Теории патопсихологии. Патопсихология: теоретические основы и практическое значение

Рыбки

Патопсихологии изучает закономерности нарушений психической деятельности в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме.

Патопсихология – раздел, который исследует психические нарушения с помощью экспериментальных методов.

Психопатология – раздел клинической психиатрии, который посвящен описанию психических симптомов и синдромов (беседа и наблюдение).

По своим целям и решаемым практическим задачам патопсихология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающимся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах.

Патопсихология, как и любая другая отрасль психологии, изучая психику, имеет и свою собственную специфику, так как ее предметом является не просто психика, а психика, нарушенная тем или иным психическим расстройством. Наиболее полно и точно определение предмета патопсихологии дала Б. В. Зейгарник: «Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга».

Патопсихология, рассматривая нарушения психики, дает квалификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии, используя общий для всех отраслей психологии категориальный аппарат. Патопсихология, являясь отраслью психологии, использует весь арсенал методов, накопленных психологической наукой, и среди них эксперимент занимает ведущее место. В силу специфики предмета и решаемых ею практических задач, можно сказать, что патопсихология является экспериментальной наукой. В патопсихологии накоплен большой опыт экспериментального исследования психики больных, и этот опыт является весьма полезным для психопатологии.

Современный системный подход к исследованию психических расстройств требует их всестороннего рассмотрения, поэтому данные клинического анализа должны быть дополнены данными патопсихологического исследования. Поэтому в последнее время все четче проявляется тенденция к сближению практики исследования нарушений психики в психологии и психопатологии: клиницисты все активнее используют психологические экспериментальные методы исследования, а в патопсихологии (и клинической психологии в целом) существенная роль отводится описательному подходу.

Патопсихологическое обследование направлено на решение следующих задач:

  1. Диф. Диагностика психических заболеваний (наблюдение, беседа, анамнез…) постановка диагноза имеет крайне тяжелые последствия для личности.

Методы диф. Диагностики: в 99% по результатам выполнения экспериментальных методик, направленных на изучение когнитивных процессов. Крайне редко личностные опросники и анкеты (врут, страдают от когнитивных расстройств). Иногда применяются проективные методики

  1. Оценка степени выраженности когнитивных и эмоциональных расстройств.
  2. Оценка динамики когнитивных и эмоциональных расстройств в процессе лечения и реабилитации.
  3. Решение задач судебно-психологической и врачебно-трудовой экспертизы.

2. История развития патопсихологии

История патопсихологии связана с развитием психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии.

В конце XIX в. психология стала постепенно утрачивать характер умозрительной науки, в ее исследованиях начали использоваться методы естествознания. Экспериментальные методы В. Вундта и его учеников проникли в психиатрические клиники - в клинику Э. Крепелина, в крупнейшую психиатрическую клинику Франции в Сальпетриере, где должность заведующего лабораторией более 50 лет занимал П. Жане; экспериментально-психологические лаборатории были открыты и в психиатрических клиниках России - в лаборатории В. М. Бехтерева в Казани, затем в лаборатории В. Ф. Чижа в Юрьеве, И. А. Сикорского в Киеве и др.

Патопсихология как самостоятельная отрасль психологической науки начала формироваться в начале XX в. Так, в 1904 г. В. М. Бехтерев пишет, что новейшие успехи психиатрии во многом были обязаны клиническому изучению психических расстройств больного и легли в основу особого раздела знаний - патологической психологии; она уже помогла решить многие психологические проблемы, а в будущем, скорее всего, окажет еще большую помощь.

Именно в работах В. М. Бехтерева содержались наиболее четкие представления о предмете и задачах патопсихологии на начальных этапах ее становления, а именно - изучение ненормальных проявлений психической сферы, так как они освещают задачи, стоящие перед психологией нормальных людей. В организованном В. М. Бехтеревым Психоневрологическом институте читались курсы общей психопатологии и патологической психологии. В литературе тех лет она обозначается как "патологическая психология".

В одной из первых обобщающих работ по патопсихологии "Психопатология в применении к психологии" швейцарский психиатр Г. Штерринг писал, что изменение в результате болезни того или иного составного элемента душевной жизни дает возможность узнать, в каких процессах он принимает участие и какое значение имеет для явлений, в состав которых входит.

В 20-х гг. XX в. появляются работы по медицинской психологии известных зарубежных психиатров: "Медицинская психология" Э. Кречмера, трактующая проблемы распада и развития с позиций конституционализма, и "Медицинская психология" П. Жане, в которой автор останавливается на проблемах психотерапии.

Развитие отечественной патопсихологии отличалось наличием прочных естественнонаучных традиций. И. М. Сеченов придавал большое значение сближению психологии и психиатрии. Однако основоположником патопсихологического направления в России стал не И. М. Сеченов, а В. М. Бехтерев, который организовал широкие экспериментально-психологические исследования нарушений психической деятельности.

Представитель рефлекторной концепции В. М. Бехтерев изгнал интроспекцию из сферы науки, объявив единственно научным метод объективный.

В работах школы В. М. Бехтерева получен богатый конкретный материал об особенностях ассоциативной деятельности, мышлении, речи, внимании, умственной работоспособности у разных категорий больных сравнительно со здоровыми людьми соответствующего возраста, пола и образования.

Принятый в школе В. М. Бехтерева принцип качественного анализа нарушений психологической деятельности стал традицией отечественной психологии.

В. М. Бехтеревым, С. Д. Владычко, В. Я. Анифимовым и другими представителями школы было разработано множество методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных, некоторые из них (методика сравнения понятий, определения понятий) вошли в число наиболее употребляемых в советской патопсихологии.

Сохранили свое значение для современной науки сформулированные В. М. Бехтеревым и С. Д. Владычко требования к методикам:

Простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не должны обладать особыми знаниями, навыками);

Портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки);

Предварительное испытание методики на большом количестве здоровых людей соответствующего возраста, пола, образования.

Видную роль в определении направления отечественной экспериментальной психологии сыграл ученик В. М. Бехтерева - А. Ф. Лазурский, заведующий психологической лабораторией в основанном В. М. Бехтеревым Психоневрологическом институте, организатор собственной психологической школы.

Ученый внес большой вклад в развитие методологии патопсихологии. В клинику был внедрен разработанный им для нужд педагогической психологии естественный эксперимент. Он применялся при организации досуга больных, их занятий и трудовой деятельности.

Значительным этапом в развитии патопсихологии стала работа Г. И. Россолимо "Психологические профили. Метод количественного исследования психологических процессов в нормальном и патологическом состояниях", получившая широкую известность в России и за рубежом. Это была одна из первых попыток тестовых исследований: предлагалась система обследования психических процессов и оценки их по 10-балльной шкале

В 1911 г. вышла книга А. Н. Бернштейна, посвященная описанию методик экспериментально-психологического исследования; в том же году Ф. Е. Рыбаков издал свой "Атлас для экспериментально-психологического исследования личности". Таким образом, к 20-м гг. XX в. начала формироваться новая область знаний - экспериментальная патопсихология.

Развитие представлений о патопсихологии в послереволюционный период

Важную роль в становлении патопсихологии как определенной области знаний сыграли идеи Л. С. Выготского о предметной деятельности, которые в дальнейшем были развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками: A. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, П. Я. Гальпериным, Л. И. Божович, А. В. Запорожцем и др.

Л. С. Выготский высказал тезисы о том, что:

Мозг человека располагает иными принципами организации, нежели мозг животного;

Развитие высших психических функций не предопределено одной лишь морфологической структурой мозга; психические процессы не возникают в результате одного лишь созревания мозговых структур, они формируются прижизненно в результате обучения, воспитания, общения и присвоения опыта человечества;

Поражение одних и тех же зон коры имеет разное значение на разных этапах психического развития.

Л. С. Выготский своими экспериментальными исследованиями положил начало изучению распада мышления.

Следуя традиции B. М. Бехтерева, В. Н. Мясищев стремился к сочетанию психиатрии и психологии и внедрению объективных методов исследования больных в психиатрические клиники. Были разработаны методики объективной регистрации эмоциональных компонентов психической деятельности человека; в качестве объективного показателя использовались электрокожная характеристика человека (ЭКХ), регистрируемая с помощью гальванометра.

Ряд работ был посвящен анализу строения трудовой деятельности больных. На основании этих исследований В. Н. Мясищев выдвинул тезис о том, что нарушение работоспособности следует рассматривать как основное проявление душевной болезни человека и что показатель работоспособности служит одним из критериев психического состояния больного.

В годы Великой Отечественной войны патопсихологи включились в восстановительную работу в нейрохирургическом госпитале. Предметом патопсихологических исследований становятся нарушения психической деятельности и их восстановление.

Данные С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурии о структуре нарушений чтения, письма, мышления у больных с сосудистой патологией, болезнью Альцгеймера, последствиями травмы головного мозга позволили обосновать следующую точку зрения: психическая болезнь протекает по биологическим закономерностям, которые не могут повторять закономерности развития. Даже в тех случаях, когда болезнь поражает наиболее молодые, специфически человеческие отделы мозга, психика больного человека не приобретает структуры психики ребенка на ранней ступени его развития. Тот факт, что больной не может думать и рассуждать на высоком уровне, указывает на утрату сложных форм поведения и познания, но не означает возврата к этапу детства. То есть распад психики не является негативом ее развития. Разные виды патологии приводят к качественно различным картинам распада.

Важнейшие идеи Л. С. Выготского были развиты в трудах А. Н. Леонтьева, который особо тщательно занимался разработкой проблемы деятельности. Он сформулировал следующий основной принцип: внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности и имеет такое же строение, как практическая деятельность. Таким образом, изучая практическую деятельность, мы узнаем закономерности психической деятельности. Данное положение сыграло огромную роль в разработке методологии патопсихологии. Б. В. Зейгарник неоднократно указывала, что понять закономерности нарушений психической деятельности можно лишь изучая практическую деятельность больного, а корректировать нарушения психической деятельности - управляя организацией практической деятельности.

Еще одной теорией, сыгравшей важную роль в развитии патопсихологии, является теория отношений В. Н. Мясищева, согласно которой личность человека - это система взаимоотношений с окружающим миром. Эти сложнейшие отношения выражаются в его психической деятельности. Отношения человека в развитом виде представляют собой систему индивидуальных, избирательных, осознанных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Психическая болезнь изменяет и разрушает сложившуюся систему отношений, а нарушения в системе отношений личности, в свою очередь, могут привести к болезни. Именно через такие противоречивые отношения В. Н. Мясищев рассматривал неврозы.

Развитие представлений о патопсихологии в современный период

Одной из ведущих проблем в области патопсихологии является проблема распада познавательной деятельности. Работа в этой области ведется в разных направлениях: исследуются изменения личностного компонента в структуре расстройств познавательных процессов, разрабатывается вопрос о связи нарушений познавательных процессов с процессом актуализации знаний. Другая линия исследований направлена на психологический анализ наблюдаемых в психиатрической клинике нарушений личности.

Значительно расширились за последнее время патопсихологические исследования в экспериментальной практике: судебно-психиатрической и трудовой.

Проблема трудовой и социальной реабилитации привлекает сейчас внимание представителей различных специальностей; расширяется сеть лабораторий по восстановлению как отдельных нарушений функций, так и работоспособности больных людей. Участие психологов становится не только необходимым, но часто ведущим фактором как в восстановительной сфере, так и в области профилактики психических заболеваний.

Особое развитие получили патопсихологические исследования в детских психоневрологических учреждениях. Разрабатываются методики, способствующие ранней диагностике умственной отсталости; проводится анализ сложных картин слабоумия и недоразвития в детском возрасте с целью поисков дополнительных дифференциально-диагностических признаков и симптомов; на основе положения Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития разрабатывается ряд методик обучающего эксперимента, направленных на выявление прогностически важных признаков обучаемости детей (психологическая лаборатория психоневрологической больницы №6).

Наряду с научно-исследовательской работой проводится большая работа по разработке и апробации методов исследования. Рост исследований и практической работы в области экспериментальной патопсихологии проявляет себя и в том, что при научных обществах как психологов, так и психиатров и невропатологов существуют секции, объединяющие и координирующие исследования в области патопсихологии. На всесоюзных съездах психологов были широко представлены доклады патопсихологов, которые концентрировались вокруг следующих проблем:

Значение патопсихологии для теории общей психологии;

Проблема компенсации;

Проблема патопсихологии мышления и личности.

Большую роль в развитии патопсихологических исследований в разные годы сыграли М. М. Кабанов, Ю. Ф. Поляков, В. В. Николаева, В. М. Коган. Особое развитие получили патопсихологические исследования в детских психоневрологических учреждениях. Разрабатываются методики, способствующие ранней диагностике интеллектуальных нарушений, выявлению дополнительных дифференциально-диагностических признаков психических заболеваний у детей, методики психокоррекционной работы (С. Я. Рубинштейн, В. В. Лебединский, И. Λ. Коробейников, Λ. Я. Иванова, А. С. Спиваковская).

3. Основные проблемы, затрудняющие развитие отечественной патопсихологии на современном этапе

  1. Устаревший психодиагностический инструмент (разработаны в 30-60е. гг XXв.). крайняя консервативность психиатрической системы
  2. Недостаток интеграции с зарубежной клинической психологией: методические и идеологические различия
  3. Недостаток внедрения современных когнитивных наук в нейрофизиологию (?)

Патопсихология занимается изучением болезненных изменений психики. Занимается изучением закономерностей изменений и распада психики. Является составной частью клинической психологии . Патопсихология граничит с психиатрией, в частности, с психопатологией. Хотя названия этих дисциплин состоят из одних и тех же древнегреческих корней, однако, при общности «объекта» исследования (в качестве которого выступает нарушения психики), между ними имеются существенные различия. В патопсихологии получили развитие представления о патопсихологических синдромах нарушений познавательной, мотивационно-волевой и личностной сферы.

Патопсихологические нарушения

Патопсихологические нарушения могут быть следующими:

    Диссоциативный симптомокомплекс. Складывается из таких личностно-мотивационных расстройств, как изменение структуры иерархии мотивов, нарушение целенаправленности мышления; эмоционально-волевых расстройств, изменение самооценки и самосознания.

    Органические симптомокомплексы. Снижение интелекта, распад системы прежних знаний и опыта, нарушения памяти, внимания, операциональной стороны мышления; неустойчивость эмоций; снижение критических способностей.

    Психопатический симптомокомплекс. Состоит из эмоционально-волевых расстройств, изменения структуры иерархии мотивов, неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений мышления кататимного типа, нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт (в клинике - акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции).

    Олигофренический симптомокомплекс. Неспособность к обучению, формированию понятий, абстрагированию, дефицита общих сведений и знаний, примитивности и конкретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств.

Психическое расстройство в психопатологии это состояние психики, отличное от эталонного. Чёткую грань между здоровой и нездоровой психикой провести достаточно сложно. Трудно определиться, что считать эталоном, так как множество людей имеют некоторые психические отклонения, связанные с особенностями характера, личности. Изменение общественного менталитета оказывает серьёзное влияние на психопатологию — считать то или иное отклонение болезнью или нет.

Социофобия

Из современных примеров можно назвать социофобию. Социофообия это упорная иррациональная боязнь исполнения каких-либо общественных действий (например, публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь взглядов прохожих на улице, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны). Раньше люди, страдающие этим расстройством, считались вполне нормальными, просто обладающими такими чертами характера как робость, застенчивость, некоммуникабельность.

Противоположно изменялось отношение к гомосексуализму— несколько десятилетий назад он считался психическим расстройством, требующим лечения. Сейчас утвердилось мнение, согласно которому сексуальная ориентация сама по себе не является психическим отклонением. Психопатология, изучая психические расстройства, использует ряд квалификационных признаков. В частности, выделяются:

    Органические расстройства, т.е. вызванные органическими нарушениями;

    Расстройства личности;

    Расстройства поведенческие;

    Аффективные, они же эмоциональные, расстройства;

    Расстройства, вызванные употреблением различных психоактивных веществ;

    Посттравматические расстройства.

На практике зачастую эти группы расстройств пересекаются друг с другом.

Выше было сказано, что отделить здоровое психическое состояние от патологического достаточно сложно. Между тем, такая задача существует (не только в медицине, но и в юриспруденции). Поэтому общепризнан комплекс критериев психического нездоровья:

    Нарушение самоидентификации;

    Непостоянство переживаний в однотипных ситуациях;

    Отсутствие критичного отношения к себе и результатам своего психического состояния;

    Несоответствие психических реакций силе и частоте внешних воздействий;

    Асоциальное поведение;

    Неспособность планировать свою деятельность и претворять планы в жизнь;

    Отсутствие способности менять своё поведение при изменении внешних обстоятельств.

Психические расстройства подразделяют на две группы:

    Экзогенные (вызванные внешними факторами);

    эндогенные (их причиной являются внутренние факторы).

К первым факторам относятся наркотики, алкоголь, черепно-мозговые травмы, ко вторым — генные и наследственные заболевания, хромосомные нарушения.

Лечение патопсихологических нарушений

Проявление психических расстройств тесно связано с социально-культурным фоном, в котором живёт человек. Например, если психические расстройства не принимаются, осуждаются обществом, то зачастую они проявляются в виде физических недугов (психосоматика) в частности, депрессия приводит к заболеваниям внутренних органов. В странах с противоположным менталитетом, та же депрессия воспринимается как состояние апатии, потери энергии, безэмоциональности.

Если обратиться от практических аспектов психопатологии к её научной составляющей, то необходимо отметить, что данная наука находится ещё в стадии формирования. До сих пор не решены окончательно вопросы, что же является её предметом, как она связана с другими отраслями психологии и пр. Остро стоит проблема разделения патологического и непатологического.

Принято считать, что синдром является основной структурной единицей психопатологии. Под ним понимается совокупность признаков психического заболевания. Зная синдром, врач может правильно поставить диагноз болезни. Синдромы подразделяются на позитивные и негативные. Первые можно охарактеризовать как связанные с поражением (разной степени глубины) психической деятельности, а вторые обозначают истощение психической деятельности. Например, аффективные синдромы, галлюциноторные, состояния помрачнения сознания — причисляются к позитивным. Слабоумие, регресс психической деятельности — негативным.

Особенностью исторического развития психопатологии является её подверженность внешнему воздействию со стороны общества, политики, философии. Зачастую теоретики психопатологии пытались использовать её для решения задач, выходящих за рамки науки, выполняя идеологический заказ.

В будущем психопатология укрепится как наука, направленная на проведение объективных исследований, результаты которых помогут в лечении психически больных, а также в изучении природы душевных расстройств.

2) Патопсихология – это отрасль психологии, пограничная между психологией и психиатрией, которая изучает закономерности протекания психической деятельности при различных формах патологии, в сопоставлении с нормой.

Е.Т. Соколова:

  • Патопсихология как теоретическая дисциплина занимается разработкой следующих проблем:

o Биологические и социокультурные закономерности аномального развития;

o Механизмы симптомообразования;

o Индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики психопатологических синдромов (маниакальные, депрессивные, галлюцинаторно-бредовой и т.д.).

§ Как прикладная наука патопсихология используется в психиатрии в качестве диагностических критериев при установлении степени интеллектуального снижения, при проведении экспертизы, оценки эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств.

3.1. Предмет и практические задачи патопсихологии. Отличие психопатологии от патопсихологии.

Патопсихология (от греч. pathos – страдание) – область клинической психологии, пограничная между психологией и психиатрией.

Первые попытки патопсихологического исследования относятся к сер. XIX в., и связаны с запросами практики. Вопросы:

1. Как понять в чем состоит роль психологических факторов в возникновении душевных расстройств?

2. Как описать структуру психических нарушений в понятиях психологии?

3. Как можно психологически помочь психически больному человеку?

Т.о., психологи начинают в единичных случаях работать в психиатрических больницах (см. ниже).

Т.к. патопсихология тесно связана с материнскими дисциплинами, надо указать на качественные особенности этих связей. Вопрос: зачем? Ответ:

· Чтобы вычленить круг задач, доступных специалистам данного профиля

· Это важно для методологии патопсихологии

· Это нужно для адекватного подбора практического инструментария

В связи с этим целесообразно обратиться к предметам материнских дисциплин:

Ø Психиатрия – это область знания, занимающаяся диагностикой психических заболеваний, их этиологией (т.е., причинами), патогенезом (т.е., течением), а также лечением и профилактикой психических расстройств. Общая психопатология – раздел психиатрии. Она оперирует общемедицинскими понятиями (симптом, синдром, этиология, патогенез и т.д.) и использует общемедицинские критерии оценки психического состояния (анализ крови, ЭЭГ и т.п. + критерии по классификациям МКБ или DSM). Основной метод психопатологии – клинико-описательный: соединение длительного наблюдения и клинической беседы.

Ø Психология – наука о порождении, структуре и функциях психического отражения реальности в процессах деятельности индивида (А.Н. Леонтьев). Возможны и другие определения.



Патопсихология – это отрасль психологии, изучающая закономерности протекания психической деятельности при различных формах патологии (психической и соматической), в сопоставлении с нормой. Т.о., «Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов и свойств личности больных и сопоставляет их с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме» (Блейхер, 1976, с. 9).

Психопатология ≠ патопсихология. Объект у патопсихологии с психиатрией – общий, т.е. расстройства психики! А вот концептуальный аппарат и методы – психологические! Предмет:

  • Психиатрия: болезнь
  • Патопсихология: человек и его функционирование в социуме.

Практические задачи патопсихологии (Б.В. Зейгарник, В.М. Блейхер, В.В. Николаева, Н.К. Корсакова):

1. Участие патопсихолога в установлении диагноза заболевания . НО диагноз никогда не ставится одним специалистом… Виды диагностики (по Н.К. Корсаковой):

¨ Топическая диагностика – определение места расположения очага (опухоли, кровоизлияния, травматического повреждения) в пределах головного мозга. Вообще-то это задача нейропсихолога, но всё же…

¨ Нозологическая диагностика (основная для патопсихологии). Психолог помогает врачу с определением диагноза. Роль психолога важна, если есть слабые, неотчетливые, размытые, диффузные симптомы и проявления отклонений психики. Пр.: при внешне иногда оформляющейся по неврозоподобному типу клинической картине заболевания патопсихолог при специальном исследовании находит характерные для шизофрении расстройства мышления и эмоциально-личностной сферы.



¨ Функциональная диагностика . Здесь проблема диагноза не рассматривается. Врач обращается к психологу, чтобы тот определил когнитивные и личностные профили больного («психологический портрет пациента»). Это вид диагностики предполагает, что субъект будет вовлечен в процесс фармакологического и/или психотерапевтического лечения, в ходе которого надо оценивать как бы в лонгитюде изменения когнитивных процессов и эмоционально-личностных характеристик. Т.о., здесь речь идет об оценке эффективности лечебных процедур (см. ниже) + требуется длительное отслеживание пациента.

¨ Индивидуально -личностная типологическая диагностика . Диагностируется личность больного. Для чего? Подобная диагностика нужна для профилактических задач предупреждения психической патологии в отношении т.н. «групп риска». Задача: на основе полученных данных не допустить актуализацию патологизирующих защитных механизмов личности, выйти на функционирование сознательных механизмов совладения, напр., при СПИДе и онкологических заболеваниях. Пр.: нужно ли сообщать больному, что у него рак? Всё зависит от данных диагностики!!!

2. Экспертная задача . Примеры экспертиз:

1. Трудовая экспертиза . Решаются вопросы о назначении группы инвалидности, допуске к определенной сфере деятельности. Здесь очень важна диагностика экспертных установок:

ü Аггравация – установка пациента на преувеличение, имеющихся у него нарушений.

ü Диссимуляция – преуменьшение (напр., для того, чтобы побыстрее выписаться из больницы и т.п.).

Так же психолог в этой связи может участвовать в подборе новых видов деятельности, не снижающих прежний социальный статус пациента, но в тоже время щадящих.

2. Военная экспертиза . Вопрос: «Может ли человек находится в определенных, жестких условиях?». 1) Вопрос о возможности службы; 2) Вопрос о продолжении службы кадровых военных. Здесь также важен учет экспертных установок + симуляция. Не берут: шизофреников, эпилептиков, психопатов, людей с ЗПР и олигофренией.

3. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза . Психологи принимают участие в этой экспертизе с целью решения вопросов о вменяемости клиента в момент совершения преступления. Решение принимается судом. Здесь уже возможна симуляция психической болезни.

4. Медико-педагогическая экспертиза . Психолог участвует в оценке возможностей ребенка относительно обучения. Речь идет о детях, имеющих сенсорную дефицитарность, расстройства, связанные с повреждением двигательной сферы (ДЦП), мозговые нарушения, олигофрению и т.д. В какой школе должен учиться ребенок?

5. Гражданская экспертиза . Развод родителей: с кем остается ребенок? Важны психологические особенности личности детей и родителей.

3. Описание, характеристика структуры психического дефекта . Здесь имеются в виду научные цели: в последнее время начали появляться заболевания, которые мало изучены. Пр.: острые стрессовые расстройства и ПТСР, связанные с терактами и т.п. Это надо исследовать, чтобы правильно построить психотерапию и организовать экстренную психологическую помощь. Другой пример: плохая экология, скученность людей, монотония, серые пространства, высокие серые стены, дефицит архитектурных изысков и природы приводят к апатии и депрессиям (причем соматизированным, с болями и т.п.).

4. Оценка эффективности лечения (психофармакологическими средствами или психотерапией) больных с психической патологией. Фармакологическое лечение больных с психическими расстройствами (психозы, депрессии, пограничные расстройства) сейчас развивается очень интенсивно. Как проводить подобное исследование? Берутся две группы больных с одной и той же патологией, одной группе (контрольной) даются таблетки-пустышки (чтобы снять эффект плацебо), а другой (экспериментальной) – препарат.

5. Участие в реабилитационной работе. Восстановление положение психически больного в обществе, семье, на производстве. Это также и профилактика инвалидизации (при шизофрении, органических поражениях мозга). Принципы:

o Ориентация на сохранные элементы личности и когнитивных функций.

o Индивидуальный подход.

o Изучение «социального климата», который окружит больного после выписки; на основе этого строится и психотерапия.

o Систематичность.

6. Участие в психотерапии. Аспекты:

I. Роль патопсихолога в медицинской психотерапии:

1) Психодиагностика. Она позволяет выбрать те или иные формы психотерапии.

2) Выявление особых свойств психики (в частности личностных особенностей), на которые должен обратить внимание врач при проведении психотерапии. Пр.: применение проективных методов.

II. Психологическая психотерапия. Могут применяться при:

o Неврозах

o Соматических заболеваниях

o Пограничных личностных расстройствах

В патопсихологии все не так структурировано и однозначно как в нейропсихологии. В самом общем виде:

Патопсихологический симптом – единичный феномен нарушения психической деятельности, проявляемый в патопсихологическом обследовании (при этом, вне экспериментального обследования он может и не проявляться). Пр.: соскальзывание, искажение процесса обобщения, неадекватная ассоциация и т.д.

Есть первичные, вторичные и третичные симптомы.

o Первичные. Связаны с патологией мозга.

o Вторичные. Компенсация первичных – психологические механизмы.

o Третичные. Тоже компенсация, но уже на другом уровне – психологические механизмы.

Пример: патопсихологический синдром при эпилепсии . Ведущий синдрмообразующий фактор - нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга с резким нарушением динамики нервных процессов.

1. Первичные нарушения:

ü изменение динамики психических процессов (замедленность, инертность),

ü сужение объема внимания, трудности его распределения,

ü отсутствие гибкости, подвижности поведенческих программ,

ü общее снижение когнитивных способностей.

2. Вторичные нарушения. Возникают как компенсация первичных дефектов:

  • конфабуляции при запоминании,
  • резонерство,
  • комплекс личностных характеристик: угодливость, вежливость, педантизм.

3. Третичные нарушения

Хроническая поведенческая и эмоциональная напряженность (ожидание отрицательной оценки),

Завышенная самооценка, как компенсация хронического неуспеха.

Патопсихологический синдром – это закономерное сочетание симптомов (выраженных в психологических понятиях), вызванное наличным психическим расстройством.

Есть другие понимания.

В.В. Гульдан: Патопсихологический синдром – это сочетание признаков нарушений психической деятельности, ее сохранных сторон и индивидуальных особенностей психической деятельности, объединенных психологическими механизмами функционирования личности.

Ф.С. Сафуанов: Патопсихологический синдром – это совокупность нарушений или особенностей познавательных процессов, эмоциональных и поведенческих реакций, которые относительно специфичны для той или иной клинической нозологии и имеют в своей основе определенные психологические механизмы.

Ю.Ф. Поляков: есть психопатологические и патопсихологические синдромы. Чем они отличаются? Отличия:

Ø Психопатологические синдромы . В них просто констатируется наличие тех или иных патологических проявлений психики. Пример: парафренный психопатологический синдром включает бред величия, бред преследования, психические автоматизмы и аффективные расстройства.

Ø Патопсихологические синдромы . Здесь должны быть показаны механизмы!

Такое различение между психопатологическими и патопсихологическими синдромами вытекает из той же разницы между психопатологией и патопсихологий (см. выше).

Классификации патопсихологических синдромов:

I. По Б.В. Зейгарник: нарушение операциональной стороны мышления, нарушение динамики мышления, нарушение мотивационного компонента, личностного и т.д. То, что это патопсихологические синдромы, сказал Блейхер (1976), но потом (в 2002 г.) он пересмотрел свои взгляды – это чересчур обобщенные синдромы.

II. Нозоспецифический подход к патопсихологическим симптомам. Как для нейропсихологии центральной задачей является постановка топического диагноза, для патопсихологии основной задачей является задача определения нозологической принадлежности больного (нозологическая или дифференциальная диагностика). Поэтому, патопсихологические синдромы должны давать информацию о нозологии (см., например, определение патопсихологического синдрома по Сафуанову).

1) И.А. Кудрявцев, работал в Институте им. Сербского. Выделил следующие патопсихологические синдромы:

§ Шизофренический (диссоциативный). Неадекватность эмоций (формальность и выхолощеннсть), использование при обобщении латентных признаков или субъективных критериев, резонерство, явления разноплановости, соскальзывания в суждениях, вычурные высказывания, искаженное толкование переносного смысла, колебания внимания, снижение активности.

§ Органический. Низкий уровень обобщений, конкретность ассоциаций, непонимание условного смысла, трудности установления логических связей, обстоятельность, склонность к излишней детализации, снижение объема запоминания, колебания внимания и снижение активности, утомляемость, замедленность темпа психической деятельности.

§ Олигофренический.

§ Психопатический. Эмоциональная насыщенность ассоциаций, претенциозность суждений, склонность к оценочным комментариям, аффективное рассуждательство, аффективная логика, возможно использование латентных признаков, искажение переносного смысла.

§ Психогенной дезорганизации.

2) В.М. Блейхер. Ввел понятие «регистр-синдрома». Регистр-синдромы:

Шизофренический

Аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют МДП и функциональные аффективные психозы позднего возраста)

Олигофренический

Экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют поражения головного мозга вроде атеросклероза, последствия ЧМТ, токсикомании и т.д.)

Эндогенно органический (в клинике – истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге)

Личностно-аномальный (акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции)

Психогенно-психотический (реактивные психозы)

Психогенно-невротический (невротические расстройства, невротические реакции).

Автор Запорожец Н.Н

Введение

В последнее время психическое здоровье принадлежит к числу наиболее распространенных проблем. Показатели распространённости нарушений психического здоровья являются достаточно высокими. Результатом психических расстройств может стать инвалидность, к ним относится большое количество хронических заболеваний. Провести исследование психических процессов, рассмотреть их особенности и изучить структуру личностной сферы при психическом расстройстве помогает такая отрасль науки как патопсихология.

Патопсихология - это одна из отраслей психологической науки, рассматривающей и изучающей изменения в психической деятельности вследствие психических и соматических заболеваний.Патопсихология имеет как практическое так и теоретическое значение для таких дисциплин как психиатрия и медицинская психология. Она связана с рядом практических задач в психиатрии: дифференциальная диагностика, выявление структуры и степени выраженности нарушений, динамическое наблюдение за изменениями в психических нарушениях вследствие медикаментозного лечения и психотерапии.

Изучение психических процессов и особенностей их нарушений помогает рассмотреть строение и формирование психической деятельности человека. Результаты патопсихологических обследований имеют большое значение для трактовки психики человека.

Таким образом, проведение патопсихологического исследование является подспорьем для установления диагноза, оно помогает в выявлении нарушений в мышлении, личностной сфере, умственной работоспособности, а также определяет сохранные психические функции, которые становятся основой для проведения коррекционных и реабилитационных мероприятий.

ГЛАВА 1 Патопсихология как наука о нарушениях психики.

1. Понятие патопсихология. Цели и задачи патопсихологии

В последнее время можно отметить актуальность существования и развития междисциплинарных сфер науки. Формирование междисциплинарных сфер отмечается и в психологии. Понятие патопсихологии отражает отрасль психологической науки как прикладной сферы знаний.

Патопсихология (от греческого«pathos» -болезнь или страдание) - отрасль медицинской психологии, изучающая закономерности распада психической деятельности и личностных свойств в соотношении с закономерностями развития, формирования и протекания психических процессов в норме.

Патопсихология опирается на структуру и закономерности развития психики. В патопсихологии можно рассматривать следующие проблемы: взаимосвязь между психикой и деятельностью мозга; соотношение социального и биологического; психосоматические и соматопсихические взаимосвязи; проблемы патологии и нормы.

Патопсихология, изучая психику, имеет и свою собственную специфику, так как объектом патопсихологии выступают нарушения психики или патологические состояния мозга.

Предметом является изучение психологических закономерностей нарушения или распада психики при различных психических заболеваниях в сопоставлении с нормой.Наиболее полно и точно определение предмета патопсихологии дала Б. В. Зейгарник: «патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга».

Патопсихология дает возможность изучить нарушения психики, создает квалификацию психопатологических явлений с использованием категориального аппарата общего для всех отраслей психологии. Патопсихология может оперировать клиническими понятиями, такими, как симптом, синдром,этиология, патогенез.

В патопсихологии может быть несколько задач, одна из которых, получение дополнительной информации о психическом состоянии человека, об особенностях его познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер. Экспериментально-психологическое исследование помогает обнаружить признаки психических нарушений, рассмотреть их структуру. Определение структуры нарушений в различных сферах является важной частью для диагностики заболевания.

Еще одной задачей является проведение экспериментально-психологического исследования с целью психиатрической экспертизы: медико-социальная, трудовая, воинская, судебная. В процессе проведения исследования могут решаться вопросы об установлении структуры нарушений и их соотношение с сохранными психическими процессами,вопросы дифференциальной диагностики.

На процесс исследования может повлиять ряд факторов: заинтересованность в результатах исследования, так как человек может преуменьшать выраженность болезненных нарушений (диссимуляция), может стремиться к усилению тяжести имеющихся нарушений (аггравация) или симулировать болезненные проявления психики с целью избежать судебной ответственности или для того чтобы получить инвалидность.

Среди задач следует отметить исследование изменений в психической деятельности под влиянием терапии. С этой целью проводится многократное исследование больного одним и тем же набором методик, что позволяет отследить динамику изменений и продемонстрировать эффективность лечения.Результаты патопсихологического исследования должны соотноситься с психическим статусом больного.

Таким образом, патопсихология раскрывает описание и свойства признаков основных психических заболеваний.В настоящее время патопсихология нашла свое применение в психиатрической клинике. Динамическое наблюдение за психическим состоянием пациента, выявление изменений в его работоспособности и личностных особенностях являются нужными в различных областях медицины(в терапевтических, хирургических клиниках).

Цели и задачи патопсихологии ориентированы на оказание помощи в работе с нарушениями психики при различных психических заболеваниях. Важной задачей патопсихологии является диагностика, направленная на решение вопросов дифференциальной диагностики и обоснования проводимой медикаментозной терапии.

1.2. Связь патопсихологии с другими науками

Патопсихология является разделом психиатрии и медицинской психологии. Патопсихология как раздела психиатрии проявляет интерес к вопросу этиологии и патогенеза, а также терапии пациентов.Взаимосвязь между патопсихологией и психиатрией прослеживается в исследовании динамики психической деятельности.

Патопсихология как раздел медицинской психологии выявляет психопатологические явления в структуре больной личности и ее динамической связи с преморбидной личностью.

Патопсихология связана с медицинской психологией и психопатологией, так как патопсихолог оказывает помощь врачу в выявлении признаков нарушений психических процессов.

Патопсихология является практически значимой для дефектологии и педагогики. Также патопсихология тесно связана с рядом дисциплин: с общей психологией, возрастной психологией, судебной психологией, нейропсихологией, психофизиологией, специальной психологией.

Для общей психологии могут быть значимыми исследования людей с нарушениями в психической деятельности, для того чтобы лучше понять психику здорового человека. Например, изучение лиц, страдающих аутизмом, помогает оценить влияние коммуникации на развитие личности.

Связь патопсихологии со специальной психологией можно проследить в том, что патопсихолог дает оценку обучаемости ребенка.

1.3. Структура патопсихологии как науки и ее теоретические основы

В структуре патопсихологии выделяют теоретическую и прикладную патопсихологию. Теоретическая патопсихология изучает общие закономерности изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга в сравнении с нормой. Ее цель — оказание помощи в понимании процессов, происходящих при патологических состояниях мозга.

Методологической базой патопсихологии является общепсихологическая теория. Как известно, патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с нормой, соответственно необходимы знания о сущности психики, правильное понимание проблемы ее происхождения и развития в норме.

В становление патопсихологии в самый существенный вклад внесли работы В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Г. И. Россолимо, С. С. Корсаков, В. П. Сербский, А. Н. Бернштейн, В. А. Гиляровский и др. В России первые экспериментально-психологические лаборатории, открыты в 1885 г. В. М. Бехтеревым в Казани. Лаборатория работала при

психоневрологических клиниках и помимо научно-исследовательской деятельности реализовывали прикладные аспекты, имеющие непосредственное отношение к практике оказания помощи психически больным людям.

Итак, у истоков отечественной патопсихологии стоял В. М. Бехтерев. На формирование ее принципов и методов большое влияние оказал И.М. Сеченов и его работа «Рефлексы головного мозга» (1863). Преемником И. М. Сеченова на этом пути стал В.М.Бехтерев, который и является основоположником патопсихологического направления в отечественной психологической науке. Представителями школы В. М. Бехтерева были разработаны многие методики экспериментально-психологического исследования психиатрических больных, которые до настоящего времени широко используются патопсихологами («пиктограммы», «классификация предметов»). Также были сформулированы основные принципы патопсихологического исследования. Также внес большой вклад в развитие методологии и практики патопсихологии А.Ф. Лазурский, введший в психологию метод естественного эксперимента, который стал применяться в клинической психологии.

В качестве фундаментальных теоретических основ выступают исследования выдающегося отечественного психолога Л.С.Выготского и его последователей (в первую очередь, А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурии).Л.С.Выготский ввел в обиход современной психологии в качестве основного понятие высших психических функций (ВПФ).

Развитие высших психических функций осуществляется в процессе обучения, воспитания и общения с носителями культурно-исторического опыта.В отечественной психологии сложился взгляд на высшие психические функции как на развернутые формы предметной деятельности, возникающие на основе элементарных сенсорных и моторных процессов, которые затем свертываются, интериоризируются, превращаясь в умственные действия. В формировании ВПФ ведущая роль принадлежит речи, благодаря которой они становятся осознанными и произвольными.

Такое понимание природы и сущности ВПФ позволило Л. С. Выготскому выдвинуть целый ряд положений, значимых для патопсихологических и нейропсихологических исследований в нашей стране.

Так как мозг человека имеет принципиально иную организацию, нежели мозг животного, а развитие ВПФ не предопределено морфологической структурой мозга, то и нарушения психики имеют сложную природу и структуру. Поэтому особенности нарушения психики по Л. С. Выготскому определяются:

  • характером локализации нарушения (в связи с этим принято выделять общий и частный дефекты);
  • временем поражения (поражение одних и тех же зон коры имеет неодинаковое значение на разных этапах психического онтогенеза);
  • системным характером нарушений, в которых выделяются первичные (биологически обусловленные) и вторичные (являющиеся производными от первичных, затрудняющих социальное развитие функций) нарушения.

Представления о природе, генезисе ВПФ нашли свое логическое развитие в теории деятельности А.Н.Леонтьева.

Согласно этой теории деятельность как особая форма активности человека представляет собой единство ее внешней (практической) и внутренней (психической) сторон. Внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности и имеет такое же строение, как практическая деятельность. Таким образом, изучая внешнюю практическую деятельность, можно раскрыть закономерности психической деятельности.

Данное положение легло в основу разработки методологии патопсихологического исследования. Б.В.Зейгарник неоднократно указывала, что понять закономерности нарушений психической деятельности можно, лишь изучая практическую деятельность больного, а корректировать нарушения психической деятельности — управляя организацией практической деятельности.

Таким образом, культурно-историческая концепция формирования высших психических функций и деятельностный подход стали теоретической базой патопсихологии, определив методологию и технологию проведения патопсихологических исследований.

Прикладная патопсихология отвечает потребностям практики при проведении экспертизы, оценке эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств.

В качестве другого основания выделения отраслей патопсихологии предлагают учитывать возрастные особенности. Различают следующие отрасли патопсихологии:

  • дошкольная патопсихология;
  • патопсихология младших школьников;
  • патопсихология подростков;
  • юношеская патопсихология;
  • патопсихология взрослых;
  • патопсихология людей пожилого возраста.

2. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

2.1. Значение патопсихологических исследований для вопросов психиатрии

Патопсихологическое исследование – это системный качественный анализ нарушений психики, который использует метод количественной оценки данных, при котором возникает необходимость применения комплекса диагностических методов при обследовании пациента.

Данные патопсихологических исследований могут оказаться полезными и при разрешении теоретических вопросов психиатрии. Патопсихологическое обследование позволяет подойти к механизмам симптомообразования, вскрывая их синдромальную структуру, что позволяет установить не только полный и точный диагноз, но и адекватно назначить лечение.

К основным задачам патопсихологического исследования в психиатрической клинике В. М. Блейхер и его сотрудники относят следующие шесть:

  1. Получение данных для диагностики.
  2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией.
  3. Участие в экспертной работе.
  4. Участие в реабилитационной работе.
  5. Участие в психотерапии.
  6. Исследование недостаточно изученных психических заболеваний.

Патопсихологическое обследование помогает врачу-психиатру в подборе медикаментозного лечения, а врачу-психотерапевту в выборе методик психотерапевтического воздействия. А так как лечение обычно проводится комплексно: медикаментозная терапия и психотерапия, в их адекватном сочетании, то результат от этого лечения станет максимально эффективным.

2.2. Значение патопсихологических исследований для теоретических и методологических вопросов психологии

Исследования в области патопсихологии имеют большое значение для многих общетеоретических вопросов психологии.Современная психология преодолела взгляд на психику как на совокупность «психических функций».

Основные познавательные процессы, такие как восприятие, внимание, память и мышление стали рассматривать как различные формы предметной деятельности, или как ее называют часто, «осмысленной» деятельности субъекта. В работах А. Н. Леонтьева показано, что всякая деятельность получает свою характеристику через мотивацию.

Следовательно, роль мотивационного (личностного) фактора должна быть включена в характеристику строения всех психических процессов. При исследовании патологии восприятия Е.Т.Соколовой было показано, как под влиянием различной мотивированной инструкции процесс восприятия мог выступать в виде деятельности. Экспериментально-психологические исследования выявили, что при разных нарушениях мотивационной сферы выступают различные формы нарушенного мышления (Б. В. Зейгарник, Талат Мансур Габриял). Таким образом, была установлена и доказана роль мотивационного (личностного) компонента в структуре познавательных процессов.

Также патопсихология позволила раскрыть вопрос о соотношении биологического и психологического в развитии человека. Данные исследований показали, что процесс заболевания может привести к искаженному развитию личности.Для решения вопроса о соотношении биологического и социального большую роль играет освещение вопроса о соотношении развития и распада психики.

Экспериментальные исследования И.П.Павлова и его сотрудников на животных подтверждают положение о том, что при патологии раньше всего нарушается то, что было приобретено позднее. Так, приобретенные условные рефлексы разрушаются при болезнях мозга значительно легче, чем безусловные. Дальнейшими исследованиями в области физиологии высшей нервной деятельности установлено, что поражение более поздних в филогенетическом отношении образований влечет за собой ослабление их регулирующей роли и приводит к «высвобождению» деятельности более ранних.

Из этих данных нередко делается вывод, что при некоторых болезнях мозга поведение и действия человека совершаются на более низком уровне, соответствующем якобы определенному этапу детского развития. Исходя из концепции о регрессе психики душевнобольного человека на более низкий в онтогенетическом отношении уровень, многие исследователи пытались найти соответствие между структурой распада психики и определенным этапом детства. Так, еще в свое время Э.Кречмер сближал мышление больных шизофренией с мышлением ребенка в пубертатном возрасте.

Таким образом, в основе этих взглядов лежит идея о послойном распаде психики от ее высших форм к низшим. Однако эта идея оказалась несостоятельной. Прежде всего, далеко не всегда при болезни обнаруживается распад высших функций. Нередко именно нарушения элементарных сенсомоторных актов создают основу для сложных картин болезни (А.Р.Лурия).

У больных, страдающих болезнью Альцгеймера (атрофическое заболевание головного мозга), выявляется утеря двигательных стереотипов (письма, чтения), выпадение сложных человеческих умений, обусловленное утерей прошлого опыта. Никаких компенсаторных механизмов у них выявить не удавалось, в то время как нарушения навыков у больных сосудистыми заболеваниями мозга выступали «в обрамлении» компенсаторных механизмов (которые в свою очередь усложняли картину нарушений). Следовательно, распад навыков носит сложный характер. В одних случаях его механизмом является нарушение динамики, в других - нарушение компенсаторных

механизмов, в некоторых случаях нарушается сама структура действия.

При всех этих формах нарушений навыков не был обнаружен механизм действия, напоминающий этап развития навыков у ребенка.

Психологический анализ клинического материала показывает, что структура поведения и мыслительной деятельности взрослого больного не соответствует структуре поведения и мышления ребенка.

Таким образом, при проведении системных исследований следует помнить, что изучаются не только разные стороны каких-либо явлений (например, мышления), а выделяется главный фактор, позволяющий изучить целостность данной системы. Таким целостным фактором является для патопсихологии анализ больного человека в реальной жизненной ситуации.

2.3. Практическое значение патопсихологических исследований

2.3. 1 Значение патопсихологического исследования в психиатрии детского возраста

Результаты, полученные при проведении исследований различных сторон психики больного ребенка, сопоставляются с теми же параметрами здорового ребенка того же возраста (например, уровень развития мышления, особенности развития мотивационной сферы).

Основываясь на теории Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития» и прогностической значимости потенциальных возможностей ребенка к овладению учебным материалом, детские патопсихологи используют в своей работе принцип построения эксперимента по типу «обучающего». Построение последнего дает возможность оценить качественно и учесть количественно потенциальный уровень умственных возможностей.

Экспериментально — психологическое исследование помогает разработке коррекционных рекомендаций по обучению и воспитанию. Патопсихолог на основании полученных экспериментальных данных может, в известной мере, участвовать в решении вопроса о наиболее целесообразных формах трудоустройства подростков.

Таким образом, в этом случае патопсихологическая диагностика, направленная на выявление структуры и степени выраженности интеллектуального дефекта, является составной частью комплексного медико-психолого-педагогического исследования.

2.3.2 Патопсихологическое исследование в экспертной работе

Вопрос о характере нарушений психики особенно остро встает при проведении психиатрической экспертизы (военной, трудовой, судебной), при которой экспериментально — психологическое исследование является необходимым.

Патопсихологическое исследование имеет важное значение в ситуации постановки дифференциального диагноза. Многие психические расстройства имеют сходную клиническую симптоматику. Трудности наблюдаются при необходимости дифференциальной диагностики между психопатией и психопатоподобными изменениями личности при шизофрении, нейроинфекции.

В случае ранней диагностики психических расстройств, когда психопатологическая симптоматика еще не до конца сформировалась, бывает довольно трудно определить характер нарушения. Например, в картине заболевания, которое на начальных стадиях протекает по неврозоподобному типу, патопсихолог при проведении исследования может выявит расстройства мышления и эмоциональности, которые проявляются при характерные для шизофрении. Это облегчает раннюю диагностику и дает возможность своевременно начать лечение.

Психологические исследования, проводимые для целей военной экспертизы, в основном решают вопрос о степени и особенностях умственного недоразвития, выявления личностных особенностей. Нередко возникает необходимость разграничить педагогическую запущенность от психического заболевания, необходимость выявить нарушения эмоционально-волевой сферы или психопатизацию личности от психической неустойчивости после легких органических поражений мозга.

Трудовая психиатрическая экспертиза требует тщательного патопсихологического анализа нарушенных и оставшихся сохранными психических функций. Особенность ее проведения состоит в том, что пациент, обычно заинтересованный в определенном экспертном решении, иногда обнаруживает тенденцию к диссимуляции или аггравации. В обоих случаях психологический эксперимент может объективно выявить имеющуюся степень нарушения психики. По характеру ошибок можно установить не только факт аггравации, но и глубину психического дефекта.

В последнее время психологи все чаще привлекаются к участию в проведении комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз . Психологическое исследование с целью судебно-психиатрической экспертизы должно проводиться особенно тщательно.

Основным требованием к психологическому эксперименту является решение вопроса соотнесенности психических нарушений с содеянным. В соответствии с конкретными задачами судебной экспертизы строится и психологический эксперимент.

В судебно-психиатрической практике важно не только установить наличие психического заболевания, например, олигофренического слабоумия, но и уточнить степень его выраженности, так как экспертное заключение имеет значение для принятия судебного решения о вменяемости или невменяемости, о мере ответственности за свои действия.

При проведении судебной экспертизы роль психолога не ограничивается вопросами нозологической диагностики и определения степени выраженности психического дефекта. В рамках психолого-психиатрической экспертизы психолог дает структурно-динамический анализ личности обследуемого.

Судебно-психологическая экспертиза часто проводится по делам несовершеннолетних, даже не имеющих психических расстройств. При этом определяется уровень их познавательной деятельности и характер присущих им индивидуально-личностных особенностей; лишь при такой комплексной оценке можно судить о способности обследуемого сознавать противоправность своих действий и руководить ими.Важно отметить, что объектом проведения судебно-психологической экспертизы могут выступать не только обвиняемые, но и потерпевшие или свидетели, так как получаемые психологом данные способствуют адекватной оценке достоверности их показаний.

2.3.3 Роль патопсихологического обследования в психокоррекции и реабилитационных мероприятиях

Исследования проводимое патопсихологом стало одной из составных частей психокоррекции и проведения реабилитационных мероприятий. Патопсихолог должен выполнять свои собственные задачи психодиагностического и социально-психологического характера и тем самым помогать врачу организовывать психотерапевтический процесс.

Применительно к психотерапии выделяют следующие задачи патопсихологического исследования:

Это, во-первых, участие патопсихолога в диагностике психического заболевания, так как от решения этих вопросов зависит объем показаний к психотерапии и выбор наиболее адекватных для данного больного форм ее проведения.

Во-вторых, патопсихологическое исследование способствует обнаружению таких личностных свойств больного, на которые в последующей психотерапевтической работе следует обратить особое внимание.

В-третьих, психологический эксперимент способствует налаживанию продуктивного контакта с больными, так как дает психотерапевту представление об их интеллектуальном уровне и интересах. Характер интеллектуальной деятельности больного и особенности его мотивации во многом определяют систему построения психотерапевтических мероприятий, влияют на стратегию психотерапии, а также на выбор конкретных методик психотерапевтического воздействия.

В-четвертых, патопсихологическое исследование само по себе несет психотерапевтическую, психокоррекционную нагрузку, так как в ходе решения экспериментальных заданий появляется возможность показать больному известную сохранность его психических функций, которые пациент считает грубо нарушенными, и тем самым подчеркнуть наличие ресурсов для противостояния болезни.

Клинический случай

по данным патопсихологического обследования от 6.08.2015г.

Тимофей, дата рождения: 5.12.2002г., 12 лет

Проживает: г.Тюмень, учится в 4-м классе.

В ходе обследования испытуемый идет на контакт с психологом. Контакт малопродуктивен, он носит формальный характер. Цель и задачи обследования испытуемый пояснить затрудняется. Испытуемый напряжен, тороплив, суетлив. В разговоре он отвечает на все поставленные вопросы многоречиво, он ответы дает не по существу, в ответах отмечаются соскальзыванию («на вопрос о дате рождения, отвечает, что на день рождения дают шоколад»).

Испытуемый склонен переключаться с одной темы разговора на другую. Ответы он может давать невпопад. Инициативы в разговоре не проявляет. Испытуемый говорит, что в школе ему нравится, однако интересные ему школьные предметы не называет. Круг общения ограничен, испытуемый дружит в основном только с девочками. У него немного друзей. Круг интересов ограничен.

Испытуемый не рассказывает о своих интересах. Речь малоэмоциональная, скандированная. Жесты невыразительные. При выполнении экспериментальных заданий не проявляет заинтересованность в получении положительных результатов. Критика к результатам своей познавательной деятельности снижена, так как испытуемый не реагирует на замечания, не корригирует свое поведение. К неудачам равнодушен.

Исследование проводилось с помощью следующих методик: «запоминание 10 слов», «исключение 4-го», сравнение понятий, методика исследование интеллекта Векслера (детский вариант), проективные методы.

Инструкции к предложенным экспериментальным заданиям испытуемый не усваивает сразу. Модус их выполнения удерживает непродолжительно, за счет снижение целенаправленности познавательной деятельности. Испытуемый склонен к нарушению инструкций, задания может выполнять по своему усмотрению, облегчив себе выполнение.

Волевой компонент познавательной деятельности умеренно снижен. Испытуемый редко ориентирован на правильность в выполнении заданий, прилагает недостаточные усилия. Помощь содержательного характера он использует пассивно, не эффективна. При выполнении заданий иногда ориентируется на скорость в выполнения. В процессе работы испытуемый допускает ошибки, не корректирует их самостоятельно. В работе с заданиями часто их комментирует. У испытуемого возникают сложности с переключением с одного задания на другое, так как он переносит инструкцию предыдущего задания на следующее.

Кривая запоминания 10 слов – 2,3,2,5,5, отсрочено – 4 слова, свидетельствует об умеренном снижении кратковременной слуховой памяти при ослаблении долговременного запоминания. При воспроизведении испытуемый называет большое количество случайных слов.

Активное внимание неустойчивое, отмечается легкое снижение его концентрации. При выполнении заданий на концентрацию внимания ошибок не замечено. В субтесте «недостающие детали» из 20 пробы верно выполнено –10. Отмечается недостаточность навыков дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах.

В исследовании операциональной стороны мышления обращает на себя внимание снижение целенаправленности познавательной деятельности. Присутствует неустойчивый уровень обобщения. При выполнении операции обобщения и отвлечения преобладают конкретные и функциональные признаки предметов, также присутствуют малозначительные признаки. В выполнении заданий присутствует формальность. В субтесте «сходство» присутствуют ответы: «слива/персик – похожи тем, что огурцы нужно солить», «кошка/ мышка – похожи тем, что кошка ест рыбу». Понимание условного смысла пословиц труднодоступно испытуемому, он склонен к рассуждениям и ответам не впопад («светлая голова- коричневые волосы», «золотые руки – желтые»; «каменное сердце – сердце красное»).

В ходе обследования по шкале Векслера общий показатель интеллекта IQ =58, вербальный IQ =55, невербальный IQ =69. Снижение показателей методики обусловлено ослаблением мотивационно-волевого компонента познавательной деятельности. Исследование выявило ограниченный запас общих сведений об окружающем мире в соответствии с возрастом и уровнем образования. Мальчик при ответах многоречив, склонен к рассуждениям, наблюдается резонерство («сколько единиц в пятерке?», «пятерка это оценка, а еще есть оценка 4,3…»). Испытуемый слабо ориентируется в социальных ситуациях и использует имеющиеся у него знания. Арифметические способности развиты на низком уровне в соотношении с возрастной нормой, испытуемый выполняет все математические операции недостаточно хорошо.

Испытуемый не всегда понимает смысл задачи, считает на пальцах. Способности к установлению причинно – следственных связей и пониманию последовательности событий и явлений умеренно снижены в соответствии с возрастной нормой. В выполнении заданий отмечена неравномерность. Испытуемый испытывает сложности при составлении историй по картинкам, рассказывает, что то по каждой картинке в отдельности, однако целостных рассказ составить не может. Конструктивные способности в легкой степени ослаблены для данного возрастного периода.

В личностной сфере обращает на себя внимание проявление сосредоточенности на себе, тревожности, сдержанности, закрытости, возможно внутренней напряженности. Отмечается обособленность, отгороженность, ориентация на собственное мнение (внутренние критерии).

Присутствует интровертированность, необщительность, неустойчивая мотивация, эмоциональная лабильность. Трудности в коммуникации с окружающими (сложности в установлении и поддержании контактов). Общение несколько поверхностное.

Таким образом, обследование выявило:

  • по шкале Векслера общий показатель интеллекта IQ=58, вербальный IQ=55, невербальный IQ=69. Снижение показателей методики обусловлено ослаблением мотивационна-волевого компонента познавательной деятельности;
  • мотивационно-волевой компонент познавательной деятельности снижен, что проявляется в ослаблении волевых качеств, формальность, равнодушие к допущенным ошибкам;
  • снижение критических возможностей;
  • умеренное снижение кратковременной памяти и долгосрочного запоминания;
  • легкое снижение ослабление функций внимания;
  • неустойчивость уровня обобщения (сосуществование нескольких уровней абстрагирования; соскальзывание, резонерство);
  • в личностных особенностях на первый план вышла сосредоточенность на себе, напряженность, обособленность, отгороженность, трудности в коммуникации с окружающими, малообщительность.

Заключение

В данной работе было рассмотрено представление о патопсихологии как науке о нарушениях психики. Патопсихология — отрасль науки, рассматривающая и изучающая изменения в психической деятельности вследствие воздействия заболевания соматического и психического характера.

Одной из междисциплинарных наук, граничащей с рядом других дисциплин стала патопсихология. Она исходит из закономерностей развития и структуральных особенностей психики. Патопсихология изучает психологические закономерности нарушения или распада психики в сопоставлении с нормой.

Патопсихологию можно разделить на две структурные составляющие: теоретическую и прикладную. Патопсихологические исследования имеют свое теоретическое и практическое значение для психиатрии и психологии. Цель и задачи патопсихологии как науки направлены на оказание помощи в работе с нарушениями психики при различных заболеваниях. Диагностика становится основной задачей патопсихологии. Исследованием в патопсихологии выявляют нарушения памяти, внимания, мышления, восприятия, интеллекта, всех высших психических функций в целом. Исследования помогают в диагностике патологии как психической и поведенческой сфер.

Патопсихологическое исследование позволяет решать вопросы дифференциальной диагностики, которая помогает в установлении или подтверждении диагноза. Исследование дает возможность получить дополнительную информацию о психическом состоянии, об особенностях его познавательной, эмоционально-волевой сфер. Экспериментально-психологические исследования могут быть частью психиатрической экспертизы. В процессе проведения исследования могут решаться вопросы об установлении структуры нарушений и их соотношение с сохранными психическими процессами. Патопсихологическое исследование позволяет рассмотреть динамику в психической деятельности человека и изменения под влиянием проводимой медикаментозной терапии. В последнее время патопсихология нашла свое применение, как в психиатрической, так и соматической клинике.

Литература

1.Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). — Д.: Сталкер, 1998 — 432 с.

2.Блейхер В. М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

3.Бизюк, А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии [Текст]: учеб. пособие / А. П. Бизюк; под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2010.

4.Репина Н. В., Воронцов Д. В., Юматова И.И.Основы клинической психологии.

5.Зейгарник Б.В. Патопсихология. — Из-во МГУ, 1986. — 287 с.

6.Зейгарник Б.В., Введение в патопсихологию. изд.Московского университета, 1969.

7.Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.

8.Клиническая психология [Текст] / Под ред. М. Перре, У. Баумана. – 2-е изд. междунар. – СПб: Питер, 2007.

9.Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. «Курс лекций по детской патопсихологии» Ростов-на-Дону «Феникс» 2000

10.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Апрель-Пресс, 2007. — 224 с.

Ведущим направлением клинической психологии следует считать патопсихологию. Патопсихология возникла на рубеже ХХ века. Основоположником ее считается В.М. Бехтерев, которые совместно с учениками выявил качественные и количественные особенности нервно - психической деятельности отдельных больных, а также динамику психических расстройств в зависимости от различных внешних факторов. На развитие этого направления клинической психологии оказали значительное влияние А.Ф. Лазурский, Г.И. Россолимо, Б.В. Зейгарник и другие ученые.

Патопсихология является разделом клинической психологии, который изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности при сравнении с нормально формирующимися и протекающими психическими процессами. Н.Л. Белопольская отмечает, что в рамках патопсихологии разрабатываются вопросы аномального психического развития, исследуются дефекты отдельных психических функций, а также инволюционные и деструктивные психические состояния. Автор указывает, что патопсихология предоставляет материал, необходимый для понимания сущности понятия "нормальное психическое развитие", и в силу этого оказывает значительное влияние на решение многих принципиальных проблем общей психологии. Однако патопсихология имеет свой собственный предмет и методы, являясь при этом прикладной дисциплиной. Патопсихология тесно взаимосвязана и с другими разделами психологической науки. Например, изучение закономерностей функционирования различных психических процессов осуществляется более подробно, если имеются данные об их возможных нарушениях. Механизмы психической деятельности, в норме зачастую скрытые от исследователя, гораздо легче могут быть изучены и проанализированы при их распаде или нарушении .

В.А. Кулганов и др. предлагают различать патопсихологию и психопатологию. Психопатология как наука отличается от патопсихологии тем, что описывает признаки психического заболевания в течении болезни, в динамике. Если патопсихология оперирует в значительной степени психологическими терминами, то психопатология - медицинскими клиническими терминами (этиология, патогенез, симптом, синдром). Основными задачами патопсихологии автор называет следующие :

1. Получение данных для патогенетической и дифференциальной диагностики.

2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией - оценка эффективности лечебного процесса.

3. Участие в экспертной работе (военная, медико-социальная, судебная, психолого-медико-педагогическая экспертиза).

4. Участие в реабилитационной работе.

Таким образом, патопсихология в качестве предмета рассматривает не просто психику человека, а психику на фоне какого - либо нарушения. Б.В. Зейгарник наиболее подробно описала предмет патопсихологии: "патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга" . Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что патопсихология изучает психическую деятельность на фоне различных расстройств. В связи с этим следует отметить, что наиболее популярным в патопсихологии является понятие психического расстройства. Данное понятие в соответствии с Международной классификацией болезней трактуется как болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное с нарушением функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов . Иными словами, данное понятие означает отклонение от нормы. С точки зрения Н.Л. Белопольской, отклонением от нормы считается состояние, при котором обнаруживаются следующие аспекты :

1) неадекватность эмоциональных реакций, поступков, речевых высказываний, мимики, жестов и поведения в целом;

2) снижение или отсутствие критичности к своим поступкам, физическому и психическому состоянию;

3) непродуктивность деятельности.

Противоположным понятием в патопсихологии является понятие психического здоровья. Термин "психическое здоровье" впервые введен Всемирной Организацией Здравоохранения в 1979 году. В зарубежных странах (США, Великобритания) понятие "mental health" рассматривается как успешное выполнение психических функций, имеющим результатом продуктивную деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неприятностями. Сущность психического здоровья заключается в том, что оно составляет основу интеллектуальной деятельности и коммуникативных навыков, научения, эмоционального роста, устойчивости и самоуважения .

С точки зрения многих авторов (С.М. Громбах, N. Sartorius) психическое здоровье представляет собой интегральную характеристику полноценности психического функционирования индивида, включающая понимание природы и механизмов его поддержания. В основе психического здоровья находится полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов на всех этапах онтогенеза .

В отечественной психологии термин "психическое здоровье" определяет состояние душевного благополучия, при котором отсутствуют болезненные психические проявления, обеспечивается адекватная регуляция поведения и деятельности. Иными словами, психическое здоровье индивида характеризуется целостью и согласованной деятельностью все психических функций организма, что способствует определенному уровню комфортности, формированию адекватных форм поведения. К основным характеристикам психического здоровья относят психические процессы и состояния, а также свойства личности . Наиболее полно критерии психического здоровья описаны Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушаковым :

Постоянство места обитания,

Соответствие возраста и зрелости чувств,

Образ жизни,

Соответствие реакций внешним раздражителям и их адекватность,

Чувство ответственности за потомство,

Изменение собственного поведения в зависимости от жизненных ситуаций,

Самоутверждение в коллективе.

Таким образом, психическое здоровье как комплекс критериев является на сегодняшний день острой проблемой современного общества. Для его исследования с целью поддержания благоприятного состояния в рамках клинической психологии проводятся различные исследования.

В.А. Кулганов и др. отмечают, что в рамках патопсихологии исследуются следующие проблемы :

1. Нарушения психических процессов у больных:

Ощущения, восприятия (зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), обонятельные и вкусовые расстройства, а также нарушения по уровню восприятия: агнозии, иллюзии, галлюцинации и т.д.),

Нарушения произвольных движений и действий (моторные расстройства, среди которых - тики, гиперактивность и т.д.),

Расстройства речи (специфическое расстройство речевой артикуляции; расстройство экспрессивной, импрессивной речи; заикание), коммуникативных и учебных навыков,

Нарушения памяти (дисмнезии - амнезии, гипермнезии, гипомнезии; парамнезии - псевдореминисценции, криптомнезии, эхомнезии, конфабуляции),

Нарушения мышления (нарушения операционной стороны мышления, динамики мышления, личностного компонент мышления),

Нарушения эмоциональной сферы. Расстройства эмоциональной сферы заключаются в болезненных переживаниях тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Нарушения в эмоциональной сфере включают в себя гипотимию, гипертимию, паратимию, а также нарушения динамики эмоций,

Расстройства настроения (депрессивные расстройства и биполярное аффективное расстройство),

Нарушения сознания (отрешенность от внешнего мира, оглушенное состояние сознания, сумеречное состояние сознания и т.д.).

2. Психосоматические и психогенные расстройства при различных заболеваниях (сердечно - сосудистых, желудочно - кишечных, кожных и т.д.). В рамках данного направления также подробно изучаются неврозы, их проявления, факторы возникновения и т.д.

Таким образом, патопсихология изучает особенности психики больного человека, его личностные изменения в ситуациях психических расстройств. Данное направление помогает собрать медицинские и психологические данные о том, какие психические изменения происходят с больным человеком с целью определения наиболее благоприятного варианта лечения. Патопсихология предоставляет информацию другим направлениям для формирования оптимальной психотерапевтической и коррекционной программы. Поэтому значимость данного направления является основополагающей для других направлений клинической психологии.