Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми. Мастер-класс: «дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи» Синквейн в логоп

Болезни

Государственное казенное коммунальное предприятие «Детский сад № 14 » города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями речи» отдела образования города Павлодара акимата города Павлодара

«Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе

с детьми с общим недоразвитием речи»

Г.Павлодар, 2017 г./ж.

Введение

Непременным условием для всестороннего развития ребенка , для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии .

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий , многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений . Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка , который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна .

Итак что же такое синквейн??

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. Нас, учителей-предметников, интересует дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

Итак, мы с вами сегодня познакомимся с методическим приемом, который называется синквейн

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

СИНКВЕЙН это средство творческого самовыражения.

В переводе с французского слово «синквейн » означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Для чего используется:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме , слово-ассоциация , которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно . Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи .

Цель применения синквейна в коррекционной работе с детьми с ОНР – совершенствование словарной работы , как основы развития речи в целом , формирование у детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя) . Игры включаются в разные виды деятельности детей , в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме наиболее близкой детям «Игрушки» :«Узнай игрушку» , «Чудесный мешочек» , «Назови ласково» , «Один- много» , «Чего не стало?» , «Разрезные картинки» , «Чего не хватает?» , «Кто что делает?» , «Назови часть целого» и др. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок :

Какой? - Что бывает таким же?

Что делает? - Что (кто) делает так же?

На что похоже? - Чем отличается?

Актуальность выбранной темы

Актуальность технологии «синквейн» заключается в следующем:

    Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.

    Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.

    Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.

    Учит определять грамматическую основу предложений.

    Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

    Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Технология синквейн – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Теоретическая база исследования

В логопедической практике присутствуют трудности в обучении связной речи, так как неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (память, внимание, мышление). Данная технология не только развивает и обучает детей но и заинтересовывает их, что положительно влияет на мышление, память, внимание.

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию - она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, отметила В.М. Акименко «Новые педагогические технологии», способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.

Н.Терентьева указывает, что слово синквейн происходит от французского “пять". Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна: первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею, вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль, третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы, четвертая строка -предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме, пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Н.Д.Душка в своей работе «Синквейн в работе по развитию речи»,основной чертой синквейна выделяет его вариативность. Могут быть использованы такие варианты работы как: краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить); полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексики.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат, Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии».

Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Для детей , не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и«читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей .

Синквейн – это не способ проверки знаний детей , это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

К примеру : Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем : «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Это уже элемент синквейна . Проанализировав полученные результаты,корректируем представления детей о данном понятии . Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Синквейн - достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей . В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов , легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

На следующем этапе задания усложняются :

Составление краткого рассказа по готовому синквейну ;

коррекция и совершенствование готового синквейна ;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части – синквейн –загадка (например, дан синквейн без указания темы , но так чтобы другие догадались, о чем идет речь) и т. п.

Пример синквейна . Лексическая тема «Игрушки»

2. Круглый, гладкий

3. Прыгает, катится, сдувается

4. у меня есть круглый, гладкий мяч.

5. Игрушка

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

составление синквейна по прослушанному рассказу;

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Практическая база исследования

Вашему вниманию предлагаются образцы использования приемов синквейна на занятиях по развитию речи и по произношению, так же можно использовать на занятиях по основе грамоте. Начиная уже со средней группы, таблицы данной технологии я использую как для запоминания стихов так и рассказов.

Один из примеров таблиц синквейна «Девочка и лесенка»

Логопед предлагает детям вместе с девочкой Арай придумать короткое стихотворение про самолет.

1 Что это? (самолет)

2 Самолет какой? (самолет огромный, самолет летящий)

3 Самолет что делает? (Самолет летит, самолет приземляется, самолет взлетает)

4 Составь предложение со словом «самолет» (.Мама купила мне огромный самолет)

5 Назови другим словом (воздушный транспорт)

Второй вариант это «Ёлочка»

Предположим, что лексической темой будет «Деревья»

1 Что это? (это яблоня)

2 Яблоня какая? (яблоня ветвистая, яблоня высокая)

3 Что можно сделать с яблоней? (собрать с яблони плоды, обрезать ветки, полить корень)

4 Составь предложение со словом «яблоня» (У бабушки в деревне в саду растет яблоня)

5 Назови другим словом (дерево).

Третий вариант схемы «Пирамида»

Можно использовать на занятиях основы грамоты.

1 Что это? (Буква А)

2 Буква А какая? (буква А гласная, буква А поющая)

4 Составь предложение с буквой А. (Я могу написать букву А).

5 Назови другим словом. (Гласный звук)

Одна из наиболее любимой схемой детей является в виде вот таких Матрешек.

Лексическая тема «Посуда»

1 Что это? (кастрюля)

2 Какая она? (металлическая, большая)

3 Что мы с ней можем сделать? (Помыть, поставить на плиту, замарать).

4 Составь предложение. (Мама варит суп в кастрюле).

5 Назови другим словом. (Посуда)

Пятый вариант схемы синквейн « Кубики»

Лексическая тема «Зима»

1 Что это? (зима).

2 Какая она? (зима морозная, зима долгая)

3 Что делают зимой? (зимой катаются, зимой мерзнут, зимой одеваются потеплее)

4 Составь предложение. (Зимой я люблю кататься на санках).

5 Назови другим словом. (мороз)

Технологические карты занятий в коррекционной логопедической работе

с детьми с ОНР

1 .Білім беру облысы /Образовательная область: «Коммуникация»

Бөлім /Раздел: Развитие речи

Тақырып/Тема: «Фрукты»

Мақсат / Цель: закрепить технологию по рассказыванию с помощью синквейна и мнемотаблиц,

Міндеттері:Задачи: закрепить умение в изменении слов в уменьшительно-ласкательную форму, учить работать по командам, развивать связную речь, прививать усидчивость.

Билингвальный компонент : алма – яблоко, алмурт- груша

Құрал-жабдықтар : Оборудование: шкатулка, марблс, синквейн плакат, плакаты, мнемосхема, игра «Подбери похожие слова», волшебная палочка, логокуб, кусочки фруктов на тарелке, салатница, карточки фрукты.

Ход занятия

Мотивационно-

Побудительный этап

Организационный момент

Круг радости

В Казахстане мы живем, есть у каждого свой дом,

Есть работа, есть друзья,

Мама, папа есть и я

Мы играли, веселились,

Мы шутили и резвились,

А теперь пришла пора

Заниматься детвора.

Организационно-поисковый этап

Биоэнергопластика

«Лошадка», «Барабан» под музкыку

Пришел повар, рассказывает, что его помощники перепутали ингредиенты для салата. Просит помощи.

Дети на вкус определяют фрукты.

Как назвать одним словом: яблоко, банан, лимон?

Ребята, когда мы будем выполнять задания на этой салатнице будут появляться ингредиенты для фруктового салата.

Игра с Марблс(камешки)

Какие фрукты вы знаете? За ответ дается камешек.

Считают камешки, определяют, кто больше назвал фруктов.

Билингвальный компонент: а лма – яблоко, алмурт – груша

Дыхательное упражнение по Стрельниковой под музыку

Игра «Загадай» в шкатулке картинки с фруктами, нужно описать, чтобы дети угадали по описанию фрукт.

Игра «Волшебники» подходят к доске и волшебной палочкой проводят и превращают в маленький фрукт.

Пример: это яблоко я превращаю в маленькое яблочко.

Физминутка

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

Игра «Подбери похожие слова» Задание по командам из 2-х детей с карточками. Собрать мозайку и проговорить слова. (Яблоко-яблочко, яблочки, яблочный)

Рассказывание по схеме синквейн

Лимон. Лимон кислый, лимон желтый. Лимон падает, желтеет, кушают. Папа купил лимон. Лимончик.

Рассказывание по мнемотаблице.

Это ананас. Ананас коричневый и зеленый. Ананас сладкий и кислый. Ананас растет на земле. Из ананаса можно приготовить сок.

Рефлексия с логокубом

В какие игры играли?

На какие вопросы отвечали

Выходит снова повар и благодарит ребят за помощь.

Күтілетін нәтиже:

Ожидаемый результат:

Нені білу керек: Знать: название фруктов

Нені игереді: Иметь: представление о фруктах

Нені біледі : Уметь: рассказывать о фруктах, работать у доски и в команде

2.Білім беру саласы /Образовательная область : Коммуникация

Бөлімі / Раздел: Произношение

Тақырыбы / Тема: Звуки [Т, К]

Мақсаты/ Цель: Выполнять дифференциацию звуков [Т-К]

Міндеттері/ Задачи:

Формировать умение у детей давать характеристику звуку (твердый - мягкий), (гласный – согласный), выполнить звуковой анализ слова «Утка»

Развивать слух, внимание

Развивать мелкую моторику руки

Прививать усидчивость

Картинки, раздаточный для звукового анализа, массажные мячики, волшебная палочка,микрофоны, обозначения для игры «Сигнальщики», логокуб

Сө здік жұмыс / словарная работа: ткань

: ткани - маталар

показ, объяснение, ТРИЗ

Круг радости

Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)

Здравствуй, Земля!
(Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Пирожок», «Подуй на пирожок»

Сюрпризный момент

Дети посмотрите, кто к нам пришел? Утка

Какие согласные звуки вы слышите в слове УТКА?

Давайте повторим (взяли микрофоны) «ТК, ТК, ТК, ТК, КТ, КТ, КТ, КТ»

Характеристика звуков Т,Ть, К, Кь.

Вопрос-ответ индивидуально.

Звук Т какой?

Звук Ть какой?

Звук К какой?

Звук Кь какой?

Проговаривание слогов с микрофонами: Кто, кто, кто, так, так, так, тук, тук, тук, тик, тик, тик, ток, ток, ток, кот, кот, кут, кот, кат, ток, тук, так.

Проговаривание слов с массажными мячиками:

Утка, точка, ткани, тоска, такси, кто, стульчик, столик, конфета, фотка.

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Игра с волшебной палочкой . Назвать слова с К, Т в начале слова.

Игра «Сигнальщики» определить звуки Т, Ть, К, Кь в словах, поднимая обозначение: тень, ток, утка, кот, маска, конфета, киви.

Звуковой анализ слова утка

Вопрос - ответ

Сколько звуков в слове?

Какой первый звук?

Какой второй звук?

Какой третий звук?

Какой четвертый звук?

Синквейн Слова ЗВУК

Гласный, согласный

Звучит, поет, скрипит

Я слышу разные звуки

ТРИЗ. - Возьмите микрофоны и проговорите в каких словах есть звук Т, Ть, а в каких звук К, Кь?

Рефлексивно – корригирующий этап

Прощаются с Уткой

Что мы сегодня делали?

Дети отвечают по логокубу

«Выполняли гимнастику язычка, звуковой анализ, выполняли физминутку, играли с волшебной палочкой.

Білу /Воспроизводит : дифференфицирует звуки Т, К в словах

Игеру/ Применяет : дифференциацию звуков Т,К в самостоятельной речи

Меңгеру/ Понимает: значение слов «твердый - мягкий», «гласный - согласный»

3.Білім беру саласы /Образовательная область : Коммуникация

Бөлімі / Раздел: Развитие речи

Тақырыбы / Тема: «Одежда, головные уборы»

Мақсаты/ Цель: расширить и активизировать словарь

Міндеттері/ Задачи:

Уметь изменять слова в уменьшительно-ласкательную форму и единственное во множественное число

Развивать связную речь детей

Развивать внимание, мышление

Прививать усидчивость

Құрал - жабдықтар/Оборудование: Кукла Жужа, картинки А3, игрушки, карточки, волшебная палочка, мяч, логокуб, монеты, мнемосхемы

Сө здік жұмыс / словарная работа: сезонная одежда

Билингвалды компоненті/ Билингвальный компонент :одежда – киімдер

Әдіс-тәсілдер/ Методические приемы: показ, объяснение, ТРИЗ, синквейн

Мотивационно -побудительный этап

Круг радости

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Организационно –поисковый этап

Дыхательная гимнастика

«Сдуй снежок»

Сюрпризный момент

Дети посмотрите, кто к нам пришел?

Поздоровайтесь с куклой Жужой.

Кукла Жужа не может найти лишний предмет. Давайте поможем.

На доске 4 картинки, (чулки, машина, платье, рубашка). Найти лишнее.

Как назвать эти картинки одним словом? (Одежда)

Хоровое проговаривание слов. Игра «Повтори за куклой» Платье, рубашка, носки, футболка, пальто, куртка, шуба, юбка, майка, халат.

Билингвальный компонент одежда – киімдер

Ребята, Жужа не может запомнить головные уборы. Давайте проговорим слова, возьмите в руки массажные мячи и повторяйте за мной.

Слова: панама, кепка, шапка, берет, фуражка, платок, шляпа.

Игра «Скажи предложение» с волшебной палочкой. Например, это вязанная шапка ее носят зимой, чтобы не замерзнуть.

Физминутка

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Игры на 2 подгруппы

1 группа Игра «Назови ласково » кепка – кепочка, шапка – шапочка…

2 группа Игра «Один-много» одна кепка – много кепок, одна юбка – много юбок…

За правильные ответы кукла Жужа раздает монеты.

Синквейн Рассказывание об одежде

Что это?

Одежда какая?

Что делают с одеждой?

Придумай предложение со словом одежда.

Как назвать другим словом?

Мнемотаблица «Расскажи-ка»

Отвечают на вопросы с опорой на схему:

Что это?

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделана?

Для кого предназначена?

Рефлексивно – корригирующий этап

Логокуб дети бросают по очереди.

Что мы сегодня делали?

Прощаются с Куклой Жужой.

Считаем количество монет, Поздравляем победителей.

Күтілетің нәтиже /Ожидаемый результат:

Білу /Воспроизводит: Обобщенные слова «одежда», «Головные уборы»

Игеру/ Применяет : навыки использования синквейна

Меңгеру/ Понимает : значение слов «рукава», «воротник», «манжеты»

Заключение

Итог: таким образомметод синквейн органично вписывается в работу с детьми, имеющих нарушение речи, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Применение методики дидактического синквейна в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы:

1. У детей сформирован интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям.

2. Закреплены знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях.

3. Активизировано употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов.

4. Совершенствован вербальный анализ и синтез.

5. Развито ассоциативное мышление.

6. Развито умение детей размышлять, рассуждать на заданную тему.

Считаю, что чем разнообразней будут схемы синквейна тем, больше будет интереса у детей с общим недоразвитием речи отвечать на занятия, что положительно будет влиять на развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.

    Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

    Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

    Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

    Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.

    Ушакова О.С., СтрунинаЕ.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.

    Ушакова О.С. « Развитие речи и творчества дошкольников ». – Т.Ц. Сфера, 2005.

    Ушакова О.С. « Придумай слово ». – Т.Ц. Сфера, 2010.

    Лалаева Р. И. ,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб. 1999.

    Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. ,1999.

Введение 3-4

Актуальность выбранной темы 5

Теоретическая база исследования 6-8

Практическая база исследования 9- 13

Приложение (конспекты занятий для детей 14-23

с ОНР в старшей группе)

Заключение 24

Сформированность языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребенка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Поэтому возникла необходимость привнесения нового и в содержание логопедической работы, совершенствуя и оптимизируя коррекционный процесс, оставляя при этом приоритетным направлением формирование коммуникативных действий.

В настоящее время большинство детей, поступающих в первый класс, имеют ограниченный словарный запас, развитие лексико-грамматической стороны речи у таких детей значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, что приводит к неумению анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Поиск новых идей, которые помогут совершенствовать и оптимизировать коррекционный процесс, сформировать коммуникативные навыки, повысить познавательную и речевую активность учащихся, привел меня к знакомству с дидактическим синквейем. (слайд 1)

Дидактический синквейн- прием технологии критического мышления (через чтение и письмо), направленный на активизацию познаавательной деятельности и развитие речи. Синквейн (в переводе с фр. — «пять строк»), это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы. (слайд 2)

Правила составления дидактического синквейна: . первая строка - одно слово, существительное, отражающее главную идею; . вторая строка - два слова, прилагательные; . третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; . четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме или составление предложения; . пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово, обобщающее понятие).

Обучая детей составлению синквейна, я решаю следующие задачи:

  • -придать безликим лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечить непроизвольное запоминание материала;
  • - отработать знания о частях речи, о предложении;
  • - значительно активизировать словарный запас школьника;
  • - совершенствовать навык использования в речи синонимов;
  • - активизировать мыслительную деятельность;
  • - совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
  • стимулировать развитие творческого потенциала учащихся.(слайд3)

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • синквейн не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий,
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняя содержание понятий,
  • дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала,
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических функций(памяти, внимания, мышления),
  • позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

На подготовительном этапе с учащимися 1-х классов коррекционная работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам. Для этого я подобрала дидактический материал, карточки - символы, систематизировала игры и игровые упражнения.(слайд4)

Дети закрепляют понятие «слово»:

. «слова-предметы»

. «слова-предметы неживые»

. «слова-предметы живые»

. «слова-признаки»

. «слова-действия»

Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Работа строится по определенной схеме:

1. Называние слов-предметов живых.

2. Называние слов-предметов неживых.

3. Постановка вопросов к каждому слову:

Кто это?

Что это?

Какой? Какая? Какие?

Что делает?

Что делал (а?)

4. Добиваться от детей нескольких ответов. (Самолет - летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)

5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая - лиса)

6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое, светит)

(слайд 5)

После того, как у детей усвоено представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия - закрепляем понятие «предложение» и правило его написания.

На этом этапе можно предложить графическую схему «написания» синквейна. По форме она напоминает елочку. (слайд 6)

Опыт показывает, что уже к концу первого полугодия большинство первоклассников овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас. (слайд 7)

Основной - деятельностный этап - это непосредственно само составление синквейна.

Первое слово предлагается детям найти самим: отгадать загадку, прочитать слово наоборот, расшифровать слово. Последующие слова-прилагательные и глаголы -подбираем совместно с детьми, стараясь найти максимальное количество слов по этой теме. Понравившиеся ребенком слова записываются во 2 и 3 строке. Предложение и обобщающие понятия (4 и 5 строка) дети записывают самостоятельно, а потом совместно оцениваются.(слайды 8,9,10)

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

Целесообразное использование синквейна:(слайд 11)

На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

5. Дерево.(слайд 12)

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.(слайд 13)

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно. (слайд 14)

Могут быть использованы такие варианты работы:

— составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

— синквейна по прослушанному рассказу;

— коррекция и совершенствование готового синквейна;

— анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить). (слайд 15)

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
  • владеть: анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак;
  • уметь подбирать синонимы;
  • понимать и задавать вопросы;
  • согласовывать слова в предложении;
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, он воспринимается школьникам как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, умения выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе информационный, деятельностный и личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, я пришла к выводу, что синквейн - это упражнение, которое, с одной стороны, является формой свободного творчества, а с другой способствует формированию коммуникативных действий: (слайд 16)

  • воспитывает умение сотрудничества с учителем и со сверстниками;
  • активизирует познавательную деятельность;
  • обогащает и активизирует лексический запас учащихся;
  • уточняет грамматическое значение слова;
  • обучает синтезу, обобщению и анализу различных понятий;
  • формирует умение полно и точно излагать свои мысли и чувства,
  • развивает образное мышление и свободное творчество.

Считаю составление синквейнов источником неиссякаемого творчества для детей и себя, как учителя-логопеда. Поэтому эта работа будет продолжена.

Наталья Вяльцева
Cовременная технология «дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда

Развитие внимания у детей

Учитель - логопед МБДОУ "Детский сад № 139" Вяльцева Наталья Вадимовна

Педагогическая технология - относительно новое понятие педагогической науки. В 60-70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) .

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев) .

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько) .

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков) .

Технология - это искусство , мастерство, умение, совокупность методов обработки , изменения состояния (В. М. Шепель) .

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов) .

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов) .

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) .

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин) .

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование : технос – искусство , мастерство, логос – учение.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии , направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные специалистам :

Технология логопедического обследования.

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда .

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий , и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии :

Нейропсихологические технологии ,

Кинезитерапия,

Гидрогимнастика,

Различные виды логопедического массажа,

Суджок-терапия,

Гимнастика Стрельниковой,

Дыхательный тренажёр Фролова,

Фитотерапия,

Аурикулотерапия,

Ароматерапия,

Музыкотерапия,

Хромотерапия,

Литотерапия,

Имаготерапия,

Сказкотерапия,

Песочная терапия,

Различные модели и символы,

Активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,

БОС технологии

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки .

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная : создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн . Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк» , пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн .

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что :

Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий , помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда .

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК , использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления) .

Правила составления дидактического синквейна

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

Вторая строка – два слова, прилагательные;

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово) .

Например

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

2. Мокрый, холодный

3. Капает, стучит , льётся

4. Я не люблю дождь

2. Белый, пушистый

3. Скачет, прячется, боится

4. Я жалею зайца.

5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо :

Иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

Владеть обобщением,

понятиями : слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак,

научиться правильно , понимать и задавать вопросы,

Согласовывать слова в предложении,

Правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна , упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги , не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн . Могут быть использованы такие варианты работы как :

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна );

Коррекция и совершенствование готового синквейна ;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко , но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Составление синквейна , полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные) .

Таким образом, технология «Дидактический синквейн » гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем : информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Мастер - класс для педагогов на неделе педагогического мастерства по теме: «Дидактический синквейн»

Исполнила: учитель логопед

Кравченко Анна Владимировна

Решение проблем речи является актуальной темой в коррекционном образовании. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у обучающихся. Расскажу вам о синквейне. Я работала с ним. И на своих занятиях видела положительный результат их действия. Как они помогают в развитии речи?

Кто ясно мыслит - тот ясно излагает.
Античная поговорк а

Цель: Показать педагогическую ценность данной технологии.

Задачи мастер-класса:

    Расширение представления об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков.

    передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

    Освоение слушателями мастер-класса навыков работы по применению технологии.

Чем богаче и правильнее речь ученика, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие и вхождение в социум.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить. Наши дети должны научиться не просто смотреть, а видеть. Они должны научиться не просто слушать, а слышать.

Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако, не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи.

Одним из эффективных методов всестороннего развития речи ребенка, который позволяет достаточно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Коротко напомню вам, что такое синквейн. Начну с такого вступления:

Дети
Любимые, ласковые.
Играют, радуют, умиляют.
Дети - цветы жизни.
Счастье.

Это - синквейн. Что же значит это необычное слово?

Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Впервые в педагогическую практику применена в американской школе.

Сравнительно недавно советские и российские педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску. Например:

    Учитель.

    Талантливый, умный.

    Учит, наставляет, вдохновляет.

    Быть собой и стать великим всем. Кто этого желает.

    Призвание.

    Учитель.

    Душевный, открытый.

    Любит, думает, возвышает.

    У него много идей.

    Наставник.

    Учитель.

    Замученный, усталый.

    Расстраивается, мучается, кричит.

    Когда это закончится.

    Бедолага.

Кроме традиционного, существуют разные виды синквейнов:

    обратный синквейн,

    синквейн-бабочка,

    зеркальный синквейн.

    дидактический синквейн и другие.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:

    Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

    Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

    Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

    Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

    Пятая строка – последняя. Одно слово (по необходимости и более) – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

1 слово – это существительное или местоимение (Кто? Что?)

2 слова – это прилагательные (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова – это глаголы (Что делает? Что делают? Что делали?)

4 слова – это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету

Разговора (может быть стихотворная строка, поговорка, пословица).

1 слово – вывод, итог. Это существительное (Кто? Что?)

Модель составления Синквейна.

Условные обозначения Синквейна

(для дошколят и учеников начальных классов)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

1. Предмет (тема) – одно слово-существительное. Кто это? Что это?

2. Слова – признаки. Какой предмет? Два прилагательных по теме.

3. Слова – действия. Что делает предмет? Три глагола по теме.

4. Предложение по теме.

5 . Вывод. Ассоциация по теме: одно слово-предмет. Резюме.

Пошаговая работа над Синквейном.

Шаг 1. Берём картинку предмета, например, яблоко и спрашиваем: «Что это?» Яблоко. Готова первая строка Синквейна.

Шаг 2. Взрослый называет несколько признаков к этому предмету. Например - зеленое, твердое. Уточняем, что это слова - признаки.

Шаг 3. Дети сами называют слова – признаки. Готова вторая строка Синквейна.

Шаг 4. Взрослый показывает детям названия нескольких действий, которые может производить изображенный предмет (растет, пахнет, краснеет). Уточняем, что это слова – действия.

Шаг 5 . Дети сами называют слова – действия. Готова третья строка Синквейна.

Шаг 6. Взрослый называет, как можно составить предложение об этом предмете, используя предыдущие слова. Например, Зеленое яблоко краснеет на дереве.

Шаг 7. Дети сами составляют предложение. Готова четвёртая строка Синквейна.

Шаг 8. Взрослый объясняет, что теперь надо одним словом назвать к чему относится данный предмет. Фрукт.

Шаг 9. Дети, одним словом называют, к чему относится данный предмет. Фрукт. Готова пятая строка Синквейна

Шаг 10. Назвать всё пятистишье.

    Яблоко.

    Зелёное, твёрдое.

    Растёт, пахнет, краснеет.

    Зелёное яблоко растёт, краснеет на ветке.

    Фрукт.

Составим ещё несколько синквейнов.

(Данная работа проводится устно, лектор демонстрирует предметные картинки. Слушатели составляют синквейн.)

Для того, чтобы правильно составить синквейн необходимо:

иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

владеть обобщением,

понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово

признак,

научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

согласовывать слова в предложении,

    правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Виды работ детей с Синквейном:

    Составление нового Синквейна.

    Составление краткого рассказа по готовому Синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав Синквейна.

    Составление Синквейна по прослушанному рассказу.

    Коррекция и совершенствование готового Синквейна.

    Анализ неполного Синквейна (без указания темы Синквейна или определение названия темы этого Синквейна).

    Дидактические игры с использованием синквейнов.

Давайте разберёмся, какова же его педагогическая ценность.

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

    Развивается интерес к окружающему миру,

    развивается речь, мышление, память…..

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна - добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи детей.

В чём же его эффективность и значимость?

    Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

    Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

    Синквейн является игровым приемом.

    Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

    Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Выводы о синквейне:

    Синквейн помогает пополнить словарный запас.

    Синквейн учит краткому пересказу.

    Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

    Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

    Составить синквейн получается у всех.

    Синквейн помогает развить речь и мышление.

    Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

    Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

    Краткий рассказ и показ своей методической копилки по синквейнам.

    Копилка предметных и сюжетных картинок по лексическим темам.

    Копилка синквейнов по лексическим темам.

    Алфавит синквейнов.

    Дидактические игры по обучению составлению синквейнов.

    Игра «Составь синквейн по картинке».

    Игра «Угадай слово» по предложенному синквейну» с вариациями.

    Игры с перфоконвертами и с перфокартами.

    Копилка мультимедийных презентаций по лексическим темам.

    Работа с перфоконвертами со слушателями.

    Работа с перфокартами со слушателями.

Заключение. Пример о Синквейне.

    Синквейн.

    Творческий, активизирующий.

    Развивает, обогащает, уточняет.

    Синквейн делает речь грамматически правильной.

    Технология.

Упражнение «Обратная связь»

Дайте оценку мастер – классу учителя – логопеда:

    Рисунком

    Одним словом

    Синквейном

На слайде:

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», - писал В. Шаталов.

Желаю нам всем успеха!

Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи. Синквейн с франц. языка переводится как « пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтактической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии

в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

К. Д. Ушинский

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности. В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса как в количественном, так и в качественном плане. Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания

Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляется в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи. Синквейн с франц. языка переводится как « пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтактической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

Новая технология открывает новые возможности, современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:

Уточнение, расширение, активизация словаря;

Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Составление дидактического синквейна, это увлекательный процесс, творческий и яркий, который требует нахождения в материале наиболее существенное, выделять это и кратко формулировать, тем самым составлять грамотно предложения с использованием графических схем. Такой способ может быть востребован в современной логопедии. При работе с дидактическим синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания на уровне предложения. Составление синквейна так же позволяет добиться отличных результатов при автоматизации звуков, так как слова и предложения будут подбираться под произношение ребенка. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему логопедических занятий и методик и обеспечивает её логическую завершенность. Синквейн так же является диагностическим материалом и даёт возможность учителю-логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Алгоритм составления синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке - ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Можно делать зарисовки, помогающие удерживать смысловую программу предложения. В дальнейшем это убирается и остается схема предложения, переходящая во внутренний план.

Логопед подбирает картинки и слова под звукопроизношение каждого ребенка. Далее предложения могут заучиваться, что позволяет работать над звукопроизношением. Потом структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога.

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д. Дети повторяют, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Другими словами можно сказать, что это – не большие сочинения, где дети учатся правильно составлять предложения одновременно работая над развитием внутреннего плана речи на уровне предложения.

Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Использовать дидактический синквейн в работе с дошкольниками с ОНР, целесообразно, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными. Это и составление дидактического синквейна всеми детьми к одному слову-предмету по лексической теме, и составление дидактических синквейнов к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.

Примеры детских дидактических синквейнов.

Лексическая тема: «Новый год»

1. Новый год.

2. Радостный, долгожданный.

3. Приходит, веселит, радует.

4. Я люблю этот праздник.

5. Подарки.

1. Мама.

2. Умная, красивая, добрая.

3. Читает, вяжет, готовит, убирает.

4. Любит меня и папу.

5. Семья.

Лексическая тема: «Время года»

1. Зима.

2. Снежная, холодная.

3. Морозит, заметает, восхищает.

4. Серебристым снегом укрывает землю.

  1. Волшебница.

Лексическая тема: «Транспорт»

1.Самолет.

2.Новый, серебристый.

3., летит, гудит.

4.Я люблю путешествовать.

5.Воздушный транспорт.

Ребенку с ОНР, имеющему скудный словарный запас, сложно составить синквейн про самолет, так же как и человеку, далекому от химии, - про танины. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. Составление дидактического синквейна - увлекательная и интересная игра. Целесообразно составлять дидактический синквейн для закрепления какой-либо лексической темы. Эту работу можно проводить индивидуально и в подгруппах. Как же можно использовать в подгрупповой работе индивидуальный подход при применении технологии дидактического синквейна в развитии связной речи? Учитель-логопед может реализовать эту задачу, учитывая индивидуальную избирательность и личную активность каждого ребенка, при предоставлении ему свободного самостоятельного выбора, основанного на стремлении реализовать индивидуальные интересы и потребности. Применение дидактического синквейна позволяет использовать интересы и потребности ребенка на благо развития личности. Чтобы предоставить ребенку право на свободный и самостоятельный выбор учителю-логопеду необходимо создать своего рода поле выбора. При создании поля выбора учитель-логопед учитывает индивидуальные интересы дошкольников, особенности деятельности, предпочитаемые виды деятельности, способы работы с материалом, особенности усвоения материала. Поле выбора складывается из ряда альтернатив деятельности, что позволяет осуществлять баланс между инициативами учителя-логопеда и ребенка. Например, задача для учителя-логопеда: получить образовательный продукт - рассказ в рамках лексической темы. Детям предлагается на выбор - составить всем синквейн к одному слову-предмету или каждому составить дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Здесь мы видим появление двух альтернатив. В зависимости от выбора детей учитель-логопед организует и структурирует поле выбора: вводит новые условия, меняет ситуацию выбора. Так, возможно предложить следующие альтернативы: написать печатными буквами на листе бумаги, на доске; использовать готовую картинку, нарисовать, раскрасить предмет, сделать аппликацию, вылепить, выложить мозаику, собрать картинку из разрезанных частей, использовать наглядно-графические схемы и составить синквейн устно. Далее учитель-логопед предлагает следующую ветвь выбора. Ребенку предлагается: составление синквейна; коррекция готового синквейна; совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без первой строки, необходимо определить ее на основе имеющихся).

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра. Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); составление синквейна по прослушанному рассказу; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения - синквейн» на тему недели. А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн - записывая печатными буквами на листе бумаги. Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

План работы учителя-логопеда Прониковой Е.В.

по обучению составления дидактического синквейна детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Месяц, год

Вид деятельности

Участники

Сентябрь – Декабрь 2015 г.

Предварительная работа: знакомство с понятиями слова –предметы, слова – признаки, слова – действия, предложение, живое - неживое

Январь 2016 г.

Консультация «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальные занятия с детьми по обучению составления синквейна.

Воспитанники, учитель-логопед

Февраль 2016 г.

Мастер класс «Учимся составлять синквейн»

Воспитатели группы, родители, учитель-логопед

Март- май 2016г.

Воспитанники, учитель-логопед

Сентябрь- декабрь 2016 г.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по составлению синквейна по лексическим темам в конце каждой недели.

Воспитанники, учитель-логопед

Январь 2017 г.

Конкурс на лучшее сочинение – синквейн.

Воспитанники, родители

Январь – май 2017 г.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по составлению синквейна по лексическим темам в конце каждой недели.

Воспитанники, учитель-логопед

Май 2017 г.

Выставка детских синквейнов с рисунками.

Воспитатели, воспитанники, родители, учитель-логопед

Литература:

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов/Д., Феникс, 2011

Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал

« Логопед», № 5, 2005

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Гин А. Приемы педагогической техники. – М. :Вита-Пресс, 2003

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

ПЕРВАЯ СТРОКА

1 слово – существительное (слово – предмет)

КТО? ЧТО?

ВТОРАЯ СТРОКА

2 слова – прилагательные (слова – признаки)

Какой? Какая? Какое? Какие?

ТРЕТЬЯ СТРОКА

3 слова – глаголы (слова - действия)

Что делает? Что делают?

Четвертая строка

4 слова - предложение, фраза по теме