Проект по русскому языку. Знаки препинания

Кошки
Приложение № 1

Темы проектов по русскому языку

5 класс.

Тайны названий домашних животных

Военная лексика в стихотворении М.Лермонтова «Бородино»

Диалектизмы в порести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Морфологические признаки частей речи

Местоимение: смысл названия

Из истории этикетных слов

12 месяцев(Этимология названий месяцев)

Нужно ли ставить точки над Ё?

У меня зазвонил телефон(Этика телефонного общения)

Ода русскому языку

Транскрипция в русском и английском языках, её роль.

Ударение в художественной литературе.

Использование антонимов в пословицах и поговорках

Осенние (зимние и др.) слова в лирике А.Пушкина

Этикетные слова

Все типы речи видим здесь…

Фразеологизмы со словом «рука»

История падежей

Грамматический род в растительном мире

Работа Л. Толстого над языком

Звукопись в лирике русских поэтов

6 класс

Словарь эпитетов

Как правильно говорить?

Наши друзья - словари.

Энциклопедия одного слова (значение, происхождение, однокоренные слова, синонимы, антонимы, сочетаемость, фразеологизмы, пословицы).

Занимательная омонимия. Чем она привлекает писателей?

Историзмы и архаизмы в сказках А.С. Пушкина.

Профессионализмы в речи моих родителей.

Старинные русские меры длины.

Интересная фразеология.

Фразеологизмы с названиями животных.

Буква Ё в русском языке.

Происхождение имен собственных.

Заимствованные слова в русском языке.

Старославянизмы в современном русском языке.

Правила составления и разгадывание ребусов.

Учимся писать письма.

7 класс.

О чём рассказывает этимология?

Что означает слово ЛОГОТИП?

Аббревиатуры в математике и других школьных предметах.

Эти старые слова…

Совпадают ли орфографические правила написания сложных слов в русском и английском языках?

Есть ли в английском языке пунктуационные знаки, которые употребляются по тем же правилам, что и в русском языке?

Виды связи предложений в тексте.

Музей одного слова.

Имеют ли значения предлоги?

Какие союзы употребляются в английском языке? Делятся ли они на разряды?

Частицы НЕ и НИ. Что общее и в чём различие?

Что вы знаете о языке животных? Чем он отличается от языка человека?

А как говорим мы? Орфоэпические нормы.

Основные способы образования слов.

Омонимы русского языка.

Фразеологизмы в нашей речи.

Языковые средства выразительности.

Фонетические средства выразительности.

Морфологические средства выразительности.

Лексические средства выразительности.

Синтаксические средства выразительности.

Союз в предложении и тексте.

Словари-наши помощники.

Словарь одного слова.

Занимательная ономастика.

Я и моё имя.

История моего города в названиях.

Лингвистическая сказка.

Кроссворд на лингвистическую тему.

Языковые вирусы.

Фразеологизмы в нашей жизни.

Лексика газетных заголовков.

Эволюция наречия.

Речевые ошибки в современных российских песнях.

8 класс.

Памятники Кириллу и Мефодию, воздвигнутые в Мурманске и Москве. Что их объединяет и чем различаются?

Роль запятой в передаче смысла предложения

В течение нескольких дней понаблюдайте за речью женщин и мужчин и проверьте правильность выводов о существовании некоторых различий в их речи. Как вам кажется, нужно ли учитывать эти особенности в общении? Обоснуйте свою точку зрения.

На основе школьных учебников по разным предметам установите, какую роль играет наглядность (схемы, таблицы, графики, рисунки и т.п.) в научном тексте. Сделайте вывод.

«Использование односоставных предложений в лирических произведениях А. С. Пушкина»

«Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Державин)

«Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют; надобно только открыть или показать оныя». (Н. Карамзин)

«Народ выражает себя в языке своем». (И. Срезневский)

«Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». (И. Срезневский) «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения тонких ощущений и оттенков мыслей». (В. Короленко)

«Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их». (Л. Н. Толстой) «Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества». (А. Ефимов)

«Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств». (Р. Будагов)

«Слово наших предков»

«Языки каких народов оставили след на карте нашего края?»

«Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия городов, деревень, улиц?»

«Исторический календарь топонима»

Давайте говорить друг другу комплименты!

Компьютерная лексика и сленг

Искусство просьбы

Практическая стилистика

Проживём без англицизмов?

Косил косой косой... Омонимы коварные и смешные

Удивительные омонимы

Здравствуй!

Нет слов? Одни эмоции!

Невербальные средства общения

Невербальные средства общения

Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Употребление частиц». Покажите, как неверное употребление частиц искажает смысл.

9 класс.

Союз и союзное слово? (Способы разграничения, упражнения, тесты).

Простое или сложное? (Сложные случаи разграничения простых предложений с однородными сказуемыми и сложносочиненных предложений).

Синтаксическая синонимия сложноподчиненных и простых осложненных предложений.

Запятая в предложениях со словом КАК

Тире в сложносочиненном предложении.

Нужна ли запятая? В каких случаях не ставится запятая между частями ССП, между главной и придаточной частями СПП? Наличие/отсутствие запятой на стыке союзов (союзных слов) в сложном предложении.

Запятая, двоеточие или тире? (Знаки препинания в БСП).

Схемы бывают разные. (Сопоставление различных способов схематического изображения структуры сложного предложения).

История знаков препинания в русском языке.

Темы проектов по литературе

5 класс

Мифологический сюжет в изобразительном искусстве.

Пословицы, поговорки, загадки Вашего края.

Пушкин и книги.

Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Природа в произведениях русских поэтов XIX века.

Литературное путешествие по лермонтовским местам.

Лермонтов и книга

«Бородинская панорама» в произведениях изобразительного искусства.

Гоголь и Пушкин.

Славянские предания и легенды в повести Н.В. Гоголя. «Ночь перед Рождеством».

На родине Гоголя.

Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве.

Толстой и Ясная Поляна.

Кавказ в русской живописи.

Сельская школа в XIX веке.

Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте.

Книга в жизни Чехова.

«По чеховским местам (Мелихово)».

Сказ Бажова «Каменный цветок» и русская волшебная сказка.

Екатеринбург П.П. Бажова.

Экранизация произведений Носова в отечественной анимации.

6 класс.

Музеи Л. Н. Толстого.

Изображение степи в произведениях А. П. Чехова "Степь" и Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".

Национальные особенности, отраженные в сказках " Снегурочка" братьев Гримм и " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина.

Своеобразие раскрытия темы детства в произведениях русских и зарубежных писателей (произведения по желанию).

Русские поэты о празднике Рождества.

Отражение античной мифологии в произведениях живописи и (или) скульптуры.

Как связаны между собой планеты Солнечной системы, звезды, созвездия и античная мифология?

Почему предание о граде Китеже получило такую популярность в русской литературе?

Мифологический эпос вашего края.

Сборник "О сказках".

Образ Евпатия Коловрата в творчестве русских писателей 19 века.

Имя Михаила Ломоносова в названиях улиц и населенных пунктов.

Святочные гадания и баллада В. А. Жуковского " Светлана".

Лицей во времена А. Пушкина и в наши дни.

Поэзия А. С. Пушкина в музыке.

Судьба романа "Дубровский" А. С. Пушкина в иллюстрациях, кино, музыке.

Буклет "Русская усадьба 19 века".

Кавказ в жизни и творческой судьбе М. Ю. Лермонтова.

Гоголь и Пушкин.

" Тарас Бульба " Н. Гоголя и русский героический эпос.

Литературное путешествие по гоголевским местам.

Экранизация произведений Гоголя в отечественной анимации.

Книги о героическом прошлом Отчизны.

И. С. Тургенев в изобразительном искусстве.

7 класс.

Картины художников, посвящённые русским богатырям.

Подготовьте материал к выставке о М.В. Ломоносове, эпиграфом к которой можете взять слова А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Судьба произведения Г.Р. Державина «Властителям и судиям».

Комедия Фонвизина «Недоросль» и комедия Мольера «Мещанин во дворянстве».

История стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву».

Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Анчар» и «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова.

Правила и порядки проведения судного поединка в XVI веке. (По роману А.К. Толстого «Князь Серебряный» и М. Ю. Лермонтова «Песне про …купца Калашникова»

«На родине И.С.Тургенева»

«Левша» в изобразительном искусстве.

«Сказ Н.С.Лескова на театральной сцене».

Литературно-краеведческая экскурсия по чеховским местам.

Образы Николеньки из «Детства» Л.Н. Толстого и Алёши из «Детства» М. Горького.

Народные характеры в творчестве русских писателей XIX века.

Литературно-краеведческая экскурсия «Есенинское Константиново».

Романтизм в русской литературе и изобразительном искусстве начала XX века.

Изображение природы у Пришвина «Москва-река» и Паустовского «Мещёрская сторона».

Образы главных героев в поэме Мустая Карима «Бессмертие» и поэме Твардовского «Василий Тёркин».

Тема Родины, отчего дома, любимого края в произведениях XX века.

«Поэты XX века о России». Стихотворения, положенные на музыку.

Повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и повесть «Планета людей».

Образы-символы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Афоризмы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

23.Символика цвета в произведениях Гаршина.

24.Цветовая гамма в произведениях М.Ю. Лермонтова.

25.Образ Луны в произведениях И. Бунина.

Хронотоп в ранней лирике В. Маяковского.

Образы цветов в творчестве А. Пушкина.

28.Образ Солнца в лирике К. Бальмонта.

Женские образы в «Повести о Петре и Февронии» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Одинокий будетлянин. По творчеству В. Хлебникова.

31.Поэтика цвета в духовном романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».

«О, Русь моя…». По произведениям русских поэтов ХХ века.

Венок Есенину.

34.Слово о Солженицыне. Испытание судьбой «Архипелага…», изгнанием, возвращением

35.История гитары.

«Здравствуй, здравствуй, я вернулся». Памяти Ю. Визбора.

Притягательная сила русского народного костюма.

Зеркало отражения: исторические личности и литературные произведения. (По произведениям русских писателей и поэтов первой половины 19 века).

«Театр не мода, вечен всегда!» (По произведениям русских и зарубежных драматургов 19 века).

Богатыри земли Русской.

41.Мир, полный приключений. Они – рядом!

42.Две правды в «Песне про купца Калашникова».

43.Читая лирику С.Есенина…

44. Лирика М.Ю. Лермонтова.

8 класс.

Отношение к памяти Александра Невского в истории России.

Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе.

Русская сентиментальная повесть «Бедная Лиза» - европейская новелла второй половины XIX века.

Картины природы и их роль в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

В.А. Жуковский – один из ярких представителей русского романтизма.

В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

Баллада – один из жанров романтической поэзии.

Пугачёвщина и Пучачёв на страницах «Капитанской дочки": восстание или бунт?

Нравы и быт дворян XVIII века в изображении А.С. Пушкина.

Образы-символы в романе Пушкина.

Роль эпиграфов в романе «Капитанская дочка".

Крылатые выражения и афоризмы на страницах «Капитанской дочки".

Дорогами Гринёва и Пугачёва (путешествие по страницам пушкинского романа и географическому атласу).

Лермонтов на Кавказе.

Купечество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

«Ревизор» на сцене и в кино.

Трагическое и комическое в пьесах Д.И. Фонвизина «Недоросль» и Н.В. Гоголя «Ревизор».

Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Судьба русской крестьянки (по произведениям Н.А. Некрасова).

Н.А. Некрасов в музыке.

«Снегурочка» А.Н. Островского и устное народное творчество.

Романтические традиции в «Снегурочке» А.Н. Островского.

История в рассказе «После бала» Л. Толстого.

Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного из произведений).

Произведения М. Горького в живописи и киноискусстве.

Маяковский - художник.

Маяковский и футуризм.

Художественные особенности поэзии В. Маяковского.

Русские писатели «первой волны» эмиграции.

Н. Тэффи и А. Аверченко.

«Маленький человек» в рассказах Н. Тэффи.

Виды комического в творчестве Н. Тэффи.

Подготовьте выставку «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Быт и нравы Вероны и Мантуи (по страницам пьесы Шекспира).

«Ромео и Джульетта» на театральной сцене и в кино.

Роман Сервантеса в изобразительном искусстве.

9 класс.

Сопоставление поэтических переводов «Слова…».

Создание словаря топонимов и лексического комментария к «Слову…».

Компьютерные презентации с привлечением исторического материала и произведений других видов искусства.

Исследование истории жанров литературы классицизма.

Создание аудиоспектакля (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»).

Создание словаря реалий крестьянского быта («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Компьютерные презентации с привлечением историко-краеведческого, искусствоведческого и литературного материала.

Сопоставление оригинала и перевода (баллады В.А. Жуковского).

Подготовка и запись лирического концерта.

Компьютерные презентации с привлечением историко-литературного и искусствоведческого материала.

Литературно-критический обзор раннего творчества А.С. Грибоедова. 13.Подготовка аудиоспектакля (комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

Подготовка теста-викторины и словаря-комментария по пьесе «Горе от ума».

Компьютерные презентации с привлечением историкокраеведческого, театроведческого и литературного материала.

Создание иллюстрированного путеводителя по произведению («Евгений Онегин»).

Работа над тестом-викториной, видеогидом, сценарием литературно-музыкальной композиции по произведениям А.С. Пушкина (по выбору).

Анализ исследование одного стихотворения.

Создание литературно-философс кого эссе, теста-викторины, видеогида, сценария литературно-музыкальной композиции по произведениям М.Ю. Лермонтова (по выбору).

Анализ-исследование одного стихотворения.

Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного, искусствоведческого и кинематографического материала.

Создание литературно-философского эссе, теста-викторины, аудиоспектакля, словаря крылатых выражений, киносценария по поэме «Мертвые души» (по выбору).

Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного и искусствоведческого материала.

  • Русский язык
  • 5 кл.
  • 14.03.2017

Изучая дополнительную литературу, мы узнали,что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика . Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка мы находим лишь одну информацию о прозвищах, что они пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается. Однако, по нашему мнению, изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное. Это обусловило выбор темы нашего исследовательского проекта «Мир школьных прозвищ». Цель исследования: - Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 4-5 классов, проанализировать отношение к прозвищам. Задачи: изучить научно-популярную литературу по данной теме; провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ; составить картотеку школьных прозвищ; выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища; установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились; проанализировать отношение школьников к прозвищам. Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени. Методы исследования: - метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение); - анкетирование; - анализ; - сравнение; - статистические исследования (подсчет, вычисления). Актуальность исследования: - Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка. - Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом. -Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой. - Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ. Наша гипотеза - существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» г. Брянска

Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса

Творческий проект

Аршинов Иван,

Долганина Ангелина,

Мещевцова Виолетта,

Парфенов Артем,

Полугаевская Юлиана

7 класс,

руководитель

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и

литературы

Брянск

2017

1.1. Проектный продукт

Сборник ребусов доступен для свободного ознакомления по адресам ее постоянного размещения на страницах СМИ «Педагогический мир»

Международного детского творческого фестиваля «Апельсин»

Международного детского творческого фестиваля «Южный полюс»

Приведем примеры нескольких ребусов для иллюстрации проектного продукта

Частица

Средний род

Морфология

1.2 Аннотация

В начале учебного года учитель литературы предложила на одном из уроков порешать ребусы, посвященные фольклору. Эта работа нас так увлекла! На дом было задано прочитать страницы учебника, ответить на вопросы и по желанию составить свой ребус, посвященный героям русских народных сказок. Вот тут-то и родилась идея проекта -составить свои ребусы, ведь они развивают логику, помогают усваивать учебный материал, делают уроки интересными! Ангелина, которая уже участвовала в нескольких олимпиадах по литературе и русскому языку, сообщила, что во многих олимпиадах предлагают решать ребусы или составлять их самим. Именно этим обусловлена актуальность выбранной темы. Юлианна предложила составить ребусы по русскому языку, потому что многие лингвистические термины нелегко запомнить. Артем предложил составить ребусы не только на бумажном носителе, нарисовав их, но и сделать презентацию. Иван, уже участвовавший в конкурсе проектов, собрал группу ребят, заинтересовавшихся этой работой, пригласил Виолетту, которая тут же убедила нас всех обратиться к материалам Интернета и к учителям, чтобы узнать, что такое ребус и по каким законам он создается. Мы собрались на нашу первую встречу, обсудили все идеи, которые ребята выдвигали и обсуждали (Приложение 1). Мы предположили, что если создать сборник ребусов по русскому языку для 5 класса, то и мы, участники проекта, и другие пятиклассники, кому придется эти ребусы решать, смогут лучше изучить русский язык. Так была сформулирована гипотеза проекта. Таким образом, результатом нашей проектной работы явится «Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса».

1.3 Целевая аудитория

Созданный продукт адресован ребятам 5-6 классов, изучающим русский язык, а также всем, кто интересуется лингвистикой, готовится к олимпиадам и просто хочет потренировать свой мозг.

1.4 Цель проекта

Разработать «Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса».

Ожидаемый результат

Созданный «Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса» поможет пятиклассникам усвоить материал по русскому языку, а шестиклассникам повторить его, поупражняться в логике и сообразительности, подготовиться к олимпиадам по русскому языку.

1.5 Задачи проекта

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить имеющуюся научно-популярную литературу и материалы словарей по теме проекта;

2) найти в источниках или составить самостоятельно памятку «Как составить ребус»;

3) воспользовавшись памяткой, составить ребусы по основным терминам русского языка в 5 классе;

4) провести опытную работу с использованием разработанного сборника ребусов .

1.6 Этапы и методы работы над проектом

Этапы

работы

Решаемые задачи

Содержание работы и деятельность участников

Предполагаемый

результат

Подготовительный

(5 дней)

Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, выдвинуть гипотезу, определить практическую направленность проекта.

Организуем «Мозговой штурм» и все идеи записываем в «Банк идей» (приложение 1),проводим анкетирование учащихся 5-х классов (приложение 2), знакомимся с его результатами, делаем выводы. Работаем в Интернет. Составляем список литературы для ознакомления.

Обсуждаем первые итоги работы и заполняем листовки «Лист планирования» и «Подготовительный этап».

Содержание проекта определено, тема и цель сформулированы, практическая значимость и новизна проекта осмыслены.

Планирование (2 дня)

Уточнить источники изучения проблемы, познакомиться с научно-популярной литературой и словарными статьями, изучить подобные проекты и продумать, каким критериям должен соответствовать проект и его конечный продукт.

Изучаем по словарям и научно-популярной литературе, что такое ребус и как его составить, определяем круг терминов и понятий, по которым будем составлять ребусы. Составляем примерный план работы, указав ответственных за выполнение.

Обсуждаем итоги проделанной работы и заполняем листовку «Знаю/интересуюсь/узнал(а)»

Что такое ребус, определили, каковы правила их составления, поняли, определили термины, которые надо зашифровать, разделили их между собой, план работы составили.

Разработка (3 месяца)

проекта

Пользуясь памяткой «Как составить ребус», оформить эскизы ребусов, обсудить в группе полученные результаты, оформить ребусы на листах А4, отсканировать их и включить в презентацию.

Компилируем отобранный материал, составляем ребусы, отбираем иллюстративный материал для презентации. Предлагаем с полученным материалом ознакомиться учителю, одноклассникам, собираем и анализируем отзывы (приложение 5), вносим коррективы в соответствии с полученными результатами.

Сборник ребусов составлен и в бумажном виде, и в виде презентации, отзывы собраны и проанализированы, коррективы после анализа отзывов внесены.

Оформление

результатов

(10дней)

Закончить оформление сборника, сделать презентацию, знакомящую с проектным продуктом.

Редактируем и оформляем сборник в соответствии с результатами опытно-экспериментальной работы, с учетом пожеланий учителей и учащихся. Заполняем листовку «Знаю/интересуюсь/узнал(а)»

Портфолио творческого проекта оформлено.

Презентация

проекта (от 10 дней)

Уточняем условия публикации и готовим сборник в соответствии с положением о публикации.

Уточняем положение о городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска.

Публикации проекта в электронных СМИ, участие в фестивалях и конкурсах проектов.

Оценивание

(1 день)

Изучить критерии оценки творческих проектов, критерии городского конкурса проектов среди учащихся ОУ г. Брянска, конкурса «Учебный проект» ИД «Первое сентября».

Обсуждаем созданный нами продукт, выполняем самоанализ созданного проекта.

Заполняем листовку «Осмысление и оценка проекта»

Отзыв о работе руководителя проекта получен, «Лист сопровождения проектом» получен. Самоанализ работы выполнен.

Методы работы над проектом : изучение и анализ научно-популярной литературы, работа со словарями для определения теоретической и практической базы проекта; сопоставительный метод; статистический метод; организация обучающего эксперимента и обработка результатов, анкетирование, социологический опрос.

1.7 Материально-техническое, информационное и методическое обеспечение

Для реализации проекта потребуется :

Оборудование: фотоаппарат, принтер, сканер, мультимедийный проектор компьютер;

программное обеспечение, бумага;

электронные ресурсы Интернета;

толковые словари, словарь лингвистических терминов

Описание процесса исполнения

1.Определение темы проекта. Многие ребята 5 класса испытывают трудности в освоении лингвистических терминов и понятий. Это проблема. Познакомившись с ребусами на уроке литературы, мы подумали, что будет интересно составить ребусы по русскому языку. Многие ребята при анкетировании указали, что любят решать ребусы, с удовольствием познакомятся с правилами их составления и порешают ребусы, составленные нами. Может быть, решив ребусы, ребятам будет проще освоить трудные слова? (Приложение 2).

2. Целеполагание: как решить сформулированную проблему? Проблема: как определиться с выбором типа проекта и формы проектного продукта? Посоветовавшись с учителем, познакомившись в Интернете на сайте Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся http://project.1september.ru с различными проектами школьников, приходим к выводу, что самое эффективное в решении поставленной проблемы -создать сборник ребусов в бумажном виде и в виде презентации.

Проблема : сможем ли мы, создав сборник ребусов, заинтересовать одноклассников? Поможет ли пятиклассникам наш продукт понять и запомнить трудные термины?

3. Погружаемся в тему: в словарях ищем определение слова ребус. Так, в словаре С.И.Ожегова прочитали, что ребусом называют загадку, в которой «искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков» [ 3, 584]. Затем в Интернете знакомимся с разными ребусами по различным отраслям знаний, находим памятку «Как разгадать и составить ребус» (приложение 3), с интересом изучаем «Историю ребусов» (приложение 4), перечитываем учебник русского языка и выписываем все термины, которые изучили за это время, составляем первые наброски, обсуждаем с учителем и в группе полученные ребусы, предлагаем решить одноклассникам, чтобы понять, насколько наши задания понятны и решаемы. Сделали для себя много новых открытий!

4. Одна из неожиданных проблем: некоторые из наших ребусов такие сложные, что никто из одноклассников, даже самых способных, не мог их решить, об этом ребята написали в своих отзывах. Вера Сергеевна сказала, что это недостаток работы, мы читали о том, что при составлении любой задачи нужно рассчитывать на то, что кто-нибудь ее решит!

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему?

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута?

Ожидаемый результат

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема?

да

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом?

да

Сможешь ли ты перечислить все основные этапы работы над проектом?

да

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться)?

да

Индивидуальный график проектной

работы. Сможешь ли составить его самостоятельно?

Скорее да

6. Для удобства составляем график работы над проектом. Вносим в него и те шаги, которые нами уже сделаны.

п/п

Мероприятие

Дата

Беседа с руководителем проекта о предстоящей работе и предложение определиться с темой.

28. 09.15.

Формулировка темы.

29. 09. 15

Поиск материала о ребусах в справочниках и в сети Интернет.

01-04. 10.15

Работа с материалами сайта http://project.1september.ru

05-08. 10.15

Работа в библиотеке и Интернете. Уточнение списка терминов.

10-15.10.15

Уточнение цели и задач проекта, беседа с руководителем проекта.

16. 10.15

Беседа с руководителем проекта и составление плана и графика работы.

17.10.15

Систематизация собранного материала, попытка ответить на вопрос проекта. Беседа с руководителем проекта.

18.10.15.

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к учебным проектам

19.10.15.

10.

Составление ребусов. Беседа с руководителем и редактирование получившегося проектного продукта.

11.

Поиск иллюстративного материала для составления презентации. Составление презентации. Совершенствование ребусов. Беседа с руководителем проекта, редактирование презентации.

2015

12.

Редактирование ребусов с учетом пожеланий одноклассников и первых проб, составление презентации.

13.

Презентация полученного продукта в рамках недели русского языка перед учащимися гимназии

в течение ноября 2015 г.

14.

Сбор и изучение отзывов учащихся гимназии, редактирование сборника ребусов и его презентации с учетом замечаний и пожеланий.

18.

Участие в фестивалях и конкурсах, публикации в электронных СМИ

декабрь-январь

19.

Рефлексия.

декабрь-январь

7. Теперь приступаем к непосредственной разработк е с амого сборника, распределяем материал в том же порядке, в каком термины изучаются в курсе русского языка, составляем презентацию и выступаем с ней.

8. После выступлений перед одноклассниками и ребятами других пятых классов собираем отзывы, редактируем написанное.

9. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что нам особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, мы вновь внимательно изучаем положение о проекте, оформляем папку портфолио, редактируем написанное.

Подводя итог проделанной работе , следует отметить, что цель проекта достигнута, поставленные задачи решены. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии, публикации нашего сборника в электронном СМИ «Педагогический мир», периодическом издании СМИ «TEENET.RU», Фестивале детского творчества «Южный полюс», Международном детском творческом фестивале «Апельсин».

В процессе работы над проектом авторы приобрели следующие

знания о различных ребусах, способах их составления и решения;

умения : понимать и формулировать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, интерпретировать, систематизировать, оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы; представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

навыки: самостоятельной организации своей деятельности, работы с научной и справочной литературой, анализа и разрешения противоречий при работе в группе.

Авторы еще раз убедились в ценности научных знаний в современном мире, проверили свои способности в проектной деятельности в условиях соревнования. Мы поняли, что для достижения любой цели необходимы умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание. Мы обязательно будем работать над совершенствованием в себе названных способностей.

Работа над проектом позволила выстроить особые отношения с учителем и единомышленниками - отношения сотрудничества и равноправия. Инициатива деятельности исходила от авторов, однако руководитель проекта, Вера Сергеевна, давала советы, предоставляла информацию, подсказывала направления работы.

Проект дал возможность проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел: составленный сборник ребусов позволит лучше запомнить многие лингвистические понятия, пробудит интерес к русскому языку, поможет подготовиться к олимпиадам.

Работая над проблемой, мы получили шанс лучше понять себя, убедились в ценности взаимопомощи, взаимной ответственности, внимательности, у нас пробудился интерес к работе товарища.

Мы получили наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы, развивали в процессе работы над проектом личную инициативу, ответственность, настойчивость, активность.

Однако в процессе работы над проектом авторами были выявлены некоторые недочеты:

Работать в группе сложно: трудно учитывать мнение собеседника; непросто признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; в совместной деятельности со сверстниками очень проблематично осуществлять взаимный контроль, сохраняя при этом дружеские отношения ;

Очень сложно понять причины неуспеха деятельности, еще сложнее действовать в ситуации неуспеха;

При демонстрации результатов проектной деятельности необходимо шире привлекать аудиторию посредством проблемных вопросов, обращения к личному учебному опыту и опыту одноклассников.

Использованная литература и Интернет -источники

1. Как разгадывать ребусы. [Электронный ресурс] / Время забав. Загадки, головоломки, игры, ребусы.- Режим доступа:

Приложение 4

История ребусов

Слово «ребус» происходит от латинского res (вещь) и обозначает представление имен, слов и фраз изображениями, фигурами, композициями из букв и т.п. Само слово появилось из латинской фразы «Non verbis sed rebus», что значит «Не словами, а при помощи вещей». Иногда термин rebus ассоциируют с латинским словом rebis: res (вещь, предмет), rebis (обращение).

Каждый из нас непременно встречался с ребусами в повседневной жизни. Бесспорно, самый известный и распространённый ребус выглядит так: i u (произноситься на английском языке «I Love You» - «Я тебя люблю»). Таким образом, ребус представляет собой загадку, состоящую из изображений предметов (рисунков в сочетании с буквенными композициями и другими знаками), созвучных со словами или частями слов разгадки. Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Чаще всего ребусы используют в качестве загадки и развлечения.

Использование примитивных изображений для передачи информации легло в основу ранних письменных систем Древнеегипетской культуры (рубеж 4-го и 3-го тысячелетий до нашей эры). Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах. Ребусы оставались популярными в Средние века - их изображали на зданиях или объектах владения, для обозначения родовых фамилий.

Практика использовать ребусы в качестве загадок или шуток зародилась в XV веке во Франции. Первоначально ребусом называли особого рода балаганные выступления, содержащие пасквили, которыми паяцы в Пикардии ежегодно потешали народ во время карнавала. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего. Своим выступлениям авторы дали латинское название "De rebus quae geruntur", т.е. "на злобу дня" (дословно "о делах, которые творятся").

В 1582 году появился первый печатный сборник ребусов, имевший большой успех и выдержавший несколько изданий. Автором его был французский поэт Этьенн Табуро. Несколько сотен ребусов мастеров XVII - XIX веков хранятся в Лондонском Музее. К примеру, 1639 годом датируется работа флорентийского гравера и художника Стефано делла Белла (Stefano della Bella), выполненная в форме овального картуша под названием «Ребус на удачу».

В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей, в которой события Святого Писания пересказываются в форме ребусов. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. В предисловии к своему изданию Томас представляет первую американскую иероглифическую Библии как более иллюстрируемую нежели его английский прототип. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярны в конце XVIII века, поскольку облегчали преподавания Святого Писания детям.

Английский писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых популярних детских писателей XIX века, автор сказок «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», часто использовал ребусы в многочисленной переписке с юными почитателями своего творчества. В своих письмах он зачастую заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что не могло не понравиться детям.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет и журналов, почтовых открытках, столовых принадлежностях. В законодательнице мод - Франции, выпустили целую серию фаянсовых тарелок, на лицевой стороне которых был изображён ребус, а на обороте - разгадка.

В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Позднее, в 1881 году, начинает издаваться специализированный «Еженедельный загадочный журнал «Ребус», в котором, кроме увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию и призы. В одном из номеров «Ребуса» был опубликован «премированный» ребус-каламбур выдающегося русского поэта А.С. Пушкина. На самом ребусе изображались играющие на полу дети, возле которых на диване сидел мужчина, обозначенный словом «умный». А предыстория ребуса была следующей: «Явившись как-то к высокопоставленному лицу, А.С. Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При виде поэта, лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин хотел удалиться, то получил приказ произнести экспромт. «Дети На Полу, Умный На Диване», - сквозь зубы сказал раздосадованный поэт. «Ну что же тут остроумного», - возразила особа, - «Ждал от тебя большего». Пушкин промолчал, а особа, повторяя фразу поэта несколько раз и перемещая слоги, наконец, дошла до результата: «ДетиНа ПолуУмный На Диване». За решение этого ребуса-каламбура было обещано вознаграждение в виде нот к одной из опер.

Журнал «Ребус» был очень популярным и просуществовал до 1918 года. В середине 1930-х годов подшивки «Ребуса» изымались из библиотек и уничтожались.

Первое упоминание о печатных ребусах во времена Советской власти датируется 1937 годом. Ленинградская полиграфическая фабрика тиражом 25 тысяч экземпляров выпустила небольшого формата раскладывающиеся буклеты, которые носили название «Как читать ребусы» (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями (выпусками) и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте со следующей надписью: «Мы даём простой совет: каждый ребус отгадайте, а потом пакет вскрывайте и проверьте свой ответ». Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова «В часы досуга: ребусы» (иллюстрации И. Телятникова). В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева «Ребусы».

В послевоенное время ребусы, в большинстве своём, переориентируются на детскую и юношескую аудиторию. В 1947 году в серии «Час досуга» выходи сборник «Занимательные задачи в рисунках» И.Чканикова (художники А. Баженов, Ф. Завалов). Двумя года позже, мытищенская полиграфическая фабрика выпускает тиражом 200 тысяч экземпляров сборник «Подумай, отгадай! Ребусы-книги» Ал. Хаскина, в которую вошло 22 ребуса с зашифрованными фамилиями русских писателей и известных литературных произведений. В 1960-х годах огромной популярностью пользуются книги В.В. Акентьева: «Когда идёт дождь. Головоломки-самоделки» (1959 год), «Смекалка» (1961 год), «Прочти и отгадай. Ребусы - загадки» (1962 год), «Ребусы-пословицы» (1963 год) «Веселые тайны» (1964 год), «Остров тайн» (1968 год), «Со второго взгляда» (1969 год). Эти книги не только предлагали хитрые и шутливые шарады, задачи, ребусы и кроссворды, но и рассказывали, как их разгадывать и составлять самому. Книги Акентьева вобрали в себя наиболее интересные задачи и игры, которые с 1948 года хитроумный Капитан Мореходов (талантливый ленинградский журналист Николай Александрович Садовый) предлагал «Клубу смекалистых ребят» на страницах газеты «Ленинские искры», а позднее журнала «Искорка».

В Советском Союзе 1970-80 годов ребусы по-прежнему пользуются популярностью в основном у юных читателей. Их печатают в детских газетах и журналах. Отдельные сборники ребусов, за небольшим исключением, практически не выпускаются. Одним из таких исключений становится небольшая брошюрка детского писателя В.Павлинова «Ребусы-загадки», выпущенная Лениздатом в 1985 году. В аннотации издатель указал следующее: для среднего школьного возраста. 12 ребусов-загадок.

Распад СССР и последовавший за ним переворот в мышлении людей породил всплеск в развитии альтернативных направлений культуры и искусства на постсоветском пространстве.

Бурное развитие вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникаций также оказалось под влиянием ребусов. На рубеже веков, с ростом популярности мобильной связи сформировался особый SMS-сленг, основной характеристикой которого стала краткость. Буквально это обозначало, чем меньшее количество букв или знаков - тем лучше. Именно поэтому «язык SMS» обзавёлся всяческими аббревиатурами и сокращениями. С ростом популярности Интернета и социальных сетей это направление всячески преобразовывалось и обрастало новыми словами. Вот лишь несколько примеров современного компьютерного сленга: «cul8r» (see you later), «b4» (before), «gr8» (great). Подобно ребусу отдельные буквы и цифры заменяют созвучные слова и выражения.

По материалам сайта:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Тема: Достойные внимания знаки препинания

Руководитель проекта: Татарникова Л.Н.

Учебный предмет: русский язык.

Возраст участника: 11 лет.

Тип проекта : исследовательский

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Цель: исследование значения и функций знаков препинания, выявление их роли в предложении и письменной речи через анализ примеров из литературы и из жизни.

Задачи:

Необходимое оборудование:

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Издательство «Дрофа», 2010 год

2.Земский А.М. и др. Русский язык. Синтаксис. – М. Просвещение, 1996.

3.Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы. – М.: Просвещение, 1989.

Аннотация.

Актуальность проекта:

Личностная значимость: На уроках русского языка именно в знаках препинания возникают затруднения у большинства ребят. Во время написания контрольной работы или диктанта именно неверно поставленный знак препинания может превратить заветную «5» в «4», поэтому мы и уделим внимание знакам препинания.

Предполагаемый продукт проектной деятельности учащихся: презентация «Достойные внимания знаки препинания».

Тезисы проекта.

А зачем же нужны знаки препинания? Ведь у нас есть буквы. Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему человеку? До пятнадцатого века на Руси писали не то что без знаков препинания, а вообще без пробелов между словами.

- Знаки препинания постепенно входили в наше письмо: точка и двоеточие в XI веке, запятая в XIV, точка с запятой в XV, вопросительный знак в XVI, восклицательный знак и тире в XVII, многоточие в XVIII веке. Развивается народ, развивается система пунктуации.

Всего в русской пунктуации десять основных знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки.

И вообще, знаки препинания не только для удобства нужны. Вот к примеру запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного. Вот, к примеру. "Поставить статую золотую пику держащую."

1. Поставить статую, золотую пику держащую.

2. Поставить статую золотую, пику держащую.

Помните знаменитую фразу «Казнить нельзя помиловать» из не менее знаменитой сказки "12 месяцев" про избалованную принцессу, которая считала, что знаки препинания не особо-то важны.

А вот примеры из жизни. Вглядитесь в объявления, развешанные по нашему городу, почитайте их в газетах, в художественной современной литературе: пунктуационные ошибки тоже имеют место быть. И не так редко, как хотелось бы. Объявление: "Пьяным собакам на роликах вход строго воспрещен". Роль запятой в этом объявлении видна невооруженным глазом.

Итак, в своем проекте я проанализировала значение и функции знаков препинания, выявила их роль в предложении и письменной речи:

1.Знаки препинания помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

2.Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания.Отсутствие знаков препинания в некоторых случаях затрудняет понимание текста, поэтому расстановка знаков на письме необходима.

3.Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию.

Отзыв руководителя на исследовательский проект ученицы 5 б класса Козик Вики

Работа «Достойные внимания знаки препинания».

Задачи проекта:

1.История возникновения знаков препинания.

2.Провести практическую работу:

а) применение знаков препинания в повседневной жизни.

б) На примерах показать изменение смысла текста после перестановки или замены знаков препинания.

Актуальность проекта: Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. А нужны ли они, знаки препинания, сейчас, в нашем динамично меняющемся, мобильном мире? Ведь, общаясь в чате, через «смс» и «Скайп», молодежь не ставит их, как правило: лишнее! Зачем? Только доставляют хлопот! Умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно также важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.

Проект представляет собой интересную работу, содержащую ряд выводов. Автор доказывает, что знаки препинания образуют центр пунктуационной системы. Знаки препинания – это залог интеллектуального развития человека, развитие человека как личности.

Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Козик Вики может быть представлен на школьной конференции защиты проектов.

_________________________________ / Ф.И.О./

« ___» ________________ 2016 г.

Наталия Николаева

Мини – проект по русскому языку «Слово »

5 класс

Разработала Николаева Н. А. -воспитатель

Купец : «Продаю слово ! Слово непростое , слово дорогое ! Покупайте слово , важное такое!»

Дед : «Сколько ж стоит твоё слово ? Чем же важное оно такое?»

Купец : «Мало дедушка, совсем!»

Дед : Эй, купец! А как его купить?

Купец : Нет проблем! Включи свою смекалку, и попробуйте все вместе отгадать мою загадку. Ребята, помогите отгадать слово деду и получить его !

Толковый словарь говорит , что это -

1. Особая форма существования материи, возникшая на определенной ступени ее развития, главным признаком которой и отличием от неживых объектов является обмен веществ.

Словарь Ожегова говорит , что это - физиологическое существование человека, животного, всего живого.

Так же есть иные значения этого слова , а именно :

1 События, происходящие с чем-либо существующим.

2. Совокупность всего сделанного и пережитого человеком.

3. Деятельность общества и человека во всей совокупности ее проявлений.

4. Устаревшее значение. То же, что : биография.

Вы догадались, что же это? (жизнь )

Молодцы ребята, вы помогли деду купить слово «Жизнь » . Пусть его жизнь будет долгой и здоровой.

Показывает и читает слайд презентации.

жизнь[жыз"н"]

В слове «жизнь » : слогов-1 (жизнь , букв-5, звуков-4 :

ж [ж]: согласный, парный звонкий, непарный твёрдый

и [ы]: гласный

з [з"]: согласный, парный звонкий, парный мягкий

н [н"]: согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

Жить - разбор слова по составу

Часть речи : глагол.

корень - ЖИ; окончание - ТЬ;

Основа слова : ЖИ

Слово Жить содержит следующие морфемы или части :

Приставка (0) : -

Корень слова (1) : ЖИ;

Суффикс (0) : -

Окончание (1) : ТЬ;

Купец : В русском языке используется очень много фразеологизмов со словом жизнь .

Например :

Прожигать жизнь (Жить беззаботно, развлекаясь и веселясь)

Жизни не рад (ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА, АППАТИЯ)

Жизни < ;своей> не жалеть (Поступать самоотверженно, быть весьма усердным) .

Жизнь моя (что-то или кто-то самый важный для человека)

Жизнь на волоске (Находиться под угрозой чего-то)

Борьба не на жизнь , а на смерть (Не щадя своей жизни ) .

В жизни не догадаться (что-то очень сложное, запутанное)

Говорить за жизнь (неспешно и спокойно обсуждать всё подряд)

В делах? успехов и везенья!

В душе? тепла и доброты!

Жить интересно, с настроеньем,

В удачу верить и в мечты!

Купец :

Дарить любовь родным и близким,

С улыбкой новый день встречать

И всё, что лучшее есть в жизни ,

Суметь увидеть и познать!

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 8 класса «Самый умный» ИГРА «САМЫЙ УМНЫЙ» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8 КЛАССА ЦЕЛИ: 1) проверить знания учащихся по русскому языку и литературе; 2) развивать.

Учебные задания по русскому языку для учащихся 1 класса, направленные на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС Задание 1. Задание направлено на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии. УМК «Школа России». Русский язык. 1.

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 4 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального.

IMG]/upload/blogs/detsad-368497-1460189924.jpg Праздник «Жизнь дана на добрые дела». (звучат фанфары) Придумано кем-то просто.

Проект для учащихся 2 класса «Классный перчик» Название проекта: «Классный перчик». Руководитель проекта: Ковалева А. Г. Помощники проекта: Петрова Е. А. Учебный предмет, в рамках которого.

Актуальность проекта: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов.