Цветник духовный. Преподобный Иов Почаевский

Заболевания

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА:

Интернет-портал «Православная книга России»

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой отредактированное и адаптированное для современного читателя переиздание «Цветника духовного», выпущенного в 1903 году Афонским Русским Пантелеймоновым монастырем.

«Цветник духовный» – сборник высказываний различных людей о вере и христианской жизни. Преимущественно это высказывания святых отцов и учителей Церкви, таких, как свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов, прп. Иоанн Лествичник, прп. Ефрем Сирин, прп. Нил Синайский, прп. Антоний Великий, прп. Марк Подвижник, блж. Августин, свт. Димитрий Ростовский, свт. Тихон Задонский, свт. Климент Александрийский, свт. Филарет, митрополит Московский, свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, свт. Игнатий (Брянчанинов), а также таких видных церковных деятелей XIX в., как Иаков (Вечерков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский, Петр (Екатериновский), епископ Томский, Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский, и многих других подвижников веры и благочестия. Помимо этого в сборник включены мысли светских и ученых людей Античности (Цицерон, Хилон и др.), Нового времени (Ж.Ж. Руссо, Б. Паскаль и др.), а также деятелей различных периодов истории России (Н.М. Карамзин, граф М.М. Сперанский, граф Д.Н. Блудов и др.).

Выписки даются по главам, соответствующим различным темам. Как говорилось в предисловии к изданию 1903 года, некоторые высказывания даются без указания авторства по причине того, что авторы не были указаны в книгах и журналах, откуда они извлекались, в первую очередь – из журналов «Воскресное чтение», «Христианское чтение», книги «Письма о духовной жизни». Высказывания из последней обозначаются в сборнике так же, как они обозначены в «Письмах» – «Духовный Маргарит». Без авторства, но с указанием источника даются выписки из книги «Древний патерик».

Из «Цветника» были удалены фразы, потерявшие свою актуальность в настоящее время, также была изменена последовательность высказываний внутри каждой из глав. Так, в начале каждой главы идут высказывания святых отцов, затем ученых, известных деятелей, церковных писателей России и Запада и в конце главы – высказывания и поучения неизвестных авторов.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

О Боге самом в себе и по отношению к творениям – преимущественно к человеку

Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы.

(Рим. 1, 20)


Небо, земля, море – словом, весь этот мир есть великая и преславная книга Божья, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог.

Свт.

Григорий Богослов

†††

Если будешь, согласно Писанию, хранить в уме, что по всей земле суды Божьи (Пс. 104, 7), то всякий случай будет для тебя учителем богопознания!

При. Марк Подвижник

†††

Не безопасно плавать в одежде, не безопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.

При. Иоанн Лествичник

†††

Все мы веруем, что Бог силен, и веруем, что для Него все возможно: но ты и в своих делах должен иметь веру в Него, потому что и в тебе Он творит чудеса.

Авва Евпретий

†††

Слова о Боге чем совершеннее, тем непостижимее.

Свт. Григорий Богослов

†††

Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бога; так нельзя постигнуть Его всего.

Свт. Иоанн Златоуст

†††

Не столько вдавайся в глубокие наследования о Боге, сколько старайся подражать Ему.

Свт. Григорий Богослов

†††

Пути Провидения покрыты мраком, и непостижимы разуму судьбы Его; но человек доброделающий познает их.

Авва Евагрий

†††

От чего скучают иные? От того, что не напали на предмет, который занимал бы их всесторонне и насыщал вполне. Такой предмет один: Бог и судьбы правды Его. Отдайте Ему свой труд, время и внимание, и вам некогда будет скучать; напротив, будете как в раю, потому что с радостью богомыслия и славословия ничто не может сравниться. Испытав это, св. отцы все время посвящали на это; на том же основании и Св. Церковь заповедала многократно в день собираться на молитву.

Свт. Феофан Затворник

†††

Чем кто более познает Бога, тем более смиряется, боится и любит Его.

Свт. Тихон Задонский

†††

С Богом быть – на всяком месте дом и отечество; без Бога же и дом и отечество – ссылка и плен.

Свт. Тихон Задонский

†††

С Богом быть и в аде рай; без Бога быть и в небе мучение.

Свт. Тихон Задонский

†††

Ищи Бога, но не ищи, где обитает Он.

Авва Сисой

†††

Бог все наполняет и вне всего существует.

Прп. Иоанн Дамаскин

†††

Во всяком месте находится Бог, но ни в каком одном не заключается.

Свт. Кирилл Иерусалимский

†††

Бог весь везде, весь во всем, равно в великом и малом, и весь выше всего.

Прп. Иоанн Дамаскин

†††

До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ, и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу: только умей найти эту близость верой и молитвой. Близок Господь ко всем призывающим Его истинно (Пс. 144, 18).

†††

Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, а человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде.

Свт. Иоанн Златоуст

†††

Если человеку доброму не может быть близок тот, кто отличается от него своими нравами (Прем. 2,15), то тем более Богу.

Свт. Иоанн Златоуст

†††

Для того чтобы с нами был Бог, надобно, чтобы мы были с Ним.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Ищи Бога мыслью на небесах, любовью в сердце, благоговением в храме, везде ищи Его делами, для Него предпринимаемыми и совершаемыми.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Ищи Того везде, Который везде есть, оставив все, Его Единого ищи и – непременно найдешь.

Свт. Тихон Задонский

†††

От всевидящего ока Божьего не укроются не только явные или видимые людьми, но и тайные дела наши, и не только дела, но и самые помышления наши (Откр. 2, 23; Евр. 4, 13).

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Во всяком деле, которое делаешь, содержи в уме, что Бог видит всякий помысл твой, и никогда не согрешишь.

Авва Исаия

†††

Если будешь всегда помнить, что Бог есть Зритель всего того, что ты ни делаешь душой и телом, то ни в каком деле не погрешишь.

Авва Евагрий

†††

Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего?

Авва Исаия

†††

Чего Бог хочет, то может, но не всего хочет, что может.

Тертуллиан

†††

Сила Божья не нуждается в силе человеческой.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

И самомалейшая птичка не забыта Отцом Небесным.

Свт. Тихон Задонский

†††

По правосудию Своему Бог за грех одного весь род человеческий предал смерти, а по милосердию Своему, когда все люди были под проклятием и связаны узами греховными, за правду Одного всем даровал спасение.

Блж. Феодорит

†††

О, когда бы человек так Бога почитал, как он почтен от Бога!

Свт. Тихон Задонский

†††

Бог ниспосылает нам Свои щедрые дары с большим удовольствием, нежели с каким мы принимаем их.

Свт. Григорий Богослов

†††

Бог по беспредельной благости и милосердию всегда готов все даровать человеку, но человек не всегда готов принять от Него что-нибудь.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости. Потому что она, хотя и милость, ищет достойного, как Сам Бог сказал: Кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею (Исх. 33,19).

Свт. Иоанн Златоуст

†††

Не даров у Бога недостает для нас, а нас недостает для даров Его.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Благодарность Богу за полученные от Него дары – сосуд, в который благодать Божья полагает новые.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Ничто так не угодно Богу, как благодарность.

†††

Свт. Иоанн Златоуст

†††

Верный в малом приобретает доверенность во многом. Верный в благодарении за малый дар Божий, обретает дерзновение просить великого. В самом деле, по собственному ощущению, христианин, можешь знать, что сердце благодарящее свободнее открывается и пространнее отверзается, нежели просящее: следовательно, тем более оно способно к принятию благодати.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Бог милосерд, но и правосуден, – бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Кто, уповая на милость Божью, не перестает грешить, тому нужно опасаться, чтобы не почувствовать на себе праведного суда Его.

Свт. Тихон Задонский

†††

Кто нерадит о благости Божьей, тот правду Божью на себе узнает.

Свт. Тихон Задонский

†††

Одним оком взирай на милосердие Божье, а другим – на правду Его.

Свт. Тихон Задонский

†††

Чтобы не согрешить, нужен страх суда Божьего; чтобы согрешившему не отчаяться, – надежда Его милосердия.

Свт. Василий Великий

†††

Праведен ли ты, бойся гнева Божьего, чтобы не упасть; грешен ли ты, берись за милосердие Божье, чтобы встать.

Свт. Григорий Двоеслов

†††

Не будем жаловаться на Праведный суд Божий. Мы невежды, чтобы подавать свое мнение о неизреченных судах Божьих.

Свт. Василий Великий

†††

Не думай, что там уже и нет правды Божьей, где не усматривает ее твое нетонкое око.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Полная разгадка разнообразия участей наших будет в Царствии Божием. Там все увидят, как все хорошо было устроено; а здесь мы живем пока во тьме.

Свт. Феофан Затворник

†††

Хотя и скрыты от нас причины Божьих распоряжений, однако все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть радостно.

Свт. Василий Великий

†††

Бог без всякого сомнения распоряжается нашими делами лучше, нежели как предначертали бы мы сами.

Свт. Василий Великий

†††

Что полезно для нас, того хочет Бог; чего хочет Бог, то полезно для нас.

Свт. Иоанн Златоуст

†††

Все, что с тобой ни случится, принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего.

Прп. Симеон Новый Богослов

†††

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божью, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя.

Авва Дорофей

†††

Когда ты говоришь: «Бог человеколюбив, а потому не накажет», то, по-твоему, выйдет, что Он уже не человеколюбив, если накажет.

Свт. Иоанн Златоуст

†††

Горькое, посылаемое от руки Небесного Врача, более благоприятно здоровью душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

И благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия!

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Господь скорбями избавляет от больших скорбей.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Время напастей есть время преимущественного памятования о нас Бога: время напастей есть то время, в которое Бог созидает души наши.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

†††

Как семена имеют нужду в дожде, так мы – в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души нужны искушения и скорби, чтобы она не вырастила сорняков, – чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля без тщательного возделывания не приносит ничего здорового.

Свт. Иоанн Златоуст

†††

Если нет человека, который бы без искушений благоугождал Богу, то должно благодарить Бога за всякий скорбный случай.

Прп. Марк Подвижник

†††

Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: «Это по милости Божией!»

Авва Сисой

†††

Когда найдет искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлопамятно перенести его.

Прп. Марк Подвижник

†††

Бог в нынешние времена не попускает таких искушений врага, какие были прежде; потому что знает, что ныне люди слабы и не перенесут их.

При. Антоний Великий

†††

Горшечник знает, сколько нужно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, трескаются, а, будучи недодержаны, негодны к употреблению. Тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огонь искушений для словесных сосудов Божиих – христиан, чтобы они сделались способными к наследованию Царства Небесного.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

†††

Бог не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благоденствовать, чтобы мы не пали (нравственно).

Свт. Иоанн Златоуст

†††

Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастье, чтобы они не изнемогли, ни в счастье, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устраивает их спасение!

Свт. Иоанн Златоуст

†††

Надобно благодарить Бога, когда Он подает блага, и не выходить из терпения, когда Он щедро не наделяет ими.

Свт. Василий Великий

†††

Пришло благополучие, благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастья, благодари Бога, и несчастья прекратятся.

Свт. Иоанн Златоуст

†††

Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех обстоятельствах моей жизни.

Свт. Иоанн Златоуст

†††

Горами ли, дебрями ли ведет меня невидимая рука Провидения, только бы привела меня в мое горнее отечество.

Свт. Филарет, митрополит Московский

†††

Бог приближается к нам, когда мы к Нему приближаемся. Се, стою у двери и стучу, – говорит Он, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

†††

Господь не отвергает ни одного молитвенного вздоха, ни одной капли слезной. Господь силен без меры, благ без числа. Особенно великое чудо любви Божьей, которое не познаем совершенно и в вечности (потому что это – предел возможной любви), есть послание в Мир Сына Божия. Много значит не оскорбляться преступлением, более – простить, еще более – после прощения благодарить; но несравненно много – принять Богу образ человеческий, страдать и умереть. Это подлинно есть чудо в нравственном мире (Ин. 15,13; Рим. 5,8). В этом одном обнаружилось сердце Божье так, что если бы забыто было учение о совершенствах Божьих, то в этом одном заключалось бы все богословие.

†††

Если не здесь, то там, и тем более там, если не здесь, Бог воздаст каждому по делам его.

Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

†††

Каждое творение выражает собой мысль Божью. А мысль Божья совершенна, полна, следовательно, и каждое из творений, по своему виду и роду, заключает в себе все совершенство и всю полноту. Когда говорится: «Дивен Ты, Господи, и дивны дела Твои», – то именно потому, что всякое творение в своем роде совершенно, что каждое из них находится в тесной связи с прочими творениями и создано для определенной необходимой цели.

Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

†††

Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим, потому что Он будет предметом познания всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а это для него – мука.

Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

†††

Нужно возлюбить пути Господни, и они сделаются для нас приметны.

Свт. Филарет, архиепископ Черниговский

†††

Чтобы видеть пути Промысла Божьего, нужно самому быть близким к Промыслу.

Свт. Филарет, архиепископ Черниговский

†††

Как тело, разлучаясь с душой, умирает; так и душа умирает вне общения с Богом.

Блж. Августин

†††

Если Бог откладывает Свое наказание, то ты не откладывай своего обращения.

Блж. Августин

†††

Господь подает и щедро наделяет Своими дарами тех, кто принимает их со смиренным благодарением, а от неблагодарного отнимется и то, что, ему кажется, он имеет.

Димитрий, архиепископ Херсонский и Одесский

†††

Что это значит, что никакая земная вещь: ни честь, ни богатство, ни таланты, ни знания – не удовлетворяет нашему сердцу? Что значит, что мы среди земного счастья скучаем и чувствуем пустоту души нашей? – Это выразительный голос сердца, говорящий: человек, не ищи удовлетворения на земле, среди этой суеты и тления: твое блаженство в едином Боге! К Нему обращай все твои желания, в Нем ищи постоянное наслаждение и успокоение.

Иаков, архиепископ Нижегородский и Арзамасский

†††

Кто имеет в себе Бога, тот все имеет, хотя бы и всего на свете лишился.

Иеромонах Адриан Югский

†††

Как нельзя видеть солнца без самого солнца, так равно невозможно познать Бога без Самого Бога.

Прот. П. Соколов

†††

Чем больше солнечных лучей падает на цветы и другие растения, тем более испускают они благоуханий к солнцу; наше солнце – Бог; будем благодарны Ему, подобно цветам.

Прот. И. Толмачев

†††

Чего Бог нам желает, то и есть самое лучшее для нас.

Прот. И. Толмачев

†††

Премудрость Божия находит средства и пути к нашему счастью даже там, где мы не видим ничего, кроме опасностей и страданий.

Прот. И. Толмачев

†††

Бог в Своей мудрости посылает несчастье для нашего же счастья.

Прот. И. Толмачев

†††

Как редко и как холодно люди молились бы, если бы не было скорбей и страданий!

Прот. И. Толмачев

†††

Школа креста – самая лучшая школа. Воспитание крестной школы делает: безумных умными, а умных мудрыми; гордых смиренными, а смиренных смиренномудрыми; злых добрыми, а добрых лучшими; слабых сильными, а сильных непобедимыми.

Прот. И. Толмачев

†††

Будь благодарен за малое, и станешь достоин получить большее.

Фома Кемпийский

†††

Если возможно то мнение (материалистов), будто какие-то твердые и неразделимые тела, увлекаемые неизвестной силой и тяжестью, стремились вниз и их случайным столкновением был произведен этот благоустроенный и прекраснейший мир, – то почему не допустить и того, что стоит только высыпать на землю бесчисленное множество отлитых из золота букв латинской азбуки, и из них составятся летописи Энния? Но не знаю, может ли случай таким образом сложить хотя бы один стих?

Цицерон

†††

Если столкновение атомов (по мнению материалистов) могло произвести целый мир, то почему же не хочет составить оно одного храма, или дома, или города, – что было бы гораздо проще и легче.

Цицерон

†††

Мать не более заботится о ребенке на своей груди, сколько заботится о нас наш Владыка и Царь.

Наполеон I

†††

О вы, рассказывающие мне об утехах рая, говорил один философ; не рая ищу я, но Того, Кто создал рай.

О. Николь

†††

Один философ спросил прп. Антония, который не умел ни читать, ни писать: «В какой книге почерпнул ты сведение о высоких истинах, проповедуемых тобою?» Прп. Антоний, не говоря ни слова, одной рукой указал на небо, а другой – на землю.

†††

Зрение бесчисленных чудес, видимых на небе и на земле, есть книга, которую каждый может читать, которая днем и ночью проповедует величие Божие людям, самым ограниченным в понятиях.

†††

При видимых, осязаемых, так сказать, доказательствах бытия Божия в окружающей нас природе, возможно ли не поразиться безумию (Пс. 13, 1) атеистов, отвергающих бытие Божие, или материалистов, готовых лучше самую природу боготворить, чем признать и почтить действительного ее Виновника, Творца и Хозяина?

†††

Отрицание Бога заключает в себе вполне нелепое предположение: оно, строго говоря, есть не что иное, как необычайное самообольщение. Прежде чем кто-нибудь может сказать, что мир без Бога, он должен узнать весь мир; он должен исследовать вселенную, со всеми ее солнцами и звездами, историю всех времен, пройти всю область пространства и времени, чтобы он мог со всей основательностью сказать: «Нигде я не открыл следов Бога». Чтобы можно было с решительностью сказать, что не существует никакого Бога, нужно быть всеведущим и всемогущим, то есть нужно быть самому Богом.

†††

Христианин! Если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу1
Имеются в виду волхвы, пришедшие поклониться родившемуся Иисусу Христу, что следует из тропаря праздника Рождества Христова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе» [в переводе: Твое Рождество, Христос Бог наш, просветило мир светом познания. Через него (Рождество) поклонявшиеся звездам (волхвы) звездой были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе].

(Мф. 2,1-11), то тем более покланяйся Ему ты, тогда смотришь на солнце, луну и звезды.

†††

Если бы Савская царица, по прибытии своем в столицу Иудеи, занявшись рассматриванием драгоценных редкостей, не обратила внимания на Соломона – царя, украшенного мудростью, то каким неизвинительным было бы ее равнодушие!2
О посещении Соломона царицей Савской см. 3 Цар. 10, 1-13.

Тем более недостоин извинения человек, живущий в этом мире и занимающийся всеми предметами, кроме Бога, Источника всякого блага и премудрости!

†††

Бог открывает Себя не остроте ума, но чистоте сердца: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8), – сказал Богочеловек.

†††

Стремясь снискать высокое ведение о Боге, человек непременно должен ходить в свете Его Откровения, чтобы по мечтам своего воображения не составить о Верховном Существе понятий, недостойных Его величия и святости, и не подвергнуться за то строгому осуждению, какое Сам Бог изрек грешнику: ты подумал беззаконие, будто Я подобен тебе буду (Пс. 49, 21).

†††

Если Моисею запрещено было подходить к горящей купине, не сняв прежде обувь3
См. об этом Исх. 3, 1–5.

То как можешь ты приблизиться к Богу, не освободившись предварительно от чувственных привязанностей?

†††

Кто не имеет смирения с глубоким самоуничижением, тот не может рассуждать о величии Божьем.

†††

Того, что есть Бог, не могут знать не только пророки и апостолы, самим Богом просвещенные люди, но даже Ангелы и Архангелы – существа, самые приближенные к Богу.

†††

Каким умом человек постигнет Бога, когда он еще не понимает самого ума, которым хочет постигнуть?

†††

Самое простое доказательство пищи во всех живых существах есть голод, так самое сильное доказательство бытия Божьего есть стремление всех добрых сердец к Богу.

«Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? » Ис. 40:18. Бог вне нашего понимания и все же в Мф. 5:48 нам велено быть такими же, как Он: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Совершенство – это то качество, что Бог дает человеку. Мы должны иметь небесный образ, если мы видим Бога, живя на земле. Насколько святыми мы должны быть? Если мы обладаем святостью, то это только от Бога. Бог дает нам святость, это то, чем Он обладает.

Бог – источник святости. От Него происходит только чистое. Где Бог – там чистота. Что сделало землю святой, где стоял Моисей? Разве это не было присутствие Бога? Мысль о том, что Бог святой, говорит о том, что его создание не должно грешить. Бог, являясь бесконечно святым, должен быть бесконечно против всякого греха. Что противоречит святости? Так как всемогущий Господь настроен против греха, тем более мы, когда становимся подобные Богу, ненавидим грех, и чем ближе мы к Богу, тем дальше мы убегаем от греха. С другой стороны, чем дальше мы от Бога, тем с большей готовностью мы можем согрешить. Чем больше Бог наполняет Собой наши души, тем больше мы теряем из виду этот мир греха.

В Авв. 1:13 я читал: «Чистым очам твоим несвойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его». Бог не может созерцать зло, то есть Он не терпит несправедливость. Он не может признавать зло, и везде, где мы находим Бога, мы находим Его бесконечно настроенным против греха.

Отношение Бога к греху выражено в Евр. 1:9: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя Боже, Бог Твой, елеем радости более соучастников Твоих». Есть некоторые в мире, кто утверждает, что Бог слишком добр и слишком милосерден, слишком многострадален, чтобы приговаривать человека к вечной смерти, или предполагать, что такое наказание идет от Него, зная, что Он совершенный. Бог добр и многострадален и это действительно так, но Бог также обладает качеством правосудия. Мы не должны пропускать этот факт.

Бог дал нам такое же чистое и святое суждение, как и Его характер. Павел предупреждает: «Итак, видишь благость и строгость Божию». Рим. 11:22. Есть большая опасность полагаться только на милосердие Бога. Всемогущий Бог не может быть Господом, если Он должен отказаться от Своего правосудия, будучи не в состоянии исполнить суд. Кто тогда будет судить и где судья, которому дано правосудие. Бог повелевает, чтобы мы отдавали: «Кому подать – подать; кому оброк – оброк; кому страх – страх; кому честь – честь». У Него те же самые принципы. Серьезность суда Бога иллюстрирована Его отношением с Адамом. Грех Адама по нашей оценке был небольшой, есть грехи и больше; но по оценке Бога нет никакого различия в грехах. Грех Адама не принес вреда, разрушения, боли никакому созданию Бога. Я имею в виду индивидуально или лично; и все же смерть перешла из Адама всему его потомству. Дорогие души, давайте не упускать того факта, что Бог – Бог правосудия.

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания». 2 Петр. 2:4. Бог не мог терпеть грех в мире славы.

Когда мы рассматриваем правосудие Бога, когда мы созерцаем природу святости Бога и природу нашего греха, самые лучшие из нас были достаточно греховны, чтобы заслужить постоянного наказания. Суд Бога приговорил бы нас к наказанию. Наша участь была бы вечная смерть. Почему? Потому что мы нарушили Святой закон Бога, и бесконечный судья говорит, что все мы достойны постоянного проклятия. Мы надеемся на милосердие Бога, когда мы думаем, что Бог слишком добр и слишком милосерден, чтобы позволить нам быть под вечным наказанием. Люди сегодня спекулируют милосердием Бога, игнорируя Слово Господа и отклоняя Господа Иисуса Христа, говоря, что Он не будет судить нас, так чтобы мы были погибшими. Но если мы не используем привилегию, которую Бог дает нам, если мы не используем средства Божественной благодати, разработанные для нас, мы становимся ответственными за наши собственные души; и когда мы будем там, где раздаются бесплодные крики в огне постоянного проклятия, мы тогда скажем: «Я пришел сюда самостоятельно. Бог пытался остановить меня; Он сделал все, что Он мог, чтобы удержать меня от этого места». Ни один, ни одна душа, находящаяся в вечном пламени наказания, никогда не будет думать об обвинении Бога и о том, что Он был несправедливым. Никто не будет сомневаться в чистоте Бога и справедливости Его суда. Если бы вы могли опросить те потерянные души и спросить, что они думают, то ни один бы из них не сказал, что Бог несправедлив. Ни один? Да, ни один, потому что они знают, что нарушили закон справедливого Бога.

У Бога есть другое качество кроме Его святости и правосудия. Это Его бесконечное милосердие. Если бы Бог позволил нам идти в погибель и не протянул руки милосердия, чтобы спасти нас, когда мы отклонились от Него, то Он остался бы справедливым. Но, поступив так, Он пожертвовал бы полностью своим качеством милосердия. Бог – милосердный Бог. Милосердие также проявляется, как и правосудие в отношениях Бога с человеком. В последний день люди останутся без оправдания, суд над людьми временно приостановлен из-за милосердия, которое дает нам привилегию спасения. Сегодня «день спасения», что означает день милосердия. Судья говорит, что вечное проклятие принадлежит им, они достойны смерти вечного наказания. Но милосердие говорит, я не могу позволить себе видеть, что они идут в погибель. Я буду милостив по отношению к ним. Я должен дать им спасение. Бог не мог проявить свое милосердие никаким другим способом, чем отдать Своего Сына за нас, Который является воплощенным милосердием, рукой милосердия протянутой к нам, чтобы спасти нас. Человек не имеет возможности спасения, у него нет никакой возможности избежать правосудия и суда Бога, если бы не было милосердия, которое несет спасение. Бог проявил свою любовь и милосердие к нам в том, что в то время как мы были все грешниками, Христос умер за нас. Бог послал Своего Сына, чтобы благословить нас в прощении наших грехов, оправдывая нас и давая власть над грехом, чтобы не грешить. Иисус Христос пришел, чтобы воплотить в нас реальное спасение и цель Бога. Жизнь Христа выразила Божью волю человеку. Он стал Словом Бога, через Которого Бог смог говорить на земле, свидетельствуя миру о его зле.

Да, Бог – милосердный Бог, но правосудие и милосердие не могут править в одно и то же время. Это справедливо, что виновные должны умереть. Но, чтобы Бог мог показать Свою любовь человеку, Он приостановил суд на некоторое время и послал Иисуса Христа на миссию милосердия, чтобы дать нам возможность возвратиться к Богу снова. Но наказание неизбежно, когда закон справедливого Бога нарушен, кто-то должен заплатить штраф.

Кто-то должен умереть, чтобы удовлетворить требования правосудия. Поэтому Христос, как замена, умер за нас, за нашу греховную жизнь, которой мы жили на земле до нашего прихода к Нему.

В Луке 13:6-9 мы читаем о смоковнице, что была у хозяина три года, в которые она не приносила ему плода, и он решил ее срубить. Виноградарь стал просить оставить ее: «Господин оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Грешник, эта притча означает вот что. Плоды, которые вы должны принести Христу, являются святыми плодами. Вы были неверны. Правосудие Бога требует, чтобы вы предстали на суд. Вы не достойны земных благословений Бога, но Милосердие умоляет, говоря: «Давайте дадим ему еще одну возможность для спасения». Хотя, без сомнения, эта притча говорит непосредственно евреям, она косвенно относится и к вам. Бог говорит со всеми людьми должным образом. Всемогущий Господь должен исполнить свой суд после того, как грешники не раскаивались в течение трех лет, но через милосердие Бога дано время еще на один год.

Есть ужасная опасность в откладывании спасения, когда вы живете. В ваш час смерти вы можете не получить спасения. Предсмертная благодать важна для раскаяния, чтобы получить спасение. Никакой человек не может раскаяться и получить спасение, если не будет ему дана благодать на это. Теперь есть время, в которое мы можем спастись, мы еще имеем возможность и здравый ум. Разбойник на кресте никогда раньше не видел Христа. Он встретился с ним на кресте, и, когда он рассмотрел Христа, он увидел в Нем небесного Бога и он сказал: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» Если в час смерти вы сможете с верой умолять Бога о милосердии, Он спасет вас, но если вы отклоняли Бога всю вашу жизнь, слыша с детства в семейном кругу слова по старой Библии вашей матери, слышали молитвы людей Бога и чувствовали действия Духа Божьего, то в час смерти вероятно вам трудно будет говорить: «Господь, я прихожу теперь к тебе. Я хочу избегнуть проклятия». Вам трудно будет поверить в милосердие из-за потерянных возможностей. Мысль о наказании ужасающая. Огонь разрушения перед вами и сама мысль быть там ужасна.

В основном по этой причине люди призывают Бога при таких обстоятельствах, а не от действий благодати Божией. Если какой человек мог бы освободиться от страха перед судом Бога и имел бы свободу выбора между Богом и грехом, то это могло бы создать в нем почву для Божественной благодати, когда он находится под угрозой смерти, хотя это очень опасная вещь – откладывать раскаяние до времени.

В то время как Бог сострадателен и милосерден, Его суд неизбежен. Двенадцать месяцев назад, возможно, милосердие умоляло кого-то здесь. «Подожду еще один год», – кто-то говорит. Еще один год проходит, и богослужения на открытом воздухе начались. Бог дал вам жизнь на год, давая вам опять возможность раскаиваться. Бог больше не может давать вам эту возможность. Его суды в минувшие дни были выполнены в различных местах и различными способами. С дней потопа до наших дней суды Бога были смешаны с Его милосердием. Когда Господь разрушил мир, было только восемь человек, которым Он оказал милосердие. Когда суд Бога пришел на Содом, были некоторые, которые были спасены. Сегодня милосердие Бога чередуется с Его судами. Но идет день, когда суд и гнев Бога будут вылиты без милосердия. День милосердия пройдет.

В тот день Он сойдет со своего посреднического трона, и этот мир будет без Спасителя. Вы можете умолять Бога, чтобы Он дал вам еще один шанс. Но Он должен будет вам сказать: «День благодати прошел». Больше нет возможностей, чтобы быть спасенными. Вы пренебрегли последней надеждой на милосердие! И Спаситель, который продлевал милосердие, берет теперь скипетр правосудия, садится на трон суда и становится нашим судьей. Вы тогда выдержите перед трибуналом правосудия, когда некому умолять за вас или оказывать вам милосердие? О, то время, когда милосердие умоляет, приходите!

«Вседержитель! мы не познаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает» (Иов 37:23).

«Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними» (Ис. 61:8).

«Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. 118:137).

«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Отк. 15:4).

Суды Божий отличны от судов человеческих. Если бы милосердный и любвеобильный Господь способен был подчиниться страсти гнева и всякое оскорбление Своего божественного величия наказывал на месте, то давно уже вымер бы весь род человеческий.

Бог милосерд, но и правосуден, бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден.

Великий в Своей благости равно велик и в Своем правосудии.

И у Долготерпеливого есть мера терпения.

Бог — Судия не только наружных дел, но и внутренних помышлений.

Хотя Бог благ и милостив, но Он и праведен. И правда Его требует, чтобы нераскаянный грешник, как неблагодарный и презревший вечный Божий закон и Самого Бога, был казнен вечно. Это непременно будет с нераскаянными и беззаконными, чтобы они ни вымышляли для смягчения и оправдания при угрызениях совести. «Бог поругаем не бывает» (Гал 6:7). Благость Божия и долготерпение в том проявляются, что Он терпит грешника, нарушающего Его святой закон, не сразу казнит его, ожидает его покаяния или, как учит апостол, «ведет к покаянию» (Рим. 2:4) Но когда грешник пренебрегает этим богатством Божией благодати и остается нераскаянным и ожесточенным, тогда правда Божия вступает в свое дело и воздает ему по делам его (Рим. 2:6) (Тихон Задонский).

Поняв Божию правду и свою виновность, не только будем терпеть приключающееся зло, но и будем желать и просить о наказании здесь, чтобы не быть осужденным с миром. Лучше здесь быть наказанным, легко и ненадолго, чем вечно и жестоко. Внемли правде Божией — и не будешь склонен к бесчинным делам, пригвожденный страхом, как гвоздями. Внемли правде Божией — и будешь с усердием каяться за прежние грехи, вздыхать и молиться об их отпущении Будем терпеть все приключившиеся бедствия! (Тихон Задонский)

Почему проклята смоковница? Чтобы ободрить учеников. Он всегда благодетельствовал и никогда не наказывал, но нужно было проявить и правосудие, и воздаяние. Ученики и иудеи должны были узнать, что Он, хотя и мог иссушить, как смоковницу, Своих распинателей, однако добровольно предает Себя на распятие (Иоанн Златоуст).

Милостыня у Него не без суда и суд — не без милости. Прежде суда Он любит милостыню, но после милостыни приходит на суд. У Него сопряжены между собой милость и суд, чтобы милость не привела нас к расслаблению, а суд не довел до отчаяния. Судия хочет тебя помиловать и сделать участником Своих щедрот, но только в том случае, если ты после греха смирился, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайно, просил братьев помолиться о твоем исцелении. Одним словом, если увидит, что ты пришел в сокрушение, то щедро подаст Свою милостыню. Если же увидит сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда призовет на суд. Так, искусный и добрый врач сначала старается исцелить опухоль смягчающими средствами, но если увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда употребляет хирургические средства. Потому человеколюбивый Бог милостив к раскаявшимся, но судит упорствующих в грехе (Василий Великий).

Если Бог откладывает Свое наказание, то ты не откладывай своего обращения (Блаженный Августин).

Бог так долго терпел и терпит тебя, несмотря на то что ты не исправляешься.

Благость Божия да подвигнет нас к тому: да не познаем на себе правды Его (Тихон Задонский).

Одним оком взирай на милосердие Божие, а другим — на правду Его (Тихон Задонский).

Необходимо иметь страх Божий, но такой, который не подавлял бы надежды; необходимо питать в душе надежду, но такую, которая не исключает страха Божия.

Чтобы не согрешить, нужен страх суда Божия; чтобы согрешившему не отчаяться, полезна надежда на милосердие Божие (Василий Великий).

Праведен ли ты — бойся гнева Божия, дабы не пасть; грешен ли ты — берись за милосердие Божие, чтобы встать (Григорий Двоеслов).

Кто, уповая на милость Божию, не перестает грешить, тому опасаться надобно, чтобы не почувствовать на себе правосудного суда Его (Тихон Задонский).

Кто грешит с надеждою на милосердие Божие, тот просит у Бога суда над собою.

Кто нерадив о благости Божией, тот правду Божию на себе узнает (Тихон Задонский).


(4 голоса : 5.0 из 5 )
  • Энциклопедия изречений
  • митр. Макарий

«Правда Божия составляет такое свойство в Боге, по которому Он, любя Сам верность нравственному закону, желает, чтобы разумные творения также исполняли закон, а потому предписывает им закон и за исполнение его награждает, а за неисполнение наказывает. Таким образом правда Божия является в двух действиях и называется то правдою законодательною, то правдою мздовоздаятельную».
архиепископ

Многие обольщают себя ложною надеждою на милосердие Божие. Иной грешит и не кается и только говорит одно: «Бог милостив, Бог милостив!» Что сказать таковому? Да, скажем, что Бог-то, подлинно, милостив, но Он вместе и правосуден, и воздает каждому по делам его.
Святый учит: «Благ ли есть Бог? – спрашивает он, и отвечает, – да, благ, но и правосуден. Праведного Он награждает по заслугам его, а уклоняющихся в развращение поставит Господь с делающими беззаконие. Милостив ли Бог? Да, милостив; но вместе Он есть Праведный Судия, как и сказано: любит Господь милостыню и суд … Так, милость у Него соединена с правосудием. Так, бывает иногда и хорошая погода, а бывают иногда и гром, и молния. Иногда сияет солнце, а иногда и тьма землю покрывает. Господь посылает и дождь, а иногда дождит на землю и огонь. Одно по благости, а другое по правосудию. Потому убоимся и правосудия Божия, чтобы не услыхать нам грозный глас: или о богатстве благости Его и человеколюбия нерадиши не ведый, яко благость Божья на покаяние тя ведет ? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собиравши себе гнев в день гнева и праведного суда Божия. И неужели же можно спастись не исполняющим заповедей Господних? И неужели же можно остаться без наказания тому, кто презирает повеленное?.. Нет, на суде Божием станет против нас и само слово Божие и скажет: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя .
Итак, правда, что Господь милостив; но, как видите, Он вместе с тем и правосуден и воздает каждому по делам его. И потому пусть грешники и не обольщают себя безнаказанности и тщетною надеждою на милосердие Божие. Бог милостив только к кающимся и заботящимся о своем исправлении. А не кающихся и бесстрашных гнев Его ожидает. И на суде Его они услышат:отыдите от Мене, все делающие беззаконие! Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелом его . Аминь. («Пролог в поучениях»).