Капиталистическое общество - самая «нелюбимая» общественная формация в России.
Вступление нашей страны в капиталистическую эпоху из феодальной произошло со значительным запозданием, да и просуществовала капиталистическая империя недолго - сменилась коммунистической, а там уж капитализм честили по полной программе.
Капитализм представляет собой систему, основанную на частной собственности, свободном предпринимательстве и юридическом равенстве. Главный стимул для проявления инициативы в таком обществе - стремление получить прибыль.
Конечно, это не значит, что капиталистов всегда заботят лишь деньги, просто деньги являются основным мерилом стоимости товаров и услуг. В идеальном случае капитализм должен был наиболее эффективно реализовать принцип, популяризованный в своих лозунгах коммунистами: «От каждого по способностям, каждому - по потребностям».
Деньги в такой системе - всего лишь посредник между «способностями» и «потребностями». Капитализм - это абстракция. Никакое общество в истории человечества не было абсолютно капиталистическим, всегда имелись черты, присущие другим общественным формациям:
Последний упомянутый фактор и вовсе относится к социалистической системе и в той или иной степени присутствует в большинстве западных стран, даже нынешняя Великобритания, наиболее «классическая» капиталистическая держава, в значительной мере является страной социалистической, что стало возможным благодаря активности лейбористов и общему демократическому движению в Европе в середине ХХ века.
Считается, что слово «капитализм» появилось на рубеже XVIII и XIX веков, хотя понятия «капиталист» и «капиталистический» существовали и раньше - они применялись биржевыми торговцами. И практически сразу термин «капитализм» стал употребляться в негативном ключе, что стало особенно заметно при зарождении социалистического движения. Любопытно, что в сочинениях Карла Маркса этого слова нет вообще, а его соратник Фридрих Энгельс пользовался им лишь изредка.
Многие считают капитализм порождением XIX века, а его расцвет связывают с расцветом экономики США. Это тоже часть советской пропаганды. На самом деле капитализм возник в далёком средневековье (некоторые исследователи начинают его историю в XII веке) в силу естественных обстоятельств. Элементы новой общественной формации развивались медленно и постепенно, находясь в различных отношениях с господствовавшей феодальной системой: иногда они поддерживали друг друга, а иногда противоречили.
Вот некоторые вехи раннего капитализма:
1. Что такое капитализм?
2. Отчуждение труда
3. Накопление капитала
4. Конкурентная борьба
5. Классы
6. Классовая борьба
7. Классовая борьба и права человека
8. Мифы о классовой борьбе
8.1. Миф о «среднем классе»
8.2. Миф о «креативном классе» или «когнитариате»
8.3. Мифы о классовом мире
9. История
10. Капиталистическое государство
11. Социалистическое государство
12. Заключение
В основе капитализма лежат три базовых принципа:
Капитализм основан на простом процессе - деньги вкладываются в производство ещё большего количества денег. Когда деньги функционируют подобным образом, они выступают как капитал. Например: компания использует свою прибыль, чтобы нанять сотрудников или открыть новые производственные помещения, и, таким образом, получать еще большую прибыль. Этот процесс, называемый «накоплением капитала», является, одновременно, и движущей силой, и целью капиталистической экономики.
Наемный труд
Хотя некоторые люди и владеют средствами производства или капиталом, большинство из нас не являются собственниками предприятий, и поэтому, чтобы выжить, мы должны продавать свою рабочую силу в обмен на заработную плату.
Первая группа людей - это класс собственников — капиталистов, «буржуазия» в марксистской терминологии, а вторая - наемные работники (рабочий класс) или «пролетариат».
Чтобы система, основанная на таких принципах, хотя бы просто могла работать, нужны люди, которые не владели бы ничем, что позволяло бы им зарабатывать на жизнь самостоятельно. Они не являются собственниками средств производства, под которыми понимаются заводы и офисы, электростанции и нефтяные скважины, промышленное оборудование и сельскохозяйственные земли. Этот класс людей должен продавать свою способность к труду, чтобы приобретать товары и услуги, необходимые для выживания.
В современном обществе, с узкой профессиональной специализацией, основанной на возмездном обмене, нам нелегко найти работу, которая одновременно приносила бы радость и позволяла прокормить семью. Но даже если удается устроиться на подходящую должность, собственник капитала обращает нашу потребность в труде против нас. Мы работаем не столько на себя, сколько на увеличение благосостояния владельца предприятия, в интересах которого платить нам как можно меньше и заставлять нас работать как можно больше.
Чаще всего капиталист - человек денег. Не видящий за деньгами людей. В абсолюте — этакий биржевой игрок, непонимающий природу происхождения товара и отвечающий на жалобу «Я три дня ничего не ел.», — «Ну что же ты, надо себя заставить!».
Поэтому собственники бессильны перед лицом «рыночных сил», они вынуждены служить капиталу (в любом случае они неплохо на этом нагревают руки!). Они не могут действовать в интересах большинства, поскольку любые уступки, которые они нам предоставят, помогут их конкурентам на национальном или международном уровне.
Так например, если производитель разработает новую технологию производства автомобилей, которая в два раза повысит производительность, он сможет сократить штат рабочих вдвое, увеличить прибыль и снизить цены на свои автомобили, чтобы ослабить конкурентов.
Но это всё борьба в рамках системы. Даже если рабочим, при сохранении капиталистического производства, удаётся добиться хороших условий труда и достойной его оплаты, они всё равно остаются наемниками. Они всё так же производят не то, что нужно им самим, а то, что приносит прибыль собственнику и все так же не вправе распоряжаться своим рабочим временем. Капиталисты, пойдя под давлением пролетариата на временные уступки, все равно будут вынуждены действовать по законами капитала и продолжать борьбу против трудящихся. Постепенно, они снова ухудшат положение своих работников.
Если понимать под «работой» только наёмный, отчужденный труд, то мы должны бороться не за «хорошую работу», а против такой «работы» вообще. Этим мы оспариваем саму природу капитализма, где прибыль является наиболее важным критерием делать что-либо или бездействовать, и указываем на возможность мира без классов и частной собственности на средства производства. Чтобы освободить себя, мы должны уничтожить не только класс капиталистов, но и собственный класс — класс пролетариата, должны выступать не только с экономическими требованиями, но и с требованиями революционного (то есть, качественного) изменения общества, перехода от общества классовой борьбы к обществу бесклассовому.
Сегодня, после распада Советского Союза, поддержание избыточно высокого уровня жизни трудового народа, по мнению крупных собственников, является ничем не оправданным излиществом, мешающим развитию капиталистической экономики.
Наступление на социальную сферу жизни также является проявлением классовой борьбы со стороны капиталистов. И, разумеется, рабочий класс должен противостоять и этому.
Например, пилоту приписывают интересы лавочника и утверждают, что он, как и другие представители «его» класса, выбирает либеральные ценности и голосует определенным образом на выборах. По воле формирующих «идеологию среднего класса» политтехнологов и маркетологов, он «выбирает» стабильность и потребление, что и требуется капиталистам.
Когда жажда наживы собственников приводит к организованному сопротивлению трудящихся, и репрессии в отношении пролетариата уже не оказывают должного воздействия, государство вмешивается в трудовые отношения, чтобы обеспечить нормальную работу бизнеса и избежать экономических потрясений. Только по этой причине и только для этого существуют законы, защищающие права трудового народа. Обычно строгость и соблюдение этих законов определяется балансом сил между хозяевами и рабочими на текущий момент времени. Например, во Франции, где пролетариат лучше организован и более активен, максимальная продолжительность рабочей недели составляет 35 часов. В Великобритании, где рабочие менее активны, максимум составляет 48 часов, а в США, где трудящиеся не выступают единым фронтом против капитала, законодательное ограничение продолжительности рабочего дня вообще отсутствует.
Государство капиталистов никогда добровольно не пойдет на улучшение условий жизни и труда рабочего. Борьба за свои права, за права всех трудящихся – единственный путь к созданию государства, чьей приоритетной задачей будет обеспечение интересов человека труда, а не человека денег.
Социалистическое государство призвано защищать завоевания трудящихся, ведь в противоположность капитализму в социалистическом государстве правящим классом являются именно люди труда.
Ради будущего наших детей, ради памяти наших предков, мы должны изменить этот мир.
Над документом работали:
Евгений Калинин
Артем «Сергеев»
Интересная статья? Расскажи друзьям:
Очень часто мы употребляем слова, значение которых не вполне нам понятно. Например, что такое капитализм, в совершенстве знают историки или, скажем, политологи, но не все люди без исключения. Поэтому в данной статье попробуем разобраться в этом понятии, узнать кое-что о его происхождении, а также о характеристиках и влиянии на социум.
Капитализм - это социально-экономическая система, которая сформировалась в Европе (а потом и во всем мире) после падения Она основана на приобретении и приумножении частной собственности, а также на полной свободе и равенстве в юрисдикции и торговле. Стоит отметить, что упомянутая система, помимо того что имеет влияние на любой страны, также является мощной политической структурой. Считается, что капитализм основан на принципах либерализма. Последний, в свою очередь, предполагает беспрепятственную торговлю, возможность и полную свободу действий.
Среди капиталистов, которые проживали в былые века, стоит выделить Канта, Гоббса, Монтескье, Вебера и Локка. Именно под лозунги и научные труды этих людей рождалось это течение в своем первозданном виде. Протестантская этика, трудолюбие, которое должно было быть присуще каждому, - вот те принципы, на которых должен был строиться капитализм.
Определение данного вопроса подробно изложил А. Смит в своей знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней говорится о том, что, лишь будучи трудолюбивым, бережливым и предприимчивым, можно добиться успеха. Однако это становится возможным при условии полной Нельзя упускать из виду также английскую и Именно они стали переломными моментами в истории, которые заставили всю Европу сменить свой политический строй.
У каждого современного человека слово «капитализм» в первую очередь ассоциируется с частными предприятиями, рыночной экономикой, свободной конкуренцией, равенством в возможностях. Практически весь мир на данный момент построен именно по этой экономической схеме.
Однако в каждой стране и капитал приобретается различными путями, которые предусмотрены или не предусмотрены законами. Поэтому особенности капитализма в том или ином государстве зависят от экономического аппарата, от Конституции, а также, что немаловажно, от менталитета. Где-то всем гражданам дается возможность «подняться», стать богатым человеком. Было бы желание. Люди без проблем могут оформить кредит в банке и вложить полученные средства в дело. В России же подобных явлений нет - тут или пан, или пропал.
Понять, что такое капитализм, можно исходя из принципов действия упомянутой социально-экономической системы. Его функционирование заключается в приобретении капитала отдельными элементами общества. В результате социальная структура делится на правящую верхушку (обеспеченные люди) и всех остальных. Такая система формировалась в течение нескольких столетий, переживала кризисы, подъемы, войны и смену государственных режимов в различных странах. В ходе всех этих событий также выяснилось, что «чисто либеральные» догмы для капитализма не являются действенными. Государство и частные предприниматели не могут полностью изолироваться друг от друга и сосуществовать при этом в мире и согласии. Подобная схема действий предполагает развитие дальнейших, более серьезных проблем, которые могут разрушить и власть, и сам капитализм.
Капитализм - общественно-экономическая формация, в которой широко распространена частная собственность на факторы производства, а распределение произведенного продукта, товаров и услуг осуществляется посредством рыночных механизмов. Капитализму свойственнь|: свободное предпринимательство, конкуренция, стремление производителей и продавцов товаров к извлечению прибыли. Капитализм, будучи социально-экономической системой, тесно связан с общественно-политической системой государства и, во многом, предопределяет последнюю. Капитализм сменил феодально- крепостнический строй в конце средних веков, изменив при этом свой первоначальный облик. На начальном этапе капитализму была свойственна жесткая эксплуатация труда, стремление получить максимальную прибыль. На современном этапе развития цивилизации капитализм ориентируется на социальные цели, достижения научно-технического прогресса, опирается на достижение заинтересованности производителей результатами труда. В современной политической экономии основными признаками капитализма выступают: частная собственность на средства производства; система наемного труда; свобода предпринимательства и выбора; свободная конкуренция; прибыль; ограничение роли государства
В капиталистической системе свободной конкуренции материальные производственные ресурсы и значительные денежные средства пребывают в собственности капиталистов и капиталистических предприятий. Частная собственность позволяет капиталистам по своему усмотрению приобретать, контролировать материальные и финансовые ресурсы и распоряжаться ими. Система наемного труда является ключевым элементом капиталистической системы хозяйствования и предполагает вовлечение в процесс капиталистического производства товаров и услуг широкой категории населения, которое не имеет в своей собственности средств производства и финансовых ресурсов, достаточных для организации собственного бизнеса. Свобода предпринимательства и выбора имеет тесную связь с частной собственностью. Свобода предпринимательства означает, что при капитализме частные предприятия могут свободно покупать ресурсы (рабочую силу, средства производства, землю) организовывать процесс производства и реализации товаров или услуг по собственному усмотрению. Свободная конкуренция означает такой вид соревнования экономических субъектов, при котором товаропроизводители, не оказывают решающее влияние на рыночную цену, а дополнительный доход, полученный от реализации каждой дополнительной единицы, является рыночной ценой.
Современную стадию капитализма называют монополистическим капитализмом. Монополистический капитализм - это капитализм, в котором крупные предприятия и их союзы занимают господствующее положение на рынках, с целью получения монопольной прибыли. В условиях монополистического капитализма свободная конкуренция между десятками и сотнями относительно равноценных предприятий уступает место господству немногих предприятий и их разнообразных объединений, союзов или договоров, позволяющих сосредоточить значительную часть общественного богатства и производственных ресурсов. Стремление капиталистов получить максимальную прибыль в условиях свободной конкуренции ведет к концентрации и централизации капитала, увеличению размеров предприятий.
Монопольная прибыль - прибыль, получаемая, за счет монопольного положения продавца на рынке, которая характеризуется высокой нормой прибыли.
Главным идеологом монополистического капитализма является Карл Маркс, который доказал, что капитализм ориентирован на создание монополий и сохранение империй. Эту стадию развития капитализма он называл империализмом. Концентрация капитала в руках больших предприятий расширяет возможности применения в производстве достижений науки и техники. В реальной жизни монополия - это власть над рынком. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения объема выпуска, производимого товара или услуги. На монопольных рынках существуют барьеры вхождения, которые делают невозможным проникновение в его пределы нового субъекта. В процессе перехода к формированию крупных предприятий и их объединений большая роль принадлежит активному использованию акционерной формы организации капитала и капиталистического хозяйствования. Акционерное предприятие формируется на основе объединения множества индивидуальных капиталов и личных сбережений домашних хозяйств путем выпуска акций.
Картель - объединение нескольких предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют собственность на средства производства и производимый продукт, производственную и коммерческую деятельность.
Синдикат - объединение нескольких предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но не имеют собственности на призводимый продукт. Сбыт в рамках синдиката осуществляется общим сбытовым предприятием.
Трест - объединение предприятий, фирм, участники которого, теряют производственно-торговую самостоятельность и свою деятельность осуществляют с учетом решений управляющего центра .
Концерн - крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договором, капиталом, участием в совместной деятельности . Международные концерны получили название транснациональных корпораций. Банки и другие кредитные учреждения активно предоставляют ссуды на льготных условиях, содействуют корпорациям в распространении новых выпусков ценных бумаг. Все указанные тенденции являются свидетельством формирования финансово-монополистического капитала.
С высоты богатого исторического опыта многих стран можно выделить четыре основных типа капитализма (рис. 1.11). Из них, как уже отмечалось, наиболее непригляден начальный капитализм – период стихийного становления рыночной системы и так называемого "первоначального накопления капитала" (Смит), при котором нужные для старта бизнеса средства концентрируются в руках относительно небольшой группы самых энергичных людей, способных к предпринимательству. Здесь-то и неизбежны: перераспределение собственности, обогащение одних людей за счёт других, резкое расслоение общества, масса злоупотреблений и беззаконий (захват чужого или общего имущества, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу "хапнуть и убежать", сверхэксплуатация наёмного труда, хищническое отношение к природе преступления и пр.). Недаром патриарх американского индустриального бизнеса Генри Форд (1863–1947) однажды признался, что он может отчитаться за каждый заработанный доллар, кроме первого миллиона.
В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США и др.) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI–XIX веках), пока, наконец, основная часть собственности не обе рела хозяев и не наладилось производство, пока сами люди не устали от "беспредела", не успокоились и не выработали законодательные правила цивилизованной жизни.
В России этот период усилиями коммунистов разбился на две суровые "серии". Первая началась в середине XIX века (особенно бурно после оте мены крепостного права в 1861 году). Здесь тоже в экономику ворвались, как пишет Достоевский, "ошалевшие от собственного могущества пагубные пришельцы", кричавшие диким голосом на всю Россию: "Прочь с дороги, я иду!"
При этом писатель с тревогой отмечал, что хуже стало и во всём обществе. "Что-то носится в воздухе полное материализма и скептицизма ... как бы какой-то дурман... зуд разврата... преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка... Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда; всякий обман, всякое злодейство совершаются хладнокровно; убивают, чтобы вынуть хоть рубль из кармана" (15-13:34,35).
Таким образом, негативный эффект нарастающего "разврата" в обществе при переходе к капиталистической свободе – явление повсеместное. Эгоцентричные и "нахально самодовольные" дельцы (Достоевский) обычно не склонны к философским раздумьям и не сразу осознают, что более рационально, безопасно и продуктивно действовать не обманом и насилием, а на принципах цивилизованного партнёрства , взаимной выгоды и, значит, в рамках закона.
"Подчиняющийся закону – умён, – гласит Библия. – Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми", а они ничтожны и непременно будут наказаны (6-Пр 28:7,4; 6:14,15). Вторая "серия" перехода России к рынку на рубеже XX–XXI веков наглядно подтверждает это. Капиталисты-хищники вместо честной конкуренции уничтожают друг друга. Так Бог, но словам Лютера, "бьёт одного злодея другим" (10-366).
Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе – бюрократия , олигархия или демократия (вернёмся к рис. 1.11).
Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни распоряжается государство, т.е. прежде всего его бюрократический аппарат, многочисленное племя чиновников. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на всё получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция , сговор бюрократов с преступниками, крупным и/или нелегальным бизнесом,
Рис. 1.11.
расцвет "теневой экономики" и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни большинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.
В частности, теневая экономика – это хозяйственный сектор, охватывающий такие виды незаконной деятельности, как (1) подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований (к примеру, "чёрная занятость" – наём работника без оформления в штат, а значит, без пенсионных отчислений, без возможных претензий и пр.); (2) скрытое предпринимательство (или "работа на себя", без госрегистрации), нацеленное на уклонение от налогов и "мешающих" правил; (3) деятельность, связанную с запрещённым производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п. По разным оценкам, доля подобной "злокачественной" экономики в России в конце 1990-х достигала 40-50% от ВВП.
В чём-то схожую картину даёт и олигархический капитализм. Экономика и власть здесь находятся в руках узкой группы так называемых "олигархов " – крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-телевизионных магнатов и т.п. При этом высшие руководители госаппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены олигархами и работают на них. От криминализированных верхов преступность кругами расходится в обществе, ибо верно говорит библейская мудрость: "Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде" (6-Пр 29:16). Что же касается уровня жизни, то у большинства населения он невысок, в то время как олигархи и те, кто им прислуживает, "жируют" и живут припеваючи.
В отличие от этого демократический капитализм (его также называют цивилизованным, или народным, капитализмом) возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гарантированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (свободный конкурентный рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведётся широкое предпринимательство, работает огромная масса средних и малых бизнесов.
При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регулируется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защищает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.
Наибольший (60–80%) удельный вес в подобном демократическом обществе занимает процветающий средний класс – его главная интеллектуально-созидательная сила (отсюда термин "общество двух третей"). Он охватывает представителей самых разнообразных профессий: учёных, писателей, художников, священников, преподавателей, врачей, юристов, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и т.д.
Обычно это люди с хорошим образованием, надёжной работой, сравнительно высокими доходами и современным образом жизни. Они профессиональны, много работают, располагают собственностью (земля, дома, машины, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы. Их жизненное кредо : благосостояние человека определяют его личные усилия – трудолюбие, образование, энергия, предприимчивость. Недаром представителя среднего класса на Западе по-английски часто называют self-made man [сэлф мэйд мэн] – человек, "сделавший себя сам", преуспевший самостоятельно.
Разумеется, реальная жизнь "хитроумнее" и "шершавее" любых гладких схем. В ней всё может быть в сложном переплетении. Так, в России на рубеже XX–XXI веков затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического, олигархического "капитализмов". До народного же капитализма, похоже, ещё далеко. Отсюда и социальная напряжённость. Когда в обществе много бедности и бесправия, отмечал ещё Аристотель, оно "неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми" (29-2,410).
Однако чем определяется тот или иной конкретный облик общества? Ряд исследователей [в частности, американские экономисты и социологи То́рстейи Ве́блен (1857–1929) и Джон Ке́ннет Гэ́лбрейт (родился в 1908)1 полагают, что в первую очередь – его важнейшими институтами, или учреждениями. Отсюда и название основанного Всбленом теоретического направления – институционализм.
Социальные институты вообще (от лат. institutum – установление, учреждение) – это те или иные исторически сложившиеся в обществе установления (традиции, нормы, правила, организационные формы), которые регулируют совместную жизнь людей. Например, любовь, брак, семья, материнство (семейные институты); бизнес, рынок, деньги, банк, биржа (экономические институты) , государство, армия, суд, партии (политические институты); наука, образование, религия, моральные нормы (духовные институты).
Именно социальные институты "создают и воспитывают народы" (Чаадаев), поэтому от их форм и содержания, от их укоренения, законодательного и организационного оформления в данной стране (институционализация), от своевременной смены быстро устаревающих учреждений новыми во многом зависит прогресс общества. Чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их гуманный, нравственный, демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своём развитии общество.
Для экономики первостепенное значение имеют такие институты, как семья, трудолюбие, собственность, домашнее хозяйство, закон, налоги, товар, деньги, рынок, корпорации , профсоюзы и др., а главное, как увидим ниже, государство.