как «день баррикад». Король бежал из столицы и искал помощи у своего оппонента Генриха Наваррского. Правительство потерпело полный крах, от него отделился не только Юг, но и Север. Восстания против чиновников вспыхнули в Орлеане, Амьене, Руане, Пуатье, Лионе, ото всюду были изгнаны чиновники.

Католическая лига напоминала по устройству конфедерацию гугенотов. Дворянство было армией, а города платили налоги. Но городская буржуазия хотела большей самостоятельной роли. Каждый город стал почти независимым. Но обострилась борьба внутри самих городов. Столкновения эти носили классовый характер. Мелкая буржуазия создала «Совет шестнадцати» к ней присоединились остальные рабочие. Сама лига брала неуёмные налоги, усугублялся экономический упадок: грабежи дворянства, эпидемия, безработица, голод.

В 1589 году Генрих III убит человеком, подосланным Католической лигой, на престол вступил Генрих IV Наваррский из династии Бурбонов. Однако католики не ожидали такого поворота событий и выдвинули своего претендента - герцога Мэна, брата герцога Гиза. В это время дела Франции на внешнеполитической арене ухудшились ещё сильнее. Филипп II, воспользовавшись междоусобицами, оккупировал некоторые французские города. Испанская интервенция разоряла Север. Всё это переполнило чашу народного терпения. Начались восстания так называемых «кроканов». Крестьяне объединялись в группы, выбирали предводителей и истребляли чиновников, которых называли «croquants» (грызуны), отсюда и название «кроканы». Но такие события повлияли на дворянство, снова начавшее обратный ход к абсолютизму. В Париже потерял опору «Совет шестнадцати» после того как открыл ворота испанским войскам. Эта борьба обессилила не только католиков, но и гугенотов. В 1593 году Католическая лига распалась, так как Генрих IV принял католичество и короновался в1594 году (спустя пять лет после его восхождения на трон!). Генрих подавил в 1595 году восстание кроканов и другие движения. Гражданские войны закончились, испанская интервенция была остановлена. Новому королю пришлось «купить» покорность католиков огромными денежными суммами, крепостями, оружием. А с гугенотами Генрих IV заключил в 1598 году Нантский эдикт. Создался анклав со своей армией (не больше 25 тыс. солдат), крепостями и деньгами. Кальвинисты могли исповедовать свой культ повсеместно, кроме Парижа.

В 1610 году трагически погиб Генрих IV от руки убийцы Равальяка. Развязалась новая смута (1610-1621 гг.), её виновниками являлись опять же гугеноты и католики, которые воспользовались ослаблением власти и совместно выступили против правительства. В 1614 году были созваны Генеральные штаты (представителем католического духовенства на них был Ришелье). Но третье сословие поддержало абсолютизм. Сторону власти держали и города. Начавшиеся столкновения вскоре закончились, однако последствия их были ужасны. Опять начался экономический кризис. Ни католики, ни протестанты не успокаивались в своих претензиях. В 1624 году к власти пришёл бывший епископ, теоретик и практик абсолютизма кардинал Ришелье, который быстро расправился с недовольными. При нём начался подъём экономики и авторитета Франции. Положение католического дворянства стало более хорошим, а в 1628 году Ришелье взял главный оплот гугенотов - Ла-Рошель. Он отменил все привилегии протестантов Франции по Нантскому эдикту. Это означало полное воссоединение страны. В 1629 году Ришелье восстановил свободу вероисповедания и возвратил кальвинистским дворянам их привилегии. Была полностью уничтожена гугенотская политическая организация и сломлено сопротивление знати.

На этом эпоха Религиозных войн во Франции закончилась. По Европе же ещё пронеслись Революция в Нидерландах и Английская революция тоже связанные с этой до сих пор существующей враждой между протестантами и католиками.

Цель урока:

- понять причины, цели, и итоги религиозных войн во Франции

Понять причины укрепления абсолютной монархии

Задачи:

Образовательные

    Подвести обучающихся к пониманию причин, целей и итогов религиозных войн во Франции;

    Выяснить, как произошло усиление абсолютизма во Франции;

Развивающие

    Продолжить формирование умения работы с документами;

    Продолжить формирование умения работы с картами;

    Продолжить формирование умения обобщать и анализировать изученный материал;

    Продолжить формирование коммуникативных умений;

Воспитательные

    Воспитывать чувство толерантности;

    Формировать чувство неприятия войны как средства решения религиозных конфликтов;

    Воспитывать гуманное отношение к людям.

Оборудование урока :

Учебник «История Нового времени 1500-1800.7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина;

Карта «Реформация в Европе в XVI в.»;

Памятка оценки деятельности правителя;

И.Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока : фронтальная, урок-исследование

Методы обучения: словесный, наглядный.

План урока:

    Начало религиозных войн.

    «Варфоломеевская ночь»

    Война трех Генрихов.

    Добрый король» Генрих IV Наваррский

    Правление Ришелье.

ХОД УРОКА

    Оргмомент

Кто дежурный. Кого нет?

    Мотивирование на учебную деятельность

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

    Актуализация знаний

А) Термнология: Реформация , Протестанты , Лютеранская церковь , Кальвинистская церковь , Англиканская церковь , Пуритане.

Б) Даты: 1517 год –М.Лютер публикует 95 тезисов против индульгенций (Германия)

1524-1526 гг. –Крестьянская война в Германии

1555 год, - Аугсбургский религиозный мир о равноправии католиков и протестантов. (Германия, Карл V )

1534 год. – закон, объявивший короля главой церкви в Англии

1588 – борьба Англии с Испанией. Разгром Непобедимой армады

В) Имена в истории:

-Мартин Лютер (протестант, Германия)

- Томас Мюнцер (протестант, руководитель крестьянской войны в Германии)

Филипп II , (католик, испанский король, возглавил борьбу против Реформации)

Жан Кальвин, (протестант, Швейцария)

Игнатий Лойола (Испания, католик, создатель Ордена Иезуитов)

Генрих VIII . (сторонник Реформации в Англии)

Г ) Назовите принципиальное отличие Реформации в Англии от Реформации в Германии (в А. «сверху», в Г. «снизу»)

Д) Работа с картой

покажите на карте территории на которых господствовала католическая церковь; территории на которых утвердились протестантские церкви.

    Целеполагание, постановка проблемы

Осталась еще одна ведущая страна, незатронутая нашим изучением. Сегодня на уроке я приглашаю вас в путешествие по этой стране. Она ассоциируется у меня с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Что это за страна? Конечно, это Франция. Записываем тему урока

Как вы считаете, какие сегодня у нас цели урока? (Понять причины, цели, и итоги религиозных войн во Франции. Понять механизм укрепления абсолютной монархии)

А для того, чтобы достигнуть цели, мы с вами должны разобраться в следующей проблеме – В чем особенности Реформации во Франции?

    Поиск путей решения проблемы. Изучение нового материала

    Распространение Реформации во Франции

В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек. В начале XVI века во Франции стал распространяться кальвинизм. И кто во Франции сочувствовал протестантизму?

Распространение кальвинистского учения во Франции

Слои населения, поддерживающие кальвинизм

Причины поддержки

Представители старинной знати

Недовольство укреплением королевской власти и потерей политического влияния

Часть дворянства

Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви

Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели

Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви

В результате к концу первой четверти XVI века Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа. Север Франции остался на стороне католической церкви, а Южная Франция стала протестантской.

Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву). Так Реформация проникла во Францию.

В тетрадь записывается понятие.

Гугеноты – это французские кальвинисты.

Гугеноты

Католики

Территории

Юг

Север

Состав

Старинная знать, дворяне, горожане

Король, крестьянство

Поддерживающие государства

Англия, Германия

Испания

Положение

Жестоко преследуемые

Поддерживаются королём и основной массой населения

Лидеры

Генрих Наваррский, адмирал Колиньи

Франсуа де Гиз, Генрих де Гиз

  1. Начало религиозных войн

В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли « некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции. В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси, устроил кровавую расправу над мирными гугенотами. Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562-1598).

В тетрадь записывается дата религиозных войн.

1562-1598 – религиозные войны во Франции.

Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король.

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX ., проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи.

Для формирования у учащихся умения оценивать политических де

ятелей с позиции их современников было включено в содержание рассказа характеристика государственного деятеля, данная французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем. Ученик читает…

Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали

Физкультминутка «Богатыри»

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо.

    «Варфоломеевская ночь»

Приходилось ли вам встречать выражение «Варфоломеевская ночь» в повседневной жизни? Что оно означает ? (всякое внезапное массовое уничтожение(убийство) противников, если, конечно, дело происходит не в открытом, честном бою). Сейчас мы узнаем, с какими событиями связано это «крылатое выражение». Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан? Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г . По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив.

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол - это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек /Учащиеся записывают дату "Варфоломеевской ночи" в тетрадь/

1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции.

    Война трех Генрихов

После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а протестантов Генрих Наварра. Между ними и развернулась борьба за престол. Генрих Гиз разработал план похитить Генриха III и постричь его в монахи. Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить и летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, и уже перед смертью он завещал престол Генриху Наварра, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота. Генрих Наварра тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта.

- «Париж стоит мессы», - сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру.

Месса – католическое богослужение.

? Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих Наварра, приняв католическую веру? Почему?

Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стане провозглашалась веротерпимость.

Организуется работа с документом «Нантский эдикт» Учебник, с. 132-133

    «Добрый король» Генрих IV Наваррский

Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии. Главная его задача-сплочение народа в единый государственный организм. И упрочение королевской власти как гаранта этого единства.

?Как вы думаете, почему он был прозван «Добрым королем»?

Генрих Наваррский вошёл в историю как «добрый» король, потому что:

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией;

2) снижен прямой налог с крестьян;

3) введён запрет арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот;

4) покровительствовал развитию торговли и мануфактуры;

5) способствовал созданию купеческих компаний;

6) улучшилась жизнь народа;

7) преодоление вызванной религиозной войной разрухи.

Он многое ещё мог сделать, но в 1610 г. умер от предательского кинжала фанатика-католика.

  1. Правление Ришелье

После смерти Генриха IV королём стал его малолетний сын Людовик XIII , от имени которого правила его мать Мария Медичи. Её политика привела к опустошению казны. В такой ситуации первым министром короля стал кардинал Ришелье (или Ришельё). Он продолжал политику Генриха IV . Он создал режим абсолютной монархии, который просуществовал около полутора веков

VI . Первичное закрепление.

Кто такие гугеноты?

- Когда начались религиозные войны во Франции?

-Когда закончились религиозные войны во Франции?

-Какой документ был подписан в 1598 году?

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Результатом этих процессов - Франция стала сильнейшим государством в Европе.

  1. Домашнее задание

1) параграф 14, вопросы в конце параграфа.

2) В тетради «Оценка деятельности правителя» Генрих IV , кардинал Ришелье

  1. Рефлексия.

Приложение 1

Французский мыслитель и гуманист XVI в. Мишель Монтень об Екатерине Медичи

"Добродетель в политике - это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел".

Приложение 2