Как путешествуют растения. Урок окружающего мира «Как расселяются растения на новые места

Заболевания


Исследовательская проектная задача «Как путешествуют семена растений»
Цель: создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов.
Задачи:
-способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;
- содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать;
- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.
Личностные: предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе.
Оборудование
На столах: табличка с номером (или названием) группы, документы в конверте с номером группы (заготовки таблиц для продукта – на каждого участника, картинки плодов и семян). Пробная таблица (одуванчик) лежит рядом с конвертом. Все необходимые принадлежности дети готовят сами (пеналы с карандашами и фломастерами, клей-карандаш).
На отдельном столе: коробочки с различными плодами и семенами для каждой группы (семена огурцов, акации, соплодия ольхи, крылатки клёна, репьи лопуха).
На доске: схемы-опоры «6 П проекта» + опора для поиска информации.
У учителя: конспект мероприятия, стикеры 4-х цветов, магниты для крепления продуктов проекта, список класса по группам, листы самооценки (21 шт.). Грамоты (1, 2, два третьих места) и сертификаты (на каждого).
У наблюдателей: карта эксперта (по числу групп), итоговый экспертный лист, ручка.
Краткие рекомендации по организации работы наблюдателей
Для наблюдения за работой группы и заполнения карты эксперта приглашаются старшеклассники, педагоги или родители – по одному-два человека на каждую группу. Функции наблюдателей: заполнение карты эксперта и наблюдение за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами и пройти инструктаж. Проект выполняется малой группой из 4-х – 5-ти учеников. Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5) или именем. У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам, работающим в одном помещении, выдаются бейджики разного цвета.
Подробный план
Проблема.
Беседа по вопросам: Кто такие путешественники? Как и на чём можно путешествовать?
- Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками.
- Подумайте, кто бы это мог быть? (Выставляет на стол каждой группы коробочки).
Давайте посмотрим, что там лежит. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету.
- Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Возникли ли у вас вопросы? Какие? Задайте по одному вопросу, используя слова подсказки: Как….Куда….На чём…Зачем… Все ли… (можно написать на карточках и показать детям). У нас появились вопросы – по другому ПРОБЛЕМА (вывесить карточку на доску).
Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу и читает описание проектной задачи.
Планирование.
Проектная задача обсуждается (что же мы должны сделать?)
Рассматривается заготовка будущего продукта – пробная таблица для одуванчика, затем из конверта достаются несколько продуктов-таблиц по числу участников группы.
Итоги рассматривания: Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием). В таблице пока не заполнен столбец с названием растения и приспособлением для путешествия семян и плодов.
К таблице есть приложение – разрезные картинки с изображением семян и плодов растений.
- Давайте составим план нашей работы. С чего бы вы начали? (Вспомните, о чём говорилось в проектной задаче). Как бы вы распределили обязанности? Каждой группе нужно заполнить таблицу. Писать мы ещё не умеем, но у нас есть картинки.
Учитель объясняет, что работать нужно в группе, распределяя обязанности на всех. Даёт детям время, для того чтобы договориться (разделить таблицы-продукты по одной на каждого участника группы, картинки с изображением семян пока в середине стола).
Когда таблицы распределены, учитель подводит итог: сейчас мы составили ПЛАН работы.
III. Поиск информации.
Учитель вывешивает табличку ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, выясняется, что информацию можно искать разными способами (вывесить рисунки-подсказки ТЕЛЕВИЗОР, ИНТЕРНЕТ, ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ, СПРОСИТЬ У ВЗРОСЛЫХ, КНИГИ).
- У нас в кабинете нет телевизора, выхода в интернет, мы ещё не умеем читать специальные книги-энциклопедии. Что остаётся? Правильно, спросить у взрослых и провести опыты и наблюдения. Это в наших силах. Сегодня мы будем учиться искать нужную нам информацию с помощью опытов и наблюдений.
IV. Получение Продукта. Работа в группах.
Учитель вывешивает табличку ПРОДУКТ, задаёт порядок изучения семян: называет, какие семена надо рассмотреть, какие опыты и наблюдения с ними провести.
Как вы думаете, о каком растении пойдет речь?
Загадка: Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок - И остался стебелек. (Одуванчик).
-Кто из вас видел одуванчик? Кто знает игру «Дед или баба»? В чём она заключается? Как же путешествуют семена одуванчика? С помощью какого приспособления? Находим в приложении картинку «Одуванчик» и приклеиваем её в таблицу-образец, напротив картинки «Ветер».
ВОТ ТАК ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ, но теперь – каждый в своей таблице!
Исследование семян клена.
Загадка: Хоть совсем не птица, а с крылом родится.
С веточки сорвётся и на крыльях вьётся (крылатка клёна).
- Найдите среди семян отгадку. Покажите – это семена клёна.
-Подбросьте крылатки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе. Подбросьте крылатки клёна ещё раз и одновременно помашите веером (листом бумаги). Что произошло?
Дети делают вывод: крылатки клёна кружатся, как вертолётики. Если на них подует ветер, они отлетят далеко в сторону.
- Какие же приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
Найдите подходящую картинку и заполните следующую таблицу.
Исследование семян лопуха – репьёв.
Загадка: Растение видное, А имя обидное. (Лопух)
Рассмотрите семена лопуха – репьи. Соедините вместе два репья. Что произошло? Почему? Возьмите кусочки ткани (меха), попробуйте прицепить репей к нему. Что произошло? Почему?
Дети делают вывод: репьи имеют цепкие усики, которые цепляются за ткань. Значит, семена лопуха может разнести человек, на чью одежду репей прицепится, или животное.
Я репей, у меня Цепкие колючки.
Третий день катаюсь я На хвосте у Жучки.
Заполнение таблицы.
-А знаете ли вы, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.
Исследование плодов ольхи.
Загадка: Есть серёжки, да не девчонка. Есть и шишки, да не сосёнка.
А живет в низинке, около лозинки. (Ольха)
Учитель читает отрывок и демонстрирует фотографию ольхи на берегу водоёма: Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.
- Рассмотрите соплодия ольхи. Какие они? Как об этом говорилось в тексте? Почему же вдоль берега нашей речки так много ольхи? Заполнение таблицы.
Исследование семян акации (стручков).
Загадка: На сучке - арканчик Держит чемоданчик.
Крышка открылась- все раскатилось. (Стручки акации).
Учитель читает отрывок из дополнительного материала:
В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян акации.
Семена гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.
- Найдите среди семян стручки акации. Внимательно рассмотрите их. О каком способе путешествия семян вы сейчас узнали?
Заполнение таблицы.
Исследование семян огурца.
Загадка:
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец).
- Вы много раз видели, как мама весной сеет семена огурцов. Есть ли у них какие-то приспособления для путешествия? Нет. Как же вырастет новое растение огурец? (Показать картинку семенного огурца: или человек соберёт семена и посеет их, или они перезимуют и прорастут сами на том же месте). Заполнение таблицы.
V. Подготовка к защите проекта
Учащиеся 1 класса дорабатывают свой продукт: раскрашивают картинки и обложку, которую выдаёт учитель; устно составляют предложения о том, как путешествуют те или иные семена и с помощью каких приспособлений).
Карточки-подсказки: КАК ПУТЕШЕСТВУЮТ? ЧТО ПОМОГАЕТ?
VI. ПРЕЗЕНТАЦИЯ - защита проекта: коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений.
Каждый участник команды демонстрирует свой ПРОДУКТ. Участники говорят по одному-два предложения (Семена клёна путешествуют с помощью ветра. У них есть крылышки. Семена ольхи путешествуют с водой, потому что они лёгкие и плавучие. Семена лопуха имеют цепкие усики, поэтому могут путешествовать с животными и человеком. Семена акации разбрасываются с помощью самого стручка, когда он растрескивается. А некоторые семена вообще не имеют приспособлений для путешествия, поэтому их сеет человек или они растут рядом с растением).
Учитель скрепляет отдельные листы-продукты в книжечку.
На полочке доски выстраиваются 4 книжки – ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.
Учитель подводит итог: «Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен».
VII. Оценка продуктов проекта каждым учащимся с помощью стикеров. Заполнение детьми листов самооценки и передача их экспертам. Оценка работы групп экспертами.
VIII. Объявление экспертами результатов. Награждение команд. Выдача сертификатов.
Таблица для учащихся 2-4 классов может иметь следующий вид.
Способ распространения Названия растений Приспособления
Ветром Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле Парашютики, крылатки лёгкие
Водой Осока, ива, ольха, кокосовая пальма Имеют воздушные полости, лёгкие, плавучие
Животными и человеком Дуб Белки, мыши
Череда, лопух, чертополох Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин
Самораспространение
(саморазбрасывание) Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец» Воздушные полости, яркая окраска.
Растрескивание плодов
Памятка «Ход проектной задачи»
Учащиеся Организатор
Изучение проектной задачи.
Планирование работы.
Проведение исследований учащимися.
Запись выводов по результатам исследований (заполнение таблицы).
Следит за ходом работы.
Организует деятельность детей по плану, обозначенному на доске с помощью схем-опор (открывает схемы по очереди).
Проводит хронометраж (например:
изучение проектной задачи – 3-5 минут, планирование работы – 5 минут,
проведение исследований и запись выводов –
10 – 15 минут,
Изготовление продукта – 10 минут,
репетиция выступления в группе – 5 минут,
защита проекта – не более 5 минут).
Помощники организатора (наблюдатели) заполняют карты наблюдений.
Изготовление продукта
Заполнение шаблона защиты проекта. Репетиция выступления (защиты проекта) в группе. Защита проекта по заполненной таблице и шаблону перед классом. Каждый участник может рассказать об одном «открытии» или озвучить часть шаблона защиты проекта.
В результате должен получиться коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений. Все продукты прикрепляются на доску под номером группы (или под продуктом поставить номер группы). Каждый участник имеет право прикрепить свой стикер на понравившуюся работу. Учитель проводит подсчёт голосов, отданных за каждую команду.
Самооценка (заполнение листа самооценки каждым участником группы). Организаторы подводят итоги наблюдений по экспертным листам.
Собирает листы самооценки для последующего анализа.
Вместе с помощниками проводит анализ.
По итогам наблюдений формируется команда из 5-ти учащихся для участия в третьем туре проектной недели «Времена года: осень» (кроме 1 класса).

МАОУ «Красноярская СОШ имени Героя Советского Союза

Григория Никифоровича Кошкарова

ученик 1 класса Руководитель: Преснецова Альфия Дмитриевна

с. Красный Яр – 2013

    Введение ……………………………………………………………….3

    Основная часть. ………………………………………………………..5

2.1. Распространение плодов и семян в природе………………………

2.2. Отличительные признаки распространения плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком………………………..8

2.3. Мои исследования………………………………………………………9

3. Заключение …………………………………………………………………..11

4. Список литературы…………………………………………………………9

5. Приложение………………………………………………………………… 10

  1. Введение

Семя - основа существования современного растительного и животного мира. Без семени на планете не было бы хвойной тайги, лиственных лесов, цветущих лугов, степей, хлебных полей, не было бы птиц и муравьев, пчел и бабочек, человека и других млекопитающих. Все это появилось лишь после того, как у растений в ходе эволюции возникли семена, внутри которых жизнь может, никак не заявляя о себе, сохраняться неделями, месяцами и даже на протяжении многих лет. Миниатюрный растительный зародыш в семени способен путешествовать на далекие расстояния; он не привязан к земле корнями, как его родители; не нуждается ни в воде, ни в кислороде; он ждет своего часа, чтобы, попав в подходящее место и дождавшись благоприятных условий, начать развитие.

Семена и плоды распространяются воздушными течениями – анемохория водой - гидрохория, животными - зоохория, людьми – антропохория, активным разбрасыванием - автомеханохория.

В процессе эволюции у плодов и семян возникло множество приспособлений, способствующих распространению определенным способом: крылатые выросты, волоски, воздушные полости, крючки и другие. Сочные плоды поедают животные, но семена не перевариваются и выбрасываются с испражнениями. У некоторых растений плоды при вскрывании разбрасывают семена.

Многообразие плодов и семян и их широкое распространение обусловливают существование и процветание вида.

Цель исследования: узнать и описать необычные способы распространения растениями плодов и семян

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Получить информацию об особенностях распространения плодов и семян в природе.

3. Выяснить отличительные признаки плодов исемян, распространяемых ветром, животными, человеком.

4 . Проанализировать результаты выращивания семян, полученных разными способами;

Предмет исследования: способы распространения растениями плодов и семян.

Объект исследования: приспособления, способствующие распространению плодов и семян растений определенным способом.

Гипотеза : я предполагаю, что у растений существует множество необычных способов распространения плодов и семян. Если я узнаю об особенностях распространения семян и плодов в природе, то я смогу, объяснить своим одноклассникам как растения расселяются на новые места.

    Основная часть.

    1. Распространение плодов и семян в природе.

Жизнеспособность и разнообразие растительного мира зависят от способности видов к расселению. Родительское растение всю жизнь прикреплено корнями к одному месту, следовательно, его потомству надо найти другое. Эта задача по освоению нового пространства была возложена на семена.

Одна из любимых детских забав летом - подуть на одуванчик в белой шапочке, чтобы крохотные парашютики разлетелись во все стороны. Иногда, перед тем как подуть, спрашивают "Дед или баба?" Можно даже желание загадать, а потом подуть изо всех сил. Если на "макушке" одуванчика не осталось ни одного семечка, это "дед", он совсем лысый. А если каким-то семечкам-волосинкам удалось удержаться, значит, получился одуванчик-"баба". Если угадал, желание исполнится. Нехитрая, казалось бы, забава, но таким образом мы помогаем семенам одуванчика разлететься как можно дальше и освоить новые пространства.

По воздуху путешествуют семена и многих других растений. Для удобства передвижения они даже имеют "крылышки". Поэтому иногда их так и называют – крылатки. Если подбросить семена платана, ясеня или вяза вверх, они будут медленно падать, вращаясь, как малюсенькие вертолеты. За это время ветер может отнести их далеко от дерева. В высокогорных степях, пустынях, саван­нах, где бывают сильные ветры, семена раз­летаются на большие расстояния, особенно если они мелкие или легкие и плоские. Семена с крыльями образовались у расте­ний, которые живут на открытых местах. Се­мена ветреницы сплошь покрыты волосками. У ивы, тополя мелкие семена снабжены хо­холком из тонких волосиков. Да и тополиный пух нам хорошо известен. Плод лещины, бе­резы, ольхи и граба - маленький орешек с двумя крыльями. По одному крылу - у пло­дов клена и ясеня. По­этому они и кружатся при падении. В тропиках и субтропиках растет держидерево. Так его называют из-за шипов на ветках. В каждой паре один из них загнут книзу, другой - косо вверх. Его плод похож на диск. Он опоясан тонким сплошным крылом и подвешен на тонкой плодоножке. Настоящая "летающая тарелка". Плоды пузырника, осоки вздутой, некоторых астрагалов путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек. Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название - качим метельчатый. Осенью растение отрывается от корня и его рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Семена находятся в коробочках. Зубцы коробочек загнуты внутрь и могут высыпаться оттуда только при сильных порывах ветра.

Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые растения расселяются по воздуху при помощи ветра.

Плоды гороха, фасоли и бобовых растений, созревая, вытрескиваются, просыпая свои семена, фасолины и горошины. Некоторые научились саморазбрасываться, если случайно задеть созревшие семена кислицы, они мгновенно «взорвутся» разлетятся в разные стороны. В Южной Европе встречается сорняк - бешеный огурец. Стоит только слегка прикоснуться к его созревшему плоду, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном бьёт струя семян со слизью. Бешеный огурец может стрелять более чем на 12 метров.

Вывод: существуют растения, которые саморазбрасываются своими семенами.

Если после прогулки на вашей одежде остались колючие шарики репейника, то не стоит их сразу выбрасывать. Конечно, их придется отлепить. Если рассмотреть их через лупу, то можно увидеть, что колючий шарик состоит из множества крохотных крючков - именно они цепляются за одежду людей или шерсть животных. Таким образом, семена, которые находятся внутри шариков, попадают в новые места, где и прорастают. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, овцу, корову, ло­шадь, одежду человека), и таким образом, «проезжают» нема­лое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Следовательно, вывод: некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками.

Мы знаем, что плоды и семена служат кормом для некоторых птиц. А помогают ли птицы расселению растений?

Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения. Иногда животные прячут корм про за­пас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Учитель поясняеет также, чтоь. 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочка­ми и потому не перевариваются в желудках, выходят с поме­том неповрежденными. А птицы за это время могут перенес­ти их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, семена потом быстрее прорастают.

Значит, птицы тоже помогают семенам путешествовать.

Великий учёный Чарльз Дарвин однажды привёз с Галапагосских островов странные семена. Оболочка этих семян была настолько твёрдой, что их было совершенно невозможно прорастить. Тогда двух привезённых с тех же островов гигантских черепах накормили неуступчивыми «каменными» семенами галапагосских «помидоров». Выйдя из кишечника черепах, семена проросли.

Многие дети любят есть груши, а вот как распространяются её семена, знают не все. Груша - одно из наиболее распространенных плодовых деревьев, выращиваемое во многих странах с теплым климатом. Груша живет от 150 до 300 лет. Семена этого дерева путешествуют в желудках птиц и млекопитающих. На Кавказе, например, грушу распространяют кабаны и медведи.

Но семена распространяют не только млекопитающие, но и насекомые. Например, муравьи. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу, муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся му­сором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фи­алки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Вывод: растения путешествуют с помощью животных.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, знакомые многим, и другие плоды кокосовых пальм плавают в море годами и не теряют всхожести. Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плаванье вместе с пальмами, другими растениями и даже животными… Плоды и семена неко­торых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде. Есть растения, которым помогают расселять­ся водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или озере, как к его оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водо­еме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместят­ся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц. Следовательно, можно сделать вывод: семена расселяются на новые места по воде.

А как еще могут путешествовать семена? Оказывается, на подошвах нашей обуви. Если после прогулки тщательно соскрести грязь с подошв и положите ее во влажный пластиковый пакет. Через неделю мы увидим зеленые ростки. Это из крошечных семян, которые находились в грязи, проросли растения.

Значит: семена путешествуют на подошвах людей.

2. 2. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Если проанализировать все перечисленные выше семена и плоды, то можно их разделить на определённые группы:

    плоды с парашютами

    цепкие плоды

    плоды, разбрасывающие семена

    сочные плоды

    крылатые плоды

При помощи ветра по воздуху распространяются в основном плоды с парашютами и крылатые плоды. Наиболее характерные приспособления плодов и семян к распространению ветром – различные выросты плодовой кожуры: летучки, крылатки, волоски.

Цепкие и сочные плоды распространяются при помощи человека и животных. Для плодов и семян, распространяемых животными, характерны приспособления в виде крючков, шипиков. С помощью животных распространяются семена со съедобными плодами.

Все ли семена прорастут на новых местах? Нет, часть се­мян погибает. Некоторые семена могут сесть на густую «щет­ку» сухой травы. Они как бы повиснут между небом и землей. И прорасти они не могут, так как до земли далеко, и вверх им не подняться - застряли. Некоторые летучки ветер заносит на железную крышу, другие сбрасывает в канализационные решет­ки. Даже те семена, которые избегут такой участи, не все про­растут. Им придется выдержать жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше. И часто в этой борьбе победите­лями оказываются именно хозяева, а новые поселенцы гибнут.

2.3. Мои исследования.

Моё первое исследование я провёл с помощью семян цветов «Бархатцы». Я взял семена, положил их на листок бумаги и слегка дунул на них. В результате семена полетели.

Второе исследование я провёл при помощи плодов клёна. Я их подбросил вверх и увидел, что они медленно парят над полом. А если будет ветер, то он их сможет унести далеко.

Таким образом, я ещё раз убедился в том, что семена и плоды могут путешествовать при помощи ветра.

Следующее - третье исследование , я провёл дома, и мне помогла моя кошка. Я на её шерсть кинул колючку. Моя кошка с ней прошла весь дом, несколько метров. Этот опыт можно провести и с человеком. Если к нашей одежде прилепить колючку, то мы её сможем перенести на другое место, тем самым поможем растению проделать своё путешествие.

Значит, и животные, и люди помогают растениям расселяться на новые места.

Для четвёртого моего опыта мне пришлось проделать длительное наблюдение. Я соскрёб грязь с подошв обуви, положил ее в полиэтиленовый

па­кет, пакет закрыл и оставил на неделю в теплом месте. Через неделю я увидел зеленые ростки. Это из крошечных семян, которые находились в грязи, проросли растения. Таким образом, я смог доказать, что семена могут путешествовать на подошвах нашей обуви.

Для пятого исследования мне понадобилось два стакана воды. В один я положил плод растения и перелил воду из стакана в стакан. Я увидел, что этот плод вместе с водой перешёл в другой стакан. Что доказывает способность плодов не тонуть в воде, а путешествовать.

    Заключение

Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Ветер, вода, животные уносят их на новые места. Если условия окажутся подходящими, семена прорастают. Так растения-путешественники расселяются повсюду, занимают новые территории. Там благодаря перекрестному опылению могут образоваться новые виды растений.


Список литературы:

    Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн Э. Современная ботаника, тт. 1–2. - М.: 1990

    Смык И.А. Домашняя лаборатория Опыты с воздухом, растениями и на кухне, - М.: 1998

    Ты ещё не видел чуда. /Журнал «Лиза. Мой ребёнок», апрель, 2004.

    Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника 2 изд., - М.: Агропромиздат,1988

    Энциклопедия для детей. Том 10. Биология. – М.: 2001

    Я садовником родился./Журнал "Аистенок", июнь, 2005

    http://www.travinka.net

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Семена довольно редко, но прорастают непосредственно в растении. К примеру, разрезав спелую тыкву, мы можем наблюдать в ней уже проросшие семена. Однако в основном они прорастают не там, где созревают, а в совершенно другом месте. Каковы они - способы распространения плодов и семян растений? Как это происходит и почему? Давайте узнаем!

Что такое плод

Перед тем как мы подробно рассмотрим способы распространения плодов и семян, следует изучить эти самые понятия. Ведь без элементарных знаний нам будет трудно понять весь процесс и механизм «путешествия» семян и плодов по всему миру. Итак, начнем. Не секрет, что груша, слива, яблоко, земляника, вишня - это плоды фруктовых растений и деревьев, содержащие в себе семена. Считается, что они развиваются из завязей и прочих частей растений, однако не все ботаники согласны с этим.

Некоторые из них уверены, что настоящими плодами можно назвать только те, которые образовываются исключительно на завязях, например, у вишни, сливы, томатов, мака и т.д. Плоды, которые развиваются из других частей цветков и растений, принято называть ложными. К примеру, земляника вообще образована разросшимся цветоложем. О какой завязи здесь вообще можно говорить! В итоге ученые решили рассматривать плоды как результат видоизменения всего цветка. При этом если в начале своего «жизненного пути» они еще как-то могут сохранить некоторые признаки цветка, то уже после созревания совсем теряют или сильно видоизменяют их.

Как устроены плоды растений

Снаружи каждый плод окружен так называемым околоплодником, защищающим от повреждений и высыханий зреющие внутри семена. В свою очередь, околоплодники делятся на сочные и сухие. Например, сочным околоплодником можно назвать мякоть спелого арбуза, дыни или персика. Незрелый же околоплодник - вяжущий, горький, кислый, невкусный. В этот период он предохраняет сам плод от несвоевременного поедания, а его еще незрелые семена - от скорой порчи.

Виды плодов

Чтобы понять, как распространяются семена и плоды тех или иных растений и деревьев, необходимо знать, что к сочным плодам ботаники относят:

  • многосеменные (тыква, ягода, яблоко, гранат);
  • односеменные (персик, абрикос, манго, вишня, черемуха, чернослив).

Как следует из названия плода, в односеменных имеется одна косточка. Еще их называют костянками. Однако и здесь есть свое исключение: например, ягода ежевики - это многокостянка, но является односеменным плодом.

Способы распространения плодов и семян напрямую зависят от их размеров, веса и формы. Как уже было сказано выше, плоды бывают сочными и сухими. Сухие, в свою очередь, делятся на вскрывающиеся и невскрывающиеся. Например, вскрываются (лопаются) после своего созревания околоплодники спелых бобов, стручков, а также коробочки мака. Но вот, к примеру, околоплодник лещины очень твердый и одеревенелый. Сам он ни за что на свете не вскроется. Он имеет одно единственное семя, которое мы прекрасно знаем: орешек.

Еще одним видом плода является коробочка. Обычно она имеет от 3 до 5 гнезд с семенами. Когда эти семена созревают, то их «домик» начинает лопаться. Например, коробочки зверобоя или табака дают трещины вдоль своих перегородок, после чего распадаются на отдельные части. В то же время у «домиков» лилий, гиацинтов, тюльпанов и хлопчатников растрескиваются лишь стенки, а у тополя и ивы коробочки вообще трещат по швам. Самой известной коробочкой является стручок, который во время созревания с треском распадается на две створки.

Считается ли плодом ягода

Да. Это своеобразный плод, имеющий в своем составе множество семян, но не имеющий косточек. Если ягода спелая, то у нее появляется сочный и мясистый околоплодник (виноград, клубника, брусника, клюква, черника). Именно поэтому, с точки зрения ученых-ботаников, вишня не является ягодой, а помидоры являются! Сюда же можно отнести и цитрусовые плоды, которые тоже являются ягодами:

  • мандарины;
  • апельсины;
  • лимоны;
  • померанцы;
  • грейпфруты.

Дело в том, что гнезда с семенами, расположенными внутри вышеупомянутых плодов, заполнены ароматным экзотическим соком. Ягодами можно назвать и плоды :

  • дыни;
  • арбузы;
  • огурцы.

Простому обывателю это, конечно же, режет слух, а вот профессиональные ботаники уже давно свыклись с той мыслью, что формально арбуз и огурец не только ягоды, но и родственники.

Как выглядит семя изнутри

Распространение плодов и семян (2 класс, ознакомление на уроках биологии учащихся с теми или иными способами «путешествия» семян и плодов различных растений) немыслимо без участия в этом человека, животных и, конечно же, воды и ветра. Но чтобы понять, как такое маленькое семя может «путешествовать» по свету, необходимо кратко ознакомиться с его строением. Так, любое семя покрыто кожурой. На гладких семенах виден рубчик, образующийся на тех местах, где он отделяется от семяножки.

Если хорошо присмотреться, то рядом с таким рубчиком можно увидеть микрополярное отверстие, именуемое в научной среде микропиле. Где-то поблизости имеется и кончик корня. Именно он при прорастании семени самым первым появляется наружу. Плотная кожура защищает семя от различных повреждений и в то же время пропускает влагу, не мешая прорастанию зародыша - главной части всех семян. Он образуется лишь после оплодотворения яйцеклетки и состоит обычно из стебелька, корешка и почечки.

Как распространяются семена растений в природе

Ну вот мы и подошли к главному. Как уже было сказано выше, редко проросшие семена дают жизнь новым растениям, поскольку в подавляющем большинстве случаев произрастают не там, где они созревали. Почему это происходит? Все просто: на новые места они «путешествуют» посредством людей, животных и самой матушки-природы! Если условия для новой жизни окажутся вполне подходящими, эти семена начнут прорастать, а если нет - погибнут.

  1. Прекрасным способом их распространения является перекрестное благодаря которому могут образовываться новые виды представителей флоры. Это тот минимум, который дает жизнь новым растениям. Конечно же, способы распространения плодов и семян растений не ограничиваются лишь опылением.
  2. Неприятные человеку на вкус или вовсе ядовитые плоды и семена являются весьма привлекательной пищей для птиц. При этом семена, имеющие твердую оболочку, просто не способны перевариться в их желудках. В итоге они вместе с птичьим пометом (гуано) переносятся на дальние расстояния от места своего первоначального «рождения». Но этим роль птиц в распространении новой жизни растений не ограничивается!
  3. Многие птицы, устраивая себе запасы на зиму, тащат семена и плоды различных растений в гнезда. Часть их просто теряется во время перелетов пернатых, падая на новые места. Например, постоянно запасаются желудями, часть из которых теряется и прорастает со временем.
  4. Еще одни помощники в прорастании семян и плодов - это муравьи. Эти маленькие, но полезные в природе существа уносят к себе в гнезда семена самых разных растений, в особенности богатых эфирными маслами (василек, чистотел, медуница, кислица, фиалка). Как и птицы, муравьи львиную долю собранных семян теряют в пути. Кстати говоря, этим маленьким пронырам в основном доступны именно семена трав.

Как еще «путешествуют» плоды и семена растений

В основном они распространяются с помощью ветра. Семена при этом разлетаются гораздо лучше, чем уже сформировавшиеся плоды. Но об этом позже. Как известно, в природе есть и так называемые «живые» плоды, которые самостоятельно цепляются за шерсть животных, случайно пробегавших мимо, а также прилипают к одежде человека. К примеру, таковыми являются плоды репейника, череды, дурнишника и лопуха.

Здесь ученые-ботаники особенно отмечают пизонию - кустарник или дерево, произрастающее на островах Тихого океана. Плод этого заключен в специальную чашечку, усаженную рядами различных липких волосков. Именно они позволяют плодам пизонии легко приклеиваться к любому животному или предмету. Нередко в природе можно заметить рептилий и мелких птиц, полностью облепленных такими плодами. К сожалению, в этом случае животные не могут полноценно двигаться и погибают.

«Путешествие» по воздуху

Вы знаете, что плоды и семена могут распространяться с помощью ветра, т.е. по воздуху? Например, это происходит в высокогорных степях, в саваннах и пустынях, где постоянно гуляют сильные ветра. В этом случае семена просто разлетаются в разные стороны и на огромные расстояния. Особенно хорошо приходится семенам, имеющим плоскую форму и малые размеры (колокольчик, хмель, вереск, заразиха, эвкалипт).

Крылатые семена и плоды

Интересным будет узнать, как распространяются с помощью ветра семена, имеющие так называемые крылья. Они появились у тех растений, которые произрастают исключительно на открытых местностях. Этими «крыльями» являются специфические волоски, которыми сплошь покрыты семена (например, у ветреницы). У тополей и ив семена вообще снабжены хохолками, состоящими из тончайших волосков.

У лещины, граба, ольхи и березы плоды - это маленькие орешки, снабженные крыльями. По одному крылу имеют плоды ясеней и кленов. Кстати говоря, именно поэтому они кружатся при падении. Распространяются с помощью ветра семена и плоды осоки вздутой, пузырника, астрагалов. Любопытно, что у этих растений они путешествуют в воздушных шарах, которые образуются при помощи воздушных мешочков, покрывающих их.

Перекати-поле

Наверное, каждый хотя бы раз слышал о таком причудливом растении. Научное название ему - качим метельчатый. В осеннее время оно имеет свойство полностью отрываться от своего корня. Рыхлые и шаровидные кусты этого растения с созревшими плодами распространяются с помощью ветра. Семена у качима метельчатого спрятаны в коробочках, зубцы которых имеют загнутую внутрь форму. Это позволяет семенам высыпаться наружу лишь во время довольно сильных порывов ветра, уносящего их на большие расстояния.

«Путешествие» по воде

Не всегда плоды и семена растений распространяются с помощью ветра. Семена нередко «путешествуют» по ручьям и рекам, переносятся морскими течениями и потоками дождя. Например, кокосовый орех может оставаться на плаву в открытом море годами, не теряя при этом своей всхожести. Нередко от берега может отламываться целый участок суши с произрастающими на нем пальмами и кустарниками, а также с обитающими там животными. Такие островки начинают плыть по течению, распространяя семена своих деревьев на тысячи километров.

План урока по познанию мира

компетентностной и деятельностной основе.

По учебнику К.Х.Аймагамбетовой, Т.С.Идиловой стр.49-51.

Тема: Как путешествуют растения.

Цель: Изучить информацию о способах распространения семян растений с помощью зверей, птиц, воды, ветра, человека, о приспособлениях семян к «путешествию». Формировать умения извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника (текст учебника, материал презентации).

Развитие речи, мышления, памяти, логики, операции обобщения, коммуникативных навыков работы в группе.

Воспитание добросовестности к учебному труду.

I этап. Мотивационно – целевой.

1.Проверка домашнего задания. Слушание устных сообщений учащихся о лекарственных травах.

2. Мотивационный этап.

Многие из этих растений можно увидеть воочию, если много путешествовать по разным природным зонам.

Кто такой путешественник?

Где можно путешествовать? (по разным странам, по разным природным зонам).

На чём можно путешествовать? (Перечисляют виды транспорта)

Вывод: Значит, путешествовать можно по воде, по земле, по воздуху.

А могут ли передвигаться растения? (нет, исключения некоторые тропические растения…дополнения учителя)

Могут ли все растения путешествовать?

3. Целевая установка. Сегодня вы сами обработаете информацию, узнаете, как путешествуют растения, какими способами и с помощью чего.

II этап. Операционный.

1) Работать будете в группах. Какие правила общения нужно соблюдать?

2) Самостоятельная работа.

А) Изучите текст учебника с.49-51: прочтите целиком, подготовьте и перескажите по абзацам каждым участником группы.

Б) Ответьте на вопросы и задания по листу ответа.

1. Расставьте по - порядку этапы развития растения:

Развитие стебля, листьев

Засыхание цветка

Прорастание корня из семечка

Появление бутона, цветение

Созревание плода, семени

2. Какая часть растения «Путешествует», чтобы прорасти на новом месте? ________________

3. Сколько факторов помогающих перенестись семенам?________ Напиши их.

_________________________________________________________________________________

4. Выпиши названия растений, которые переносятся ветром. _____________________________________________________________________________________

5. Какие животные распространяют семена?___________________________________________

6. Укажи с помощью круговой диаграммы вероятность распространения семян с помощью воды. (вода - другие факторы)

3) Разминка.

4) Проверка ответов групп, оценивание.

5) Предлагаю вам просмотреть презентацию, подумать над вопросом: Какие приспособления есть у семян для дальнего путешествия?

6) Ответьте на поставленный вопрос. (Помогают парашютики – пушинки, крылышки, усики и крючочки, вкусная и сочная мякоть)

7) В тетради сделайте схему этих приспособлений, нарисуйте некоторые из них.

8) Практическая работа в группах. (Предложены наборы семян). Определите, от какого растения семя, какое приспособление оно имеет?

9) Итоги урока, оценивание.

10) Домашнее задание. С.49-51 пересказ текста, написать сочинение «Увлекательное путешествие семян».

Если работали продуктивно, всё получалось, раскрасьте лепестки цветка яркими красками.

Если работали не так активно, но хорошо справлялись с работой, то раскрасьте лепестки цветка одним цветом (ноготок - оранжевый, незабудка - голубая, лютик – жёлтый и т.д.)

Если работали плохо, не получалось, были только созерцателем работы других, то оставьте лепестки как у ромашки, раскрасьте серединку.

Приклейте свой цветок на общую полянку. Красиво получилось?

Модельный ответ

1. Расставьте по - порядку этапы развития растения:

2_ развитие стебля, листьев

4_засыхание цветка

1_прорастание корня из семечка

3_ появление бутона, цветение

5_созревание плода, семени

2 . Какая часть растения «Путешествует», чтобы прорасти на новом месте? Семя.

3. Сколько факторов помогающих перенестись семенам?___5___ Напиши их. С помощью зверей, птиц, воды, ветра, человека.

4 . Выпиши названия растений, которые переносятся ветром. Тополиный пух, карагачёвая кашка, кленовые серёжки, семена одуванчика.

5 . Какие животные распространяют семена? Птицы, белки, барсуки и др .

6 . Укажи с помощью круговой диаграммы вероятность распространения семян с помощью воды (вода - другие факторы).