Памятники искусства древней ассирии. Архитектура древней ассирии

Болезни

Ассирийское искусство

Ассирийская армия исчезла, разбитая и уничтоженная в великой катастрофе 612–609 гг. до н. э., но памятники монументального ассирийского искусства уцелели, и их качество впечатляет не менее, чем количество.

С тех пор как колоссы из камня, «ледяные глаза которых созерцали Ниневию», впервые достигли Европы более 150 лет назад, слова «ассирийское искусство» применялись по отношению к скульптуре и, особенно, к барельефам.

Круглая скульптура представлена на берегах Тигра в I тыс. до н. э. довольно плохо. По неизвестной причине столичные города Ассирии имели очень мало статуй, и лучшие из них – такие как статуя Ашшурназирпала в Британском музее – являются условными, безжизненными и стоят во многих отношениях ниже, чем работы нео-шумерских мастеров. Барельефы, напротив, всегда интересны, часто достигают реальной красоты и, несомненно, представляют «величайшее и наиболее оригинальное достижение ассирийцев».

Техника барельефа почти так же стара, как и сама Месопотамия, но в течение долгого времени ее применяли лишь на стелах, устанавливаемых в храмах. Она впервые нашла свое воплощение на «охотничьей стеле» Варки (Урук Протописьменного периода) и применялась на таких скульптурных шедеврах, как «Стела Коршунов» Эаннатума и «Стела Победы» Нарам-суэна. Ассирийцы сначала следовали религиозной традиции (например, бог Ашшур как бог растительности в Берлинском музее), но вскоре отошли от нее, чтобы сконцентрироваться на изображениях царя. Имперские стелы, обычно устанавливаемые в завоеванных странах, чтобы увековечить ассирийские победы, являются наилучшими произведениями искусства, вероятно, более примечательными благодаря их исторической значимости, нежели качеству их исполнения. Барельефы вырезались на каменных плитах, что было, вероятно, иноземным изобретением и происходит, по-видимому, из Анатолии, от хеттов, которые еще во II тыс. до н. э. украшали стены своих дворцов «ортостатами». В холмах своей собственной страны ассирийцы в изобилии нашли известняк, довольно пористый и хрупкий, но подходивший для многих целей материал.

Они располагали неограниченной рабочей силой, чтобы добывать и транспортировать блоки камня, а также великолепными художниками, чтобы рисовать сюжеты, и искусными ремесленниками, чтобы работать резцом. Они восприняли хеттское изобретение и возвели его на небывалую высоту. Гигантские, но почти живые крылатые человекобыки и человекольвы охраняли ворота дворцов и казались выходящими из них. Они были сделаны с гармоничным равновесием между их массой и точностью изображения мельчайших деталей и являются поистине уникальными произведениями.

Плиты, вырезанные в низком рельефе, обрамляли комнаты и коридоры, плотно прилегая к стенам. Изображения на них великолепны и динамичны (особенно животные).

В то время как невозможно дать даже краткий анализ ассирийских барельефов, мы хотели бы подчеркнуть специфику этой формы искусства, которая отделяет ее от сходных произведений древнего Ближнего Востока.

Все монументы Месопотамии имели только религиозное назначение и вращались всегда только вокруг богов. В ассирийской же скульптуре центральным субъектом является обычно царь – не как сверхъестественное существо (по своему облику и размерам, вроде бога-царя египетских барельефов), а как вполне земной, хотя и господствующий, доблестный монарх. Царь изображается шествующим, охотящимся, отдыхающим, принимающим знаки почитания или дань или возглавляющим свою армию на войне, но он практически никогда не показан совершающим свои жреческие функции.

Поскольку царская власть в Ассирии была так же тесно связана с религией, как и в Шумере и Вавилонии, то есть только одно возможное объяснение: скульптурные плиты, которые украшали царские дворцы, были формой политической пропаганды; повествовательные и декоративные, они предназначались не для того, чтобы ублажать или удовлетворять богов, а для возбуждения уважения, восхищения и страха перед царем. С общей точки зрения, работа ассирийских скульпторов представляется первой попыткой «гуманизации» произведений искусства и освобождения их от магического или религиозного смысла, унаследованного от доисторических времен.

Илл. 130. Корова с теленком. Пластинка из слоновой кости.

Нимруд. 720 г. до н. э.

Известно, что некоторые статуи и барельефы раскрашивались. Ярко окрашенные глазурованные кирпичи, несущие на себе орнаментальные или сюжетные мотивы, использовались в храмах и дворцах, образуя переход между рельефами и фресками. Настенные росписи украшали стены большинства, если не всех, официальных зданий и многих частных домов. Поскольку краска накладывалась на хрупкую штукатурку, она обычно исчезала, но в Хорсабаде, Ним-руде и Телль-Ахмаре (Тиль-Барсип) большие фрагменты фресок были скопированы in situ или удалены и вывезены в музеи. Фрески варьировали в зависимости от размеров и функции помещения от простых фризов геометрических узоров до вычурных панелей, покрывающих большую часть стен и комбинирующих цветочные мотивы, животных, сцены войны и охотничьи сюжеты.

По образцам обнаруженных ассирийских росписей можно заключить, что они отнюдь не хуже ассирийской скульптуры, а фрески Телль-Ахмара демонстрируют большую свободу экспрессии, а также высокое качество исполнения.

Ассирийцы были большими специалистами по металлообработке. Они оставили нам очень хорошие образцы бронзовых, золотых и серебряных блюд, сосудов и разного рода украшений. Их рабыни, работавшие в царских мастерских, ткали ковры со сложными узорами. Их резчики по камню, в противовес скульпторам, предпочитали традиционные религиозные и мифологические мотивы светским сюжетам, и нео-ассирийские цилиндрические печати, вырезанные с тонким искусством и тщательностью, демонстрируют холодную, хотя часто и потрясающую, красоту. Но среди так называемых малых видов искусства самое почетное место должно быть отдано изделиям из слоновой кости, найденным в Ассирии.

Известное в Месопотамии в Раннединастические времена искусство обработки слоновой кости пришло в упадок, чтобы возродиться в середине II тыс. до н. э. под египетским влиянием в Палестине (Лахиш, Мегиддо) и на средиземноморском побережье (Угарит). Процветание финикийских городов, израильского царства и арамейских государств Сирии и их интенсивные торговые связи с Египтом (который снабжал их сырьем) объясняют необычайное развитие этой формы искусства не только в Сирии и Палестине (Самария, Хама), но также и в Ассирии, Иране (Зивийе) и Армении в начале I тыс. до н. э. Нет никаких сомнений в том, что большинство изделий из слоновой кости, открытых в Ашшуре, Хорсабаде и, особенно, в Нимруде – богатейшем из всех мест, были получены в виде дани или взяты в качестве добычи в западных районах империи. Но ряд вещей – чисто ассирийских по стилю и содержанию – должны были быть сделаны в ассирийских мастерских, хотя и трудно решить, изготовлены ли они иноземными (и, видимо, пленными) ремесленниками из Сирии и Финикии или же самими месопотамцами.

Илл. 131. «Мона Лиза» из Нимруда. Слоновая кость. 720 г. до н. э.

Применяемая для отделки кресел, тронов, кроватей, ширм и дверей или же оформленная в виде ящичков, чаш, ваз, ложек, булавок, гребней и ручек слоновая кость обрабатывалась различными способами: гравировкой, рельефной скульптурой; или инкрустировалась полудрагоценными камнями и золотом.

Не менее замечательно и разнообразие мотивов. Помимо чисто египетских сюжетов, таких как рождение Гора или богиня Хатхор, там есть коровы, олень и грифоны, специфически финикийские по стилю, сражающиеся звери, герои с дикими животными, обнаженные женщины или богини, охотничьи сцены и процессии, которые эксперты считают частью сирийскими, частью месопотамскими. Немногие образцы изображают чопорную фигуру «могущественного царя Ашшура», одного или в сопровождении своих солдат. Но зато, например, улыбающиеся женщины («Мона Лиза» из Нимруда), веселые музыканты и танцоры, спокойные загадочные сфинксы, коровы, лижущие своих телят, просто великолепны. Сделаны ли они в Ассирии или нет, изделия из слоновой кости проливают свет и на вкусы их хозяев. Они ясно свидетельствуют, что ассирийцы были чувствительны к изяществу и красоте, точно так же как их многочисленные библиотеки из клинописных глиняных табличек подтверждают их стремление к знаниям.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

АССИРИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО Общественный быт коренных городов Ассирии лучше всего характеризует дошедший до нас текст среднеассирийских законов (вторая пол. II тысячелетия до н. э.). Они отражают архаичный общинный уклад и суровый нрав своих создателей. Это самый

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Ассирийское общество и государство Общественный быт коренных городов Ассирии лучше всего характеризует дошедший до нас текст так называемых среднеассирийских законов (2-я пол. II тыс. до н. э.), регулировавших жизнь ашшурской городской общины. Законы отражают архаичный

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Глава 4 АССИРИЙСКОЕ ПРЕВОСХОДСТВО Когда Тиглатпаласар III стал царем, Ассирия была в тяжелой, пожалуй, даже отчаянной военной и экономической ситуации. Контроль над большей частью северных территорий был утрачен. В Вавилонии царила анархия, а горные районы к востоку и

Из книги Древний Восток автора

«Мировая война» за ассирийское наследство Тем временем Египет прибрал к рукам львиную часть Леванта, оставшегося безвластным после скифского погрома (рубежом египетских владений стала большая излучина Евфрата), а Мидия - значительную часть Иранского нагорья. В этих

Из книги История Литвы с древнейших времен до 1569 года автора Гудавичюс Эдвардас

г. Искусство Художественное творчество литовских ремесленников получило известность еще до возникновения государства. Наиболее развитой областью было изготовление украшений, где уже само изделие становилось произведением искусства, а не набором прикладных

Из книги Классическая Греция автора Бюттен Анн-Мари

искусство Произведения греческого искусства вызывают у всех непреходящее восхищение. В том, что касается скульптуры и ваз, шедевры, собранные в музеях, позволяют - в большей степени, чем книги, написанные на достаточно трудном языке, - установить подлинный контакт с

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Искусство Идеи и социальный опыт гуманизма нашли образное воплощение в искусстве Ренессанса. В этом контексте нет нужды распространяться о высоких качествах и величии итальянского искусства эпохи Возрождения; достаточно отметить, что в отношении техники и

Из книги Ассирийская держава. От города-государства - к империи автора Мочалов Михаил Юрьевич

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Ассирийское общество во второй половине VIII в. до н. э В Ассирийском государстве с приходом к власти Тиглатпаласара III (Тукультиапалэшарра, 745–727) начались изменения. Качественно изменились отношения Ассирийского государства к населению завоеванных территорий.Население

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Ассирийское государство С III тыс. до н. э. на Среднем Тигре существовало номовое государство Ашшур, основанное особой, отделившейся от прочих и поселившейся здесь в иноэтническом окружении ок. 3000 г. до н. э. группой аккадцев, поклонявшейся одноименному племенному богу

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 14. Ассирийское государство Возникновение Ассирийского царстваВ начале II тысячелетия до н. э. в верховьях рек Тигр и Евфрат возникло Ассирийское царство. Его столицей был город Ашшур. Основными занятиями населения Ассирии было земледелие и скотоводство. Огромную роль

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

Но история развития искусства Ассирии восходит к более ранним периодам. В III тысячелетии до н. э. Ассирия находилась под сильным влиянием шумерийской культуры . В одном из святилищ этого времени, святилище богини Иштар в городе Ашшуре - древней столице Ассирии, были найдены статуэтки, напоминающие шумерийские. В XV веке до н. э. Ассирия попала в зависимость от государства Митанни в северном Двуречье. Искусство Ассирии впитало в себя очень многое от митаннийского и хеттского искусства. Но наивысшего развития искусство Ассирии получило только в I тысячелетии до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.

Централизация власти в руках ассирийских царей способствовала тому, что к искусству предъявлялись совершенно определенные требования: прославлять деяния царя и военную мощь Ассирии.

Дворец Саргона II

Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII века до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Он был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца было включено и святилище с башней-зиккуратом из семи уступов. Входы перекрывались арками , а по сторонам их были помещены монументальные фигуры «шеду » или «ламассу» (как их называют ассирийские тексты), привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру (Париж , Лувр). Интересен приём-изображение пяти ног, чтобы и входящий и проходящий мимо мог видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.

В некоторых частях дворца были использованы в качестве несущих опор колонны с каменными базами и деревянными стволами.

В декорацию дворца Саргона II (например, в оформление входов) были введены и изразцы - глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой . Около дверей стояли высокие «деревья жизни », окованные металлом , на вершинах которых были укреплены пальмовые листья из позолоченной бронзы . Красочность в отделке дворца сочеталась, по-видимому, с умелым введением озеленения на террасах.

Скульптура

В пластике Ассирии преобладает рельеф . Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.

От времени Ашшурнасирапал II дошла замечательная алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала II (Лондон , Британский музей , высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция её строго фронтальна, образ царя идеализирован.

Во дворце Ашшурнасирапала сохранились очень низкие, плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они грубоваты, суровы по стилю и представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен. При общей анатомической правильности, детальной проработке мускулатуры ног и рук изображения людей и животных отличаются скованностью. Общая схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала II уже вполне установилась.

Роспись

Росписи, которыми были украшены некоторые помещения дворца Саргона II, изображали процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.

Во дворце царя Синаххериба (705-681 годы до н. э.), сына Саргона II, в Тиль-Барсибе, городе, расположенном на одной из главных дорог, связывавших Ассирию с Сирией , также были росписи на стенах, изображавшие царя и его деяния (фрагменты в Париже, в Лувре и в музее города Алеппо). В стилистическом отношении эти росписи неоднородны и охватывают период от второй половины IX века до н. э. до середины VII века до н. э. Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Местами можно проследить даже технику работы художников, последовательные стадии этой работы. Сначала чёрной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, чёрная и белая, реже - розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.

Дворец Ашшурбанапала

Последний период расцвета ассирийского искусства наступил во время правления Ашшурбанапала , во второй половине VII веке до и. э. Раскопки открыли развалины его дворца в Ниневии (современный Куюнджик), где, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, были найдены глиняные таблички с клинообразными текстами , составлявшие знаменитую библиотеку Ашшурбанапала , давшую возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры.

Рельефы, по-прежнему, прославляют царя, изображают военные сцены и сцены охоты. Исполнены же они неодинаково: одни работы выполнены первоклассными мастерами, другие - ремесленниками. Рельефы условно раскрашивались. Однако в отличие от произведений предыдущего времени, в них с большим мастерством передаётся движение фигур. Рельефы показывают последовательное развитие действия.

Декоративное искусство Ассирии знаменито своими изразцами, рельефными панно (ортостатами) и круглой скульптурой. Рассмотрим их по порядку.

Изразцы – глазурованные кирпичи с яркими многоцветными изображениями розеток, «лотосов и «деревьев жизни» (стилизованных изображений финиковых пальм). Они находили широкое применение в украшении карнизов, арок, зубцов крепостных стен, обрамлений окон.

Каменные ортостаты – огромные плиты, которыми облицовывали нижнюю часть стен, входы в здания. На плитах обычно изображались сюжеты царской охоты, бега колесниц, осады вражеских городов, шествия пленных и т. д. (рис. 6.20).

В этих композициях нередко использовались «трафареты» в изображении природного антуража («река», «горы», «лес» и т.п.), крепостных укреплений, человеческих фигур. Для передачи движения применялось также совмещение в одной и той же фигуре двух проекций – спереди и сбоку.

Рис. 6.20. Сцена взятия урартской крепости. Справа – Тиглатпаласар III.

Ассирийский рельеф, середина VIII в. до н. э.

Особенно известны сцены львиной охоты из дворцов Ашшурбанапала II в Нимруде, Саргона II в Дур-Шаррукине, Синаххериба в Ниневии.

Охота на львов вообще была одной из любимых царских забав. Тиглатпаласар I (1115-1077 гг. до н. э.), например, похвалялся тем, что лично убил тысячу львов, огромное количество диких быков, страусов и т. д. (рис. 6.21). На рельефах позы охотников довольно статичны, резко контрастны по сравнению с фигурами хищников, умирающих под градом стрел (рис. 6.22).

Рис. 6.21. Изображения царской охоты. Ассирия, VII в. до н. э. Фрагменты «львиных охот». Рельеф из дворца Ашшурбанипала. Ниневия, VII в. до н. э.

Рельефы обычно раскрашивались. Лошади были сине-голубыми, одежда всадников – красной, волосы и бороды – черные, открытые участки тела – темно-коричневые, почти черные. Одежды иногда украшали ювелирные изделия – кольца, серьги и т.п. Нередко использовалась позолота (рис. 6.22).



Рис. 6.22. Коленопреклоненная фигура (Нимруд, IX в. до н. э.).

Царская охота (Ниневия, VII в. до н. э.)

Круглая скульптура Ассирии представлена статуями пятиногих крылатых человекобыков (шеду, ламассу). Эти существа считались духами-охранителями царских резиденций. Высота статуй от трех до пяти с половиной метров. Пятая нога была необходима для передачи иллюзии движения каменного чудовища (рис. 6.23).

Вырезались статуи из монолитной известняковой глыбы с тщательной проработкой анатомических деталей. Возможным проообразом крылатого человекобыка является мифологический царь-бык Гопат-шах, который служит богам на морском берегу в обетованной земле Эран Веж. Стояли эти статуи около входов и во внутренних покоях царских дворцов. Ученым удалось установить, что это были статуи четырех астраль­ных ассирийских богов: Мардук изображался в виде крылатого быка, Набу – в виде крылатого человека, Нергал – крылатого льва, Нинурта – человеко-орла. «Эти крылатые человеко-львы не были про­сто случайным плодом, порожденным че­ловеческой фантазией. Их внешний вид внушал то, что они должны были символи­зировать, – благоговение. Они были созда­ны в назидание поколениям людей, жив­ших за три тысячелетия до нас. Сквозь ох­раняемые ими порталы несли свои жертво­приношения правители, жрецы и воины задолго до того, как мудрость Востока рас­пространилась на Грецию, обогатив ее ми­фологию издавна известными ассирийцам символическими изображениями. Они бы­ли погребены под землей еще до основания Вечного города, и об их существовании никто не подозревал. Двадцать пять столетий были они скрыты от взоров людей и вот по­явились вновь во всем своем величии…» (А. Лэйярд).

Приятное исключение составляют лишь недавно отреставрированные центральные покои дворца Ашшурназирпала II. Кры­латые гении – ламассу – гигантские ка­менные статуи человеко-быков и челове­ко-львов, как и прежде, стерегут главные ворота и внутренние проходы царской ре­зиденции. Их размеры поражают и подав­ляют. Стоя рядом с ними, человек средне­го роста едва дотягивается рукой до туло­вища этих чудовищ. Удивляет и то, что у, них не четыре, а пять ног. Это делалось древним мастером для того, чтобы зритель, с какой бы стороны он ни смотрел, видел непременно четыре ноги. «Если смотреть сбоку, – поясняет М.В. Никольский, – то крылатое чудовище идет; если смотреть спереди, то оно стоит…».

Рис. 6.23. Эффект движения пятиногого шеду

Несмотря на то, что достижения ассирийцев в изобразительном искусстве были невелики, они оказали немалое влияние на искусство Урарту и Древнего Ирана.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М. : ОГИЗ, 1948 – 588 с.

2. Алпатов М.В. и др. История архитектуры в избранных отрывках. – М. : Изд. Всес. академии архитектуры, 1935. – 590 с.

3. Анисимов А.М., Гумилев Л.Н. и др. Искусство стран Востока. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с., ил.

4. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

5. Бецольд К. Ассирия и Вавилония: Пер. с нем. изд. Г.Г. Генкеля. – СПб.: 1904 – 143 с.

6. Блаватский В.Д. Архитектура древнего мира. – М. : Изд. Всес. Академии архитектуры, 1939 – 164 с.

7. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, в 2-х тт. – Т. 1. Доклассовое общество, восточные деспотии. – М..: Центрполиграф, 2003 – 400 с., ил.

8. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2 т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с.

9. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. : Учебник по специальности «История», Т. 1. – М. : Высшая школа, 1993. – 495 с., ил.

10. Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия, Вавилон, Персия. Первые сверхдержавы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 144 с., ил.

11. Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. – М.: Эллис-Лак, 1997 – 368 с.

12. Всемирная история, в 10 т., Т. 1. / Под ред. Ю.П. Францова и др. – М.: Госполитиздат, 1955 – 747 с.

13. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 34-38.

14. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 206-211.

15. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М. : Наука, 1972 – 600 с.

16. Голенищев В. Описание ассирийских памятников. – СПб.: Имп. Эрмитаж, 1897 – 45 с.

17. Гомбрих Э. История искусства: Пер. с англ. – М. : ООО «Издательство АСТ», 1998 – 688 с.

18. Гуляев В.И. В стране первых цивилизаций? // Знак вопроса, 2002, № 3 – М.: Знание, 2002 – С. 3-53.

19. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.

20. Древний Восток: Книга для чтения. / Под ред. В.В. Струве. – Изд. 4-е. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.

21. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил.

22. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М. : Просвещение, 1986 – 303 с.

23. Исследования по истории архитектуры и градостроительства: Сборник. / Под ред. А.В. Бунина, Н.И. Брунова. – Вып. 1. – М. : Высшая школа, 1964. – 282 с., ил.

24. История древнего мира., в 3-х книгах. / Под ред. И.М. Дьяконова и др. – Изд. 2-е – М. : Наука, 1983 – 390 с., 574 с., 302 с.

25. История древнего мира. История средних веков. / Сост. Р.Ю. Виппер, А.А. Васильев – М. : Республика, 1994 – 511 с.

26. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М. : Изобразительное искусство, 1979. – 407 с.

27. Культура и искусство Вавилона, Ассирии и соседних стран: Альбом. – М.: Искусство, 1953. – 30 с., ил.

28. Ллойд, Сетон. Археология Месопотамии (От древнекаменного века до персидского завоевания) : Пер. с англ. Я.В. Василькова и И.С. Клочкова. Послесловие Н.Я. Мерперт. – М. : Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1984. – 280 с., ил.

29. Лурье И. Очерки по истории техники Древнего Востока – М.-Л.: АН СССР, 1940 – 352 с.

30. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира: Книга для чтения. – Изд. 2-е – М. : Просвещение, 1980. – 320 с.

31. Майер Г.Р. Государственные музеи Берлина. ГДР – М.: Изобразительное искусство, 1983 – 246 с.

32. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

33. Мамука Н.В. Семь небес древнего мира. – М. : Алетейя, 2000. – 349, с., ил.

34. Масперо М. Древняя история. Египет, Ассирия: Пер. с франц. – СПб.: Тип. Пантелеева, 1892 – 305 с.

35. Масперо Г. Древняя история народов Востока. – М. : 1911. – 714 с.

36. Масперо М. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала: Пер. с франц. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1916 – 295 с.

37. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись – М.: Молодая гвардия, 1979 – 129 с.

38. Михневич Н.П. История военного искусства с древнейших времен до начала XIX столетия. – СПб. : 1895 – 563 с.

39. Никольский Н.И. Древний Вавилон: Популярно-научные очерки по истории культуры Сумера, Вавилона и Ассура – М. : Т-во «Миро», 1913. – 434 с.

40. Оппенгейм С. Астрономическое мировоззрение с древнейших времен по настоящее время. – М. : Берлин, 1923. – 123 с.

41. Поляков Е.Н. Особенности изображения богов в искусстве и архитектуре Древнего Востока. // Известия вузов. Строительство, 2002, № 1-2 – С. 122-129, библиогр. 17.

42. Поляков Е.Н. Планетарные модели Вселенной в зодчестве Ассирии и Нового Вавилона. // Известия вузов. Строительство, 2004, № 3 – С. 86-93, библиогр. 18.

43. Рагозина З.А. История Ассирии. От возвышения ассирийской державы до падения Ниневии – СПб.: Маркс, 1902 – 500 с., ил.

44. Разин Е.А. История военного искусства с древних времен до первой империалистической войны 1914-1918 гг., Ч. I. – М. : 1940 – 218 с.

45. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М. : Стройиздат, 1984. – 376 с.

46. Садаев Д.И. История древней Ассирии – М.: Наука, 1979 – 247 с.

47. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М. : Наука, 1964. – 941 с.

48. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М. : Госполитиздат, 1941. – 484 с.

49. Тамамшев М.И. Очерки по истории и культуре Ассиро-Вавилонян – Б. М., 1902 – 64 с., ил.

50. Тураев Б.А. Древний Восток: Сб. статей. – Т. 2 – М.: Наука, 1980. – 216 с.

51. Тураев, Борис Александрович (1868-1920). История Древнего Востока. / Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирева. – 2-е стереотип. изд. – Т. 1 – Л. : Соцэкгиз, 1936. – 362 с., 5 л. ил.

52. Фоссе, Шарль. Ассирийская магия: Системное исследование магических текстов: Пер. с франц. – СПб. : Евразия, 2001. – 334 с., ил.

53. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие в 2-х частях, Ч. 1. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. – М. : Высшая школа, 1980 – 328 с.

54. Черняк В.З. Семь чудес света и другие – М.: Знание, 1983 – 208 с.

55. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М. : Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 1 – 592 с.

56. Andrae W. Der Anu-Adad-Tempel in Assur. – Leipzig: Hinrich, 1909 – 95 p., 34 blatt-ill.

57. Andrae W. Die Festungswerke von Assur. Tafelband. – Leipzig: Hinrich, 1913 – 108 blatt-ill.

58. Babelon E. Manuel de`archeoloqie orientale. Chaldee. Assyrie. Perse. Judee. Carthage – Paris: Maison Quantin, 1888 – 318 p.

59. Bonomi J. Nineven and its palaces. The discoveries of Botta and Layard, applied to the elucidation of holy writ. – London: Bell and Daldy, 1869 – 537 p., 4 ill.

60. Cavaniol H. Les monuments en Chaldee en Assyrie et a Babilone d`apres les recentes decouvertes archeologiqus avec neuf planches litographiees. – Paris: Durand, 1870. – 368 p., 9 ill.

61. Delaporte L. La Mesopotamie. Les civilizations babylonienne et assyrienne. – Paris: 1923 – 420 p.

62. Feer H.L. Les ruines de Ninive on description des palais detruits des bords du Tigre, suive d`une description du musee assyrien du Lonvve. – Paris: Stedes ecoles du dimanche, 1864 – 319 p., 5 ill.

63. Fergusson J., Burgess J. The palaces of Nineven and Persepolis restored an assay on ancient Assyrian and Persian architecture. – London: Murray, 1851 – 368 p., 6 ill.

64. Frankfort H. Tell Asmar, Khafaie and Khorsabad. Second preliminary report of the Jraq expedition – Chicago: The University of Chicago press, 1933 – 102 p., ill.

65. Heinrich, Ernst. Von der Entstehung der Zikkurate. – Vorderasiatische Archäologie. Studien und Aufsätze, Anton Moortgat zum fünfundsechzigstein Geburtstang gewidmet. – Berlin: 1964 – s. 113-125.

66. Hoefer F. Chaldee, Assyrie, Medie, Babylonie, Mesopotamie, Phenicie, Palmyrene. – Paris: Didot, 1852. – 440 p., 30 pl., 1 carte.

67. Jordan J. Konstructions-Elemente Assyrischen Monumentalbauten. – Berlin: Wasmuth, 1910 – 42 p., ill.

68. Layard A.N. Discoveries in the ruins of Ninewen and Babylon. With travels in Armenia, Kurdistan and the desert, being the result of a second expedition, undertaken for the trustees of the British Museum – London: Murrey, 1853 – 686 p., 5 ill.

69. Loud G. Khorsabad, p. 1. – Chicago: The Univ. Of Chicago press, 1936 – vol. 1 – 139 p., 12 ill.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Проведите несложные математические подсчеты.

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н. э.) был построен на кирпичной платформе высотой 14 метров. Для ее возведения потребовалось перенести 1 350 524 м 3 глины. Для сравнения определите объем пирамиды Хеопса в Гизе (высота – 147 м, длина основания – 234 м). Еще одна информация к размышлению: суммарная длина крепостных стен Вавилона – 18 км, ширина – 17,5 м, усредненная высота – 18 м.

Какой из народов проявил больше прилежания в строительных работах?

2. Верно ли утверждение, что изобретателями пандуса были ассирийцы? Пандус – наклонная площадка, заменяющая лестницу, предназначенная для передвижения животных и конных упряжек (повозок, колесниц и т. п.).

3. Животные, будучи более подвижны по сравнению с растениями, выработали в ходе эволюции определенные формы поведения. У стадных, колониальных животных развит особый инстинкт, заставляющий их плотно прижиматься друг к другу, согревая себя и детенышей (весомый аргумент в пользу блокировки зданий!). В момент опасности стадные животные, вынужденные оставаться на месте, сбиваются в плотную массу вокруг своих вожаков (насекомые, рыбы, мелкий рогатый скот и пр.). Либо занимают круговую оборону (дикие буйволы, лошади). То есть круг в какой-то мере можно считать символом единства, «гарантом коллективной безопасности» всех живых существ. Однако во время вынужденных миграций стада (стаи) животных занимают походный порядок – линейная колонна, «угол», квадрат и т.п. Эти геометрические фигуры гарантируют быстрое перестроение в оборонительную позицию или достаточно организованное отступление.

Несомненно, что этот опыт живой природы был замечен и по достоинству оценен нашими предками. Круг стал восприниматься как фигура пассивная, «оборонительная». Квадрат же стал активной, «наступательной» фигурой (вспомним построение греко-македонских фаланг, римских когорт и манипул!). Именно поэтому древнейшие поселения мирных земледельцев имели округлые очертания, а воинские лагеря и колонии – близкие к квадрату.

Подтвердите или опровергните этот тезис примерами из градостроительной практики Ассирии.

4. Архитектурные формы ассирийских дворцов просты и геометричны. Пролет приемного зала во дворце Ашшурназирпала (870 г. до н. э.) равнялся 7 м. Во дворце Ассархадона в Нимруде (675 г. до н. э.) этот пролет достиг 19 метров! Однако по завершении строительства архитектор разделил зал продольной стеной на две части.

Один из законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) гласил: «Если строитель построил дом для человека, и работа его не крепка, и дом, построенный им, обвалился и убил владельца, то этого строителя должно убить…» (§ 229). Другой закон: «Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен устроить стену за собственное серебро…» (§ 233) (рис. 6.24-а).

Рис. 6.24. а – стела с изображением беседы царя Хаммурапи с богом Шамашем (XVIII в. до н. э.);

б – Ашшурбанипал со строительной корзиной

Не видите ли Вы взаимосвязи между этими древними законами и конструктивными переделками в нимрудском дворце? Интересовались ли ассирийские цари архитектурой и строительством (рис. 624-б)?

5. Изображения ассирийских военных лагерей, прямоугольных с закругленными краями или круглых, показывают, что царская палатка вместе со священными штандартами (боевыми знаменами) помещались не в центре лагеря, а совсем близко к его ограждению, окружавшему ряды палаток (рис. 6.25). То есть царю отводилось самое «защищенное» место внутри лагеря. Почему так поступали ассирийские цари? Использовался ли этот прием в ассирийском градостроительстве? Приведите примеры.

Рис. 6.25. Изображение ассирийского военного лагеря

6. Незадолго до падения своей собственной державы ассирийцы разрушили древнее государство Элам вместе с его столицей Сузами: «Зиккурат Шушана (Суз), который был построен из эмалированных кирпичей, – так сообщал царь Ашшурбанапал о своей победе, – я разрушил, обломал его зубцы, которые были отлиты из блестящей меди…. 32 статуи царей, изготовленные из серебра, золота, меди, алебастра… я забрал в страну Ашшур. Я снес шеду (и) ламассу, стражей храма, всех, сколько (их) было, исторг яростных быков, украшение ворот. Святилища Элама до небытия я уничтожил, его богов (и) богинь я пустил по ветру. В их тайные леса, в которые не проникал никто чужой, не вступал в их пределы, мои воины вступили, увидели их тайны, сожгли (их) огнем. Гробницы их царей, прежних (и) последующих, не чтивших Ашшура и Иштар, моих владык, доставлявших хлопоты царям, моим отцам, я сокрушил, разрушил, показал солнцу; их кости я забрал в страну Ашшур; их душам я доставил беспокойство, лишил их жертвоприношений (и) возлияний воды...» (рис. 6.26).

Почему ассирийский царь так упорно стремился уничтожить культовые постройки и «ассирийских» по духу «стражей храма» (шеду, ламассу) побежденных эламитов?

Рис. 6.26. Ассирийские лучники. Разграбление храма (ассирийский рельеф)

7. Пресная вода на Ближнем Востоке была и остается большой ценностью. Чтобы снабдить город водой, приходилось вести ее издалека, строить длинные водопроводы. Предшественник греческих и римских водопроводов, ассирийский акведук близ древней Ниневии, построенный в царствование Синахериба в начале VIII в. до н. э., имел длину 40 километров, а при переходе через долину реки представлял собой открытый канал длиной более 900 метров, проложенный в искусственном каменном ложе шириной около 23 метров. Пять арочных отверстий моста были покрыты ложными сводами стрельчатого очертания пролетом 2,74 м каждый. На нем сохранилась надпись, прославляющая царя (раскопки производились до второй мировой войны Иракской экспедицией Чикагского университета под руководством профессора Генри Франкфорта).

Можете ли Вы назвать другие столь же грандиозные инженерные сооружения Древнего Востока?

8. Финиковая пальма – одно из наиболее популярных растений в странах Востока (рис. 6.27). У нее очень вкусные плоды, которые едят в сыром и сушеном виде. Из пальмового сока делают опьяняющий напиток.


Рис. 6.27. Финиковая пальма – ассирийское «дерево жизни»

Косточки фиников использовались кузнецами для приготовления угля, из листьев плели различные изделия. Кора финиковой пальмы шла на веревки, а древесина служила строительным материалом. Многочисленные рельефы из царских дворцов, произведения прикладного искусства изображали «дерево жизни», функции которого нередко выполняла пальма.

Приведите примеры использования стилизованных «пальм» в искусстве и архитектуре Древнего Востока.

9. Известно, что в армии Ассирии существовали инженерные части, которые занимались строительством мостов, дорог, осадных машин, разбивкой военных лагерей. Многие инженеры в мирное время становились зодчими. Они занимались планировкой городов, строительством зданий и фортификационных сооружений. Нашел ли отражение в архитектуре Ассирии их военный опыт?

10. В ассирийском жилом доме жилые апартаменты обычно занимали южную сторону квадратного двора. На прилегающих сторонах квадрата находились склады, а выход на улицу располагался как можно дальше от жилых помещений. Из каких соображений исходили ассирийские строители?

11. Ближневосточные города неоднократно захватывались и разрушались противником после «правильной» осады (рис. 6.28). Представьте себя в роли главного архитектора города, окруженного тремя стенами. Начертите наиболее рациональную схему расположения крепостных ворот и башен. Используйте все известные Вам способы защиты древних крепостей, которые помогут нанести максимальный урон неприятелю и отстоять вверенный Вам город.

Рис. 6.28. Осада урартской крепости

12. Известно, что древнеегипетские зодчие возводили свои сооружения по проектам. Чертежи рисовались на папирусе, дощечках или осколках глиняной посуды. Проекции обводились черными и красными линиями, дверные и оконные проемы подкрашивались желтой краской. Пользовались ли чертежами зодчие стран Двуречья и Ассирии? Как выглядели их «чертежи»?

1 – Введение

Остатки произведений ассирийского искусства, разрушенных и погребенных вследствие внезапных катастроф, в течение двух тысячелетий покоились непробудным сном под лишенными всякой растительности холмами мусора, и лишь во второй половине XIX в. явились на свет благодаря дорого стоившим раскопкам французов и англичан. В Ашшуре (Калех-Шергате), родине первобытного бога того же имени и северных семитов, получивших от нее название ассирийцев, находившейся на правом берегу Тигра, открыты отдельные остатки памятников древнеассирийского искусства. Гораздо плодотворнее были результаты раскопок Ниневии, позднейшей столицы Ассирии, лежавшей на левом берегу Верхнего Тигра, любимого города великой богини Иштар. В самой Ниневии, на развалинах которой ныне стоят напротив города Моссула местечки Куюнджик и Неби-Юнус, в Калахе (нынешнем Нимруде), к югу от Ниневии, и в Имгур-Беле, нынешнем Балавате, к востоку от Ниневии, англичане А. Г. Лайярд, В. Кеннет Лофтус, Гормузд Рассам и Георг Смит сделали великие, крайне важные открытия, главные результаты которых поступили в Британский музей, в Лондоне. В Дур-Шаррукине (Хорсабаде), к северу от Ниневии, раскопки производили французы Ботта и Фландин, Плас и Тома, поэтому произведения искусства, найденные там, находятся в Луврском музее, в Париже.

Ассирийское искусство, как наследник вавилонского.

Ассирийцы, некогда населявшие означенные места, сильные и мускулистые, любители войны и охоты, влили новую струю в дряхлевшее месопотамское искусство IX-VII столетий до н. э., и хотя эта струя не отличалась большой чистотой, но все же была и более сильной, и более живой и свежей. Конечно, ассирийцы сознавали себя плотью и кровью вавилонян, которым были обязаны как религией, государственными учреждениями, наукой и литературой, так и основными чертами искусства; но они не гнушались заимствовать некоторые отдельные формы орнаментики также и у своих дальних родственников, египтян. Но уже сам факт дальнейшего развития искусства на берегах Тигра в эпоху наибольшего процветания Ассирийского государства, продолжавшуюся четверть тысячелетия (884-626 до н. э.), доказывает, что северные месопотамцы сознательно шли собственным путем; действительно, произведения ассирийского искусства занимают среди подобных произведений, оставшихся от всех народов земного шара, совершенно отдельное положение, вследствие чего нельзя назвать ассирийцев подражателями в нарицательном смысле этого слова. Так, например, крылатые львы и бескрылые быки с человеческими головами, стоявшие в виде горельефных колоссов на страже при входах в ассирийские дворцы, по своим мифологическому характеру и значению могли быть и вавилонского происхождения. Но если бы употребление их, как символов и декоративных фигур, было у вавилонян столь же распространено, как у ассирийцев, то они были бы открыты не на одной только ассирийской почве. Известняковые или алебастровые плиты с рельефными изображениями различных эпизодов из жизни царя, приставленные одна возле другой и тянувшиеся рядами по нижней части стен на дворах, в проходах и в залах дворцов ассирийских государей, нагляднее всего свидетельствуют о национально ассирийском дальнейшем развитии месопотамского искусства, хотя и не подлежит сомнению, что стиль этих рельефов образовался в Вавилоне.

2 – Особенности архитектуры.

Наиболее прямая связь ассирийского искусства с вавилонским видна в архитектуре, к которой так или иначе относятся почти все открытые доселе художественные памятники Ассирии. И в этой стране главными строительными материалами служили штампованная глина, просушенный на солнце кирпич, в заметных местах кирпич, обожженный в огне, кое-где глазурованный. Ассирийские храмы, носившие название цигурат, представляли собой, точно так же, как халдейские и вавилонские, массивные террасообразные постройки, кверху суживавшиеся. Но прямоугольное основание, господствовавшее на юге Месопотамии, здесь, на севере, уступило место квадратному, получившему свое начало в Средней Месопотамии. Как и дворец царя Гудеа в Сирпурле, о котором мы говорили выше, дворцы состояли из большего или меньшего числа дворов, из которых каждый, вместе с выходившими на него залами и покоями, представлял собой одно замкнутое целое. Несколько таких отделений, обычно три, помещения для мужчин, женщин и хозяйственных потребностей, были обнесены одной общей стеной с четырехугольными выступающими из нее зубчатыми башнями и с массивными входными воротами и образовывали одно увенчанное зубцами здание на широко раскинувшемся возвышении, на которое вели двойные лестницы и рампы. Обширная наружная поверхность стен дворцов, как и в Древней Халдее, на главном фасаде расчленялась системой углублений, уступчатый профиль которых, разумеется обусловливаемый характером кирпичных построек, соответствовал двойному или тройному ряду зубцов, расположенных ступенями. Древнехалдейское деление фасада на части круглыми столбами, поставленными один подле другого, встречается местами и в Ассирии. Низкие верхние этажи, открывавшиеся на плоскую кровлю, имели вид лишь башенок на отдельных выступах стен; окна или галереи с колоннами являлись, по-видимому, только в таких надстройках на стенах и над воротами. Однако и тут нет недостатка в признаках дальнейшего развития сравнительно с древневавилонским зодчеством. Прежде всего нужно заметить, что ассирийцы употребляли свод гораздо чаще, нежели древние халдеи юга. Юлиус Опперт говорил: "Еще и в нынешнем Вавилоне постройки сооружаются из кирпича и деревянных столбов, в противоположность новой Ниневии (Мосуле), где своды кладутся из сырого кирпича".

В ассирийских развалинах сохранились явственные части коробового свода, с одной стороны, над пролетами ворот городских стен, а с другой - в водосточных каналах, в которых можно видеть то циркульный, то эллиптический, то заостренный свод. Куски кладки, которые можно было принять только за остатки обрушившихся сводов, найдены также в хорсабадском дворце. Ворота и двери, как правило, имели дугообразную форму верха, но встречаются также двери с прямолинейным верхом. Коробовыми сводами, по-видимому, покрывались проходы и продолговатые главные залы дворцов. Французские исследователи, со времен Пласа и Тома утверждали, что некоторые из квадратных залов имели купольное покрытие. На происходящих из Куюнджика рельефах, Британский музей, изображены небольшие здания (рис. 140), доказывающие, что ассириянам не были чужды постройки с куполообразным покрытием. Однако на прочих плитах с изображениями ассирийских дворцов, кроме армянских зданий с фронтоном, мы видим исключительно постройки с плоской крышей. Во всяком случае, такая крыша, устроенная на деревянных балках, сверху которых намощен пол из битой глины, составляет общее правило в ассирийском строительном деле, как это подтверждается тем, что Лайярд при своих раскопках постоянно находил кучи золы от обуглившихся балок, равно как и тем, что в надписях царей говорится о кедровых бревнах, которые привозились для построек.

Рис. 140 – Рельеф из дворца Санхериба в Куюнжике.

Каменные колонны, насколько можно судить по немногим сохранившимся от них обломкам, применялись при постройке ассирийских дворцов только в указанных выше побочных местах или же как украшения наружной поверхности стен. Однако изображение внутри дома на одном бронзовом рельефе, найденном в Балавате, точно так же как бронзовая оболочка деревянной колонны, обнаруженная Пласом на одном из дворов в Хорсабаде, и, наконец, надписи, разобранные Мейсснером и Ростом, из которых одна гласит, что Синахериб приказал подпереть колоннами потолок в одном помещении нижнего этажа, показывают, что ассирийцам не были чужды деревянные колонны как подпоры. Во всяком случае, колонны в Ассирии исполняли свое назначение лучше в тех, похожих на шатры, легких небольших храмах (aediculae, павильонах, киосках), которые в ней, как и в Египте, существовали наряду с массивными сооружениями, известными нам преимущественно по изображениям на плитах с рельефами, чем в монументальных зданиях.

Рис. 141 Ассирийский рельеф из Нимруда

Изображение настоящего шатра найдено в северо-западном дворце в Нимруде (рис. 141). Верхние концы представленных здесь подпор свободно выходят наружу. Капитель с волютами, та, что на рисунке видна с левой стороны, поразительно напоминает подобные капители, встречавшиеся в египетской живописи. Своеобразны также две капители, что направо, с волютами и обращенными друг к другу фигурами каменного барана на подставках, помещенными над волютами. Основываясь на этом мотиве, Перро видит в ассирийской волюте как здесь, так и повсюду, подражание рогам каменного барана. Однако такое объяснение происхождения волюты, в смысле общего положения, маловероятно. На хорсабадских и куюнджикских рельефах небольшие храмы представляются не шатрами, а каменными постройками; их колонны, как и везде в Ассирии, - круглые и гладкие. Волюты их капителей удвоены, поставлены одна над другой. Наконец, рельеф в Британском музее, изображающий бога солнца в его храме с колоннами, доказывает, что капитель с волютами употреблялась еще в поздневавилонском искусстве и что, следовательно, на нее нельзя смотреть как на ассирийское изобретение. Но особенно невероятным представляется предположение, что она произошла от египетской пальмовидной капители. Однако в ассирийской архитектуре встречаются типы колонн, принадлежащие только ей одной. Сюда относится хорсабадская колонна с капителью в виде приплюснутого шара (рис. 142), украшенного двумя венцами из дуг, охватывающими один другой; сюда же следует отнести найденное в Куюнджике подножие колонны, имеющее подобную же форму и подобное украшение; это подножие покоится на спине крылатого быка с человеческой головой. Сюда относится также обломок базы из Нимруда в виде крылатого сфинкса полуегипетского характера. Что подножиям колонн действительно придавали вид этих фантастических животных, как то делалось потом в средневековой Европе, видно из одного рельефа, найденного в Куюнджике, Британский музей. Подножия колонн здания на этом рельефе, имеющие вид круглых подушек, покоятся на спинах животных, которые стоят парами, одно против другого. Нижний край этой подставки орнаментирован ступенчатыми зубцами. Не подлежит сомнению, что все эти формы, за исключением сфинкса, - месопотамского происхождения.

Рис. 142 Капитель в виде приплюснутого шара из Хорсабада

Во 2-м тыс. до н. э. рядом с Шумером возникли новые очаги культуры. Большие изменения в искусстве были связаны с возвышением Ассирии. Мощь государства-завоевателя, концентрация власти в руках царей способствовали сложению искусства, прославлявшего силу правителей, их славу и доблесть. Крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц, управляемых воинами, сцены охоты на диких животных на монументальных рельефах характеризуют ассирийское искусство.

Архитектура. В зодчестве, продолжавшем оставаться ведущим видом искусства, преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура. Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад) . Он сооружен в VIII в. до н. э., одновременно с городом, построенным по определенному плану в виде квадрата с прямоугольной сеткой улиц. Го-род и дворец были окружены крепостной стеной. Интересной особенностью планировки было сооружение дворца на линии городской крепостной стены таким образом, что одна его часть оказывалась в черте города, а другая выходила за его пределы. К дворцу со стороны города примыкал ряд зданий, составлявших официальную и священную зону, включавшую храм и другие сооружения. Весь этот комплекс, включая и дворец, был в свою очередь обнесен крепостной стеной, образуя цитадель, отделенную от города и защищенную таким образом не только от внешних врагов, но и от внутренних, на случай восстания в городе.

Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи. Насыпь состояла из 2-х расположенных рядом в виде буквы Т террас высотой в 14 м и занимала площадь в 10 га. Своей планировкой дворец восходил к обычному в Двуречье жилому дому, но был во много раз больше. Особенностью дворца была асимметричность общей планировки. Тем не менее, дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили 3 храма и зиккурат.

В отличие от древнего зиккурата Ура хорсабадский зиккурат состоял из семи ярусов. Нижний ярус имел 13x13 м в основании и 6 м в высоту, последующие, уменьшаясь в размерах, завершались небольшой часовней. Можно предположить, что общая высота здания равнялась примерно десятиэтажному дому. Благодаря декоративной обработке стены, имевшей вертикальные выступы, и линии пандуса, украшенного парапетом, масса здания приобретала легкость, не нарушая общего монументального характера архитектуры.

Дворцовый ансамбль возвышался над расположенным внизу городом. Главный вход обращенного к городу фасада дворца был фланкирован двумя большими выступающими из стен башнями, где находилось помещение для стражи. По сторонам каждого входа, обрамляя его, были изваяны огромные каменные фигуры (размером 3–4 м) фантастических крылатых быков или львов с человеческими головами. Эти чудовища - «шеду» считались покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство светотеневых эффектов. Скульптор хотел показать чудовище одновременно и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить лишнюю ногу, и получилось, что смотрящий на фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль - идущей. По сторонам от «шеду» вдоль по фасаду здания располагалась фризом цепь монументальных рельефных изображений. Исполинские фигуры непобедимого героя месопотамского эпоса Гильгамеша, душащего одной рукой льва, чередовались с изображениями крылатых людей и крылатых быков. Яркие изразцовые панно украшали верхние части дворцовых входов. Внешний облик ассирийских дворцов, в целом монументальный, отличался большой пышностью и декоративностью.

Рельеф и росписи. Отличительные черты рельефа периода IX в. до н. э. - простота, четкость и торжественность. В передаче различных сцен на рельефах художники старались избежать перегруженности изображения. Почти во всех композициях отсутствует пейзаж. Можно различать сцены исторического характера (изображения битв, осад, походов) и изображения дворцовой жизни и торжественных приемов.

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна. Обнаженные части тела исполнены со знанием анатомии, хотя мускулы преувеличенно подчеркнуты и напряжены. Большая выразительность придана позам и жестам людей, особенно в массовых сценах, где художник, изображая воинов, иноземцев, слуг, не чувствовал себя связанным канонам.

В VIII в. до н. э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве. В рельефах и росписях сохранены строгость манеры, большие размеры фигур и простота композиции, но художники проявляют большой интерес к облику людей - ассирийские сановники. Мускулатура становится менее преувеличенной, хотя ее обработка еще очень сильна и резка. Появляется портретное сходство. В рельефах с изображениями животных хорошо и верно передано движение. Появляется пейзаж. По трактовке рельеф остается таким же плоским, но контур фигуры становится более плавным и округленным.

В конце VIII – начале VII в. до н. э. было дальнейшее развитие рельефа. Значительно усложняются композиции, иногда перегруженные деталями, не имеющими прямого отношения к сюжету. Рельеф теперь разделяется на несколько ярусов.

Наивысшего своего развития ассирийский рельеф достиг в VII в. до н. э. Центральное место в рельефах занимали батальные сцены, повествующие о военных победах ассирийского царя; многочисленны сцены царской охоты. Мотивы становятся очень разнообразными. В изобразительном искусстве с большой силой развиваются тенденции предшествовавшего периода, значительно усиливаются черты реализма. В построении сложных сцен художники стремятся преодолеть трудности в изображении движения и ракурсов. Все композиции очень динамичны.

Лучшими произведениями ассирийского искусства являются сцены охоты на львов - «Охотники, несущие убитого льва», «Раненая львица» .

Скульптура. В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом. Примером ассирийской круглой пластики может служить небольшая, выполненная из известняка статуя Ашшурнасирпала II , облаченного в тяжелую длинную одежду (IX в. до н. э.). Чрезвычайно плоскостно трактованная, она похожа больше на доску, чем на объемную фигуру. Такой же характер имеют и происходящие из Хорсабада статуи второстепенных богов, держащих в руках магические вазы с истекающей водой. Плоскостной характер таких статуй может быть объяснен их зависимостью от архитектуры, так как они рассчитаны на то, чтобы восприниматься на фоне стены.