Какие факторы влияют на сплоченность группы. Факторы, влияющие на групповую сплоченность

Виды

Для поощрения сплоченности группы и предотвращения межгрупповых конфликтов:

1) стимулировать поиск группами общих ценностей;

2) поощрять согласие с целями группы;

3) сделать группу меньше, изолировать деятельность каждой группы;

4) стимулировать соревнование с другими группами;

5) выдавать вознаграждение всей группе, а не отдельным ее членам.

Для уменьшения сплоченности групп:

1) сделать группу больше;

2) расформировать группу;

3) выдавать вознаграждение отдельным членам группы, а не всей группе;

4) поощрять несогласие с задачами группы;

5) не изолировать группу от остальной организации.

Эффективность групповой деятельности является важной составляющей общеорганизационной эффективности. Важнейшими критериями ее могут служить:

достижение целей, стоящих перед группой;

удовлетворенность членов группы своим трудом, т. е. работники чувствуют себя комфортно на работе и удовлетворены своей ролью в организации;

индивидуальное развитие членов группы. Работая в группе, в коллективе, сотрудники удовлетворяют свои потребности, повышают свой творческий потенциал, приобретают нарастающий опыт, повышают свою активность, развивают свои способности и т. д. А это в свою очередь ведет к повышению производительности их труда, а следовательно, кповышению эффективности работы и группы, и организации в целом.

В эффективной команде:

все ее члены уверены в успехе своей компании;

все ее члены разделяют общие основополагающие ценности относительно качества продукции, удовлетворения клиентов, совместной работы и др.;

распределение ролей осуществляется в соответствии с личными и профессиональными характеристиками ее членов;

все ее члены осознают свою ответственность за соблюдение качества и сроков выполнения заданий;

работа налажена таким образом, чтобы сохранять свою результативность в долгосрочном периоде;

происходит гибкая адаптация к возможным изменениям внешней среды;

оптимально выстроено взаимодействие между лидером и членами команды;

развиваются навыки совместной работы и межличностного общения всех ее членов.

39. Эффекты социальной фасилитации и «социальной праздности» («социальной лености»).

Эффект социальнойфасилитации. Эффект связан с усилением доминантныхреакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году.Триплет установил, что велогонщики показываютлучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделалвывод о том, чтоприсутствие других побуждает людей к более энергичнымдействиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивациючеловека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельностичеловека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и прирешении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однакотогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит,социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других,затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установлениепричинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Вниманиечеловека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении жепростых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствиедругих людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильномурешению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такогорода реакций являются:

· количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;

· взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

· значимость окружающих людей для человека;

· степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Более просто и понятно

Социальнаяфасилитация - эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объема и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать обратный эффект, который в социальной психологии получил название социальной ингибиции.

40. Групповое единомыслие (группомыслие): суть феномена, предпосылки, симптомы, способы предупреждения.

Групповое единомыслие. Основным недостатком в работе групп является групповое единомыслие, шаблонное мышление.

Групповое единомыслие – давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить кконсенсусу.

Классический анализ процесса группового единомыслия впервые осуществил американский социальный психолог И. Дженис , он выявил основные симптомы группового единомыслия. К ним относятся:

Иллюзия неуязвимости – вера в то, что каждое принимаемое группой решение ведет к высоким результатам.

Иллюзия морали – оправдание решения высшими групповыми ценностями.

Рационализация – абстрагирование от негативных последствий или рисков принятия решений.

Негативное отношение к «чужакам» – отрицательное отношение коппонентам или сомневающимся коллегам, что позволяет не обращать внимания даже на справедливую критику.

Самоцензура – подавление оправданных сомнений под предлогом лояльности группы.

Прямое давление – резкая критика коллегами или руководителями предложений, противоречащих установкам группы.

Фильтрация мнений – игнорирование неудобных фактов или мнений, которые просто не выносятся на обсуждение.

Иллюзия единодушия – обстановка, при которой молчание воспринимается как согласие.

Причинами группового единомыслия могут быть:

неспособность группы к рациональному анализу альтернатив или последствий принимаемого решения;

стремление отдельных членов группы быть воспринимаемыми как «командные игроки»;

присоединение отдельных членов группы к точке зрения наиболее влиятельных ее участников, пользующихся авторитетом, доверием, упорно отстаивающих свою позицию.


Сплочение группы - это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения - в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанностей членов группы, и стремлений их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться. Особенно ярко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако, удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, постоянных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов. Остановимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы.

1. Эмоциональная привлекательность членов группы. Отметим, что сам по себе он не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С другой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.

2. Сходство членов группы между собой. Речь идет о различных аспектах сходства: и возрастное, и социальное, и этническое, однако главное - ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. В данном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг друга. Действительно, чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказывающее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Этот же феномен работает и в группе: человек более тяготеет к группе, взгляды и ценности которые он разделяет и в которой его собственные взгляды находят поддержку.

3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Об этом также шла речь выше. Отметим, что более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества.

Кооперация выступает фактором сплочения группы в силу того, что способствует возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов. Во-первых, при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов и существуют постоянно действующие условия успешного разрешения возникающих объективных противоречий. Во-вторых, кооперация способствует свободному и открытому общению людей, симулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами (в отличии от конкуренции, которая провоцирует членов группы на утаивание от партнеров важной информации, так как это может помочь в достижении личных целей). Наконец, в-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху.

Таким образом, кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы. Что касается характера связей группы с другими социальными общностями, то здесь свою позитивную роль может сыграть и конкуренция. Известно, что соревнование между группами в определенных видах деятельности, способствует внутреннему сплочению групп-участников. К такому приему часто прибегают, например, в школьной практике, организуя соревнования классов в различных видах учебной и внеучебной деятельности. При этом важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятия детьми друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.

4. Особенности групповых целей. Речь идет о том, что цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу оплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членом группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели. Другой очень важной характеристикой групповой цели должна быть четкость и однозначность ее постановки. К сожалению, этому условию групповые цели отвечают далеко не всегда. Например, в учебном процессе целеполагание часто осуществляется не корректно, и перед школьниками -ставятся либо абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развитыми людьми, стать дружными и сплоченным и т. д.), либо цель подменяется средством, и тогда смыслом учебы становится достижение конкретного оценочного результата, а смыслом внеучебной деятельности - участие в каком либо мероприятии.

Цель деятельности, в том случае когда она действительно может служить источником активности школьников и фактором сплочения классного коллектива, должна отвечать следующим требованиям: во-первых, она должна быть конечна, то есть иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во временя от момента принятия цели. Причем, чем младше дети, тем меньше должен быть этот разрыв. Во-вторых, цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику. Обязательно нужно проверить, действительно ли все учащиеся одинаково понимают смысл и цель происходящего. В-третьих, цель должна быть технологична, то есть содержать в себе доступные детям средства ее достижения. Хорошо, если эти средства были выработаны детьми на предыдущих этапах совместных действий. Например, дети научились шить простые изделия, а затем принимают участие в карнавальном конкурсе и др. Наконец, цель должна быть личностно привлекательной для каждого школьника, а для этого содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные школьнику. Деятельность организуемая в классе, должна требовать от каждого тех умений, которые у него особенно развиты или которые он хотел бы в себе развить.

5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа. В свою очередь удовлетворенность возникает при соблюдении ряда условий.

Зададимся вопросом, какие деятельности привлекают школьников?

Прежде всего, учащихся привлекает такая групповая деятельность, которая действительно может быть названа совместной, то есть она с одной стороны, объективно требует разделения труда, отношений взаимозависимости от своих участников, а с другой стороны, воспринимается, осознается школьниками как единая, требующая общих усилий. Кроме того, совместная деятельность доступна их частичному или полному контролю, они не чувствуют себя просто исполнителями воли и желаний взрослых.

Далее, деятельность, предлагаемая учащимся должна иметь ощутимое значение, то есть быть «взрослой» по своему назначению и своим результатам. Это придает ощущение значимости как всей работе класса, так и личному вкладу каждого. При этом важно помнить, что за последние годы у детей и подростков достаточно резко изменились представления об общественной пользе. Скажем, их уже не уговоришь собирать металлолом на паровоз.

Помимо общественной значимости и совместности любая деятельность, предлагаемая школьникам, должна характеризоваться эмоционально-привлекательной формой, то есть носить творческий, а не репродуктивный характер, дети и подростки любят «изобретать велосипед», но предпочитают не заниматься тем, что хорошо известно им по личному опыту и рассказам сверстников, должна ставить подростка в ситуацию личного преодоления (своих слабостей, объективных препятствий и так далее), должна быть направлена не только на достижение внешнего результата, но и включать яркий момент самопознания или познания окружающего мира. Наконец, эмоциональная привлекательность связана и с включением в любую деятельность моментов игры, азарта, импровизации и даже умеренного риска.

В целом, можно такой формулой отобразить привлекательную для школьника групповую деятельность: интерес + активность + общение со сверстниками + личность педагога +

Общественная ценность и актуальность + проблемность ситуации + волевое напряжение + успех + торжество и ощущение личной значимости.

6. Сплоченность группы зависит также от характера руководства и стиля принятия решений, характерного для группы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения, способствуют сплочению группы. Ниже мы подробно остановимся на формах и средствах организации группой процесса выработки совместного решения.

Отметим, что сплоченность-это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большой привлекательностью для каждого члена группы. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентации, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности, и кроме того повышается эффективность любых форм активности такой группы.



Объединение людей в группы. Классификация групп

Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, а в большей степени результативностью их совместной деятельности. Человек выполняет свои трудовые обязанности во взаимодействии с другими, являясь членом группы, в рамках которой он работает. Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей, обладающих различными знаниями, квалификацией, опытом, профессиональной подготовкой.

Однако для достижения эффективных результатов совместной деятельности необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач.

Участвуя в работе группы, человек может существенно изменить свое личностное поведение. Это обусловливает важность изучения проблем формирования и функционирования групп.

Группа - относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Классификация групп

Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий.

Формирование - стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).

Бурление - для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.

Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. Если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.



Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.

Становление норм поведения (нормирование) в группе. Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.

Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.

Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных черт, характеристик, которые в конечном итоге влияют на эффективность ее деятельности.

Общие характеристики группы

Структура группы - это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе.

Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе.

Статус - положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).

Роли. Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роли - определенный набор действий, поведение индивида, определяющиеся работой. Роли могут быть:

Все эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемое, как правило, всеми ее членами.

Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей.

Люди исполняют неформальные роли группового поведения в соответствии со своими личностными способностями и внутренним призванием.

Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей.

Исследования показали, что особенно высоких показателей добились группы, в которых были:

  • способный руководитель;
  • сильный генератор идей;
  • интеллектуал, стимулирующий генератора идей;
  • «математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуждаемых предложений.

Анализ подходов к пониманию ролевых функций в группе позволяет сделать ряд выводов.

  • Для эффективной групповой деятельности нужны не только идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные решения и четкое исполнение принятых решений, но и эмоциональная поддержка, добрые отношения, юмор и хорошая морально-психологическая атмосфера в коллективе.
  • Чем более полная и разнообразная ролевая структура группы, тем динамичнее процесс формирования и эффективнее деятельность этой группы.
  • Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен в условиях быстрого изменения содержания работы.

Нормы - общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т.п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер.

Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение ее членов. Это обусловлено тем, что соблюдая нормы человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются.

Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они могут быть положительными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации.

Группы могут иметь разнообразные нормы.

  • Нормы деятельности:
    • отношение к работе в позднее время, к сверхурочной работе, заменам;
    • интенсивность работы;
    • отношение к браку, ошибкам в работе, нарушению исполнительской дисциплины и т.п.
  • Нормы, регламентирующие форму одежды.
  • Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы.

Лидерство - способность оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации.

В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы.

В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе.

Лидер всегда должен быть открытым, побуждая членов группы к участию в ее целях, и авторитарным, вмешиваясь, когда это необходимо, в работу для достижения поставленных целей группы.

Групповые процессы - процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальную поддержку.

Конфликтность - различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту.

Высшее образование в МИЭМП по специальности «Связи с общественностью» дистанционно: 10900 руб. в семестр

Ситуационные характеристики группы

Размер группы. Исследования показывают, что наиболее эффективны группы, состоящие из 5-7 человек. С увеличением размера группы усложняется общение между ее членами, труднее достигается согласие в деятельности при выполнении задач, отдельным членам групп не уделяется достаточно времени, они испытывают затруднения, робость в высказывании собственного мнения перед другими. В группах из 2-3 человек возникает напряженность между ее членами, они обеспокоены слишком очевидной персональной ответственностью за принимаемые решения.

Пространственное расположение. Характеризует размещение людей во время работы по отношению друг к другу: сидят лицом или спиной друг к другу. Важны три характеристики пространственного расположения человека в процессе работы, влияющие на взаимоотношения между человеком и группой:

1) наличие постоянного места или территории;

2) личное пространство, в котором находится только данный человек;

3) взаимное расположение рабочих мест.

Задачи, решаемые группой. Их содержание определяет специфику работы группы и организацию группового процесса. Особенно важно определить частоту и качество взаимодействий членов группы в процессе решения задачи в зависимости от ее сложности.

Система вознаграждений должна иметь ценность для членов группы, вознаграждение должно восприниматься как заслуженное и побуждать к выполнению общих задач.

Групповая сплоченность

Групповая сплоченность - одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.

Как правило, чем более сплоченной является группа, тем выше результаты ее работы. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом. Если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов работы, то эффективная деятельность группы обеспечивает и эффективность деятельности организации.

На групповую сплоченность оказывают влияние различные факторы, которые могут как повышать ее, так и существенно ее снизить (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Фактор Направленность фактора
Повышающий групповую сплоченность Понижающий групповую сплоченность
Время существования группы Длительный период совместной работы Короткий период существования группы
Престижность группы Высокая Недостаточно высокая; группа вновь создается; отсутствует достоверная информация о группе
Насколько трудно вступить в группу Трудно Легко
Размер группы и возможность взаимодействия членов группы друг с другом Небольшое количество членов группы (5-7 человек) Большая численность группы. Возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются
Согласие относительно целей Присутствует Отсутствует
Общность установок и ценностных ориентаций Высокая (большая) Низкая
Взаимосвязь задач, стоящих перед группой Присутствует Отсутствует
Сложность задач, стоящих перед группой Высокая Низкая
Состав группы по возрасту Небольшая разница в возрасте Большая разница в возрасте
Внешняя угроза Высокая Низкая
Конкуренция Межгрупповая Внутригрупповая
Опыт групповой работы Положительный опыт взаимодействия между членами группы, личная привлекательность членов группы Негативный опыт взаимодействия между членами группы, личная неприязнь
Предшествующий успех групповой работы Гордость за совместные достижения Отcутствие ощутимого увеличения результатов труда, совместная деятельность ранее не приносила удовлетворения или присутствовали явные неудачи
Отношение руководства к групповым формам работы Поддерживающее: проведение собраний, упор на глобальные цели группы, организация групповых обсуждений возникающих проблем, новых процессов и приоритетов, привлечение членов группы к принятию решений Индифферентное
Мотивация и вознаграждение Групповая мотивация и групповое вознаграждение Индивидуальная мотивация и вознаграждение по индивидуальным трудовым результатам
Распределение ресурсов По групповому принципу По индивидуальному принципу

Высшее образование в МИЭМП по специальности «Менеджмент организации» дистанционно: 10900 руб. в семестр

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ


Сплоченность групп и эффективность работы


Реферат по организационному поведению студента

3-го курса очной формы обучения


Москва 2009г.


Введение

1. Понятие сплоченности

4. Сила сплоченности

5. Последствия сплоченности

Заключение

Приложение


Введение


Тема моего реферата – сплоченность групп и эффективность работы.

Сплоченность группы имеет особое значение. Она является одной из основных характеристик группы.

Сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге. Следует отметить, что чем выше единство мнений членов коллектива по тем или иным вопросам, от которых на практике зависит проявление сверхнормативной активности, тем большей активности следует ожидать от членов данного коллектива.

Необходимо, чтобы каждый в группе научился понимать, оценивать ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции коллег. В сплоченном коллективе, каждому его члену на первый план приходится ставить общественные цели, а не личные.

Таким образом, цель моего реферата – рассмотреть подробнее сплоченность групп и определить взаимосвязь с таким понятием, как эффективность работы.

Цель реферата – это определить понятие сплоченности групп, методы изучения сплоченности, факторы сплоченности группы, сила сплоченности, последствия сплоченности, а также связь сплоченности группы и эффективности работы.


1. Понятие сплоченности


Под сплоченностью группы мы понимаем то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе.

Сплоченность - это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе.

Привлекательность участия в работе группы является ключевым фактором сплоченности, однако возможен вариант, когда человек хочет быть членом группы, не находя ее привлекательной. Участие в общественном клубе может быть целесообразным с точки зрения продвижения по служебной лестнице, даже если тот или иной человек не находит ничего приятного в общении с некоторыми членами группы. Нужно отметить тот факт, что такого рода мотивация не является вкладом в сплоченность труппы. Без привлекательности сплоченность начинает утрачиваться.

Группы могут быть разными по степени сплоченности, и со временем степень сплоченности может меняться. Несмотря на то что сплоченность является очень важным фактором, группе необязательно быть сверхсплоченной для того, чтобы выжить. Участники группы могут жить и работать вместе в течение продолжительного периода времени без высокой степени сплоченности.


2. Методы изучения сплоченности


Техника измерения групповой сплоченности включает два тесно соприкасающихся методических подхода.

Первый – измерение эмоциональной привлекательности членов группы. Он строится наперёд в положении: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа в целом, тем выше индекс групповой сплоченности. Методический аппарат представлен либо метрической техникой в различных вариантах, либо специальными шкалами симпатии. Социометрический коэффициент групповой сплоченности – это, как правило, частное от деления числа взаимных положительных выборов на теоретически возможное их количество. При использовании шкал испытуемые оценивают взаимную симпатию по континууму с полюсами от «очень нравится» до «очень не нравится». Итоговые индексы вычисляют как среднее арифметическое взаимооценок членов группы.

Второй методический подход – изучение эмоциональной оценки группы в целом – представлен техникой шкал-вопросов. В одних случаях испытуемые дают общую оценку группы: «Насколько привлекательна для Вас эта группа?», «В какой степени Вы привязаны к членам данной группы?» В других – оценивают привлекательность собственного членства в ней: «Хотите ли Вы остаться членом данной группы?», «Будь у Вас возможность выполнять ту же самую работу и за ту же самую плату в другой группе, что бы Вы сказали насчет перехода?» Итоговые показатели определяются путем усреднения индивидуальных данных. Оценивая этот методический прием, можно присоединиться к оправданному мнению, что столь «лобовые» вопросы не позволяют надеяться на искренние ответы.


3. Факторы сплоченности группы


Сплоченность группы формирует множество факторов. Рассмотрим основные из них.

Факторы формирования группы. Условия, которые ведут к образованию группы, способствуют сплочению. Когда люди в процессе общения находят общие цели и интересы, можно с уверенностью говорить, что основа для сплочения заложена. Наличие общих интересов у людей является основой для взаимной привлекательности, которая представляет собой ядро сплоченности. Чем более важной для каждого члена группы является поставленная цель, тем выше осознанная потребность во взаимодействии при достижении поставленной цели и тем выше сплоченность.

Сложность вступления в группу. В некоторые группы не так просто вступить. Система тщательного отбора и специальные требования для вступления создают высокие входные барьеры. Чем сложнее вступить в группу, тем желанней становится цель проникновения в нее. Поэтому сам факт вступления в группу будет означать для человека определенное достижение. Чувство принадлежности к элитарной группе и участие в ней пробуждают чувство духовной сплоченности в группе.

Соответствие статуса участников и положения в служебной иерархии. Если существуют определенные требования для вступления в группу, ее члены начинают работать с одинаковой стартовой позиции и их мнения, служебное и финансовое положение обычно схожи. По мере того как члены группы начинают взаимодействовать, их положение в служебной иерархии может меняться. Соответствие статуса участников группы приносит плоды, если все члены группы согласны со служебной иерархией внутри группы и если каждый участник осуществляет свою деятельность в соответствии со своим положением в компании. Несоответствие статусов может привести к возмущению всех ее членов и к разрушению группы.

Справедливое распределение вознаграждении. Сплоченность достигается тогда, когда вознаграждения распределяются справедливо или поровну. Для того чтобы вознаграждение было распределено справедливо, следует ориентироваться либо на вклад участника, либо на его служебное положение. При этом равномерное распределение вознаграждений должно вытекать из группового решения. Сплоченность утрачивается, когда кто-то из членов группы чувствует несправедливость в отношении своего денежного вознаграждения.

Успех группы. Когда группа достигает желаемого результата, сплоченность обычно усиливается. Члены группы ощущают чувство исполненного долга и гордость за проделанную работу. К примеру, чувство сплоченности присуще войсковым соединениям, спортивным командам, участникам конкурсов.

Постоянство участия. Стабильность участия помогает поддерживать сплоченность на одном уровне. Новые участники несколько подрывают это чувство, так как они могут не быть восприняты группой должным образом и возникнет борьба за служебные места.

Замечено, что чем больше времени люди проводят вместе, тем более сплоченными они становятся: расширяются возможности для установления дружеских контактов, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности. Возможность для членов группы вместе проводить время зависит от целого ряда обстоятельств, и в первую очередь от характера выполняемой работы, взаимосвязи решаемых ими задач и даже от расположения их рабочего места (в одной комнате или разных).

Внешняя угроза. Если на пути реализации групповых интересов встает внешняя угроза, сплоченность внутри группы резко возрастает. Различия во мнениях и подходах к решению проблем не являются уже определяющим фактором, так как члены группы объединяются для решения самой главной проблемы - противостояния внешней угрозе. Сторона, от которой исходит угроза, чувствует сильное сопротивление, столкнувшись с объединенной группой.

Размеры группы. Малые группы характеризуются большей степенью сплоченности, нежели большие. У больших групп зачастую возникают проблемы организационного характера, а также проблемы, связанные с взаимодействием внутри группы. Малые группы, наоборот, отличаются высокой степенью взаимодействия - в таких группах увеличивается возможность для каждого из членов активно участвовать в деятельности группы. По мере того как количество членов в группе увеличивается, возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются. К тому же появление подгрупп внутри больших групп может негативно сказываться на сплоченности больших коллективов.

Состав группы. Недавние исследования показали, что сплоченность женщин в группах, как правило, выше, чем сплоченность мужчин. Предполагаемое объяснение этого явления состоит в том, что женщины обычно меньше склонны конкурировать друг с другом, у них более развита потребность в групповом принятии решений и сотрудничестве друг с другом.


4. Сила сплоченности


Сила сплоченности зависит от следующих факторов:

1. Взаимодействие и взаимозависимость.

Взаимозависимость и взаимодействия являются отправной точкой групповой динамики. Групповая динамика - это процесс, посредством которого взаимодействие между индивидами уменьшает их напряжение или приводит к взаимному удовлетворению.

2. Фиксация и преследование общих целей.

Если взять трудовой коллектив, то основная цель каждого - получение прибыли (заработная плата), следовательно, их общая цель, складывается из индивидуальных целей каждого - выполнить работу. Коллектив будет более сплочен, если результат каждого будет зависеть от качественной работы коллег.

Сплоченным коллектив становится еще и по мере вовлечения индивида в группу. Индивид вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет его собственные потребности.

3. Групповые нормы.

Появление норм объясняется несколькими аспектами жизни группы:

Преследование общих целей, каких не важно, стремление к осуществлению целей способствуют развитию факторов принуждения, которые становятся тем сильнее, чем больше ощущается необходимость в единообразии поведения как средства достижения цели; чем больше отдельные индивиды зависят от всей группы в достижении своих личных целей (степень взаимозависимости).

Стремление к сохранению стабильности группы усиливает необходимость единообразного поведении соблюдения норм.

Общие представления, возникающие в результате жизни в группе. Принадлежность к группе влияет на то, как член группы представляет себе некоторые ситуации или отдает предпочтение определенным общим ценностям. Существует групповая избирательность восприятия.
Именно под влиянием таких представлений поведения человека, принадлежащего определенной группе, приобретает единообразие.

Подражание другим членам. В этой мере, в какой данная группа привлекательна для данного индивида, он старается подражать другим. Это подражание поддерживается потребностью в принадлежности к группе и потребности (подражание сильнее, если группа привлекательна для индивида).

Страх перед санкциями имеет тот же характер. Чем сильнее привлекательность группы, тем больше страх перед санкциями.


5. Последствия сплоченности


Сплоченность группы воздействует на ее членов, изменяя схему их взаимодействия, степень оказания влияния на окружающих, их восприятие и производительность.

Усиление взаимодействия. Взаимодействие и сотрудничество между в сплоченных группах значительно усиливается. Члены сплоченной группы вместе разделяют все радости и невзгоды. Одинаковые интересы, общие цели и задачи объединяют людей, обеспечивая высокую степень их взаимодействия.

Усиление влияния и подчинения. Сплоченные группы оказывают колоссальное влияние на своих членов.

Лидер группы, если он уважаем всеми участниками, может использовать авторитарный стиль руководства, особенно если он в состоянии противостоять угрозам извне и организовать эффективную работу Деспотичное лидерство вполне приемлемо, если группе предстоит выполнить важную задачу и имеется некоторая неуверенность ее участников относительно правильности существующего подхода к решению такого рода проблем.

Высокая чувствительность к подчинению может оказаться для некоторых людей проблемой. Когда члены группы не могут выражать свое мнение или испытывают чувство страха, боясь не получить одобрение других участников, то они могут терять самоуважение и свою индивидуальность. Группа может потерять преимущества, связанные с возникновением новых идей, утратить честность и открытость в общении.

В некоторых случаях чрезмерное влияние может быть весьма полезно: боевому офицеру на поле боя требуется мгновенное исполнение его приказов. В таких условиях демократичное поведение может стоить жизни членам группы. Более подходящим временем для выражения собственного мнения и для общения является период планирования операции и подведения ее итогов.

Переоценка возможностей. Переоценка возможностей связана с тем, что в определенные моменты времени сплоченные группы стремятся преувеличить свой вклад в общее дело и преуменьшить вклад других групп. Сплоченный коллектив какого-либо предприятия может быть уверен в том, что они - «лучшие из лучших», в то время как другое предприятие работает более эффективно. Высокая самооценка усиливает в группе чувство собственной значимости и сплоченности.

Другие группы оцениваются ниже по нескольким причинам. Во-первых, за счет более низкой оценки другой группы повышается статус собственной группы. Во-вторых, недооценка другой группы представляет собой способ самообороны, когда группа рассматривает отрицание своих слабостей как путь повышения сплоченности. Акцентирование внимания на сильных сторонах группы может не соответствовать действительности, однако отражает ее дух. В-третьих, недооценка другого и группы усиливает чувство собственной безопасности и правильности поведения.

Удовлетворение. Участники сплоченной группы более удовлетворены своей деятельностью, чем группы с меньшей степенью сплоченности. Источниками удовлетворенности могут выступать дружественная обстановка, поддержка, возможность взаимодействовать, успех, а также защита от внешнего влияния. Поскольку сплоченные группы эффективно действуют против внешних угроз, источником удовлетворения также мох-сет выступать чувство безопасности.

Производительность. Зависимость между производительностью и сплоченностью группы более сложная, чем другие последствия сплоченности, что будет рассмотрено далее. Однако следует отметить, что средняя производительность сплоченных групп имеет тенденцию быть более высокой, чем в группах с меньшей степенью сплоченности.


6. Связь сплоченности группы и эффективности работы


Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Однако далеко не всегда данная закономерность является универсальной. Зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов будет определяться также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов ее работы. Например, если неформальные нормы и правила, сложившиеся в коллективе (эти нормы могут даже в большей мере определять поведение людей, чем формально установленные нормы и правила работы), допускают нерациональное использование рабочего времени, брак в работе, присвоение коллективной собственности в личных целях и если при этом такие нормы устраивают большинство членов коллектива, то усиление сплоченности членов подобной группы вряд ли будет сопровождаться повышением эффективности работы.

Таким образом, когда сплоченная группа имеет цели и задачи, которые согласуются с организационными ожиданиями, она демонстрирует высокую производительность.

Если же сплоченные группы имеют цели и задачи, не согласующиеся с организационными ожиданиями, то уровень их производительности падает до низкой оценки. В группах с высокой степенью сплоченности действия их членов более схожи между собой, чем в менее сплоченных группах, Это вполне согласуется с мнением, что сплоченные группы оказывают более сильное влияние на участников группы, независимо от уровня их производительности.


Заключение


Итак, в своем реферате я попыталась подробно рассмотреть такое понятие, как сплоченность.

Под сплоченностью группы понимается то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе.

Сплоченность является одной из важнейших характеристик группы.

Я узнала о факторах, которые влияют на сплоченность. Это: факторы формирования группы, сложность вступления в группу, соответствие статуса участников и положения в служебной иерархии, справедливое распределение вознаграждений, успех группы, постоянство участия, наличие внешней угрозы, размер и состав группы.

В свою очередь, результатами сплоченности являются усиление взаимодействия и сотрудничества между людьми, усиление влияния и подчинения, переоценка возможностей, удовлетворение своей деятельностью. (См. Приложение)

Следует отметить, что принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Кроме того, зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов определяется тем, насколько принятые нормы поведения в группе нацелены на достижение высоких результатов ее работы.

Таким образом, менеджеры должны позаботиться не только о сплоченности групп, но и о выработке таких норм поведения, которые в максимальной степени способствовали бы обеспечению их эффективной работы.


Список использованной литературы


1. Донцов Александр Иванович. Проблемы групповой. - М. : Изд-во МГУ, 1979.

2. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Организационное поведение: учебник. – М.: Экономистъ, 2005.

3. Зельдович Б. З. Организационное поведение: Учеб. пособие для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 2008.

4. Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.


Приложение


Факторы и результаты сплоченности группы

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Потребность в исследованиях групповой динамики была осознана в 30-е годы в различных сферах жизни. Это было связано с тем, что широкая практика формирования различных групп в психиатрии, педагогике, бизнесе, госаппарате и т. д. поставила вопрос, как ими управлять и как реагировать на происходящие в группах процессы.

В 1945 г. при Массачусетсском технологическом институте был создан центр исследования групповой динамики, основными задачами которого были не только изучение закономерностей групповой динамики и их теоретическое обобщение, но и развитие методов изменения жизни групп.

При описании и объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальт-психологии.

Если рассматривать группу как нечто целое, то некоторые закономерности групповой динамики, вскрытые К. Левином, в самом деле можно объяснить действием двух основных законов гештальт-психологии.

1) Целое доминирует над его частями .

  • группа - это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов;
  • извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена;
  • каждый член признает, что он зависит от всех других членов.

2) Отдельные элементы объединяются в целое :

  • не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы;
  • человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит;
  • человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление недружелюбным.

В современном понимании групповая динамика - это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу.

Изучение социальных технологий групповой динамики включается в курсы подготовки менеджеров*. В контексте социально-психологической подготовки менеджеров социальная технология групповой динамики рассматривается как система, в которую входят;

  • воздействия на неформальные группы в формальных организациях;
  • воздействия в формальных организациях и неформальных группах;
  • психологизация личного влияния руководителя; динамика лидерских отношений в группе; управление конфликтами и стрессами и т. д.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов и несколько дополнительных. Основные элементы.

  1. цели группы,
  2. нормы группы,
  3. структура группы и проблема лидерства,
  4. сплоченность группы,
  5. фазы развития группы. Дополнительные элементы.
  6. создание подгруппы (как развитие структуры группы);
  7. отношения личности с группой (также рассматриваемые как развитие структуры группы).

Рассмотрим основные элементы групповой динамики.
1) ЦЕЛИ ГРУППЫ определяются тем, в какую более общую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительной мере - личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемы.

Целью группы могут быть: конвергенция личных целей, индуктор взаимодействия.

2) НОРМЫ ГРУППЫ возникают в результате преследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы, общих представлений, сложившихся в группе, подражания другим группам, страха перед санкциями.

Нормы, выработанные самой группой, защищаются ее членами. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиняться" этим нормам.

3) СТРУКТУРА ГРУППЫ И ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА .
Лидер - это такой член малой группы, пишет Н. С. Жеребова, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентации групповым и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет-деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.

Лидер - это социальная роль определенной личности в группе. В 1957 г. Р. Шиндлер выделил четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну встречающуюся реже:

  1. лидер (который импонирует группе, побуждает ее к действиям, формирует программу действий);
  2. эксперт (имеет специальные знания, способности, навыки, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает);
  3. пассивно и легко приспосабливающиеся члены (старающиеся сохранить свою анонимность);
  4. самый "крайний" член группы (который отстает от всех из-за собственной бездарности, отличия от остальных или от страха);
  5. противник (оппозиционер, активно выступающий против лидера).

В группах могут встречаться и многие другие роли, например:

  • мученик (взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее);
  • моралист (который всегда прав);
  • перехватчик (захватывающий инициативу у лидера);
  • любимчик (пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите);
  • агрессор,
  • провокатор,
  • оппозиционер,
  • защитник,
  • нытик,
  • педант,
  • спасатель,
  • жертва и т. д

Группа всегда стремится расширить репертуар ролей. А. Б. Добрович разработала психологические приемы расширения репертуара ролей в группе. Эти приемы широко используются в работе с группой.

Выявить структуру группы можно с помощью социометрии. Полученные данные используются для управления процессами групповой динамики.

4) СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ - это взаимное тяготение членов фупггы. К факторам, обеспечивающим сплоченность, можно отнести:

  1. привлекательность членов группы (т. е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);
  2. сходство взглядов членов группы (чаще всего ценностей и установок);
  3. сходство отношения к групповым целям (их соответствию потребностям членов группы и т. д.);
  4. характер взаимосвязи членов группы (чаще всего на основе принятия ими общей - кооперативной и конкурентной - стратегии поведения);
  5. удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общего удовлетворения трудом);
  6. характер руководства и принятия решений (стиль руководства и участие членов группы в выработке групповых решений);
  7. структурные свойства группы (главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры);
  8. групповую атмосферу (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы);
  9. величину группы.

С. Кратохвил выделяет следующие факторы сплоченности :

  1. удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы;
  2. цели группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; взаимная зависимость при работе над конкретыми задачами
  3. выгоды, вытекающие из членства в группе, и ожидания несомненой пользы от него;
  4. разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение;
  5. мотивировка каждым участником своего членства в группе, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в нее;
  6. дружеская, располагающая атмосфера;
  7. престижность группы, а значит, и членства в ней;
  8. влияние групповой деятельности: а) притягательность общих действий (интересные, веселые, увлекательные занятия, вызывающие общее переживание положительных эмоций); б) групповые приемы усиления сплоченности группы;
  9. соперничество с другой группой или группами;
  10. враждебное, неприязненное отношение общества к группе.

В результате объединения в группу людей, различающихся позициями, взглядами, моделями поведения, планами и потребностями, возникает напряженность в отношениях.

Ясно, что необходимо обеспечивать динамическое равновесие между сплоченностью и напряженностью (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, а напряженность в отношениях порождает неудовлетворенность собой и другими членами группы).

5) ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ . Обычно выделяют несколько фаз. Так, согласно стратегической концепции А. В. Петровского, фазы развития фугасы определяются следующими критериями:

  • во-первых, степенью опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;
  • во-вторых, общественной значимостью последней.

На основе этих критериев А. В. Петровский выделяет следующие фазы развития малой группы :

  • диффузная группа (общность, межличностные отношения в которой не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, значимостью и ценностями);
  • группа-ассоциация (принадлежность к общности начинает осознаваться как условие эффективности дальнейших действий);
  • группа-кооперация (межличностные отношения опосредуются значимым для каждого содержанием совместной деятельности);
  • группа-коллектив (межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности);
  • корпорация (группа, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым для ее членов, но и социальным, а иногда и антисоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности).

Не со всеми характеристиками и определениями можно согласиться, но факт их присутствия в динамическом ряду развития группы мы воспроизводим так, как его описывают А. В. Петровский и В. В. Шпалинский в учебном пособии "Социальная психология коллектива" (М.: Просвещение, 1978).