Вас постигло искушение. Так даёт ли Бог искушения, не превышающие наши силы? Мы можем одержать славную победу

Болезни

Свт. Иоанн Златоуст

(Апостол) достаточно возбудил в них (коринфянах) страх указанием на древние примеры и опасение словами: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12) : но так как они уже претерпели много искушений и часто подвергались им: «был я у вас , – говорит он, – в немощи и в страхе и в великом трепете» (1Кор.2:3) , – то чтобы они не сказали: для чего ты устрашаешь нас и предупреждаешь? Нам не безызвестны бедствия, мы были гонимы и преследуемы, подвергались многоразличным и частым опасностям, – он опять смиряет гордость их и говорит: «вас постигло искушение не иное, как человеческое» , т. е. малое, краткое, умеренное. Человеческое он употребляет вместо малое, как например в словах: «говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей» (Рим.6:19) . Не превозноситесь, говорит, будто вы устояли против бури; вы еще не видали опасности, которая угрожала бы смертью, и искушения, которое могло бы погубить. То же говорит он и евреям: «вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:4) .

Устрашив и внушив смиренномудрие, далее, смотри, как он опять ободряет их: «и верен Бог , – говорит, – Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1Кор.10:13) . Значит, есть искушения, которых нельзя перенести. Какие же это? Можно сказать – все, потому что возможность переносить их зависит от помощи Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением. Потому, чтобы ты вполне убедился, что не только (искушений) превышающих наши силы, но и человеческих мы не можем переносить без помощи свыше, он присовокупляет: «но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» . Даже умеренных (искушений) мы не можем, как я сказал, переносить собственной силой, но и в этом случае имеем нужду в помощи (Божией), чтобы преодолеть, а прежде, нежели преодолеем, переносить их. Бог подает и терпение и скорое освобождение, так что искушение делается сносным. Это разумеет (апостол), когда говорит: «даст и облегчение, так чтобы могли перенести» ; все приписывает Ему.

Гомилия 24 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Искушение вас не достиже точию человеческое; верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести

Какое это искушение? – Не внутреннее, как видно из всей речи, а внешнее: скорби, бедствия, тесноты от неверующих. Они состояли под сим искушением, и несли его; ибо говорит, достиже .– И Апостол Павел, говоря о своем среди их пребывании, пишет, что был у них в страсе и трепете мнозе (2, 3) , конечно разделяя с ними бедствия. Может быть, начавшись тогда, они не прекращались, и верующие еще состояли под ними, когда писано послание. Не того ли ради и впереди, приводя вразумляющие примеры, он привел и такие, в которых Бог наказывал за искушение Его и ропот? Не состояли ль в связи эти искушения с ядением идоложертвенных? Отчуждение от них наводило подозрение, а потом по дознании, откуда оно исходило, и гонение. Умники, прикрываясь знанием, садились небоязненно за трапезы идольские и тем избегали от всех неприятностей; а другие не могли на это решаться, и за то подвергались оскорблениям, насмешкам, притеснениям. Первым давал уже Апостол сильные вразумления и еще будет давать; здесь несколько слов говорит ко вторым: не малодушествуйте, не ропщите. Искушение вас не постигло как только человеческое , то есть «малое, краткое, умеренное. Вы еще не видали опасности, которая угрожала бы вам смертию, искушения, которое могло бы погубить вас. То же говорит он и евреям: не у до крове стасте, противу греха подвизающеся (Евр. 12, 4) » (святой Златоуст).

Но такое слово, вместо утешения, могло и больший страх наводить. Пусть человеческое постигло нас искушение малое, но все же оно тяжело, и кто знает, завтра оно сделается еще тяжелее. Предотвращая такие мысли, могшие наводить уныние, Апостол воодушевляет их и ободряет, говоря: верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете . Возможно, говорит как бы, и то, чего вы боитесь, но будьте уверены, что Бог не попустит вам впасть в искушения, превышающие силы ваши. Предайтесь в волю Его и не смущайте себя мрачными мыслями, но паче воодушевляйтесь благодушием, веря в непреложность обетований Того, Кто сказал: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28) . Верен Бог! Все от Него, и все в руках Его. Он умеет соразмерить бремя с силами того, на кого возлагает его. Когда человек сам себя ввергает в искушение, то не дивно, что он нападает и на такое, которое ему не по силам, и он падет под ним. А Бог никогда не искусит вас паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести . Пусть Богом насылаемое, или попускаемое, искушение и нестерпимым кажется, но Он или скоро избавит от него, так что лишь покажете твердость, пройдет и испытание,– сотворит вместе с искушением и избытие или, если нужно будет продолжить его, даст силы перетерпеть все, и вы понесете его, будто не замечая (Фотий у Экумения). «Бог подает и терпение, и скорое освобождение, так что искушение делается сносным» (святой Златоуст).

Святой Златоуст делает по сему такое наведение: «Значит, есть искушения, которых нельзя перенести? – Есть. Какие же? – Можно сказать, все; ибо возможность переносить их зависит от помощи Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением. Не только искушений, превышающих силы наши, но и человеческих мы не можем переносить без помощи свыше; даже умеренных искушений мы не можем переносить собственною силою, но и в этом случае имеем нужду в помощи Божией, дабы преодолеть, а прежде нежели преодолеем – переносить их».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Макарий Великий

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести

«Искушение нас не постигло, если не человеческое » (то есть видимое), так что существует не человеческое, но невидимое искушение и война. И снова: «Отныне, братья, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диаволъских. Потому что наша война не против крови и плоти, но против властей, против миродержцев тьмы этого века, против духов лукавства » (Еф. 6, 10 -12). Так что существуют начала и власти и миродержцы, и духи лукавства, против которых мы должны подвизаться и воевать. И где они находятся, и где воюют? Внутри в душе, в помыслах.

Собрание рукописей типа I. Слово 50.

Потому что Бог не допускает, чтобы души, надеющиеся на Него и чающие Его, настолько подверглись искушениям и скорбям, что это было бы выше их сил, как и говорит Апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести ». И не столько, сколько угодно диаволу искушать, столько он и искушает душу и подвергает ее скорбям, но - сколько ему допускается это от Бога; только пусть душа мужественно держится надежды и с верою ожидает помощи от Него и избавления. И надо ей оставаться непреклонной, потому что насколько она, вооруженная верой и надеждой, борется, прибегая к Богу и ожидая от Него помощи, настолько скорее Господь освободит ее от всякой объявшей ее скорби. Ибо Он Сам знает, насколько душе долженствует подвергнуться испытанию и воспитанию в искушениях, и настолько допускает это; только сама она пусть будет твердой до конца в терпении и в надежде, и она не постыдится, как написано: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает » (Рим. 5, 3 -5); и еще: «Как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах » и проч. (2 Кор. 6, 4) ; и Господь говорит: «Претерпевший до конца спасется » (Мф. 10, 22 ; 24, 13); и: «Терпением вашим спасайте души ваши » (Лк. 21, 19) ; и в ином месте говорится: «Кто веровал Господу и постыдился? или кто пребывал в страхе Его и был оставлен? Или кто призвал Его, и Бог презрел его? » Потому что если люди небольшого образования и ума умеют испытывать и судить, какую тяжесть и груз в силах нести на себе каждое из вьючных животных, как мул или осел или верблюд, и настолько по силам животного нагружают его; и горшечник, слепив сосуды, если не поставит их в печь, чтобы, подвергнувшись действию жара, они окрепли, то и не сделает их пригодными для человеческих нужд; но он знает, сколько времени их нужно держать в печи, чтобы, полопавшись, они не пропали, и в то же время не оставляет их сырыми, чтобы не случилось им остаться незаконченными и непригодными; итак, если люди приобретают таковое знание и умение различать в отношении материальных вещей, то насколько больше Бог, обладающий непостижимым и неописуемым знанием и разумом и всею премудростью, ведает, насколько души, желающие угодить Ему и уповающие получить вечную жизнь, нуждаются в испытаниях, скорбях и искушениях; и таким образом, до конца претерпевая доблестно и верно и с надеждой всякую скорбь, они тогда становятся испытанными и пригодными для Царства Небесного. И как пенька не годится для того, чтобы из нее сделали тончайшие нити, если предварительно она не будет подвергнута долгому молочению, и насколько этот процесс продолжается, настолько она становится чище и пригоднее, так и боголюбивая душа, подвергаясь многим испытаниям, искушениям и скорбям и доблестно претерпевая их, становится чище и пригоднее для тонкого духовного делания и в конечном счете удостаивается наследовать Царство Небесное.

Собрание рукописей типа I. Слово 55.

Прп. Ефрем Сирин

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести

Но верен Бог, Который не пошлет на вас искушения выше того, что можете , то есть не прострет искушения выше немощи нашей: но совершит тут же вместе с искушением вашим исход, так что можете перенести .

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Исидор Пелусиот

Выше искушений становится тот, кто обучается не отклонять их от себя, но переносить все, встречающееся с ним. Ибо искушения, будучи, как говоришь ты, неодолимыми, преодолеваются терпением и мужеством умеющих переносить все, что ни случится. Лучшее же врачество от того, что приходит не от нас, - то любомудрие, которое в нас; и одолением неодолимых, как говоришь ты, нужд в трудных обстоятельствах служит мужество, а в счастливых - умеренность. А если подает руку помощи и Божия сила, еще удобнее перенесем все, что ни встретится. Весьма хорошо зная это, наилучший истолкователь Христовых словес сказал: сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести .

Письма. Книга II.

Блаж. Августин

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести

Почему же написано так, если мы ныне настолько укреплены, что силой свободы нашей воли в состоянии одолеть любые искушения, просто перенося их?

Послания.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести

Словами кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть устрашил их. Между тем были такие, которые перенесли уже много искушений. Чтобы такие не сказали: «зачем устрашаешь нас? мы претерпели много искушений и не погрешили», говорит: вас постигло искушение только малое и умеренное, ибо малое повсюду называется человеческим. Потом опять утешает, убеждая их взирать на Бога, Который верен, то есть истинен и не солжет. Ибо Он обещал: приидите, труждающиеся, и Я успокою вас (Мф. 11:28). Итак, Он не попустит вам быть искушаемыми сверх ваших сил, но устроит так, что вас постигнет искушение, соразмерное с вашей силой. Даже и всякое искушение будет сверх вашей силы, если Он не поможет, и не сотворит облегчение искушения, при искушении , то есть облегчение скорое и одновременное с приходом к вам искушения, так что при скором облегчении оно сделается для вас сносным. Ибо сказал: даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести , то есть искушение вам покажется легким и посильным.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести

Многие не выдерживают искушения, а одолеваются им. Пишет это Павел потому, что Бог наделяет нас не гарантией того, что мы вынесем искушение (иначе нельзя было бы и говорить о борьбе), а той возможностью, чтобы мы могли перенести .

О началах.

Севериан Габальский

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести

Он молится не о том, чтобы не быть искушаемым, ибо муж неискушенный негоден, но о том, чтобы так быть искушаемым, чтобы перенести .

Фрагменты.

Говорится о том, что Апостолы были чрезмерно отягчены скорбями сверх их сил. Да, в итоге Господь избавил их от смерти, но ведь сами испытания были то сверх сил! Как же понимать тогда это обетование?"
Мир вам, Олег!

В размышлениях над этими двумя отрывками необходимо быть очень внимательным к словам. Присмотритесь к текстам и вы обязательно увидите, где пока ещё допускаете ошибку:

"Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" () .

"Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых" () .

В первом случае речь идёт об искушениях , а во втором - об испытаниях , о скорби для людей, которые уже знают, как противостоять искушениям.

В Первом Послании Коринфянам, апостол Павел, обеспокоенный тем, что происходило в Коринфской церкви, пытается помочь верующим изменить ситуацию. Дело в том, что в этой церкви постепенно начали проявляться разделения (например, ; ; ; ) и даже появился открытый грех () . Т.е. церковь оказалась перед лицом искушений , которым она уже даже начала поддаваться. Поэтому апостол напоминает уверовавшим ветхозаветные истории о том, как поддавшиеся искушениям люди так и не дошли до земли обетованной:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог (*из-за того, что они не желали жить по Его правилам, а ведь только в этом – спасение) , ибо они поражены были в пустыне» ().

Далее Павел сообщает, что всё «это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» . И призывает верующих перестать искушать Христа своими разногласиями и грехами, потому что в этом случае Ему, чтобы сохранить хотя бы некоторых, которые ещё не поддались развращающему действию искушений, обязательно придётся вмешаться и помочь им радикальным образом... так, как Он, например, сделал это, когда Израиль, теряя последние остатки духовного слуха, добровольно прыгнул в яму блудодеяний, тогда погибло из них двадцать три тысячи ().

Павел призывает верующих быть очень осторожными и внимательными, чтобы не впадать в искушения , но стараться хранить дарованную им чистоту и святость незапятнанными. Если они думают, что стоят в своей вере твёрдо, надо бы эту веру постоянно проверять, чтобы «задумавшись» и возгордившись своими достижениями, не упасть. Конечно, искушения будут, и даже очень сильные (апостол Пётр называет их огненными в ) , но важно, чтобы верующие могли противостоять им, не поддаваясь, не рождая грех.

Здесь Павел говорит о духовной , а не о физической жизни. Он говорит о том, что падшая плоть верующих будет постоянно стремиться захватить их сознание и заставить их действовать вопреки воле Бога, т.е. совершать грех. Но апостол даёт верующим потрясающее заверение в том, что любое такое искушение можно преодолеть, потому что «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (*не позволит вашей падшей плоти стать сильнее вашей веры) , но при искушении (*когда кажется, что невозможно не согрешить) даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».

Это обещание Павел даёт коринфским верующим, которые стояли на пороге греха идолослужения, но это же обещание имеет силу для любого человека, который верит Слову Бога, но при этом оказывается перед искушениями согрешить в любой другой сфере жизни.

Понимаете ли вы теперь, дорогой друг, что здесь речь идёт о противостоянии греху и возможности согрешить ? Таковое противостояние есть всегда: и когда в жизни всё идёт хорошо и спокойно, и когда человек проходит через испытания, потрясения, предельное напряжение духовных и физических сил, когда уже не надеешься остаться в живых.

То, о чём Павел говорит во , - это слова о физических потрясениях. Павел и Тимофей не стояли перед выбором: согрешить или не согрешить – для них это уже не было вопросом, но они поверглись испытаниям, которые страшным грузом навалились на их физическую природу, грозя сокрушить её. Они оказались в чрезмерной, сверх сил ситуации не относительно их веры и способности противостоять искушению, а относительно сил тьмы, которые желали смять и сокрушить их жизни , их физическое тело.

Да пребудет с нами со всеми Бог, научающий нас не грешить, чтобы когда настанет страшное время испытаний нашей веры, мы смогли бы устоять, не жалея своей плоти.

Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

21 фев Не понимаю что значат слова Втор 23:2 Сын блудницы не может войти в общество Господне? Значит, он не имеет права на спасение, потому что не может быть крещён? (Лаура)

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.»
(1-е Коринф 10 -13)
«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.»
(Мф 18-7)

Когда под Новый год, с телеэкрана,
Расскажет президент всем Россиянам,
Какая будет замечательная жисть -
Во искушенье не впади. Перекрестись!

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.»
(Иаков 1-12)
"Возлюбленные! Огненного искушения для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь..."
(1 Петра 4:12).
"С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение..."
(Иаков 1:2).
"Ты искусил меня и ничего не нашел"
(Псалом 16:3).

Огромное спасибо замечательному художнику Васе Ложкину за его удивительно чуткое выражение момента.

Рецензии

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). А посему и власть Лейбы Бронтейна, и Иосифа Джугашвили - власть богоугодная.

Нет, Евгений. Есть Противник Божий, он назван Князем мира сего, ему отдана власть по воле человеческой через грехопадение. Вспомните искушение Христа в пустыне. Бог ДОПУСКАЕТ многие нехорошие вещи (вспомните книгу Иова) для одной-единственной вещи: "Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него". Поэтому не стоит из Бога делать эдакого кровожадного монстра, верно? - потому что кровожадность - это сущность Диавола, который, кстати, назван бога века сего (2Кор.4:4).

Книга Иова? Это байка, когда Яхве и Сатана поспорили на тему "завоет - не завоет" раб божий Иов и давай его 3.14здить, что называется, "от души"?
Мне особенно нравится финал этой садистской байки, когда старый маразматик Иегова милостиво так разрешил жене Иова новых детей нарожать. Взамен убитых.

Ну байка так байка...чего так кипятиться-то? Лично для Вас, Евгений, приведу еще одну выдержку из Евангелия, дабы Ваше кипячение достигло критической точки))):
"Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого".

Есть ещё более идиотские и смешные слова: "сказал безумец в сердце своём бога нет" из тринадцатого псалма, если мне не изменяет память. О чём это говорит? Да о том, что примитивная религиозная литература, написанная для сугубо определённого типа читателей, как правило не блещущих интеллектом, была и остаётся узкоспециализированной и только.
И да, меня ваша стандартная, полностью предсказуемая защитная реакция, ну когда вас и подобных вам, начинаешь в очередной раз мордкой в лужицу библейской мерзости тыкать, а вы начинаете верещать про "злобу и ненависть" ваших обидчиков, не могла не порадовать! На очереди от вас такие "вкусности", как "мневасжали" и "вамнепоняти". И разумеется обсуждение биографии оппонента с акцентированием внимания на "несчастной судьбе" обсуждаемого.)))

Так и для меня, Евгений, ваша "защитная реакция" так же предсказуема, ибо с подобными Вам и даже более агрессивными я наобщался вдоволь. Поэтому мне не интересно, поверьте, "метать бисер", как, впрочем, и любому верующему человеку, ибо мы-то знаем, в Кого уверовали и что нас ожидает в будущей жизни, также знаем и то, что ожидает всех, противящихся Истине (с большой буквы). А кто был прав или не прав, прояснит время и всё расставит по своим местам... Лично к Вам я не испытываю ненависти, злобы или ожесточения. Наоборот, мне Вас искренне жаль, поверьте.

Специально для вас, свинья, проведу ликбез. "Не мечите бисер перед свиньями"... Что-то более глупое сложно придумать, но тем не менее фразу знает каждый. Смотрим Быдлию: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас." Оп-па, уже бисер стал жемчугом, а ведь это далеко не одно и то же. Зачем же спрятали слово "бисер"? Слово "БИСЕР" в прямом смысле значит "ВЕСТЬ". БИСЕР = ВЕСТЬ. Евангелие (греч. - «благая весть») А для кого бродячий еврейский раввин нес эту весть? Для "погибших овец дома Израилева". То есть Иисус Иосифович в Нагорной Проповеди ЗАПРЕЩАЕТ иудеям подпускать гоев (т.е. не иудеев) к чтению библейских книг. И НАЗЫВАЕТ ГОЕВ СОБАКАМИ И СВИНЬЯМИ. То есть вас и таких как вы. Вам понятно, свинья?)))

Я уже обращал Ваше внимание, что Ваш ум ОСЛЕПЛЕН, Вы калека, уважаемый, духовный калека. Поэтому так всё искажено и извращено в Вашем сознании. Вам нужен Врач, но Вы Его гоните с бранью прочь.

Очень рад, дорогие коллеги, блестящей палемикой, развернувшейся на моей страничке. С удовольствием второй день читаю глубокомысленные диалоги, боясь вякнуть и по неразумности оказаться раздавленным глыбами умищь. Радует одно - видимо стишок задел за живое и не оставил никого равнодушным. Нельзя ли господа в заключение, пока Вы не загнали друг друга в инфаркт или инсульт, пока Вы слава Богу живы, оценочку получить. Мол, полное говно стишок то. Или нет? Я то, глупый, старался несколько в другом уровне раскрыть тему искушения.

Андрей Муз 12.03.2017 13:47

М ир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня об испытании и искушении. Для нас, детей Божиих, это такая важная тема, что её невозможно переоценить. Эта тема красной нитью проходит через всю Библию.Главным испытывающим является, конечно, Бог, наш небесный Отец, а главным искусителем – сатана. А кого Бог испытывает и искушает, мы рассмотрим в сегодняшней проповеди. Прошу внимательно отнестись к изучению этой темы, потому что она довольно сложная.

За главный текст этой темы возьмём 1Кор.10,13: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил , но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести ».

Чтобы понять содержание или смысл испытания и искушения необходимо, прежде всего, разобраться в разнице между испытанием и искушением. Слово «испытание» для каждого верующего является довольно понятным. Потому, что в нашей жизни мы привыкли к испытаниям.

Первым испытаниям мы подвергаемся в школе. Когда я учился в школе, то мы сдавали экзамены с 4-го по 10-ый класс. Перед каждым экзаменом мы волновались, потому что все предметы хотелось сдать на хорошо и отлично. Такая же жизнь продолжалась и в институте.

А в Германии, где мы сейчас живём с женой, человек, поступающий на работу должен пройти испытательный срок в течение нескольких месяцев. Если за это время он показал себя способным и прилежным, то его могут принять на постоянную работу. Со словом «искушение» дело обстоит сложней.

В греческом оригинале слово «peirasmos» означает: испытание, проба (от глагола «peiradzo»), испытывать, проверять; тогда как слово «соблазн», с которым часто смешивают «искушение», имеет в оригинале совершенно другой смысл.

В греческом языке слово «искушение» пишется словом «skandalon», что означает: «крючок в западне, на который наживляется приманка, а в переносном смысле этот крючок часто используется как «ловушка, обман, препятствие, преграда».

Соответственно следует и различать уместность применения Богом этих слов, то есть искушения по отношению к людям. Многие верующие категорически отрицают искушение людей Богом, а некоторые опасаются приписывать Ему такие действия.

Но чтобы все вы тоже не опасались так мыслить, то я приведу ниже несколько примеров, когда Бог с определённой целью искушает людей. В принципе Он искушает людей с той целью, чтобы испытать их верность, испытать их веру, испытать их отношение к Себе и по другим причинам.

Апостол Иаков уделяет вопросу искушения большое внимание. На первый взгляд в его высказываниях об искушении можно видеть противоречие. Так думают некоторые люди. Но если возьмём во внимание, что Господь Иисус допускает искушение по отношению к Своим искупленным, чтобы подвергнуть их испытанию, то всё становится ясно. Для этого приведу из Послания Иак.1 стихи 2 и 12:

Ст.2: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения ».
Ст.12: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ».

Здесь же всё ясно: «блажен человек, который переносит искушение… а следствие этого искушения мы видим в выражении: «быв испытан ».

Но если искушение приходит от сатаны, то он не искушает верующих с целью, чтобы испытать их веру, но действует на плоть человека, куда он имеет доступ, в силу того, что в ней живёт тайна беззакония сатаны.

В плоти людей он стремится возбудить по возможности похоть. Это зависит от того, насколько верно дети Божии ходят за Иисусом и насколько они духовно выросли. С этой точки зрения Иаков пишет затем в главе 1, ст.14: «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ».

Поэтому Господь Иисус уже в Ветхом Завете предостерегает Свой народ избегать похоти, которая находит своё выражение как в духовной, так и в физической жизни. В Ис.57,4-5 читаем:

«Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи , 5 разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? ».

А пророк Иезекииль пишет о похоти Самарии (Оголы) и о похоти Иерусалима (Оголивы). Об Оголиве он пишет в Иез.23,19-20: «И она умножала блудодеяния свои, вспоминая дни молодости своей, когда блудила в земле Египетской (с египетскими идолами); 20 и пристрастилась к любовникам своим, у которых плоть – плоть ослиная, и похоть, как у жеребцов ».

Особенно в Новом Завете Святой Дух настоятельно предостерегает детей Божиих от проявлений похоти, как читаем в 1Ин.2,16-17: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего . 17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ».

Кол.3,5: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ».

Из нашего главного текста совершенно ясно следует, что искушение детей Божиих Бог не только допускает, но и преднамеренно вводит Своих искупленных в искушение для их испытания.

Это следует из выражения: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил ». Это значит, что Господь Иисус искушает или допускает искушение Своих искупленных до определённых границ, которые только Он знает. Даже мы сами не знаем в себе этих допустимых границ.

Однако начнём рассмотрение нашей темы последовательно, то есть от сотворения Богом ангелов и до конца существования людей на земле. Посмотрим, кто кого испытывает и искушает. При исследовании вопроса искушения, нам обязательно следует исходить из того факта, что Бог является всезнающим.

Поэтому Он уже в начале знает, что будет в конце, как читаем в Ис.46,10: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю ».

Зная этот факт, для нас очень интересно и важно, заглянуть в Божий план творения, который от начала и до конца пронизан испытаниями или искушениями. Бог подвергает Своё Творение, как испытаниям, так и искушениям. Искушения Он часто применяет с той целью, чтобы всесторонне испытать Своё Творение.

Начнём рассмотрение нашей темы с испытания ангелов, о сотворении которых мы читаем в Пс.32,6: «Словом Иеговы (Господа ) сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их ».

Из этого стиха важно выделить, что «духом уст Своих Иегова сотворил всё небесное воинство ». Он сотворил небесное воинство и ответственным над ним поставил помазанного херувима. Святой Дух обращает наше внимание на его сотворение и последующее падение.

Бог сотворил его с такой красотой, что внешне он почти не отличался от Самого Бога. Бог снабдил его властью и мудростью, чтобы руководить всем небесным воинством. На примере падения в грех помазанного херувима, мы познаём, что власть, тщеславие и мудрость чаще всего являются причиной падения людей в грех.

Поставим ещё раз перед нашими глазами сообщение о помазанном херувиме в Иез.28,13-18: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями;

рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, всё, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего . 14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.

15 , доколе не нашлось в тебе беззакония . 16 От обширности торговли твоей (можно сказать: от великой власти!) внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней .

17 От красоты твоей возгордилось сердце твоё (это вторая причина падения помазанного херувима), от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою (это третья причина его падения); за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор . 18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя ».

Итак, мы видим, что власть, красота и тщеславие помазанного херувима стали причиной его падения. Он позавидовал Богу и захотел поднять свой трон выше Божиего. В Ис.14 мы читаем о последствии возвышения помазанного херувима над Богом и о его последующем падении, Ис.14,12-15:

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы . 13 А говорил в сердце своём: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; 14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему” . 15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней ».

Бог знал, конечно, о том, что помазанный херувим не устоит в том совершенстве, каким Бог его сотворил: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего ». Но Бог сотворил его, тем не менее, таким, потому что в этих действиях Бога мы должны видеть определённые намерения в Его плане.

Из выше приведённых сообщений из Иез.28 и Ис.14 мы познаём, что Бог сотворил небесное воинство, в том числе и помазанного херувима, и поставил их в испытание. Мы с уверенностью можем так сказать, потому что Бог знал о их предстоящем падении.

Помазанный херувим, теперешний сатана, не устоял в истине, не устоял в совершенстве, в котором Бог его сотворил, пал в грех и с помощью лжи увлёк за собой одну треть всех ангелов, как читаем в Отк.12,3-4: «И другое знамение явилось на небе:

вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим . 4 Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца ».

В драконе мы видим сатану; в «жене» – Израиль; в третьей части звёзд мы видим третью часть ангелов, а в «младенце» – Господа Иисуса. Ангелы во главе с помазанным херувимом не выдержали испытание, в которое Бог их поставил.

С уверенностью мы можем сказать, что ангелов Бог наверняка не искушал, чтобы они пришли к падению. Он сотворил их способными принимать определённое решение. Итак, ангелы не выдержали испытание, в которое Бог их поставил!

Испытав полную неудачу в своих планах и, будучи низвергнутым с небес, сатана со своими демонами направляют все свои усилия и хитрость против Божиего Творения, против людей. Поэтому сатана и его демоны в принципе стали источником всех искушений людей и доставляют Небесному Отцу и Господу Иисусу неизмеримые заботы и хлопоты. Но Бог допустил этот источник всех зол!

* Поскольку нам предстоит с вами рассмотреть ещё очень много фактов по вопросу испытания и искушения, то перейдём к людям. И первых людей, Адама и Еву Бог создал по Своему подобию и поместил их в райский сад в Эдеме, Быт.2,7-9.15:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душёю живою . 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал .

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла . 15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его ».

Сравним этот текст с сообщением в Иез.28,13: «Ты находился в Едеме, в саду Божием ; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями …».

Название Божиего сада «Едем» означает: блаженство , наслаждение , упоение , миловидность . Выражение «сад Едемский» встречается в Библии пять раз, что указывает на благодать, через которую Бог уже тогда намеревался спасать людей.

И если мы сопоставим Божию благодать с Едемским садом, то мы можем себе сделать небольшое представление, каким прекрасным создал Бог, во-первых, Едемский сад на небесах, где находился помазанный херувим, а затем и на земле насадил прообраз небесного Едемского сада и поместил туда человека.

Дорогие слушатели и читатели наших проповедей, обращаю ваше внимание на тот факт, что означает для человека Божия благодать: блаженство, наслаждение, упоение и миловидность!!! Адам и Ева уже находились в Божием Едемском саду, и наслаждались блаженством и миловидностью Божиего сада, что тоже является предпосылкой спасения людей по благодати.

Но сатана в образе змея явился в Едемский сад к Адаму и Еве с целью их искушения. Чтобы привести их к падению в грех. Он соблазняет их, чтобы они съели плод с дерева познания добра и зла. И здесь мы остановимся с вами и задумаемся над очень важным фактом: мог ли Бог это дерево познания добра и зла не помещать в Едемский сад?

И здесь мы однозначно должны сказать: да. Он мог бы сохранить Адама и Еву от этого искушения, как со стороны сатаны, так и от их личного пожелания когда-нибудь съесть этот плод! Но в этом Своём действии Бог имел определённое намерение в отношении Своего Творения – людей.

Хотя Бог создал людей по Своему подобию, то есть безгрешными, но человек в плоти был несовершенный. Поэтому в дальнейшем он сохранял эту возможность быть подверженным искушению сатаны и, в конечном счёте, мог всё же пасть в грех. Но Бог хотел создать такого человека, который не мог больше согрешать.

А это стало возможным только через смерть Иисуса на Голгофе. Поэтому Бог допустил падение человека в грех через искушение сатаны уже в Едемском саду и принял на Себя эту длительную и изнуряющую борьбу с сатаной и его демонами, чтобы Свой план спасения людей довести до победного конца.

Как видим, и Адам с Евой не выдержали испытания, в которое поставил их Бог. В тот момент, когда Ева протянула руку за запретным плодом, Бог мог сказать: «что вы делаете, ведь Я запретил вам есть плод с этого дерева?!». Но Бог дал им полную свободу и не вмешивался в их действия!!! Бог сознательно допустил их искушения со стороны сатаны. Ева и Адам провалили Божий экзамен!

С этого момента Адам и Ева попали под полную власть сатаны, поэтому он имел полное и юридическое право искушать лично их и их потомков. Так как тайна беззакония сатаны вошла через съеденный плод в их плоть.

Исходя из этого факта, мы должны с вами знать, что с этого момента сатана и его демоны имеют власть по собственной инициативе искушать людей, а также и по инициативе Бога. Это следует из Евр.1,14: «Не все ли они (как световые, так и ангелы тьмы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? ».

Сатана недолго раздумывал над тем, как начать разрушение Божиего Творения и возбудил Каина убить своего брата Авеля. Это первое злодеяние, первое убийство человека на земле. По мере размножения людей на земле сатана предпринял массивное наступление на Божие Творение.

На основании своей хитрости сатана решил уничтожать людей не физически, а развращать их духовно, Быт.6,1-2: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал ».

Сатана решил смешать дух с плотью, а затем путём физического разврата искоренить всё человечество. В этом разрушительном деле он достиг посредством разврата огромного успеха. Поэтому Бог раскаялся, что создал человека и решил истребить всех людей, как читаем в Быт.6,5-7:

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём . 7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их ».

За исключением восьми душ Бог уничтожил посредством потопа всех людей того времени. Но и сатана не спал, и в своей власти сохранил несколько таких исполинов, о которых мы читаем в Быт.6,4 и поместил их после потопа в обетованной земле Ханаана для продолжения своей разрушительной работы среди людей.

Большу ю часть этих исполинов Бог истребил руками Кедорлаомера и его союзников, но дух разврата остался в Ханаане. В Быт.14,5 читаем: «В четырнадцатом году пришёл Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме ».

Когда Авраам и Лот сильно разбогатели, развели много скота, то их пастухи стали ссориться из-за пастбищ. Авраам предложил Лоту разойтись. Лот последовал этому совету и двинулся в долину Иорданскую в сторону Содома, Быт.13,8-13:

«И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; 9 не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево .

10 Лот возвёл очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; 11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую;

и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. 12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. 13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом ».

А в Быт.19 мы находим Лота уже в самом Содоме, в котором через дух разврата этих исполинов возник мощный очаг беспредельного разврата, разгорелась настоящая эпидемия разврата:

«И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли ».

Лот уговорил этих ангелов переночевать у него и угостил их ужином. А перед тем, как они собрались пойти спать, у дверей дома Лота собралось всё мужское население Содома с требованием, чтобы Лот выдал этих «мужчин». На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.

На вопросы отвечает клирик Ярославской епархии протоиерей Пётр Винник

- Почему приходят искушения? Как вести себя во время искушения и почему?

Все искушения приходят с восьми сторон, т.е. спереди и сзади, сверху и снизу, справа и слева, извне и изнутри. Однако можно выделить те искушения, которые попускаются по воле Божьей в наше назидание, и те, в которых мы искушаемся сами. Чем сильнее в духовной жизни подвижник, тем сильнее ему предстоит духовная брань. Апостол Павел восхищен был до третьего неба, слышал неизреченные глаголы и при этом просил Господа избавить его от пакостника века сего. Но чтобы не впасть в сатанинскую прелесть, Господь оставил его с этой бранью: «Довлеет тебе моя благодать, сила Моя в немощи совершается».

Господь наш Иисус Христос в человеческой природе не избежал искушений. Дьявол искал возможности погубить Его, когда Сын Божий ещё не родился. Искушения были среди братьев, среди законников и фарисеев. После Крещения искушения к Богочеловеку приходили от дьявола, от плоти и от мира. Не оставили Господа искушения и при последнем Его вздохе на Голгофе, Христос страдал от чувства Богооставленности.

По сути, искушение - это обстоятельство, в котором человеку приходится испытать свою волю, сделать свободный выбор в сторону добра или зла.

Искушение - ещё не грех. Нет греха искушения, есть грех, побеждающий нас. То, что так легко утратил в раю первый человек Адам, прельстившись от дьявола, второй Адам Христос должен был возвратить, пережив всю тяжесть греха человечества, пострадав на Кресте, принеся Себя во Всемирную Жертву, чтобы вернуть утраченный рай. И этот рай заключается в полной преданности воле Божьей с отсечением первородного греха.

Всякий христианин, следуя за Спасителем, непременно будет испытуем о силе своей веры и преданности Христу. Сама жизнь будет проверять насколько человек близок или далёк от Бога, насколько близок к Правде. «Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда» (Пс.2:16). Пророк говорит: «Чадо, если приступаешь работать Господу Богу, уготовь душу твою в искушение» (Сир. 2: 1). Для опытного человека в духовной жизни искушения необходимы, ибо от них приходит мудрость. Искушения посылаются нам для испытания нашей веры, нашей любви, нашего повиновения Богу, нашей нестяжательности, как у праотца Иова.

Какими бы не были искушения в жизни человека, в них все равно присутствует милость Божья, ибо все происходит Промыслом Божьим. Так одна игуменья монастыря была подвержена блудной страсти вплоть до самой кончины. Борьба с такой страстью как у преподобной Марии Египетской вменилась ей великой добродетелью, приведя её к ангельскому подобию. Часто люди творческие подвержены испытанием страсти блуда для того, чтобы не превозноситься в тщеславии. Вот как об этом говорит прп. Паисий Святогорец: «Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдёт, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать своё дело». О том же говорит и апостол Павел: «вас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). И поскольку искушения соответствуют человеческим слабостям, в них всегда есть опасность падения - по причине немощи плоти.

Если человек не покорит тело духу, если оставляет духовное бодрствование и молитву, тогда приходит напасть. «Плоть желает противного духу, дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Человек, одарённый талантами, может страдать алкогольной зависимостью и впадать в грех блуда. Противостать искушениям помогает сопротивление греху и удаление от греха, твёрдая вера в Бога, надежда на помощь Божью, призвание имени Иисуса Христа, внимание слова Божия, пост и молитва, Таинства покаяния и Крещения.

Если постигает нас искушение, мы должны безропотно пребывать в нём, в надежде, что милостивый Господь не оставит нас без благодатной помощи. Но по своей воле нельзя искать искушений, как сказано в молитве Господней «не введи нас во искушение». Об этом говорит и свт. Василий Великий: «не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них». Пока человек не искоренит в себе самость и своеволие, искушения ему во вред и в погибель, а тот, кто в смирении ищет во всем волю Божью, тому и зло во благо.

Вспомним друзей библейского Иова, которые полагали, что он страдает за грехи в то время, как он просто был испытуем Богом. Бедствующий в некотором смысле и сам является искушением для окружающих, он словно зеркало, в котором каждый может увидеть собственное отражение — верно?

Страдания - это горнило испытаний для человека. Как для ювелира требуется очистить драгоценный металл, переплавляя золото или серебро до того момента, пока мастер в жиже метала не увидит своё отражение, так и Господь нас испытывает страданиями и скорбями, пока не отразится в нас Его Образ. Святитель Лука Крымский прямо говорит о том, что полюбил страдание. Кто любит Христа, тот любит и страдания Христа ради, и всякий страждущий блажен тем, что уподобляется Христу.

Лишь пребывая в Духе Святом мы видим в человеке образ Божий. Святой праотец Иов, как и все другие праотцы, свидетельствовали о Христе задолго до Его Рождества. Они в Ветхом Завете были прообразами Иисуса через действо Святого Духа, почивавшем на них. Искушения, постигшие праведного Иова - пример преданности воле Божьей даже до смерти, благодарения Бога не только в благоденствии, но и в суровых испытаниях, за что он и был вознаграждён великими дарами от Бога.

Это кажется странным, но искушением для человека может стать и его добрый поступок, если человек по-настоящему до него ещё не дорос, а как бы подпрыгнул — и у него получилось, но в том и заключается особенность «подпрыгивания»: от высшей точки легко докатиться до низшей, добро в таком случае претворяется в зло или нет? Всё же доброе дело, даже если сам доброделатель потом возгордился или начал чванится всё равно остаётся добрым (по плодам) или нет?

Вся беда наша заключается в том, что мы не можем идти по жизни Царским Путём, не уклоняясь ни влево, ни вправо, то подпрыгиваем, набивая шишки, то скатываемся в пропасть. Царский Путь - это как «хождение по водам». Если усомнились в этом, будем утопать в море страстей, как апостол Петр по маловерию. Всё, что мы делаем, делаем о Господе по вере и любви. Не обретается такого умонастроения - нет и добрых дел. Важно есть ли польза для нас самих в тех добрых делах, которые мы совершаем. Если дела сделаны в тщеславии и по гордости, они перестают быть так таковыми по отношению к тому, кто их совершил. Что бы мы ни делали, всегда будем говорить, что мы рабы недостойные сделали то, что должны были, и даже меньше должного. Смиренномудрие должно лежать в основе всякого делания.

Добродетель как дар Божий, воспитывает нас самих. Если священник совершает Литургию и при этом недостаточно подготовлен в меру своих немощей и слабостей, это не значит, что Таинство недействительно. Он его совершает без пользы для себя, а причастники по своей вере примут Таинство достойно. Чтобы добродетель не стала искушением, она должна быть в тайне. Некоторые аскеты утверждают, что если она уже открылась, то перестаёт быть добродетелью. Достаточно вспомнить слова Евангелия о молитве и милостыне в тайне.

Да, искушения и полезны, и страшны для человека. Как должен вести себя христианин, чтобы не напрашиваться на испытания?

Искушение высотой, скоростью, лихачеством, самонадеянностью и многими другими явлениями современной жизни должны быть пресечены словами Христа: «не искушай Господа Бога Твоего». К сожалению, ныне современные люди все чаще погибают от чрезмерной самоуверенности и бахвальства. Отсутствие страха Божия является главной причиной их гибели. Если человек будет ценить жизнь как дар Божий, спасёт себя и ближнего.

Могли бы Вы прокомментировать высказывание свт. Николая: «Все, что ты потеряешь во имя Божие, ты сохранишь; все, что ты хранишь ради себя, ты потеряешь. Все, что ты даёшь во имя Божие, ты получишь с прибылью; все, что ты даёшь ради собственной славы и гордости, ты все равно что бросаешь в воду. Все, что ты принимаешь от людей как от Бога, принесёт тебе радость; все, что ты принимаешь от людей как от людей, принесёт тебе заботы» (свт. Николай Сербский. Ты нужен Богу)? Что значит принимать от людей как от людей и от людей как от Бога? В чём разница?

Евангелие нам повествует рассказ о Закхее. Он занимал большую должность среди мытарей - сборщиков податей. Как известно, собирая подати, многие мытари обогащались посредством этого. Принимая сбор налогов как повинность от римских властей, некоторые мытари, чувствуя пренебрежение от единокровных иудеев, приходили в смирение и желали милости от Бога. Не лишён был таких противоречивых чувств и Закхей. Принимая подати людей, как от людей, вероятно, его сердце было озабоченно. И услышав о грядущем в толпе людей нестяжательного Иисуса, он душой возжелал увидеть Его. Он предпринял усердие, чтобы подняться на дерево, так как был мал ростом. И старания увенчались вниманием со стороны Христа. Господь посетил Закхея в его доме. На радостях, что Господь не отверг его, как многие иудеи, Закхей обещает раздать половину имения неимущим и возвратить тому, кого, чем обидел вчетверо больше. Оставив человекоугодие, Закхей ревнует о Богоугодии. Его не волновало, что скажут о нём подчинённые или начальствующие, когда он полез на дерево.

Есть разница между тем, что человек чувствует, когда угождает людям, и когда угождает Богу. Есть разница между тяготой человеческого греха и лёгким бременем благости Иисуса. Если человек ищет Бога, он Его найдёт, потому что «близ Господь сокрушённых сердцем» (Пс.5:33).

Выходит, можно на все свои встречи, на события жизни смотреть как на Промысел Бога обо мне, об окружающих людях, о мире в целом? Почему это так трудно и мало кому удаётся?

Все, что происходит с нами, с окружающими нас людьми в целом мире, происходит по воле Божьей. Только видеть этот Промысел Божий, может человек очищенный от грехов в духовном видении. Не освободившись от духовной темницы грехов, человек так и пребывает в застенках своей самости «ростом мал», и только духовный рост позволяет увидеть Христа и всех окружающих, как это увидел Закхей.