Проект "загадочный подводный мир" для детей среднего дошкольного возраста. Проект детско-взрослого творчества "путешествие в подводный мир" Детско родительский проект подводный мир

Виды

ГАЛИНА СЧАСТЛИВЦЕВА

Вид проекта : познавательно-исследовательский проект с элементами творчества для детей 5-6 лет.

Продолжительность проекта : «краткосрочный» 2 месяца.

Участники проекта : дети старшей группы , родители, воспитатели.

Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта .

Задачи :

Расширить представление детей о жизни обитателей глубин;

Познакомить детей с обитателями подводного мира , пополнять знания детей о подводном мире , его обитателях;

Формировать у детей элементарные представления об обитателях морей и океанов, способах передвижения, чем они питаются, как живут и защищаются;

Воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать эмоциональную отзывчивость;

Способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта , развивать воображение и творческие способности детей;

Развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности;

Развивать эмоционально-чувствительное восприятие мира ;

Продолжать пополнять словарный запас детей.

Предполагаемый результат :

Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде, расширение кругозора и экологических представлений во время реализации проекта . Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы, обитателям морей и океанов.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Актуальность проблемы : Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры личности ребенка. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности . В наше время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Изучать обитателей морей и океанов можно в процессе проектно -исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира . Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. В этом возрасте формируется ответственное отношение к природе. Чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию детей , тем лучше будет результат этой работы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. В ходе беседы с детьми выяснилось, что у детей 5-6 лет недостаточно знаний об обитателях морей и океанов. Поэтому объектом исследования в нашем экологическом проекте будут обитатели морских глубин.

Первый этап - подготовительный.

Предварительная работа поисковая работа по подбору материала по теме :

Создание предметно - развивающей среды на морскую тематику;

Подбор литературы по данной теме;

Чтение литературы о подводном мире ;

Разучивание стихов о морских животных;

Разгадывание загадок;

Просмотр презентации «Тайны подводного мира » ;

Подбор экологических игр : «Найди животное» , «Какой вред и какая польза от морских хищников» ;

подвижные игры «Море волнуется раз» , «И вот перед нами море!» ;

Просмотр мультфильма «Лунтик - морские обитатели» , «В поисках капитана Немо» ;

Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;

Посещение детской библиотеки № 57 с целью пополнения знаний детей о подводных обитателях ;

Посещение океанариума с целью развития познавательной активности детей.

Второй этап – реализация проекта .

Рисование на тему «Дельфины – наши друзья» ;

Рисование красками «Морские обитатели»

Коллективная работа. Аппликация с элементами рисования «На дне морском»

Коллективная работа. Обрывная аппликация «Морские глубины»

Изготовление пособий для дыхательной гимнастики

Проведение мастер-класса аппликация из шерстяных ниток «Подводный мир » ;

Оформление альбома о морских обитателях;

Путешествие по картинкам с изображением обитателей морских глубин; Рассказ воспитателя о вреде и пользе морских обитателей.

Выставка детских работ.

консультации для родителей : «Безопасное поведение на воде» .

Сбор экспонатов для создания мини-музея к проекту и создание мини – музея.

Третий этап – презентация экологического проекта «Тайны подводного мира » .

Открытие выставки детских рисунков. Открытие мини-музея.

Театрализованная деятельность «В гостях у Русалочек» .

Презентация книжки – малышки с рассказами и рисунками о морских животных (домашнее задание с родителями) .

Презентация дидактической игры .

Коллективная работа. Аппликация с элементами рисования «На дне морском»






Лепка «Море волнуется раз»



Дидактическая игра «Угадай морское животное» .


Экспонаты для мини - музея








Рисование красками «Морские обитатели»


Коллективная работа. Обрывная аппликация «Морские глубины»


Презентация дидактической игры «Ловись рыбка, большая и маленькая»


Публикации по теме:

Исследовательский экологический проект «Украсим детский сад цветами» в старшей группе Экологический проект. «Украсим детский сад цветами» Экологическое воспитание в ДОУ. Разработан: Дударевой Н. В. Тип проекта: Исследовательский.

Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы «Обитатели подводного мира» Цель: Познакомить с обитателями подводного мира Японского моря. Выяснить особенности их строения и образа жизни. Подчеркнуть богатство и.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: Разнообразие подводного.

Норина Юлия Валентиновна

Руководитель проекта:

Норина Юлия Валентиновна

Учреждение:

МБДОУ «Детский сад № 355» г. Самара

С результатами своего краткосрочного проекта на тему «Подводный мир» воспитательница (ДОУ) детского сада знакомит в данной работе, представленной в виде отчета проводимых с детьми интересных занятий.


В представленном краткосрочном проекте «Подводный мир» воспитателем старшей группы детского сада была поставлена цель познакомить детей с одним из компонентов природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля, формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Результатом проектной деятельности в виде краткосрочного проекта в старшей группе ДОУ «Подводный мир» стали практические занятия с детьми в виде игр и упражнений, направленных на формирование у детей понятия об экологии, знакомство с жителями водной среды и усвоение знаний о водных ресурсах планеты.

Данная работа (проект) будет полезна для воспитателей ДОУ при организации проектной деятельности с воспитанниками старшей группы детского сада, а также для родителей детей дошкольного возраста.

Введение

Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.

Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые в дальнейшей жизни качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

Наш проект «Подводный мир » начался с вопроса детей о том, почему в группу для питья стали привозить воду из магазина, почему нельзя пить воду из-под крана? Откуда берется в кране вода и почему она никогда не кончается? А куда уходит грязная вода, которую мы выливаем в раковину?

После беседы о воде, о том, как вода поступает в дома, о том, как человек загрязняет водоемы, и как чистят воду для питья, дети задумались о том, что от загрязнения водоемов страдают их жители. Возникла проблема: как люди могут помочь подводным жителям?

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентной, активной позиции в решении насущных задач. Поэтому важно закладывать основы экологической культуры в дошкольном детстве, когда дети познают мир, эмоционально откликаются на беды, происходящие в природе и вокруг них.

Цель проекта: познакомить детей с одним из компонентов природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля, формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Тип проекта: исследовательско–творческий, средней продолжительности (1 месяц), интегрированный.

Задачи проекта:

  • уточнять знания детей о воде, о ее основных свойствах, значении в жизни живых существ, уточнять знания детей о классе рыб, углубить представление о водоеме как среде обитания рыб, уточнить представление об условиях жизни аквариумных рыб;
  • стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения;
  • развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
  • расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу;
  • вызвать интерес к жизни рыб, желание больше узнать о них, воспитывать желание ухаживать за аквариумными рыбками.

Этапы:

1. Составление плана – схемы проекта.

2. Погружение в проект (Приложение 1, 2, 3).

3. Практическая часть (альбом «Водная стихия », рисунки детей, конспект комплексного занятия «Реки, речки и моря »).

4. Презентация проекта (Приложение 4, композиция "Морское дно").

  • Какие знания помогут в решении проблемы?
  • Как эти знания можно получить?
  • Что можно сделать, чтобы решить данную проблему.
  • помогать выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
  • подсказать, какие предметы и принадлежности можно использовать;
  • спланировать, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта.

В ходе обсуждения дети предлагали различные варианты занятий, игр, действий, которые ответят на интересующие нас вопросы. Все предложения детей были оформлены в виде плана-схемы.

План – схема проекта «Подводный мир»

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ

  • подвижные игры «Караси и щука », Ручеек”
  • игра-моделирование «Мы - капельки »
  • этюды «На болоте », «Море волнуется » ЦЕНТР НАУКИ
  • рассмотрим глобус,
  • рассмотрим книги, картинки, открытки о подводном мире
  • проделаем опыты с водой: прозрачность, текучесть, изменение состояний, давление воды, соленая и пресная вода, образование волны, круговорот воды в природе ЦЕНТР ПРИРОДЫ
  • посмотрим фильм об обитателях реки Волги,
  • понаблюдаем за обитателями аквариума: «Кто живет в нашем аквариуме », «Как рыбы плавают и как отдыхают », «Как дышат рыбы »
  • будем ухаживать за аквариумом - «Наведем порядок в аквариуме ».

ЦЕНТР КНИГИ

  • будем загадывать загадки об обитателях рек, морей и океанов;
  • прочтем стихи о водоемах, их обитателях, прочитаем книги о подводных жителях: А. Глебова «Камешки », Г. Снегирев «Маленькое чудовище », «Колюшка- храбрюшка », «Осьминожек »
  • прочитаем сказки, былины «Садко », «Снегурочка »,
  • составим рассказы по картинам

Подводный мир ЦЕНТР ИГРЫ

  • дидактические игры “Где, чей дом”, “Узнай рыбу по описанию”, “Чей хвост (туловище, голова)”, «Как появляется рыбка »
  • сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе »

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ

  • изготовим из природного материала и бумаги обитателей подводного мира,
  • оформим композицию «Морское дно » ЦЕНТР ИСКУССТВА
  • нарисуем аквариум,
  • нарисуем сказки об обитателях моря;
  • сделаем аппликацию «Дельфины »
  • рассмотрим картины с изображением рек, морей, океанов;
  • будем слушать музыку (из серии «Океаник », «Звуки природы ») ЦЕНТР ЗНАНИЙ
  • Занятие по ознакомлению с окружающим миром “Вода вокруг нас”
  • Занятие по ознакомлению с окружающим: “Ходит капелька по кругу”
  • Занятие по ознакомлению с художественной литературой.
  • Беседа по основам безопасной жизнедеятельности “Вода друг – вода враг”

Итоги проекта «Подводный мир ».

  • что вода в природе существует в различных формах: водоемы, осадки (дождь, снег, град, роса), сосулька, туча и т.д.;
  • основные свойства воды – жидкая, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества, имеет плотность, давление;
  • вода в природе может переходить из одного состояния в другое (лед – вода – пар), существует круговорот воды в природе;
  • существуют причины загрязнения воды, простейшие способы ее очистки;
  • как животные и растения приспособились жить в воде, узнали классификацию рыб, место обитания, их строение, повадки, питание, разницу между морскими и речными обитателями.
  • самостоятельно объяснять связь фактов (используют простое причинное рассуждение потому что: в воде видны предметы, потому что вода прозрачная);
  • самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимоотношения (если…, то…: если на улице мороз, то вода замерзает; если воду хорошо очистить, то ее можно пить);
  • делать простейшие опыты по словесному описанию или по образцу; по завершении опыта, делать соответствующие выводы;
  • замечать изменения в аквариуме, ухудшающие жизнь его обитателей, ухаживать за аквариумными рыбками.

Дети нашей группы стали обращать внимание на то, хорошо ли закрыт кран, а если замечают, что вода из крана капает, сообщают об этом взрослым. Также мы обратили внимание на то, что дети стали наливать меньшее количество воды для питья, объясняя это тем, что не хочется выливать оставшуюся воду в раковину.

С большим интересом дети стали дежурить в уголке природы: проявляют аккуратность при поливе цветов, стараются не расплескивать воду из лейки. Внимательно следят за аквариумными рыбками, придумали каждой рыбке имя.

Самостоятельно проводят простые опыты, рассказывают друг другу результаты этих опытов. Приносят в группу новые книги о реках, морях, океанах, о морских путешествиях, с удовольствием рассматривают картинки, делятся впечатлениями об увиденном.

По окончании проекта у детей возник вопрос, чему и кому еще нужна помощь людей, что надо делать, чтобы наша планета Земля стала лучше, чище. Поэтому мы решили больше узнать о жизни животных, птиц, растений. Эти темы и станут темами новых проектов.

Приложение 1. Подвижные игры, этюды.

1. Подвижная игра “Караси и щука”. Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

2. Игра малой подвижности “Ручеек”. Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.

3. Игра - моделирование “Мы – капельки”. Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама- тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.

4. Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

5. Этюд «На болоте ». Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.

Приложение 2. Цикл наблюдений за обитателями аквариума.

1. «Кто живет в нашем аквариуме ». Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений), их названия, уточнить условия жизни обитателей аквариума (много воды, грунт, в котором растут растения, подсветка, компрессор, кормушка). Уточнить особенности внешнего строения рыб.

2. «Как рыбы плавают и отдыхают ». Цель: уточнить, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях. Передвигаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. При помощи хвоста рыбы делают повороты. Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Отдыхают они стоя неподвижно возле кустиков травы, у дна, спят с открытыми глазами.

3. «Как дышат рыбы ». Цель: Дать представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются – так рыба дышит.

4. «Наведи порядок в аквариуме ». Цель: Учить замечать изменения в состоянии аквариума – грязь, на дне, налет на стекле, уменьшение воды, пыль и пятна на стеклах, оценивать эти изменения как ухудшение условий для жизни водных обитателей. Формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда. Вызывать чувство ответственности, желание оправдать доверие. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.

Приложение 3. Опыты с водой.

1. “Что увидим через воду?”

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.

Оборудование: таз с водой, геометрические формы разного цвета.

Вопросы к детям: что находится в тазу (вода). Что можно рассказать о воде? Затем бросить в таз кубик. Что с ним стало? (Упал на дно). Видно ли его? Какого он цвета?

Предложить детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети закрывают глаза.

Вопрос к детям: почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды? (Вода прозрачная).

2. “Как напоить Иванушку чистой водой?”

Цель: познакомиться с процессами очистки воды различными способами.

Оборудование: бумажная салфетка, воронка из бумаги, тряпочка, сор, крахмал, емкости.

Предложить ребятам посмотреть, какая мутная вода в банке. Ее нужно очистить, чтобы Иванушка мог ее выпить, не боясь, что заболеет. А как сделать очистительное устройство?

Дети придумывают различные варианты очистки воды. Предложить детям сделать различные очистительные устройства – фильтры (из бумажной воронки, тряпочки, бумажной салфетки). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выяснить, какой же фильтр лучше очищает воду?

3. «Давление воды ».

Цель: познакомить детей со свойством воды – давлением.

Оборудование: пластиковая бутылка, спица, цветная вода.

Рассказать детям о том, что вода обладает замечательным свойством: она всегда стремится стечь как можно ниже. Сталкивались ли дети с таким свойством? Как это выглядело?

Вода давит на любой погруженный в нее предмет. Чем больше глубина, тем сильнее давление воды. Чем глубже погружается ныряльщик, тем сильнее давит на него вода. Оценить давление воды можно по тому, с какой силой струя вырывается из отверстия. Для этого нужно проткнуть в бутылке три отверстия и наполнить бутылку водой. Предложить детям подумать, где давление воды больше наверху или внизу.

4. «Плавает или тонет ».

Цель: познакомить детей со свойством воды – плотностью, показать отличие пресной и соленой воды.

Оборудование: два прозрачных стакана, теплая вода, соль, сырое яйцо.

Рассказать детям о том, что соленая вода плотнее пресной, поэтому в соленой воде легче плавать, так как вода лучше держит предметы или человека, как бы выталкивает предметы из воды. Предложить детям растворить в одном стакане с водой как можно больше соли, затем попробовать опустить в этот стакан яйцо, затем переложить яйцо в стакан с простой, пресной водой. Что происходило с яйцом в соленой воде, что – в пресной воде? Подвести детей к выводу о том, что соленая вода плотнее пресной.

Приложение 4. Викторина «Что мы знаем о рыбах».

Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.

Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.

  • Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
  • Рыба гниет с головы.
  • Нем как рыба.
  • И карасей из пруда не выловить без труда.
  • Из костлявой рыбки уха сладка.
  • На безрыбье и рак рыба.
  • Назад только раки ходят.

Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.

  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Русалочка
  • Айболит
  • Путаница
  • Мойдодыр
  • По щучьему велению
  • Садко

Задание 3. Музыкальная пауза.

Пластический этюд «Море волнуется ».

Задание 4. «Назови рыб, которые водятся в наших водоемах.

Задание 5. «Собери и назови».

Каждая команда должна как можно больше собрать из частей изображения рыб и правильно назвать их.

Задание 6. «Отгадай загадки ».

Посмотрите, дом стоит, До краев водой налит. Без окошек, но не мрачный, С четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы – Все умелые пловцы. (Аквариум)

В буйном море – океане Рыба страшная живет, У нее большой живот, Пасть с ужасными клыками. (Акула)

Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. (Вода)

В тихую погоду нет нас нигде. Ветер подует – бежим по воде. (Волны)

С моряками был он дружен, Чем доныне знаменит. Из морских зверей кому же В мире памятник открыт? (Дельфин)

Все ко дну я прижималась В темноте морских глубин. Незаметной быть старалась – Превратилась в плоский блин. (Камбала)

Через море – океан Плывет чудо – великан, Пряча ус во рту, Растянулся на версту. (Кит)

На дворе зима ли, осень, В глубине родной реки Мы тельняшки гордо носим, Мы лихие моряки. (Окуни)

И на дне морском глубоком, И у самых берегов Кто из рыб электротоком Отгоняет прочь врагов? (Скат)

Задание 7. Подвижная игра «Караси и щуки ».

Подведение итогов викторины.

Список используемых источников

1. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Культурологический подход к социально-психологическому развитию дошкольника / авт.-сост. Пеленкова Л.Л. – Самара, 2008.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.

4. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.

Юлия Воронянская

кологический проект «Подводный мир »

Воронянская Ю. Н и Кочергина И. В.

Вид проекта : групповой.

Возраст участников : 4-5 лет. (Средняя группа №6)

Тема проекта : «Подводный мир »

Цель проекта .

Познакомить детей с различными видами рыб, живущих не только в аквариуме, но и в других средах обитания

Задачи :

Дать общее представление о рыбах, учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами.

Закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы : местом обитания, конечными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками.

Познакомить детей с аквариумом, как биологической системой.

Учить устанавливать и поддерживать биологическое равновесие в водной среде.

Расширить знания детей об аквариумных рыбках и растениях.

Сформировать навыки и умения по уходу за аквариумными рыбками.

Воспитывать чувство ответственности за питомцами.

Актуальность проекта .

Слово «аквариум» имеет латинское происхождение и означает стеклянную емкость или искусственный водоём, приспособленный для содержания, разведения, изучения и демонстрации рыб и растений.

Пруды со священными рыбками и были у многих народов и в древности, и в недалеком прошлом.

Для чего человеку аквариум? Он снимает усталость даёт душе покой, а всем чувствам, особенно зрению – изысканное и тонкое эстетическое насладжение. А ещё умело оборудованный искусственный водоём служит прекрасным средством познания окружающего нас мира.

Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. В ходе наблюдений подмечают яркие проявления в росте, развития их питомцев. Свои наблюдения учатся отражать в связанной, точной речи.

Этапы реализации проекта .

1. Подготовительный.

2. Формирование проекта .

3. Систематизация информации.

4. Практическая деятельность.

5. Итоговый.

Реализация проекта .

1. Подготовительный этап.

1.1. Чтение и изучение литературы о рыбах, их возникновении.

1.2. Подбор иллюстраций, альбомов,раскрасок, трафаретов о рыбках

1.3 Подбор художественной литературыпотеме «Подводное царство » .

1.4. Подбор видеофильмов, фотографий, музыки и песен о рыбках. (С помощью родителей) .

1.5. Подбор загадок, стихов, потешек, историй о рыбках.

1.6. Подбор открыток об аквариумных рыбках.

1.7. Подбор разрезных игр, демонстрационного материала, дидактических игр о рыбках.

1.8. Изготовление игры «Собери картинку» .

1.9. Подбор пазл о рыбках.

Формирование проекта .

Формулирование экологической проблемы : «Рыбы» .

Систематизация информации.

Диалоговые беседы, общение, обсуждение, решение проблемных ситуаций. Совместное составление схемы для изготовления из конструктора аквариумов. Экспериментирование с кормом для рыбок, с водой. Совместные игры : театрализованные, подвижные , сюжетно-ролевые. дидактические. игры-эстафеты.

Проводим нод. общение, ставим перед детьми различные проблемы с помощью иллюстративного. материала. Ведём совместную теоретическую и практическую деятельность.

Практическая деятельность

4.1. Чтение познавательных сказок и рассказов о рыбках («По щучьему велению» , А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» , «Золотые рыбки – разновидности, питание, уход» - дополнительная информация).

4.2. Чтение рассказа об истории возникновения первой рыбки и первой аквариумной рыбки. Моя первая энциклопедия (Н. Костина, Маленький аквариум (А. Турисий) .

4.3. Просмотр презентаций на ИД про подводный мир

4.4. Подвижная игра «Море волнуется» с придумывание слов и движений по желанию детей.

4.5. Наблюдение за черепахой в аквариуме группы.

4.6. Оформление уголка природы по теме

«Подводный мир аквариума » .

4.7. Просмотр фильма ВВС «Подводный мир » .

4.8. Выставка творческих работ

«Моя аквариумная рыбка» .

4.9. Аппликация : «Рыбки»

4.10. Разучивание стихов, отгадывание детьми загадок о рыбках

4.11. Свободная деятельность детей вне занятий (обводили трафареты и раскрашивали самостоятельно) . Простейший вариант оригами

Итоговый.

Конечный продукт проекта –подготовка презентации проекта «Подводный мир » .

Подведение итогов работы .





Ирина Пермикина
Проект для старшей группы «Подводный мир»

Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Кузнецовский детский сад «Улыбка»

ПОДВОДНЫЙ МИР Проект для старшей группы

Составила :

Пермикина И. А.

Проблема : поверхностные знания детей о морских обитателях, о подводном мире .

Цель проекта : Познакомить детей с представителями подводного мира .

Задачи :

Уточнять и обобщать знания детей об обитателях подводного мира ;

Закреплять в речи названия морских обитателей, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;

Закрепить представления о среде их обитания,

Учить отражать впечатления в продуктивных видах деятельности,

Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;

Формировать навыки правильного поведения в природе, бережного отношения к ней, умение видеть ее красоту и неповторимость.

Ожидаемые результаты :

Сформированные представления об обитателях подводного мира .

Материалы и оборудование :

Фотографии, книжные и другие иллюстрации с изображением водоемов - морей, рек, озер, их обитателей; фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, аквариум, ракушки разных размеров и формы

Выполнение проекта :

Предварительная работа :

Просмотр видеороликов о подводных обитателях , просмотр презентаций о подводном мире , просмотр мультфильмов : «Дельфин, история мечтателя» , «Девочка и дельфин» , «Русалочка» ; рассматривание открыток, иллюстраций, чтение литературы по теме; конструкторская деятельность (оригами, рисование, аппликация, лепка.

Подготовительный этап : Рассказы детей о лете, их путешествиях к морю, рекам, рассматривание домашних фотографий; оформление информационного уголка для родителей : консультации, рекомендации по теме; подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий.

Основной этап (организация деятельности)

Беседа "В мире воды". Воспитатель рассказывает о морях, озерах, реках, их обитателях, о значении воды и водоемов в жизни человека; учит сохранять окружающую среду. Беседа сопровождается показом наглядных пособий, книг.

Методы и приемы :

Игровая деятельность :

Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика,

Сюжетно-ролевые игры «Мы корабль построим сами, поплывём под парусами» , «Путешествие в подводное царство » ;

Дидактические игры : «Что лишнее?» , «Собери картинку» , «Лабиринты» , «Найди отличия» .

Физическое развитие :

- Подвижные игры : «Берегись, акула» , «Щука и караси» , «Удочка» , «Море

волнуется»;

Познавательное развитие :

1. Занятия по ознакомлению с морскими обитателями. Эстетическое развитие :

1. Художественная литература :

Скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, чтение сказок, рассказов.

2. Изобразительная деятельность :

Занятие : нетрадиционное рисование в технике оттиска детской ладони «Подводное царство » ;

Занятие : Пластилинография «Рыбки в аквариуме» ;

Занятие : конструирование из бумаги «Черепашка» ;

- Занятие : аппликация «Рыбки в аквариуме» . 3. Музыкальная деятельность :

Слушание «Аквариум» К. Сен-Сане;

-Пение песен : «Рыбка» , «Про карася» , «Песня в камышах» , «Три пингвина» ;

- Музыкальные игры : «По синему, синему морю» , «Озеро и ручей» ;

Постановка танцев : «Танец воды» , «Танец лягушек» , «Танец рыбок» . 4. Разучивание песенки на английском языке «Рыбка» .

Решение поставленных задач с родителями :

Организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков «Этот

удивительный подводный мир ».

Результат :

Участие в проекте 76% семей

Заинтересованность детей темой о подводном мире , проявление их познавательной активности : вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о подводном мире .

Обыгрывание в детском саду сюжетно-ролевой игры «Путешествие в подводное царство » .

Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги подводного мира по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

Организация в детском саду в холле большой выставки изобразительных работ «Подводное царство » .

Оформление предметно-развивающей среды, ванной комнаты.

Краткосрочный проект «Подводный мир»

Воспитатель общеобразовательной группы для детей старшего дошкольного возраста Соломина О.В.

Педагог дополнительного образования по лего - конструированию Андрианова Д.В.

МБДОУ «Детский сад № 32 г. Выборга»

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста

Сроки проекта: 11.04.16 – 15.04.16

Цель: ознакомление детей с флорой и фауной холодного (Балтийского) и теплого (Чёрного) морей.

Задачи:

Образовательные задачи:

    познакомить с разнообразием подводного мира и его значением для всего окружающего мира;

    познакомить со строением обитателей морей.

Развивающие задачи:

    развивать умение сравнивать и анализировать;

    развивать воображение и восприятие в процессе наблюдения;

    развивать словарный запас при ознакомлении с подводным миром;

    развивать умения находить и воспроизводить особенности флоры и фауны морей в конструктивной деятельности, используя различные материалы (бумага, пластилин, тюбики от крема, различные виды конструктора и т.д.)

Воспитательные задачи:

    воспитывать бережное отношение к природе;

    воспитывать самостоятельность, трудолюбие, любознательность;

Проект основывается на поддержке детской инициативы (вопрос: «Кто такие морские животные?»)

Этапы работы на проектом:

Подготовительный:

    постановка проблемы на основе детской инициативы;

    разработка плана мероприятий;

    создание развивающей среды в группе;

    сбор и накопление материала по теме «Подводный мир»;

    информирование и ознакомление родителей с темой проекта;

    приглашение гостя группы для проведения мастер – класса на тему «Витражные рыбки».

Основной:

    привлечение детей к участию в реализации проекта;

    совместная деятельность детей и педагогов.

Итоговый:

    создание коллективной работы «Уголок моря».

Таблица 1

План мероприятий, проводимых в рамках проекта «Подводный мир»

11.04.16

2. Конструирование из бумаги.

Создание рыбок витражным способом.

12.04.16

3. Художественное творчество: лепка «Морское дно» - изготовление флоры морей из пластилина различными способами (скручивание, вытягивание, прищипывание, стека, использование каркаса - карандаши, трубочки).

13.04.16

4. Занятие по конструированию из лего – конструктора «Морское дно» (создание имитации морского дна и его обитателей)

14.04.16

5. Коллективная работа «Уголок моря» (создание композиции из лего – построек и витражных рыбок)

15.04.16

Вывод:

В процессе реализации проекта дети овладели новым способом изготовления рыбок из тюбиков и в витражной технике. Также дети получили новые знания о подводном мире, которые используют в самостоятельной игровой деятельности.

Список литературы:

    С. Сахарнов «Кто в море живет?»

    С. Сахарнов "Морские сказки"

    С. Сахарнов "На дне морском"

    А. Тамбиев "Кто в море живёт?"

    И. Акимушкин "Кто без крыльев летает"

    Г.Х. Андерсен "Русалочка"

    Звуки моря, обитателей морей

(ресурс интернет)